Скажите, много ли вы знаете подмосковных сёл, в которых бывали и члены царствующей фамилии, и председатель Совнаркома; есть не одна, а сразу две дворянские усадьбы на расстоянии одного километра друг от друга и своя собственная гидростанция, при этом ещё оно имело бы звание «Населённый пункт воинской доблести»? Я — нет, поэтому любопытно было взглянуть. Мы в Яропольце.
Такое интересное название села одни связывают с именем князя Ярополка Владимировича, сына Владимира Мономаха, который в 12 веке здесь командовал войском на границе с Новгородским княжеством, другие производят его от «ярого поля», в древности отведённого для содержания псарни московских царей. В любом случае понятно, что село это было в собственности Московского государства, если царевна Софья подарила его гетману Дорошенко. Здесь нет смысла отслеживать всю цепочку наследств — куплей — продаж, это долго и утомительно, поэтому посмотрим на то, что осталось.
20 километров по прямой дороге от Иосифо-Волоцкого монастыря — и мы в селе. Село как село, с деревянными домами и не очень хорошими дорогами. Что в нём такого привлекательного находили аристократы, если возводили здесь дворцы, в которых практически не жили, служа Отечеству либо в столицах, либо там, куда Родина пошлёт?
Навигатор привёл нас на большую поляну с разъезженной дорогой. Вид усадьбы Чернышёвых разочаровал.
Я не очень люблю руины. Однако надо различать руины и РУИНЫ. То, что одухотворено историей, присутствием значимых для каждого из нас личностей, пробуждает эмоции и рождает те чувства, о которых поэт сказал: «Два чувства дивно бли́зки нам. / В них обретает сердце пищу: / Любовь к родному пепелищу, / Любовь к отеческим гробам».
Когда-то эту усадьбу, впоследствии названную русским Версалем, с любовью устраивал Захар Григорьевич Чернышёв (1722–1784), екатерининский генерал-фельдмаршал. Всю свою жизнь он провёл в службе и сражениях, но именно ярополецкое имение, полученное в наследство от отца, объявил своим майоратом.
Чернышов устраивал своё родовое гнездо основательно, украшал, пригласив лучших скульпторов своего времени, в частности Шубина и Мартоса, разбил роскошный усадебный парк, украшенный многочисленными павильонами: «Храмом Дружбы», баней в помпейском стиле, «Мечетью» — одним из немногих в Подмосковье примеров так называемой «туретчины». После заключения мира с турками в усадьбе побывала Екатерина II, с которой, если верить писателю Казимиру Валишевскому, Чернышова в молодости связывала нежная дружба. Теперь от «Версаля» нет и следа. Перед дворцом ещё можно увидеть остатки чугунных ворот с ажурной решёткой и башнями.
Разорению усадьбы, кроме того, что в ней после революции разместили сельскую лечебницу и детский санаторий (святое дело!), во многом способствовали военные действия в Яропольце в годы Великой Отечественной войны. Послевоенная реставрация продвигалась крайне медленно, а в начале 21 века усадьба вдруг оказалась в ведении Московского авиационного института. Нашли кому отдать! Можно подумать, у вуза есть такие средства, чтобы усадьбу хотя бы расчистить, не говоря о реставрации.
Но вот что действительно поразило, несмотря на разорение, — это усадебная Казанская церковь.
Я нигде не видела ничего подобного. Говорят, что это плод фантазии самого Захара Григорьевича Чернышова, воплощённый в проекте либо Баженовым, либо Казаковым. В результате церковь достраивал архитектор Бланк, приглашённый вдовой хозяина усадьбы уже после смерти Чернышова.
Храм огромный и необычный для православных, даже в ряду других, также содержащих элементы классицизма типа портика с колоннами. Посмотрите, какие здесь оконные проёмы, балкончики и два купола необычной формы!
Сначала я не поверила своим глазам — у храма две апсиды, расположенные друг напротив друга! Взрыв мозга. Ведь известно, что алтарная апсида всегда расположена с восточной стороны!
Видимо, вышла вдова из положения, отведя западное крыло под фамильный склеп, где и упокоился Захар Григорьевич, не оставив детей…
Как водится, на восстановление храма собирают всем миром.
Всегда расстраиваюсь, видя гибнущие архитектурные шедевры, но ничуть не пожалела, что всё-таки увидела такое необычное сооружение.
Вторая усадьба в Яропольце не удивит особенностями архитектуры, хотя в ней есть своя изюминка. Это усадьба Гончаровых, в ней родилась и жила до последних своих дней мать Натальи Николаевны Пушкиной — Наталья Ивановна Гончарова (урождённая Загряжская).
Естественно, Александр Сергеевич здесь тоже бывал, хоть нечасто и недолго (в 1833 и 1834 гг.).
Но и в этой усадьбе расположился Московский авиационный институт.
Дворцовый ансамбль построил дед Натальи Ивановны, генерал-поручик Александр Артемьевич Загряжский, в 1780-х годах. Екатерина II, приехав в Ярополец к Чернышовым, заглянула и сюда — две усадьбы почти рядом, на одной улице! Предполагают, что и Павел I с супругой тоже были гостями Загряжских, но несколько позже.
На плакате нижний снимок слева даёт представление обо всей архитектурной композиции усадьбы Гончаровых, «с земли» её довольно сложно показать. Только фрагментами.
Главный усадебный дом — чистый классицизм.
Здесь администрация оздоровительного центра. Музея нет. Говорят, раньше показывали восстановленную комнату, где гостевал Пушкин, сегодня же нам сказали, что нет никого, кто мог бы нам её показать. Только мемориальная доска напоминает, что это место связано с великим поэтом,
да небольшой бюст напротив входа.
Усадебный комплекс сохранился благодаря Елене Борисовне Гончаровой (урождённой княжны Мещёрской), которая в 1918 году добилась от отдела по делам музеев и охране памятников старины при Наркомпросе, чтобы усадьбу приняли на государственный учёт как памятник культуры. Однако хранительницей музея Елену Борисовну не назначили, вопреки тому, что все жители Яропольца, уважая её за открытие в 1915 году ярополецкой земской школы, были на это согласны.
Несмотря на «охранную грамоту», музею были оставлены только 4 комнаты на первом этаже, на втором этаже размесили интернат. В 1922 году площадь музея сократили до одной комнаты, отдав остальные три интернату под спальни. Во время войны усадьба очень пострадала, после отступления немцев разорение довершили местные жители. То, как выглядела усадьба в конце 50-х, видели все мои ровесники, кто смотрел кинофильм «На графских развалинах».
Второй раз уже восстановленную усадьбу все видели в фильме «Барышня-крестьянка»(1995 г.).
Масштабная реставрация была проведена в 1970-е годы с прицелом на размещение здесь дома отдыха, но прежнего блеска усадьбе никто не вернул.
Посетителей мало, отдыхающих тоже особенно не видно. Встретилась немолодая пара. На наш вопрос, как здесь им отдыхается, оптимистично ответили: «Да отлично! Мы сюда лет 30 ездим, наши дети здесь выросли!» Правда, в душу мне закралось сомнение: природа здесь хороша, но дом отдыха организовывался в 70-е годы прошлого века, а стоимость путёвок в одну тысячу рублей в день не обещает ничего хорошего. Я так думаю.
В усадьбе Гончаровых есть своя собственная церковь Иоанна Предтечи, самая рання из усадебных каменных построек (1771–75 гг.). Она не шедевр архитектуры, но в целом гармонична. И ещё есть одна интересная деталь — над куполом вместо главки шар. Я потом узнала, что так было с самого начала.
Церковь действующая с 1992 года, но от внутреннего декора ничего не осталось. По традиции здесь по очереди были общежитие, клуб, кинотеатр. В память о годах гонений рядом с церковью установлен памятный знак.
Самый выгодный ракурс для фотографии — от въездных ворот.
Интересно, что въездные ворота обеих ярополецких усадеб оформлены одинаковыми башнями в виде шахматных фигур.
Всегда бывает любопытно, что вокруг. Вот и я залезла в «дебри», увидев живописные остатки старой краснокирпичной ограды.
Церковь с этой стороны выглядит иначе, будто совсем другая.
В Яропольце есть еще одна довольно необычная достопримечательность — Ярополецкая ГЭС. Она уже не вырабатывает электричество, но сохранилась плотина.
Туристов около плотины было гораздо больше, чем в обеих усадьбах. Место удивительно живописное.
Все знают, что на воду можно смотреть бесконечно, но на воду, которая маленьким водопадом перетекает в воронку плотины, — ещё дольше. Не удержалась и записала маленький ролик.
Плотина Ярополецкой ГЭС
Ярополецкая ГЭС — первая сельская электростанция в России, да и вообще одна из первых, построенных в стране. По легенде, инициатива постройки гидроэлектростанции принадлежала местным крестьянам, в частности агроному Андрееву, когда на репетиции самодеятельного спектакля внезапно погас свет. Сначала соорудили на льнообрабатывающем пункте движок, а потом объединились в кооператив, к которому присоединились еще 14 деревень, и к 7 ноября 1919 года построили полноценную гидроэлектростанцию. В 1920 году село Ярополец посетил Ленин, одобрил местную инициативу и помог с оборудованием. В честь этого события Ярополецкая ГЭС получила имя В. И. Ленина. Обо всём этом при желании вам расскажут в музее. Кстати, видите девушку в голубом платье? Невеста. Напомню, что 7 марта, она с голой спиной и ей не холодно! На плотине молодые провели фотосессию — вот какой авторитет у этого теперь уже арт-объекта! Хотя могли бы посниматься в усадьбе…
Вроде бы всё посмотрели, что хотели. Теперь пора в Волоколамск!
Фотокадры и портреты заимствованы в Интернете.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия