Полетом на вертолете сейчас путешественников уже наверно и не удивишь. В городе Пейдж, штат Аризона, туристы обычно летают над знаменитой Подковой и над озером Пауэлл. Собирались здесь полетать и мы. Однако когда я полез на сайт, чтобы заказать экскурсию, оказалось, что помимо обычного полета можно также заказать такой же полет, но с посадкой на вершине Tower Butte — это такая огромная столообразная гора, торчащая из земли всего в нескольких километрах от города. Вон она вдалеке возвышается, видите?
Поначалу я даже не мог поверить в то, что там можно сесть. Неужели это настолько безопасно, что туда возят туристов? По всему выходило, что так. А значит, такой полет обязательно надо было попробовать. Вот правда стоил он недешево — 289 долларов с человека. Андрея Андреича мне на это уговорить не удалось, он решил сэкономить и ограничиться обычным полетом — всего за 159 долларов. Но, как я уже рассказывал в предыдущей части, вышло так, что других желающих на наше время не нашлось, и нам предложили лететь вдвоем по выбранному мной дорогому маршруту. За те же деньги! Вот же повезло кое-кому :)
Наш вертолет назывался Eurocopter EC-130. Я, как главный плательщик ;) уселся спереди, на одно из двух кресел справа от пилота. Андрей Андреич оккупировал задний ряд, где при полной загрузке могут сидеть еще 4 человека. Да, все же хорошо, что нас только двое. Интересно, а сколько людей обычно сажают? Все же наверно сзади только двоих, а то ведь иначе тем, кто в центре, будет ничего не видно?
Или спереди было три кресла? Уже и не помню. Согласно вот этой схеме впереди сидят трое пассажиров!
Но вот мы пристегнулись, пилот велел нам надеть наушники, и мы поднялись в воздух! Затем вертолет опустил нос и, набирая скорость, полетел в конец полосы. А дальше — пропасть! И у меня аж дух захватило!
Страшно ли лететь на вертолете? Не знаю, как на других, но на этом — нет. EC-130 двигался плавно, без рывков и воздушных ям. А тут еще и играющая в наушниках музыка дополнительно успокаивала, заглушая шум работающего двигателя.
Развернувшись над водохранилищем, первым делом мы направляемся в сторону Подковы
Пролетаем над плотиной ГЭС Glen Canyon Dam. Построенная в 1956 году, она перегораживает реку Колорадо, образуя водохранилище Пауэлл. А ущелье, что ниже плотины — это уже начало Большого Каньона.
Летим над каньоном реки Колорадо
Вот и Подкова. Обзор сверху несколько лучше, чем с земли :)
Облетев изгиб, пилот сообщил, что теперь он пройдет мимо него другим бортом, чтобы «подкову» смогли увидеть те, кто сидит с другой стороны
Вертолет заложил вираж над каньоном и развернулся. А виды внизу, конечно, просто потрясающие!
Но вот первую часть программы мы выполнили, теперь пора лететь на гору. Вон это она там вдалеке виднеется? Сейчас в два счета долетим :)
Проходим над одним из рукавов водохранилища
Внизу у причала запаркованы многочисленные катера и яхты. Glen Canyon в системе парков США идет под классификацией "национальная зона отдыха".
Один из каньонов, затопленных водохранилищем
И тут впереди показалась она — огромная скала Tower Butte, на которую мы должны залететь и сесть. Вообще таких скал здесь полно. По-русски эти геологические образования называются останцами. Вся остальная порода вокруг них за прошедшие миллионы лет осыпалась, а они остались, одиноко возвышаясь над поверхностью земли, как огромные тумбы. Вертолет тем временем прошел над самым краем скалы, едва не зацепив ее лыжами, и, сделав круг, совершил посадку. Кстати, обратите внимание на стоящий наверху стол, обычно там прилетающим туристам наливают шампанское, но на нас, видимо, решили сэкономить :)
Первыми словами Андрея Андреича, когда он, потрясенный увиденным, вылез из вертолета на вершине скалы, было —
-Ну это просто охренеть можно!
Да, я его понимаю, у меня были схожие впечатления :)
На осмотр окрестностей пилот дал нам всего 15 минут. А тут надо сказать, что это издалека скала кажется такой маленькой, когда же ты на ней стоишь, оказывается, что площадка там довольно большая. Пока мы ходили от одного края к другому, 15 минут пролетели незаметно.
По такому случаю я даже попросил себя заснять :)
Это я контраст не специально выкручивал, это функция Auto Levels его так сделала :)
Собираясь лететь сюда, я со страхом представлял себе, как мы будем стоять на вершине скалы у самого обрыва. Но на деле все оказалось не так страшно — площадка наверху, как я уже отметил, довольно большая, при этом края у нее постепенно обсыпаются, так что вниз уходят не сразу.
Виды сверху открываются конечно фантастические. Я тут же кинулся делать смартфоном панорамы :)
Это мы на противоположном от вертолета краю площадки. К сожалению, фотография не передает всего объема. Вот эти огромные валуны лежат у самого откоса, а красная земля слева — это уже пустыня внизу. А вдали дымит своими тремя трубами ГРЭС Навахо :)
Сверху хорошо видно, что водохранилище Пауэлл, если двигаться вверх по течению, тоже постепенно превращается в каньон. Но это уже будет не Большой Каньон, а каньон Глен.
Но пора лететь обратно. На этот раз Андрей Андреич сел спереди, чтобы лучше прочувствовать полет. А заодно и попозировать для «Одноклассников» в полном вертолетном оснащении :)
Обратите внимание, хвостовой винт у вертолета EC-130 — типа «фенестрон». Так и безопаснее, и вращается он гораздо тише, нежели обычный винт. Тут я мог бы устроить лекцию на тему того, как управляется вертолет, но не буду :)
И вот мы уже летим назад. Пейзаж в стиле «индастриал» :) Все же интересно, кому принадлежала идея построить в таком фантастическом месте электростанцию? :)
ГРЭС Navajo Generating Station построили в 1974 году, ее мощность — 2400 МВт, она состоит из трех блоков, работающих на угле, каждый мощностью по 800 МВт. Неслабо, прямо скажем. У нас на Эстонской ГРЭС блоки всего по 200 МВт.
А мы покидаем Пейдж и теперь двигаемся в сторону другой известной достопримечательности — Долины Монументов
Уже по дороге начинают попадаться интересные скальные образования. Тут без панорамы никак. И вскоре я на эти панорамы просто подсел :)
Тем временем мы въехали на территорию самой большой индейской резервации в США — Navajo Nation. Ее площадь — 71,000 кв. км, примерно как полторы Эстонии :)
На территории резервации абонементы от службы парков США не действуют, здесь всем заправляют индейцы, и если где-то вход платный, то платить надо им.
Когда мы подъехали к Долине Монументов, день уже клонился к закату, так что ехать в саму долину смысла уже не было. Но мы, тем не менее, заскочили в их гостевой центр, чтобы узнать, сколько стоят билеты. Оказалось, что разрешение на машину обойдется нам в 20 долларов, а действовать оно будет 4 дня. Тут я прикинул, что обратно мы поедем как раз через 4 дня, так что если купить билеты сразу, то мы сможем заехать в парк дважды, и сегодня, и на обратном пути.
Увы, въезд в долину закрыли как раз перед нашим приездом. Однако вид, открывавшийся с автостоянки, уже стоил заплаченных денег :)
Некоторым не нравятся фото с туристами, но все равно вставлю эту же панораму с фотографирующимися на ее фоне девушками :)
Чем еще хорошо это место — совершенно не обязательно платить деньги, чтобы увидеть многие из «монументов». Частично они видны прямо с трассы, проходящей мимо парка. Некоторые панорамы тут соперничали с той, что я сделал с автостоянки. Вот эта особенно хороша.
А это если отъехать подальше
Долина Монументов — последний взгляд на фоне заката
А дальше мы въехали в штат Юта, где в городке Blanding у нас забронирован следующий ночлег. Приехав туда, решили взять шампанского и отметить успешный полет на вертолете. Я вбил в навигатор ближайший liquor shop, и мы поехали его искать.
Приезжаем — а там ничего похожего. Магазин открыт, но вместо напитков в нем продаются какие-то ведра и швабры. Ну что же, пошли в обычный магазин по соседству. Но и там, увы, ничего крепче кока-колы не продавали. Пришлось узнавать у продавцов.
-Извините, где у вас в городе можно купить вина? -спросил я женщину у прилавка.
Та была несколько озадачена таким вопросом.
-Ну, -протянула она, -я думаю, в нашем городе вы вино вряд ли где купите…
Тут мы и вспомнили, что Юта это вообще-то мормонский штат, и что на уме у этих сектантов, никто не знает. Могли и запретить продажу алкоголя! Но перед тем, как уходить, мы все же решили на всякий случай спросить еще у одного парня, тоже работника магазина. Парень сказал, что да, у них спиртное не продается, но вот рядом есть специализированный винный магазин! Да, похоже парень совсем мормон, если даже не заметил, что теперь у них в городе сухой закон, а в бывшем винном магазине продают товары "для дома, для семьи" :)
Итак, наш маршрут за вторую половину дня. Магазин Shopko — «товары для дома» — это как раз тот самый бывший винный, закрытый городскими властями ради сухого закона :)