Итак, сегодня мы начинаем свое автопутешествие по дорогам шести штатов США, и ближайшие цели на сегодня — знаменитая Дамба Гувера и не менее знаменитый Большой Каньон. Еще вчера в аэропорту Лас-Вегаса мы взяли серебристую Toyota Camry и это уже наша третья прокатная машина с начала экспедиции, а если считать смешную машинку на острове Гранд-Тёрк, то и четвертая:)
От Лас-Вегаса ехать до плотины около 50 км. По дороге заехали на смотровую площадку над озером Мид.
Тут же рядом попался на глаза офис компании, от которой у нас завтра будет полет на вертолете на другом конце Большого Каньона. Пользуясь случаем, мы туда заехали и зарегистрировались, чтобы не звонить им потом по телефону. Нам сказали, что все ОК, полеты состоятся, выдали распечатки с указанием времени. Это важно. Почему важно — станет известно вечером в отеле:)
Но вот и знаменитая плотина. В первую Цивилизацию 25 лет назад кто-нибудь играл? Вот там было такое чудо света — Hoover Dam — Плотина Гувера. В игре она повышала продуктивность заводов на всем континенте.
Гидроэлектростанцию на реке Колорадо возводили в 1931–36 гг, как раз во время Великой Депрессии. Это наложило свой отпечаток на организацию строительства. Из-за высокой безработицы в те годы специально было оговорено, чтобы не допускать на стройку китайцев и негров. Да и белых строителей особо не жаловали — в первые годы им пришлось жить в палатках, поскольку постоянное жилье запаздывало.
Новая ГЭС позволила решить сразу массу проблем с электро- и водоснабжением окружающих штатов. Удивительно, но даже Лос-Анджелес снабжается водой из реки Колорадо! Это же какой длины должны быть акведуки?
Что здесь хорошо — прямо по плотине проходит обычная дорога. Вот только стоянка запрещена, так что машину приходится оставлять или на одной стороне, или на другой. Мы, проехав по плотине, припарковались уже на стороне Аризоны.
Вот эти столбики — это водозаборные устройства. Их две штуки со стороны Аризоны (как раз они на фото) и две — со стороны Невады. Вода затекает внутрь колонн и далее по трубам идет на турбины.
Что интересно — на аризонских колоннах одно время, а на невадских — другое. По реке здесь проходит не только граница между штатами, но и между часовыми поясами.
А с левой стороны от плотины циклопические бетонные конструкции отгораживают от водохранилища аварийный водосброс. Каналы сначала идут поверху, а потом ныряют в огромные тоннели, пробитые в толще гор. Выходят эти тоннели уже далеко внизу, за плотиной. Изначально через них во время строительства отводили воду из реки, потом же их приспособили для сброса лишней воды из водохранилища.
Впрочем, места здесь засушливые, так что задействовать аварийный водосброс пришлось лишь однажды, в 1983 году. Тем, кто забыл, напоминают — в этом году президентом был Рональд Рейган, а бензин стоил 93 цента:)
Кстати, а название — Дамба Гувера — плотина получила не сразу. Ну то есть поначалу ее хотели так назвать в честь действующего президента, но пока строили, Герберт Гувер проиграл выборы Франклину Рузвельту. А раз так, то все упоминания Гувера из всех официальных документов убрали. Плотина стала называться просто Boulder Dam, по названию местности. И лишь в 1947 году, уже после смерти Рузвельта, решили все же вернуться к прежнему наименованию.
Высота плотины — 221 метр. То есть это расстояние от дороги и до нижнего бьефа реки Колорадо вон там внизу.
Линии электропередач как-то опасно покосились. Или это они специально нагнулись, чтобы достать электричество из глубины каньона? :)
Тут я исхитрился сделать несколько панорам, где будет видно и саму плотину, и весь комплекс сооружений внизу, и новый мост на заднем плане
До 2010 года все машины, пересекавшие реку Колорадо, шли по плотине. Это было не особенно удобно — дорога узкая, всего две полосы, серпантины. А тут еще и теракт 11 сентября 2001 года, после которого проезжающие машины пришлось выборочно проверять на наличие взрывчатки. Так что было решено построить новый мост, в обход плотины, четырехполосный. Что несколько усложнило задачу туристам — им теперь надо побывать не только на плотине, но и подняться на мост, чтобы сфотографировать плотину со стороны:)
Но вот как туда попасть? Мы долго искали, как это сделать, даже выехали за пределы всего комплекса и промчались по мосту на машине на ту сторону. Нигде не было ни парковок, ни заездов. И тут я вспомнил, что по дороге к плотине мы проезжали поворот на какой-то memorial, однако посчитали его недостойным внимания. А не там ли подход к новому мосту? Оказалось — именно там.
От парковки там идет лестница по горам, которая выводит на тротуар, идущий вдоль нового моста
Мост носит двойное имя — Майк О’Каллагэн и Пэт Тиллман. Кто же эти люди? Ну, с первым все понятно — это бывший губернатор Невады, человек заслуженный. А вот со вторым интересно. Пэт Тиллман был обычным профессиональным футболистом, игравшим за аризонскую команду. Но когда 11 сентября 2001 года террористы нанесли удар по нью-йоркским небоскребам, он совершил патриотический поступок — уволился из команды и записался в армию. В армии он прошел подготовку на рейнджера и вместе со спецназом отправился воевать сначала в Ирак, а потом и в Афганистан. Где спустя год нелепо погиб от «дружественного огня» своих же товарищей, не разобравшихся, кого они обстреливают. Про последний факт пресса, правда, поначалу умолчала, так что из парня успели сделать героя, погибшего в борьбе с террористами.
А на мосту огромное количество кого бы вы думали? Конечно же китайцев:)
А теперь главное фото, ради которого мы намотали лишних 17 км. Дамба Гувера — во всей красе:)
А вот дальше нам предстояло огибать Гранд Каньон с южной стороны и искать места, где к нему можно было бы подъехать. Ближайшей такой точкой обещал быть Grand Canyon West. Это там, где не так давно построили стеклянный балкон, куда за немалые деньги можно выйти и пощекотать себе нервы.
Ехать туда неблизко, около 80 км в сторону от шоссе, так что по дороге заехали подкрепиться в магазин Family Dollar в какой-то деревухе. Ну прямо Дикий Запад какой-то:)
По дороге сделали остановку в региональном парке Grapevine Mesa Joshua Tree Forest
Здесь растет юкка коротколистная — Yucca brevifolia. По-английски — дерево Джошуа. Так в свое время его назвали переселенцы-мормоны, оно напомнило им Иисуса Навина, библейского персонажа из Ветхого Завета. Не путать с другим Иисусом:)
Туристы конечно же не могут проехать мимо и останавливаются, чтобы сделать фото на фоне юкки
А тут сразу два желтых кабриолета Ford Mustang:)
Вообще на тему юкки коротколистной в США есть отдельный национальный парк, который так и называется — Joshua Tree National Park. Но раз мы увидели юкку здесь, то в тот парк можно и не ехать:)
Тут впереди наконец появился региональный аэропорт Grand Canyon West. А вместе с ним и полиция, которая не разрешила нам проехать дальше, к самому каньону. Вот же незадача какая. Пошли в гостевой центр выяснять, что здесь и как. Оставалась надежда, что если оставишь машину у входа, то дальше можно будет доехать на шаттле. Но не тут-то было. Оказалось, что это место не входит в систему национальных парков, а управляется индейцами племени хуалапаи. Соответственно дальше можно проехать только с индейской экскурсией за 50 долларов с человека. Это если не ходить на тот самый стеклянный балкон Skywalk. Если с ним — то 70 долларов. Нет, такой хоккей нам не нужен:(
И вот знаете, что больше всего возмутило? Даже не такая предприимчивость индейцев, получивших от властей возможность обирать туристов, а то, что я нигде не встречал, чтобы кто-то писал о том, что въезд сюда платный. Вот знали бы заранее, вообще бы не поехали. А вокруг тем временем то и дело взлетали и садились вертолеты.
Ну что же, обидно, зря проехали лишних 160 км. А до следующей точки — Grand Canyon Village — пилить еще 400 км. До темноты уже явно не успеть. Да и не факт, что успели бы, даже если не стали бы заезжать к индейцам.
Маршрут на сегодня получился вот такой. 550 км проехали. На ночлег остановились в городке Valle, не доезжая до Гранд Каньона около 40 км.
И тут, заселившись в отель и подключившись к WiFi, вдруг получаем сообщение от вертолетной компании — «Ваша завтрашняя экскурсия переносится. Пожалуйста, позвоните нам для уточнения деталей. Мы открыты с 7 утра.»
Вот черт! Но мы же сегодня специально заехали к ним в офис, чтобы таких подстав не было! Вертолет у нас в 11 часов из Пейджа, а с утра еще хотелось бы заскочить на смотровые площадки в Grand Canyon Village. А в какую сторону они собираются перенести наш полет? Надеюсь, не назад? Ведь нам до них еще ехать 200 км! Ну что же, узнаем с утра. Умеют же испортить вечер:(
ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬ ◄ НАЧАЛО ► Большой Каньон — от Башни и до Подковы
И, как обычно, оглавление всего мегапроекта —
1. Какого цвета фонари в Амстердаме?
2–3. Перед круизом. Флорида и парк Эверглейдс || Начало круиза — покидаем Майами
4. Круизная жизнь на борту Carnival Splendor
5. Я живу на Ямайке… И мне по барабану!
7. Круизная Доминикана — успеть за один день
8. На смешной машинке по острову Гранд-Тёрк
10. Как мы съездили в Ки-Уэст и… опоздали на самолет
11. Лас-Вегас — от Мандалая до Стратосферы
12. Это Сан-Франциско — город, полный риска
13. Дамба Гувера и индейский бизнес в Большом Каньоне
14. Большой Каньон — от Башни и до Подковы || Tower Butte — cамый необычный полет на вертолете
15. Арки и каньоны штата Юта
16. Чудеса природы в штате Колорадо
17. Меса-Верде, Четыре Угла и Долина Монументов
18. Каньон Антилопы — 50 оттенков красного
19. Каньон Брайс + 8 километров по тропе Пикабу
20. Национальный парк Сион и Братья-христиане
21. Долина Смерти — место, где все остались живы
22. Лос-Анджелес - город контрастов
Кто забыл — две заглавные части
С корабля на бал. Точнее — за руль. Наши приключения в Америке || Америка глазами европейца
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия