Жадность, конечно, нехорошее качество. Однако для туриста это обычное состояние. Я о том, что запланировав куда-нибудь поездку, даже небольшую, обязательно повертишь головой: а что я ещё могу прихватить по пути?
Вот точно так мы повели себя, собравшись на два выходных в Волоколамск и Ярополец. Причём как по пути туда, так и по пути назад. И вот, представьте себе, ничуть не пожалели, что на собственно Волоколамск осталось не так много времени.
Итак, первый из трёх мартовских праздничных дней. Народ, дождавшись долгожданной передышки в работе, предвкушая целых три выходных дня, спит. Как это прекрасно! Люди отдыхают, а мы мчимся по почти пустому (что непривычно) Новорижскому шоссе через утренний туман и мелкие брызги лёгкого дождика… Времени — вагон. Вспомнив публикацию Владимира Шалаева «Волоколамщина», предлагаю свернуть с шоссе и заехать в Иосифо-Волоцкий монастырь. Наши спутники там бывали, но сейчас так быстро всё меняется… В общем, против не был никто.
Забегая вперёд, скажу, что это место произвело на меня наибольшее впечатление из всего, что мы увидели в этой поездке, а произвести его было чем. Не только ощущением святости и причастности к многим историческим событиям и лицам, связанным с этим монастырём, но и сочетанием всего этого с красотой архитектуры и природы, с ощущением спокойствия и безмятежности.
Пока мужчины узнавали о возможности попасть на экскурсию (а она предполагала подъём на одну из башен, что было очень привлекательно), мы вышли на пристань-купель и просто обомлели от открывшихся на Гурьевское озеро видов, несмотря на не самое красивое в наших широтах время года и отсутствие летних красивостей.
Широкая гладь озера, покрытого тоненьким ледком, подтаявшим у зарослей камыша, окружённая лесом, по-зимнему безлистным, но не серым, а каким-то нежно-акварельным.
Заметили, что наши монастыри находятся в очень живописных местах? Или эта живописность создаётся гармоничным сочетанием природы и архитектуры?
Об Иосифо-Волоцком монастыре я знала давно, прежде всего в связи с тем, что здания в нём украшены изразцами, изготовленными известным мастером конца 17 века Степаном Ивановым по прозвищу Полубес. Эти прекрасные изразцы мы ещё рассмотрим, а сейчас хочется сказать несколько слов об основателе монастыря.
Чем прославился Иосиф Волоцкий? Ведь, по большому счёту, у нас все знают Сергия Радонежского, о других русских святых упоминают реже. Так вот, значение Иосифа Волоцкого для русского государства столь же велико, как значение Сергия Радонежского: он защитил Россию от религиозных распрей и, в конечном счёте, его трудами православие окончательно стало фактором объединения нации.
Это был человек исключительных природных дарований, очень волевой, обладающий огромной силой убеждения. Он носил на теле вериги в 20 с лишним килограммов, его физическая сила поражала даже крестьян, которые приходили к нему. При этом Иосиф Преподобный был талантливым богословом-полемистом. Он был очень начитан, его высказывания и поучения собраны в книгу «Просветитель».
Иосиф создал монастырь со строгим уставом. Во-первых, в обители было полное отрицание имущества. Каждый монах мог иметь всё для работы, для необходимого служения, но не мог иметь ничего своего. Второе направление деятельности монастыря — просветительская деятельность. Менее чем за сто лет в обители было собрано более чем 1000 рукописей — по тем временам это небывалая цифра. Монахи упражнялись в каллиграфии, переписывали книги.
Третьим направлением было социальное служение. Помимо того, что Иосиф заботился о детях и стариках, он помогал развитию сельского хозяйства, снабжал крестьян скотом, инвентарём, посевным фондом, учил травополью. Когда наступали голодные годы, монастырь не только кормил до 700 человек в день — это в те «безлюдные» времена! — он ещё и регулировал рыночные цены на хлеб, требовал христианского отношения владетелей к своим подданным.
Монастырь и после кончины Иосифа жил по его заветам. Не боясь гнева царского, во времена опричнины здесь осмелились отказать Ивану Грозному в поддержке его кровавых деяний, несмотря на то, что царь Иван каждый год обязательно посещал монастырь, делал вклады на помин души старца Кассиана, своего крестного отца. Владыка Герман, будучи противником опричнины, пытался воздействовать на Ивана Грозного, но члены опричной думы, оклеветав владыку Германа, добились его изгнания с митрополичьего двора.
Родственные связи с монастырем были и у Малюты Скуратова. Здесь жил его брат — старец Илья, а впоследствии и сын Ильи — инок Григорий. В монастыре был иноком и отец Малюты — Лукьян (инок Леонид). Почувствовав, что конец опричнины близок, а царские фавориты уничтожены, Малюта решил обратиться к Богу. По его заказу лучшие иконописцы из придворной мастерской Ивана Грозного создали список Владимирской иконы Божией Матери. Эта икона была с крестным ходом принесена в Волоколамский монастырь из имения Малюты под Вязьмой. Одновременно Скуратов дал в монастырь 200 рублей на строительство храма в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Малюта Скуратов получил смертельное ранение в 1573 году при штурме кепости Вейсенштейн (ныне Пайде, Эстония). По приказу Ивана Грозного его тело было привезено в Волоколамский монастырь. Упокоился Малюта рядом с отцом возле стен древней Трапезной палаты.
Иосифо-Волоцкий монастырь был основан в 1479 году. Древнейшая часть его нынешнего архитектурного ансамбля — Богоявленская церковь, сооружённая в 1504 году, к которой в первой половине 16 века было пристроено здание трапезной с просторной одностолпной палатой в верхнем этаже и несколькими небольшими сводчатыми палатами в нижнем.
Богоявленская церковь с трапезной
В 1485 году был построен прекрасный белокаменный Успенский собор, а к середине 16 века монастырские постройки были огорожены каменной стеной с девятью башнями. В начале 17 века в результате польско-литовского нашествия пострадал и Иосифо-Волоцкий монастырь, осада которого продолжалась целый год. По повелению царя Алексея Михайловича его предстояло отстроить практически заново. За короткий срок — с 1676 по 1688 год — было выстроено 9 башен, прясла стен между ними и Святые ворота с церковью Петра и Павла.
Святые ворота с церковью Петра и Павла
Святые ворота с церковью Петра и Павла С 1688 по 1692 год возводился новый Успенский собор, а затем была надстроена колокольня.
Хорошо известен автор построек — зодчий Трофим Игнатьев. Он был крестьянином Дмитровского уезда. Автор Успенского собора — московский зодчий Кондратий Мымрин. Он приезжал в монастырь «для досмотра», а на месте строительными работами руководил всё тот же Трофим Игнатьев. Великолепный собор в византийском стиле возведён на высоком белокаменном подклете из белого камня, оставшегося от разобранного старого храма.
Не менее прекрасным сооружением была и 76-метровая колокольная, примыкавшая к собору с северо-запада, но её можно увидеть теперь только на старых фотографиях. Во время Великой Отечественной войны, в ноябре 1941 года, она была взорвана при отступлении наших войск. Над остатками колокольни построена сень, а в краеведческом музее Волоколамска можно увидеть макет колокольни. Впечатляет!
В Успенском соборе мастер Евсевий Леонтьев соорудил великолепный иконостас, каждая икона которого заключена в пышную золоченую раму из липового дерева. Росписи интерьера выполнили в 1904 году палехские мастера.
Из-за реставрации иконостас рассмотреть хорошенько не удалось, но всё остальное поразило яркостью и пышностью.
Оказалось, что есть ещё нижний храм, вход в который скрывается под лестницей, — зимний, с низкими сводами и менее нарядный. Фотографировать там было неудобно, ещё были верующие, да и темно очень.
Теперь об обещанном и любимом — изразцовом декоре монастырских зданий. Изразцовое убранство, которым богато украшены все башни и храмы, впервые применено при возведении Мироносицкой башни. Здесь изразцы зелёные, как прежде говорили, муравленые (наверно, от «трава-мурава»?).
Декоративная отделка стен вошла в практику после строительства собора и колокольни в Новом Иерусалиме и церкви Григория Неокессарийского в Москве в 60-70-е годы 17 века. Закупались изразцы в мастерской московского керамиста Степана Иванова (Полубеса). Святые ворота и Петропавловская церковь над ними украшены уже более богато, и изразцы использованы цветные. Чувствуется, что они отреставрированы, в то время как на Мироносицкой башне они ещё «родные». Успенский собор украшен орнаментом «Павлинье око» — это визитная карточка Степана Полубеса.
На высокой стене плитки выглядят небольшими, но их реальную величину помогает представить экспонат Волоколамского краеведческого музея — фрагмент орнамента Успенского собора (специально не стала выравнивать фотографию — слева стоит манекен, с размером которого можно сопоставить размер фрагмента фриза).
В ожидании экскурсии (экскурсоводы были заняты с двумя группами паломников из Нижнего Новгорода), побродили по монастырю, рассмотрели все церкви и башни,
познакомились со стаей очаровательных пушистых насельников монастыря,
послушали колокольный звон.
Колокольный звон
Иосифо-Волоцкий монастырь
Однако паломники задержались, а вместе с ними и экскурсоводы, и мы, закупившись пирожками и вкусным монастырским хлебом (он там был разный, но ржаной с чесночком — супер!), решили ехать дальше, ведь хотели сюда только заглянуть… На прощанье сфотографировались на том месте, которое мне понравилось больше всего — у купели, — и в путь!
Ещё несколько «жемчужинок» подобрали на обратном пути из Волоколамска. Путь был витиеватый, да мы не торопились — завтра ещё один выходной, который можно посвятить домашним делам.
Самая крупная «жемчужина» — Новоерусалимский монастырь. Мы в нём бывали и даже оставили маленький след на «Туристере», там я уже коротко рассказала историю монастыря, поэтому здесь повторяться не буду. Но наша спутница, тоже Людмила, вспомнила, что в музее рядом с монастырём последний день работает выставка Шагала. Специально не ездили, может быть, зайти, если мы уже здесь проездом?
Но не тут-то было. На всех огромных парковках рядом с монастырём и рядом с музеем не было ни одного свободного места! Очередь в музей растянулась от входа до самого шоссе, поток машин был, как при массовом майском выезде москвичей на дачи.
Ну не пропадать же добру! Кое-как пристроились на парковку под стенами монастыря. Пришлось минут 10 ждать, пока кто-то решит уехать.
Зашли в монастырь ещё раз полюбоваться грандиозным Воскресенским собором. На наше счастье, реставрация всех зданий давно закончилась, открылась галерея, по которой можно было обойти вокруг храма и увидеть его со всех сторон. А ещё, что для нас немаловажно, на галерее можно делать фотографии, не нервничая по поводу того, как долго люди позируют на фоне храма и не дают нам, бедным, сделать эффектный снимок. Конечно, мы не преминули этим воспользоваться.
Никак невозможно было не зайти в храм и снова не восхититься куполом Воскресенского собора изнутри.
Оказалось, что открыт второй вход в монастырь, выйдя через который, попадаешь в Гефсиманский сад,
а оттуда легко дойти до скита Никона.
Но и этим не ограничились. День в разгаре, и весна уже бушует несмотря на то, что только 8 марта!
Сделали небольшой крюк, чтобы проехать мимо Николиной горы, и «завтрак на обочине» (на самом деле на берегу Москвы-реки) был совсем не лишним. Этот пейзаж чем-то напомнил мне «Красные крыши» Камиля Писсарро.
Заехали в Перхушково, где наш спутник и бывший одноклассник Анатолий в детстве и юности летом проводил лето у бабушки. Конечно, это уже не тот небольшой деревянный посёлок, который был полста лет назад, всё застроено, но на некоторые вещи рука застройщиков не поднялась — это Преображенская церковь в Юдино. В этой церкви Анатолий принял крещение. Причём совершенно осознанно, будучи уже взрослым, окончив военное училище, в 1981 году. Тогда это был поступок. Да и время-то какое было — война в Афганистане, любой и в любое время мог туда попасть.
Храм оказался древним, основанным в 1720 году в имении князей Черкасских. Немного позднее был пристроен юго-западный придел и надстроена колокольня. На стене храма на мраморной табличке написано, что это памятник архитектуры и дана полная характеристика — вариант ярусной композиции, черты раннего барокко, связь с предшествующей нарышкинской архитектурой и прочее. Охраняется государством.
Храм не закрывался в советские годы, а в 1995 году стал скитом Пюхтицкого женского монастыря в Эстонии. Это случилось в годы патриаршества Алексия II, который родился в Таллинне и, будучи епископом, опекал монастырь на своей малой родине. На подворье крепкое хозяйство с домашним скотом и птичником, в саду стоит несколько уликов с пчёлами. Здесь занимаются благотворительной деятельностью, открыв богадельню, которая принимает одиноких стариков.
Не смейтесь, так и написано — богадельня. Правда, кроме одной служительницы, которая прогуливалась по двору, мы никого не увидели.
Наша поездка подходила к концу, уже и солнце на закат пошло. По дороге подумалось, как много интересного совсем рядом. Каждый памятник, в той или иной степени сохранившийся, подталкивает нас к новым открытиям даже в том, что, как казалось, было известно.
О том, что будет какой-то карантин, нам в нашей тогдашней безмятежности даже в дурном сне не снилось. И вот тебе на. Хотя, если не будет совсем-совсем жесткача, нашего Подмосковья нам должно хватить с головой на долгое время. Дай бог.
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия