Как мы попадали в Лесото из ЮАР — это была песня. Дело в том, что Лесото королевство хоть и маленькое, но очень гордое — для въезда требуется виза, хотя где ее получать, не совсем понятно, да и стоит она диких денег. Однако, судя по рассказам в интернетах, многие наши люди проникали туда без виз, ну вот и мы решили попробовать.
Для начала сунулись на центральный пограничный пункт рядом со столицей — Maseru Bridge. Там нам сразу сказали, что без визы не пустят. Однако один сотрудник предложил за тысячу рандов с человека решить вопрос с начальником. Прождали целый час, пока начальник не сказал, что без визы не пустит даже за деньги. Это, видите ли, противоречит какой-то там международной конвенции…
Решили ехать на другой пункт — Ficksburg Bridge, в 80 км от первого. Там опять попытались проскочить наудачу, просто сунув паспорта вместе с заполненными миграционными картами. У Сергея девушка быстро взяла и поставила печать. Потом так же проскочил и Андрей Андреич. А вот на моем паспорте, в третий раз увидев какое-то непонятное ESTONIA, девушка все же решила свериться со списком визовых стран и стала смотреть куда-то на стену. Ну все, решил я, и здесь облом. Девушка, поняв свою ошибку, затребовала назад все паспорта.
Уговаривать девушку поставить штампы без наличия виз было бы бесполезно, если бы не появилась ее начальница — строгая черная матрона средних лет. И, о чудо, с ней удалось договориться о пропуске нас на один день в Лесото за смешную сумму в 460 рандов, т. е. за 46 долларов на всех.
У нас оставалось совсем немного светового времени на осмотр Лесото. Обычно стандартный туристический маршрут предполагает поездку от Масеру по южной дороге до плотины Катсе Дам, а оттуда обратно по северной дороге. Но южная дорога, судя по рассказам, была в таком состоянии, что мы решили по ней не ехать и не гробить прокатную машину, тем более, что наша «Микра» совсем не джип, еще застрянешь там где-нибудь. Вместо этого решили заходить к ГЭС сразу с севера, а потом возвращаться тем же путем. Навигатор показал расстояние до водохранилища всего в 97 км.
Вообще красоты Лесото словами не описать. И даже фотографии вряд ли передадут весь восторг от увиденного. Достаточно сказать, что Лесото — самая высокогорная страна в мире, в том плане, что она единственная в мире, чья низшая точка лежит выше 1400 метров. Правда страна бедная, гораздо беднее, чем ЮАР. И это сразу же бросается в глаза после пересечения границы. Бардачность на улицах проявляется тут же. И нет никакого желания останавливаться среди толп слоняющихся туда-сюда чернокожих местных жителей.
Что поражает в Лесото — огромное количество детей, особенно вдоль дорог. Многие в школьной форме и с рюкзаками. В целом же, как нам показалось, народ настроен не слишком дружелюбно. Все ходят или сидят группами человек по 5, так что останавливаться среди них и снимать как-то не хотелось. А еще по обочинам ходят местные пастухи, завернутые в одеяла, это такая местная фишка. Как я потом прочитал, у африканских охотников считалось почетным ходить в шкурах. Но реальные шкуры могли себе позволить только вожди, а простым людям оставалось лишь использовать вместо шкур одеяла:)
А главной целью поездки был перевал Mafika Pass, где горный серпантин поднимается на высоту 3090 метров. Машинка у нас правда была дохленькая, и на подъеме даже на второй передаче тянула не везде. Последние метры до перевала пришлось вообще натужно ползти на первой. На высоте же все было в тумане и в облаках, видимости никакой.
А вот до плотины Katse Dam мы так и не доехали, т. к. хотели успеть вернуться в ЮАР засветло. Доехали лишь до моста через водохранилище и повернули назад.
