Почему я считаю свой маршрут идеальным? Ну, наверно потому что мне удалось объединить в нем максимум интересных вещей, которые может предложить автотуристу Европа, а это значит, что мы будем смотреть не только города, но еще и все то, что можно увидеть за городом, на природе — горы, горные перевалы, озера, водопады, средневековые замки и пещеры. А то мне доводилось читать рассказы наших путешественников — «Едем на машине по Европе, запланировали осмотр 22 городов». Так и хочется им крикнуть — ребята, ну Европа же это не только города!
Но, увы, средний городской житель вбил себе в голову, что в отпуске в Европе он будет тоже смотреть города :)
А еще, помнится, в те годы, когда я планировал свое первое автопутешествие, в автофорумах шли бесконечные «холивары» (от англ. Holy War — религиозная война:)) на тему того, как лучше путешествовать — ехать в Европу своим ходом, либо лететь туда самолетом, а уже на месте брать машину в прокат. Ну, что можно сказать — свои плюсы есть и у того, и у другого варианта. Но «нищеброды» всегда поначалу склонялись к тому, чтобы ехать своим ходом и сэкономить на авиабилетах. Помню, как за год до описываемых событий у нас на работе один коллега решил поехать в Швейцарию на своей дизельной Ауди литовской «сборки». И как он потом слал оттуда душераздирающие смски — «ребята, полетел насос, пришлите денег, кто сколько может» :)
В итоге он вернулся из Швейцарии с огромными долгами за ремонт, но все равно на буксире, поскольку вслед за насосом у его «помойки» полетел двигатель, а отремонтировать его немцы уже так толком и не смогли. Да, а буксир ему пришлось заказывать из Эстонии, это оказалось дешевле, чем кому-то ехать к нам. Вобщем, после того случая он зарекся ездить своим ходом и теперь все время летает на самолете :)
Но у меня на тот момент была почти новая Mitsubishi Carisma, поэтому ехать решили на ней. Все-таки когда ты не привязан к самолету, чувствуешь себя как-то увереннее, да и багажа с собой можешь взять сколько угодно. Ну вот если вы летите на самолете, вы же не сможете взять с собой, к примеру, электрочайник? :)
Базовой точкой для путешествия был выбран Мюнхен. Добраться до него своим ходом было не так просто — ехать туда более 2,000 км, что занимает два дня туда и два дня обратно. Да, тут я конечно понимаю, что на самолете наверно было бы лучше, но…
…но при этом совершенно неспортивно ;) потому что настоящий автопутешественник должен хотя бы раз проделать весь этот путь своим ходом :)
Вот так мы ехали из Нарвы в Мюнхен, а потом и обратно —
Вы спросите, а почему не через Чехию? На что я отвечу, что в те годы Чехия еще не входила в Шенген, а у моей спутницы было российское гражданство. Представляете, сколько транзитных виз пришлось получить в дополнение к германскому шенгену? Вот там еще только чешской визы не хватало.
Как получали германский шенген, это тоже целая история. Пришлось рисовать для немцев липовый маршрут исключительно по Германии и бронировать под него отели сети Accor. Которые после получения визы я почти все отменил, благо немцы из таллинского консульства не требовали никаких предоплаченных факсов. Ну, россияне, я думаю, поняли, о чем я;)
А вот Букинга тогда то ли еще не было, то ли он не был так знаменит, как сейчас, поэтому все отели по маршруту за пределами Германии мне пришлось заказывать на всяких разных сайтах типа HostelWorld, Tiscover или Venere.
ДЕНЬ 1-Й И 2-Й. НАРВА — МЮНХЕН
Самое сложное по дороге в Европу, что тогда, что сейчас — это проехать через Польшу. Страна эта большая, и даже сегодня ее пресечение занимает целый световой день. Автобаны там, конечно, строят, но не там, где нужно;) К примеру, от литовской границы до Варшавы четырехполоска, я так понимаю, даже и не планируется. Но зато уже тогда часть дороги мы проехали по только что построенному автобану A4, причем бесплатно — сбор денег тогда еще ввести не успели.
А потом немецкий пограничник в зеленой жилетке и клетчатой фуражке словами -Los, los… -напоминающими фашистов в фильмах про войну;) велел проезжать, и мы оказались на территории Германии.
