Железнодорожный вокзал в городе Булавайо был закрыт до 16:00. Ближе к открытию к кассам стали подтягиваться белые люди — всем туристам хотелось доехать до водопада Виктория с шиком:) Впрочем, желающих было не так много, и мест хватило всем. Билет первого класса стоил 12 долларов, это привычное нам купе на 4-х. Второй класс стоил 8 долларов, и там в купе уже три яруса кроватей. Ну, а за 6 долларов это общие сидячие вагоны, в которых ездят местные. Конечно, мы взяли билеты в первый класс, оплатив все купе. Фото вокзала - найдено в сети.
Вокзал Булавайо характерен тем, что здесь почти все осталось так, как оставили британцы, уходя из страны в 1980-м. Все оформление в английском стиле очень напоминает Индию. Но что поразило больше всего — это реклама на перроне. Вот представьте себе. С потолка свешиваются стеклянные такие рекламные плафоны, рекламирующие товары, которых уже лет так 30 не существует в природе. Какая-то неизвестная зубная паста, какие-то непонятные таблетки от кашля. И при этом вся реклама выполнена в стиле 1970-х, такую сейчас можно только в старых книгах или журналах увидеть. И что больше всего поражает — рекламные плафоны по-прежнему подсвечиваются изнутри, ну то есть лампочки служащие меняют регулярно! Прямо тихоокеанский карго-культ какой-то:)
Вот, нашел в сети одну из рекламок с этого вокзала. Какое-то лекарство от кашля — привет из 1970-х годов. Согласитесь, сейчас уже такой рекламы не увидишь.
А на месте фотографировать не стал, было уже темно, а после утреннего инцидента с зимбабвийскими спецслужбами сверкать вспышкой на вокзале как-то не хотелось.
Зимбабвийский поезд из Булавайо в Виктория-Фолз — это нечто непередаваемое. Я конечно был наслышан, что вагоны в нем старые, что может не быть электричества, но действительность оказалась куда круче. Для начала, этот поезд мы едва нашли на полутемном перроне на самых дальних путях. Снаружи вагоны производят угнетающее впечатление. Мы шли и все не могли понять — это стоит какой-то списанный хлам, или это уже начался наш поезд?
А то, что увидели внутри, это вообще был шок — я таких облезлых вагонов еще не видел. А тут еще и света нигде не было. Нам что, предстоит ехать всю ночь без света? Практически наощупь пробрались в свое купе и расселись по диванам. Света не было как в поезде, так и на перроне. Негры ходили вокруг, как призраки. Иностранцы подсвечивали себе дорогу мобильниками. Это был вообще какой-то ужас.
Но, слава богу, перед отправлением свет в вагонах все же дали, так что не все было так плохо. При свете мы осмотрели вагон еще раз. Мда… Сломано практически все. Зашли и в туалет. Там нестерпимо воняло по причине того, что вода во всем поезде закончилась много лет назад, и смывать было нечем. Вдобавок к этому был сломан замок на двери, и дверь не то что не запиралась, а и вообще не держалась в закрытом положении. При этом доставляло объявление на стене, оставленное видимо еще британцами — «Пожалуйста, оставьте после себя туалет в таком же состоянии, в каком он был до вас».
Любопытно. Про зимбабвийские железные дороги хорошо написано на сайте seat61.com. В частности, там можно прочитать, что вагон, в котором мы ехали, был построен на заводе в Бирмингеме в 1958-м году, а другой, с деревянными панелями, в котором мы поедем обратно, так и вообще в 1952-м году в Глостере. А вензель RR означает Rodesian Railways, т. е. остался с тех еще лет.
Вобщем, постепенно отходя от увиденного, сели, открыли бутылочку зимбабвийского вина и под это дело стали хохмить по поводу нашего «поезда экстра-класса». Больше всего угорали над шуткой — «Эй, позовите проводника, спросим у него, работает ли WiFi» :)
А потом я выложил на стол две купюры в 100 рандов, на одной стороне которой изображен буйвол, а на другой — Нельсон Мандела. Хохотали так, что чуть животы не надорвали :)
Кстати, зимбабвийское вино оказалось жуткой гадостью. По-видимому, после ухода белых местные аборигены делать вино разучились.
Но не все было так плохо. Вскоре после отправления в купе зашел черный проводник и за дополнительные 4 доллара постелил каждому постель. Все-таки какой-то уровень комфорта будет, и то хорошо:)
По расписанию поезд должен был придти в 9 утра. Мы проснулись рано утром, я запустил навигатор и обнаружил, что мы едва проехали полпути. В Виктория-Фолз в итоге приехали во втором часу дня! Ну еще бы — поезд большую часть пути тащится 30 км/ч. Мы сразу вспомнили нарисованное на доске мелом время реального прибытия поезда на вокзале в Булавайо — 13:30. Ну да, а мы еще поверить не могли, что поезд так опоздает:) По-видимому зимбабвийцам стыдно сразу написать, что поезд будет идти настолько долго, поэтому ему каждый раз приходится вот так опаздывать:)
Сразу за тепловозом зимбабвийцы цепляют вагоны с углем, а уже потом пассажирские вагоны
Типичное зимбабвийское поселение
Зимбабвийские железнодорожники на машине
В нашем купе (класса люкс :))
В нашем купе (класса люкс:))
Наш поезд продолжает путь на север
Домики в африканском стиле
Лаватория в нашем поезде (класса люкс :))
В итоге в Виктория-Фолз наш поезд пришел в районе 14 часов. Это вместо 9!
На вокзале красиво, но времени любоваться нет - и так уже сколько его потеряли