Домики в национальном стиле
Домики в национальном стиле
Кстати, а вы знаете, почему домики в Лесото круглые? Это чтобы враг не смог подкрасться из-за угла
С гор течет вода. Холодает
И вот мы на перевале. Ничего не видно — кругом облака
Перевал Мафика Пасс, высота 3090 метров
Перевал Мафика Пасс, высота 3090 метров. На смотровую площадку не пошли — бесполезно
Лесотская автозаправка :)
Спускаемся к водохранилищу
Водохранилище Катсе Дам Резервуар. Вообще система ГЭС и водохранилищ в Лесото устроена интересно - она используются не только для выработки электроэнергии, но еще и для снабжения пресной водой засушливых районов ЮАР, для чего в горах проделаны многокилометровые тоннели. Водохранилища на разных реках тоже связаны между собой.
А вот и мост на трассе к ГЭС Катсе-Дам. Но мы дальше не поехали
Едем обратно через перевал Мафика Пасс. Сергей пытается говорить с негром, но в Лесото народ английского вообще не понимает
Горная дорога и по обочинам ходят местные жители, завернутые в одеяла
Мостик через горную речку
Еще одна колоритная деревня
Наш транспорт на фоне гор
Лесотский тракторист на фоне гор
Это опять мы. Едем обратно в ЮАР
Обратно, как мы и обещали любезной пограничной матроне, выехали через тот же погранпункт — не хотелось подводить хороших людей. Да и кто его знает, поедешь через другое место, а тебя там спросят — Где виза? Кто вас пропустил? Будет неудобно:)
Тут Андрей Андреич любит рассказывать, как он пошел в магазинчик рядом с погранпунктом, чтобы купить чего-нибудь местного. Держат магазинчик, как он сказал, китайцы. (Вот же — китайцы всюду проникли, даже в Лесото!) Заходит он, значит, туда, вдруг видит, стоят какие-то тумбы. Он поднимает глаза, а на них, возвышаясь над посетителями, стоят два здоровенных негра с огромными ружьями! Да, по-видимому криминальная обстановка в Лесото оставляет желать лучшего.
В конце еще пара слов про экономическое положение страны. Уровень ВВП на душу населения в Лесото, по данным ЦРУ, 2900 долларов, т.е. примерно как у Таджикистана и больше, чем у Непала. Правда общая неразвитость страны и имущественное расслоение ухудшает положение. Чем живет страна? 90% продуктов завозится из ЮАР, основа местного производства - пошив одежды на экспорт в ЮАР и США. Крупнейший частный работодатель - швейная фирма с персоналом 36 тысяч человек. Значительную часть доходов присылают в страну люди, работающие в той же ЮАР, в основном на шахтах. Также ЮАР платит за воду, поставляемую посредством системы водохранилищ, я про эту схему выше упоминал.
Вобщем, страна невероятно живописная, аутентичная, но страшно бедная, а оттого не слишком приветливая. Как с криминалом - сказать сложно.
И да, из сотни виденных стран Лесото входит в пятерку тех, что наиболее меня поразили.
ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬ | НАЧАЛО | Долгая дорога от Лесото до Свазиленда
Все части рассказа про поездку по югу Африки —
01. В Стокгольм, к зимбабвийцам
02. Йоханнесбург — музей апартеида и Крыша Африки
03. По Йоханнесбургу на красном автобусе || Претория — столица ЮАР
04. Зимбабвийская граница и широкие проспекты Булавайо || По Зимбабве на поезде класса «люкс» ;)
05. Водопад Виктория, или как нас не пустили в Замбию
06. Слоны, крокодилы и бегемоты в парке Чобе
07. Как мы чуть не убились по дороге в Ботсвану
08. Габороне — столица Ботсваны
09. По Кейптауну на красном автобусе
10. Кейп-Пойнт и Мыс Доброй Надежды
11. Наводнение на мысе Игольном
12. Найсна и Блоукранс — самая высокая тарзанка в мире
13. Парк Addo Elephant и плотина Gariep Dam
14. На машине по горному королевству Лесото
15. Долгая дорога от Лесото до Свазиленда
16. Песни и танцы в Свазиленде
17. Мапуту — самая коммунистическая столица
18. Жирафы, слоны, бегемоты и Пауль Крюгер
19. Каньон реки Блайд
Теги:
Самостоятельные путешествия, Автопутешествия