Наш автобус из Йоханнесбурга в Булавайо на автовокзал в Преторию несколько опоздал. Весь он уже был заполнен черными, и лишь для нас, белых «господ» ;) оставили места в первом ряду. Впрочем нет, были и другие белые туристы, но немного, всего несколько человек.
Дорога от Претории до границы Зимбабве хорошая. Что характерно, автобус не сделал ни одной остановки до самой границы, а ехать там 470 км. Жалко конечно, что была ночь и не было ничего видно, ведь по дороге мы должны были проезжать через горные перевалы.
Отдельное приключение было - это как мы в автобусе ходили в туалет. Туалет в конце салона, мы сидим в начале, а значит, что нам надо пройти весь автобус. Света в автобусе нет вообще никакого, а на улице ночь. Идем практически наощупь, а пассажиры на 99% - черные, поэтому в темноте их не видно и, чтобы в темноте не схватиться за чью-то голову, держаться приходилось за багажные полки :)
По дороге наш автобус проезжал три довольно крупных города — Мокопане, Полокване и Луис-Тричард. Про них хочу рассказать особо, так как их история хорошо иллюстрирует идущую в ЮАР уже довольно давно кампанию по смене бурских наименований городов на африканские. Здесь, на севере страны, где белых меньше всего, эта кампания пока что имела наибольший успех.
Претория — Мокопане — Полокване — Луис-Тричард — Зимбабве
Город Мокопане раньше назывался Потхитерсрюс, в честь вождя буров Пита Потхитера. В 2003-м году власти переименовали город в честь короля Мгомбане, местного вождя, убитого белыми переселенцами.
Город Полокване раньше назывался Питербург, в честь вождя буров-вуртрекеров Петруса Жубера. В 2005-м году черные власти переименовали город в Полокване, что означает «безопасное место» на языке народа северное сото.
А вот с городом Луис-Тричард, тоже названным в честь одного из бурских вождей, у черных вышла осечка. Поначалу его тоже захотели переименовать — в Макхадо, в честь вождя народа венда. Однако выяснилось, что неподалеку уже есть одно поселение с таким именем. Власти обратились к его жителям, чтобы те изменили название на Дзанани. Жители согласились, но переименование опять не утвердили, потому что там уже было еще одно Дзанани. Дело пошло на следующую итерацию, и вскоре Дзанани стал Мпхепху, Макхадо — Дзанани, и в 2003 году Луис-Тричард наконец был переименован в Макхадо.
Однако дальше судебные битвы продолжились. Оказалось, что если для венда Макхадо был героем, то для народа тсонга он был кровавым диктатором, лишившим их родных земель. Тяжба продолжалась до 2007 года, в результате город Макхадо вновь, к радости белых жителей, вернул себе историческое имя Луис-Тричард.
Вобщем, вот так непросто живется в ЮАР сторонникам европейских названий городов.
А тем временем, территория ЮАР закончилась, и впереди нас ждал пограничный мост через знаменитую реку Лимпопо.
Приехали на границу ЮАР. Хаос начинается уже здесь. Заметьте - пока еще темно, но когда мы покинем ЮАР, то уже начнется рассвет.
Новый день начался с дикого трэша под названием «граница ЮАР и Зимбабве». Это словами не описать. Более бардачной границы я еще не видел. Челноки, мешочники, контрабандисты, менялы, хрен пойми кто еще, и при этом белых всего несколько человек. Наш автобус остановился позади огромной бесформенной кучи других таких же автобусов. Очередь? Не, не слышали… Отовсюду вылезали челноки и вытаскивали свои клетчатые сумки с товаром. Где-то вдали другие люди навьючивали огромные мешки на крыши своих машин.
На границе ЮАР и Зимбабве. Кругом дикий трэш и ничего не понятно. Слава богу, что хотя бы визы у нас сделаны заранее.
Народ готовится к досмотру багажа.
Клетчатые спекулянтские сумки готовят к осмотру.
На границе ЮАР и Зимбабве
На границе ЮАР и Зимбабве
Тут я решил выйти и поснимать весь этот караван-сарай хотя бы телефоном. Идея оказалась не очень удачной — в мою сторону с криками двинулся какой-то негр, пришлось резко скрываться в автобусе и больше не светить своей белой рожей :)
Вот это то самое фото, за которое я чуть не поплатился.
Как проходили контроль — тоже весело. Тетка в окошке смотрит паспорт — Эстония. Смотрит визу — Стокгольм. Это что, -говорит, -столица Эстонии? Нет, -отвечаю, -столица Эстонии это Таллин. А почему на визе написано — Стокгольм? Пошла к старшему выяснять. Рядом стоял какой-то западный европеец, которому визу делали прямо на границе. Ему тоже пришлось долго объясняться.
Но в итоге прорвались. И даже свой автобус нашли.
Выезжаем с пограничного пункта
Типичное зимбабвийское поселение
Зимбабвийцы на Мазде. Движение в Зимбабве — тоже левостороннее
Дороги в Зимбабве по сравнению с ЮАР сразу резко ухудшились. Каждые несколько километров стояли блок-посты с ожидающими на них жадными полицейскими и военными. Дорогу они перегораживали импровизированными барьерами, состоящими из двух бочек и воткнутого в них бревна. Мы с А.А. один такой сфотографировали, но бдительная девушка в форме, стоявшая перед автобусом, нас заметила и заложила начальнику. Тот ворвался в автобус и заставил идти с ним.
-А ну, покажите камеру! Зачем вы фотографировали полицейских? О, а это что? Наши ворота!
