Деревянная церковь на Ширковом погосте стала навязчивым видением после того, как я увидела её фотографии. Деревянных церквей за свою жизнь я видела немало, но именно такую — никогда. Добраться до неё во что бы то ни стало превратилось в идею фикс в ту же секунду, когда мы приняли окончательное решение поехать в Осташков. Но никогда дорога к храму не бывает простой. Так было и в этот раз.
Участок дороги от Осташкова до Хитино, где находится развилка на Пено и Волговерховье, очень приличный, но после неё, на полпути к Пено, надо было съезжать на грунтовку. Тут-то и началось! Кроме обычного для грунтовок эффекта «стиральной доски», вид первой на пути деревни Заево шокировал. Показалось, что она мёртвая: заросшие снытью в метровый рост огороды, дома с заколоченными окнами и провалившимися крышами… Немного погодя вздохнули с облегчением: есть люди, есть жизнь, даже какое-то МТС с новенькими тракторами промелькнуло за окнами. Картину довершал постоянно моросящий дождь. Вот как-то так…
Немного позднее нам объяснили, что, кроме грунтовки, здесь не может быть другой дороги в принципе. Во-первых, она не ведёт к крупным населённым пунктам, а, петляя между редкими малонаселёнными деревнями, упирается непосредственно в деревню Ширково на берегу Волги; во-вторых, она проходит по самому берегу озера Вселуг, местам заповедным, и поэтому стараются не нарушать здешнюю уникальную природу. Так и добираются сюда желающие снять домик на берегу озера да немногочисленные дачники и туристы. Жителей в деревнях осталось мало, дома, если сохраняют, в основном стараются в летний сезон сдать отдыхающим.
Стоп. Ненадёжный мостик. Пойду проверю. Спустя время узнала, что приезжающих на автобусе туристов здесь высаживают, и до Ширкова погоста они идут три с половиной километра пешком. Так что мои опасения не были беспочвенными.
Проверила мост и задержалась у чёрного, прямо-таки колдовского озерца, образованного при впадении речки Езжиницы в Волгу.
Ещё немного терпения, и впереди мелькнули главки церкви. Мы с облегчением выдохнули. Весь путь в 49 км, из них половина по грунтовке, показался длинным. Назад вышло значительно быстрее! Всегда так кажется, когда едешь в неизвестное место впервые.
Наконец мы здесь. Такая тишина, что, кажется, заложило уши. И картинка будто из далёкого прошлого и совсем не тверских широт — деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи, будто птица со сложенными крыльями.
А неподалёку — более поздний, начала 20 века, краснокирпичный, который тоже освящён в честь Рождества Иоанна Предтечи (на это была причина).
Тоже красивый, удачно вписанный в ландшафт, но всё внимание, конечно, деревянному храму. Он уникальный.
Уникальность его не только в том, что он построен в конце 17 века, в 1694 году, но и во многом другом. В частности, в редкой архитектурной конструкции. Приблизительно в это же время были возведены ещё два ярусных деревянных храма. Один из них был в Торжке. Второй был построен на острове Столобенском, на месте кельи преподобного Нила, а потом разобран ради постройки каменного храма Нило-Столобенского монастыря, но как она выглядела, можно предположить, рассмотрев второй план старинной иконы Нила Столобенского.
Церковь Вознесения в Торжке на рисунке голландского путешественника Николая Витсена и первый деревянный храм Нило-Столобенской пустыни на иконе Нила Столобенского. Для коллажа использованы фотографии из Интернета
Название «Селигерские Кижи» — не моё изобретение, так часто называют Ширков погост, хотя он менее известен. Общего много: приблизительно одинаковое время создания, хотя тверская церковь на 18 лет старше многоглавой Преображенской церкви на Кижах; технология строительства «без единого гвоздя», хотя в этом нет для тех времён ничего особенного — все деревянные срубы складывали без гвоздей; даже отсутствие фундамента роднит их: оба грандиозных сооружения покоятся на больших валунах.
Однако тверской храм выше кижского на 8 метров (его высота 45 метров)! При такой толщине брёвен, из которых сложен сруб, и гигантском весе остаётся только удивляться, почему он не ушёл в землю и не расплющил нижние венцы.
Несправедливо будет утверждать, что церковь сохранилась в первозданном виде. О её аварийном состоянии было известно уже в начале 20 века. По многочисленным просьбам жителей тогда крупного села были выделены средства на постройку каменного храма. Деревянный предполагалось разобрать, поэтому у церквей одинаковое название.
Храм был построен в 1913 году, но планы разобрать старый, деревянный, не осуществились. В 1914 году началась Первая мировая война, и, слава богу, стало не до этого.
Во время Великой Отечественной войны Ширков погост был занят немцами, а в подклети церкви держали пленных красноармейцев. И ещё одна история роднит Ширково и Кижи: рассказывают, что здесь были бомбардировки с воздуха, но, как и Преображенская церковь на Кижах, так и Иоаннопредтеченский храм оказались нетронутыми то ли по воле случая, то ли по воле образованных немецких лётчиков, сумевших оценить их красоту.
Так и прожила деревянная церковь ещё полвека до первой серьёзной реставрации в 60-70-х годах прошлого века. В результате были заменены брёвна в нижней части сруба, восстановлена галерея, утраченная ещё в начале 20 века, достроено крыльцо, но разобрана колокольня и удалена дощатая обшивка.
На мой взгляд, эти изменения были обоснованы исследованиями реставраторов, тогда к реставрации относились очень ответственно. Скорее всего, это были «поновления», сделанные в веке 19-м, на что нам намекает вход, оформленный портиком и колоннами, на старой фотографии, да и окна на обшивке были нарисованы. Без обшивки и колокольни силуэт церкви стал кристаллически чётким, она будто ещё подросла и постройнела.
Кто и при каких обстоятельствах поставил этот храм? Бытует две версии. По одной церковь была построена в память о победе Александра Невского в 13 веке над литовцами на том месте, где был разгромлен враг. Другая мне нравится больше, она романтичнее! Будто бы в давние времена торговые люди шли по этим местам из Новгорода и несли с собой две иконы Иоанна Предтечи, остановились на высоком берегу на отдых, а когда собрались продолжить путь, то не смогли поднять иконы и оставили их на этом удивительно красивом месте.
Среди купцов якобы были братья Ширковы, они и поставили церковь, отсюда название места — Ширков погост.
Пока я гуляла по погосту, любовалась нетронутой природой, вдыхала ароматы летних трав, надеясь запомнить и унести с собой хоть частицу этой благодати, промелькнула мысль о ещё одной версии, пусть ненаучной и излишне эмоциональной, почему именно здесь поставлен этот чудесный храм.
Это признание совершенства природы, в сознании средневекового человека — творения Божьего, которое заставляет снять шапку, перекреститься, поблагодарить Господа, что сподобил в краткий миг земной жизни увидеть эту красоту.