Что неприятно поразило в Германии — это то, что знаменитые германские автобаны оказались вовсе не такими ровными и идеально гладкими, как нам всегда рассказывали. В реальности это оказалась бетонка со швами и заплатами по которой, впрочем, разрешалось ехать с неограниченной скоростью. Хотя, надо сказать, пока на автобане было всего две полосы в каждом направлении, там было особо не разогнаться — машин много, правая полоса занята фурами, а по левой едут все остальные. Да и когда три полосы, гонять тоже опасно — все бешено перестраиваются, обгоняя едущих медленнее и при этом уворачиваясь от тех, кто по крайней левой несется 200 с лишним :)
Вобщем, за два дня доехали мы до города Ингольштадт, что в окрестностях Мюнхена, где был забронирован первый ночлег в гостинице Etap сети Accor. А дальше начиналась собственно экскурсионная программа, на которую я выделил 9 дней.
А теперь собственно маршрут по достопримечательностям центра Европы. Он был вот примерно такой —
Вот только Google Maps такой умный, что не дает провести маршрут через панорамную дорогу Гроссглокнер, потому что зимой она закрыта. Как ее весной откроют, так появится прямая линия из Heiligenblut в Fusch, а пока рисует в объезд.
Из крупных городов мы заехали в четыре — Мюнхен, Инсбрук, Венецию и Любляну.
Но, как я уже писал в начале, города это далеко не все, что можно посмотреть в Европе. Помимо этих четырех городов мы побывали также еще и в следующих местах —
— Замки короля Людвига Хоэншвангау и Нойшванштайн;
— Озеро Лаго-ди-Ледро в Италии;
— Постойнская пещера и Предъямский замок в Словении;
— Озера Блед и Бохинь в той же Словении;
— Парк «Мир в миниатюре» в австрийском Клагенфурте;
— Панорамная дорога Гроссглокнерхохальпенштрассе — да-да, так по-немецки и пишется, в одно слово;
— Ледяная пещера Айзризенвельт неподалеку от Зальцбурга;
— И еще один замок короля Людвига — Херренхимзее — на острове посреди озера в той же Баварии.
Ну как программа, впечатляет? Тут главное то, что поскольку больших городов всего четыре, то не тратится время на въезды и выезды, а потому успеть можно реально много. Вот поэтому я и считаю этот маршрут идеальным;)
А теперь коротко расскажу о том, что удалось увидеть. Потом про каждый из 9 дней путешествия я напишу отдельно, а пока по паре фотографий или открыток из каждого места.
ДЕНЬ 3-Й. МЮНХЕН
В этот город наши люди обычно едут пить пиво на Октоберфесте. Не понимаю, что в этом интересного? Ну, а мы, бросив машину на парковке, дальше поехали на метро, намереваясь охватить основные достопримечательности центра города.
1
В Мюнхене были охвачены такие объекты, как Мариенплац, Ратуша, знаменитая двухглавая Фрауэнкирхе, Английский сад, Резиденция, Зендлингские и Изарские ворота. По гитлеровским местам ходить не стали, а то многие это тоже любят:)
4
Фрауэнкирхе
5
Мариенплац
5
Театинеркирхе
4
В Английском саду
2
ДЕНЬ 4-Й. НОЙШВАНШТАЙН И ХОЭНШВАНГАУ
Ну, про этот замок в деревне Швангау все наверно слышали. Построил его баварский король Людвиг II, который был, как говорят, не совсем психически здоров. Сразу после постройки его отрешили от должности и как бы нечаянно утопили в озере, чтобы больше не растрачивал казну на свои фантазии. Фантазии, впрочем, пережили своего хозяина — помимо Нойшванштайна Людвиг еще успел построить замки Линдерхоф и Херренхимзее, и по крайней мере за это нынешние жители романтичному королю благодарны.
12
А это первый из замков — Хоэншвангау. Его Людвиг не строил, он в нем вырос.
4
Помимо того, чтобы посетить сам замок Нойшванштайн, в Швангау надо еще обязательно пройтись по горам вокруг — сначала перейдя по мосту Марии на другой берег речушки, а потом по извилистым тропинкам взобраться на гору Тегельберг, откуда открывается самый красивый вид на замок. Правда до конца мало кто доходит. Мы вот тоже не дошли:)
Вид с моста Марии на Нойшванштайн
11
Вид на Нойшванштайн с горной тропинки
11
А это вид сверху на Швангау
1
ДЕНЬ 5-Й. ИНСБРУК
Инсбрук — это была вторая столица Австрийской монархии, там тоже, как и в Вене, есть свой дворец Хофбург. А в фильме про императрицу Сиси с Роми Шнайдер в заглавной роли члены королевской семьи то и дело говорили между собой — «а помните, когда мы были в Инсбруке…» или «а вот, когда мы поедем в Инсбрук…»
В наше же время Инсбрук прославился тем, что на протяжении 12 лет дважды, в 1964 и 1976 годах, принимал у себя Зимние Олимпийские игры.
2
В Инсбруке важно подняться на башню ратуши…
4
… а также увидеть знаменитую Золотую Крышу. Чем она так знаменита — не знаю, но везде пишут, что увидеть надо:)
3
А еще Инсбрук славен тем, что находится в долине между двух горных цепей. На каждую из них можно подняться сначала на фуникулере, а потом на канатной дороге. Правда тогда, когда мы приехали, не работало ни то, ни другое. Так что осталось только ходить пешком.
4
Тропинка к станции канатной дороги
1
Вид на Инсбрук с горного склона. Это максимум, докуда удалось подняться пешком. Канатка везет намного выше.
3
Ну и в конце еще заезд в замок Амбрас, что на окраине Инсбрука —
3
А это уже на границе Австрии и Италии, место называется перевал Бреннер
3
ДЕНЬ 6-Й. ОЗЕРО ЛАГО-ДИ-ЛЕДРО
На этом озере мы оказались случайно, просто после Инсбрука надо было где-то переночевать, а здесь был самый дешевый отель в округе. Но в итоге мы зависли здесь на полдня, отдыхая после плотной программы в предыдущие три дня:)
1
Дорога туда правда была такая, что когда обратно ехали при свете дня — стало страшно. Ночью по темноте страшно не было, потому что было ничего не видно. А еще туда от озера Гарда ведет длинный-предлинный тоннель — вот так эта долина от всех огородилась:)
7
ДЕНЬ 7-Й. ВЕНЕЦИЯ И ЛИДО-ДИ-ЕЗОЛО
В Венеции, чтобы сэкономить на отеле, жить мы решили в Лидо-ди-Езоло, курортном городке на берегу Адриатического моря. В саму Венецию оттуда поехали по единому билету, сначала на автобусе, а потом на кораблике.
1
В самой Венеции прогулялись по площади Сан-Марко, забрались на Кампанилу, покатались на катерах-вапоретто по заливу, по каналам, и даже съездили на остров стеклодувов Мурано.
1
Венеция — это конечно Венеция, что тут говорить, это надо видеть —
4
Мост Риальто
7
Купола собора Сан-Марко
4
Вид на «стрелку» и собор Санта-Мария-делла-Салюте
6
А перед отъездом был аттракцион под названием «купались одни русские». 1 мая в Лидо-ди-Езоло еще холодно:)
1
ДЕНЬ 8-Й. ПОСТОЙНСКАЯ ПЕЩЕРА И ПРЕДЪЯМСКИЙ ЗАМОК
Огромная Постойнская пещера — самая известная достопримечательность Словении. Пещера настолько большая, что перед началом экскурсии туристов довольно долго везут на поезде по подземным коридорам вот на таком поезде —
1
Ну, внутри фотографировать сложно, поэтому открытка. Из виденных пещер это конечно самая крутая.
2
Предъямский замок — еще одно знаменитое место в Словении. Его история тесно связана с историей его хозяина, средневекового рыцаря Эразма, который жил в XV веке. Он тогда повздорил с австрийским кайзером, за что кайзер велел его убить. И Эразм долго держал оборону в этом замке, который как будто встроен в огромную скалу.
2
До замка пришлось гнать машину по серпантинам, подгоняя ее матюгами, потому что был шанс опоздать к закрытию. Но успели:)
5
ДЕНЬ 9-Й. ЛЮБЛЯНА, БОХИНЬСКОЕ ОЗЕРО И ОЗЕРО БЛЕД
На Бохиньском озере мы тоже оказались довольно случайно, забронировав апартаменты в деревушке неподалеку.
2
Потом зашли в тамошний инфопункт, спросили, куда у них там можно съездить, и нас отправили смотреть водопад Слап Савица —
5
Озеро Блед — самое красивое место в Словении. На берегу живописного озера, а точнее на скале над ним, возвышается средневековый замок, а на острове, что посреди озера, стоит церковь, где якобы можно ударить в колокол и загадать желание.
2
Замок на озере Блед
4
Прогуляв вокруг озер, в Любляну поехали уже под вечер.
3
В Любляне надо сделать минимум две вещи. Увидеть розовую церковь у трех мостов…
4
… и подняться на Люблянский Град, откуда открывается вот такой вид на город —
4
ДЕНЬ 10-Й. МИНИМУНДУС И ГРОССГЛОКНЕР
Про парк Минимундус — «Мир в миниатюре» — я узнал уже давно, вскоре после того, как побывал в брюссельской Мини-Европе. Здесь же, в отличие от Мини-Европы, обещали быть достопримечательности из самых разных стран, не только Евросоюза.
1
Вот только Василия Блаженного, как на открытке, найти не удалось. Оказалось, что у парка появился филиал на Боденском озере, и его, видимо, увезли туда. Так что пришлось ограничиться уже виденной Венецией:)
1
А дальше была панорамная дорога Гроссглокнерхохальпенштрассе. Названа она в честь высочайшей вершины Австрии — пика Гроссглокнер. Дорога, конечно, потрясающая, поднимается на 2500 метров от уровня моря, и если в начале погода выглядит вот примерно так —
2
— то на перевале Хохтор у тоннеля она уже выглядит совсем иначе —
3
А дальше мы поехали на самый высокогорный ночлег — в деревню на высоте около 1000 метров —
2
ДЕНЬ 11-Й. АЙЗРИЗЕНВЕЛЬТ И ХЕРРЕНХИМЗЕЕ
Ледяные пещеры Айзризенвельт — место совершенно потрясающее. Сначала вы на машине поднимаетесь по невероятно крутому серпантину на высоту около 1000 м, там покупаете билет, садитесь в кабинку канатной дороги и поднимаетесь еще выше, примерно до 1600 м. Там надо пройти еще немного по горной тропинке и наконец наверху, почти у самой вершины, будет вход внутрь горы. Вот просто невероятно — пещера на такой высоте! А внутри там повсюду лежит лед, вы обходите ледовые озера, карабкаетесь по лестницам на ледовые глыбы, вобщем — невероятно круто!
Вот так выглядят последние сотни метров до входа в ледяную пещеру — невероятно круто, не правда ли?
7
А вернувшись в Баварию, мы заехали в городок Прин, посмотреть на еще один замок короля Людвига II — Херренхимзее. Замок построен на острове Херренинзель посреди озера Химзее, отсюда и название. Чтобы попасть туда, надо сначала плыть на кораблике, а потом еще немного пройти пешком по острову.
Это на пристани
1
А это уже у дворца
4
И на этом экскурсионный маршрут закончился. За 9 дней удалось увидеть невероятно много!
ДЕНЬ 12-Й И 13-Й
Обратно ехали тем же маршрутом, вот только в Германии заплутали на автобанах и все никак не могли свернуть в сторону Польши. Умудрились прозевать нужные повороты целых ТРИ раза! Из-за этого потеряли массу времени, и в этот день не доехали даже до Варшавы.
1
Пришлось наверстывать упущенное в последний день. Но проехать за один прием 1400 км, да еще и по польским дорогам — это нереально. В итоге уже в Латвии я стал просто засыпать за рулем. Пришлось в районе Валмиеры остановиться на отдых. Однако это только за рулем было легко заснуть, а вот на стоянке — ну никак! Отдохнув немного, двинулись дальше. В 6 утра были на эстонской границе.
А в итоге общий пробег по дорогам восьми стран получился 6520 км. Всего на двоих было потрачено примерно 1600 евро, сожжено 413 литров бензина, средний расход топлива составил 6.34 л на 100 км.
Останавливались только в отелях с удобствами. Все отели, за исключением Польши, бронировались заранее по Интернету. Общая стоимость 12 ночевок составила около 500 €.
Вобщем, вот такой идеальный маршрут автопутешествия получился. Впрочем, навязывать не буду, уверен, что у вас получится свой собственный идеальный маршрут :)
Но перед тем, как ехать этим маршрутом, научитесь без запинки произносить и писать следующие немецкие названия — «Hohenschwangau», «Neuschwanstein», «Grossglocknerhochalpenstrasse», «Eisriesenwelt», «Herrenchimsee» :)))