Я его успокоил, сказав, что их ворота меня не интересуют, а фотографировал я стоявший рядом баобаб. Других фотографий у меня, слава богу не было, пограничный пункт, откуда мы только что приехали, хватило ума не снимать.
Те самые ворота и тот самый баобаб
-Кто такие? Туристы? Из Евросоюза? -офицер был очень недоволен. Еще бы, приезжают тут всякие, фотографируют, а потом в своих бложиках клевещут на страну :)
Но упоминание Евросоюза, по-видимому, нас и спасло. Я, если честно, уже простился в душе и с фотоаппаратом, и с энной суммой денег, но офицер решил не связываться с такой известной структурой ;) и решил на первый раз нас простить, заставил только стереть кадры с бочками.
На зимбабвийской заправке
Приехав в Булавайо, до ж/д вокзала решили идти пешком, чтобы сразу понять, как устроен город. Город конечно несколько странный. При общей бардачности зимбабвийской жизни здесь невероятной ширины улицы и проспекты. А машин при этом немного. Вероятно, англичане строили город с расчетом на эксплуатацию природных богатств, думали, что это будет второй Йоханнесбург, но не свезло, и в последние десятилетия он пребывает в таком вот запустении.
Приехали в Булавайо, у этой церкви конечная остановка Greyhound
Привокзальная площадь в Булавайо с видом на электростанцию
На вокзал мы пришли часов в 12, надеясь заранее купить билеты на поезд. Ага, сейчас. Вокзал оказался заперт, на дверях висела бумажка, что кассы открываются только в 16:00. Пришлось опять идти гулять по широким проспектам:)
По улицам здесь гулять конечно забавно. Мы были едва ли не единственными белыми людьми в городе, что неудивительно. Белые сюда, судя по всему, приезжают только ради того, чтобы сесть на поезд и уехать к водопаду Виктория. Но в целом обстановка была вполне дружелюбной, агрессии со стороны черных не чувствовалось, а днем, при свете солнца, да еще и в тени цветущих деревьев, город и вовсе выглядел достаточно нарядно.
Широкие проспекты Булавайо
Вот оцените, где-нибудь в Азии улица была бы вся забита мотоциклами, велосипедами, торговцами, нищими, домашними животными и мусором — а здесь все прямо как в Европе.
Широкие проспекты Булавайо
Широкие проспекты Булавайо и модные местные жительницы
Как называются вот эти деревья с красными листьями?
Где-то в районе центральной площади зашли в какое-то сетевое заведение общепита, что-то типа KFC, взяли себе в дорогу еды. Что удивляет в Зимбабве — вроде считается, что страна совершенно нищая и отсталая, но при этом фаст-фуд совсем не дешевый, и за ним еще и стоит очередь местных жителей!
А вот главная достопримечательность Булавайо — это стоящая у самого вокзала адского вида электростанция с шестью чудовищного размера градирнями. Построена она была еще британцами в конце 1940-х годов. На тот момент ее установленная мощность была 120 МВт. Однако время шло и оборудование старело. В 1999-м году на электростанции была проведена модернизация, которая позволила сохранить ее мощность на уровне 90 МВт. Прямо скажем, немного для такого большого сооружения. Да и то, как сказано на сайте энергокомпании, в реальности в сеть выдается всего лишь около 30 Мвт.
А работает станция на угле. Поэтому, когда вы поедете на поезде, будьте готовы к тому, что в одном с вами составе поедут еще и несколько вагонов с углем:)
Пока бегал по площади и снимал электростанцию, поймал себе в глаз уголек, вылетевший, судя по всему, из ее трубы. Потом наверно целый час лил себе в глаз воду из бутылки, пытаясь его достать.
Как открылась касса, взяли себе билеты на поезд, причем сразу всё купе, чтобы никого не подселили. К этому времени к вокзалу подрулило некоторое количество белых туристов, так что к моменту открытия у кассы образовался небольшой ажиотаж. Но в итоге билетов всем хватило.
А в дорогу мы взяли с собой несколько бутылок вина, как проверенного южноафриканского, так и обнаруженного в булавайских магазинах зимбабвийского. Что интересно, при всем антиамериканизме президента Зимбабве Роберта Мугабе, в качестве местной валюты в стране используется американский доллар. Южноафриканский рэнд используется тоже, но в качестве разменной монеты — один рэнд идет вместо американских 10 центов.
А вот как мы ехали на зимбабвийском поезде — это достойно отдельного рассказа:)
ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬ ◄ НАЧАЛО ► По Зимбабве на поезде класса "люкс" ;)
Все части рассказа про поездку по югу Африки —
01. В Стокгольм, к зимбабвийцам
02. Йоханнесбург — музей апартеида и Крыша Африки
03. По Йоханнесбургу на красном автобусе || Претория — столица ЮАР
04. Зимбабвийская граница и широкие проспекты Булавайо || По Зимбабве на поезде класса «люкс» ;)
05. Водопад Виктория, или как нас не пустили в Замбию
06. Слоны, крокодилы и бегемоты в парке Чобе
07. Как мы чуть не убились по дороге в Ботсвану
08. Габороне — столица Ботсваны
09. По Кейптауну на красном автобусе
10. Кейп-Пойнт и Мыс Доброй Надежды
11. Наводнение на мысе Игольном
12. Найсна и Блоукранс — самая высокая тарзанка в мире
13. Парк Addo Elephant и плотина Gariep Dam
14. На машине по горному королевству Лесото
15. Долгая дорога от Лесото до Свазиленда
16. Песни и танцы в Свазиленде
17. Мапуту — самая коммунистическая столица
18. Жирафы, слоны, бегемоты и Пауль Крюгер
19. Каньон реки Блайд
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм