Мои рассказы о Вене:
Рождественская сказка у Венской Ратуши...
Вкус штруделя...
Моя прекрасная Вена... Часть I, кулинарная
Моя прекрасная Вена. Часть II. На старинной площади Ам-Хоф...
Моя прекрасная Вена. Часть III. Общие вопросы.
Моя прекрасная Вена. Часть IV. Средневековая Вена
Моя прекрасная Вена. Часть V. Императорская Вена – начало
Моя прекрасная Вена. Часть VI. Императорская Вена — окончание
Моя прекрасная Вена. Часть VII. Вокруг Ринга...
Моя прекрасная Вена. Часть VIII. На север от Штефанплац...
Моя прекрасная Вена. Часть IX. Nunc est bibendum! (Теперь надо выпить!)
Моя прекрасная Вена. Часть X. "Жил-был художник один..."
Моя прекрасная Вена. Часть XI. Жили-были Габсбурги...
Моя прекрасная Вена. Часть XII. В гости к Савойскому...
Странная штука путешествие. Сначала его долго вынашиваешь, прикидывая страну, время отпуска, финансы. Потом свои желания подгоняешь под суровые рамки своих возможностей. Потом начинаешь готовиться, погружаясь в историю, читая книги, вычерчивая маршруты и прогуливаясь по картам. Все это время посматриваешь на упрямые календари, совершенно не желающие расставаться с листочками-днями и не торопящимися приблизить желанный день. Путешествие начинается за порогом квартиры, через который ты выкатываешься с верным другом-чемоданом, мечтами, четкими планами и расписанным маршрутом. И первый день на новом месте — самый желанный и самый длинный день отпуска…
Потом все закручивается в вихре восторгов, эмоций, впечатлений и стойкого «Вау!», звучащего лейтмотивом прогулок по городу. И каждый новый день отпуска почему-то короче предыдущего, словно кто-то тихонько подворовывает у положенных 24 часов, сокращая сутки.
И наступает день, которому давно присвоено печальное имя «Крайний». Из дремучего суеверия, шаманских наговоров и колдовских напевов родилось это имя — грустное, потому что завтра ты уже будешь не здесь и оптимистичное, потому что крайний — это совсем не то, что последний. Согласитесь, как невыносимо грустно звучит:«Наш последний день в Вене-Париже-Нью-Йорке…" Нет уж, пусть он лучше будет крайним и оставляет надежду вернуться когда-нибудь, потом, может быть, не скоро, но обязательно!!!
Конечно, мы не откладывали Собор Святого Штефана на самый крайний день в Вене! В гости к Штефансдому мы ходили ежедневно, благо жили совсем неподалеку, видели его шпили едва выйдя из отеля, и вечером возвращаясь, снова заворачивали к Собору.
Потому что красивый. Потому что это История. Потому что символ не только Вены, но и всей Австрии. И просто потому, что так просто уйти от него оказалось почему-то очень сложным…
И вопрос, давно ставший привычным в любом путешествии: «Куда пойдем говорить городу: «До свидания!» в этот раз решился по умолчанию. Как и каждый вечер, к Штефансдому…
Кто не знает про эту площадь! «Нулевой километр», с которого берут начало все расстояния в Вене. Обязательное место для всех туристов и приезжают они сами, привозят их туристические автобусы или частные гиды — не так уж и важно. Но сюда приходят все, кто приезжает в Вену и как я подозреваю, сколько раз не прилетай в город, на Штефансплац ты вернешься в обязательном порядке!
Площадь маленькая, развернуться с фотоаппаратом негде, Собор упрямо не хочет помешаться в кадр и как ни крути, а приходится его снимать частями. В этой площади вся история Вены: когда-то было кладбище, стояла капелла Святой Магдалины, под площадью хранится капелла Святого Вергилия. Сегодня отался только Собор, древность которого ошеломляет поначалу и вызывает сомнения. Но заходишь раз, другой, третий и проникаешься его возрастом, начинаешь разглядывать следы эпох, отметки времени и потихоньку влюбляешься…
На месте собора, в 12 веке, была совсем другая церковь, сгоревшая во время пожара, настоящего бедствия тех далеких времен. В 14 веке герцог Рудольф Четвертый приказал строить на этом месте новый собор, якобы привидившийся ему в вещем сне. Вот с этого времени и ведет отсчет своим векам Собор Святого Штефана.
Во время Второй мировой войны Собор пострадал. Восстановлению помогала вся Австрия и это не забыто, а с благодарностью сохранено для истории: жители Бургенланда пожертвовали деньги на скамьи для причастия, Каринтия собирала средства на люстры, Нижняя Австрия — на каменный пол, Зальцбург — на ларец для святого причастия, Тироль — на окна, Штирия — на портал в «Воротах гигантов», Форарльберг — на места для сиденья. Восстанавливали Собор около семи лет, открытие состоялось 23 апреля 1952 года, в день освящения Собора, ежегодно празднуемого и сейчас. Отдельные работы по восстановлению реликвий Собора продолжались до 1960 года.
В 80-х годах начата полномасштабная реставрация Собора, продолжающаяся и сейчас.
Первой была построена Южная башня, самая высокая — 136,5 метров.
Выше ее в Вене строить соборы при Габсбургах было запрещено. На башню можно подняться, если хватит сил преодолеть 343 ступени. В награду — вид на Вену. Только прежде посмотрите на небо — низкие облака и тучи закроют все венские красоты от ваших глаз.
С Южной башни хорошо видна крыша собора, выложенная черепицей и расположенная под углом к горизонту в 80 градусов, чтобы дожди отмывали своими потоками узоры гербов Вены и Австрии, выложенные из 230 000 разноцветных черепиц.
Высота ее намного меньше, 68,3 метра. Башню так и недостроили.
Есть на это своя легенда. Говорят, что строительство башни было поручено одному мастеру. Чтобы поскорее завершить строительство, мастер заключил сделку с самим дьяволом. Но, как часто бывает, не сумел выполнить условия, поставленные ему сатаной, и башня обрушилась… Так и стоит Штефансдом в недостроенном варианте.
Время от времени возникают разговоры о том, что пора бы все же достроить и Северную башню, но венцы настолько привыкли к несимметричным шпилям собора, что активно выражают свой протест и, похоже, так и быть Северной башне недостроенной…
В Северной башне хранится самая главная реликвия — Пуммерин, самый большой колокол в Австрии, весом в 21 383 кг и больше трех метров в обхвате. Отлит колокол из 180 турецких пушек, после снятия осады города и окончательной победы над турками в 1683 году. В Европе он уступает только колоколу Кельнского собора.
Во время пожара 1945 года колокол упал и разбился. Осколки собрали, потом собрали средства на его восстановление, которое завершилось в 1952 году.
Звон Пуммерина можно услышать только в самые большие праздники — День освящения Собора (23 апреля), Рождество, Новый Год, Пасха — всего 11 раз в году. Звонил он и в день коронации нового Папы Римского.
В обычные дни звонят колокола Южной башни. Ежедневно используется 11 колоколов.
И по количеству звучащих колоколов можно определить значимость события. Если звонят в четыре колокола — начинается ежедневная служба. Десять колоколов — перед праздничной мессой. Одиннадцать — если служит архиепископ.
Всего Собор Святого Штефана имеет 23 колокола и для каждого свой час и свои задачи.
Есть колокола, звонящие только к утренней службе, есть те, что звонят только к вечерней.
Есть колокол, оповещающий о заупокойной службе — больше его не используют ни для чего другого!
Есть колокола, отбивающие время, их два — 15 и 18 века, они пережили пожар 1945 года без ущерба. Голоса у них удивительные и для меня Вена осталась в памяти тембром этих двух колоколов, отсчитывающих время моих венских каникул и неумолимо приближающих отъезд.
Но самый интересный колокол отбивает время закрытия питейных заведений — самый звонкий из всех колоколов собора!
Рассказывают, что на шпиле Собора и сейчас есть турецкое ядро, застрявшее в стене во время осады города турками. Вынимать ядро не стали, оставили на память потомкам и вроде бы можно его разглядеть и сейчас. Мне что-то не удалось это сделать, наверное, плохо приглядывалась…
ОргАны Собора.
В Соборе три органа. Самый большой имеет 125 регистров, 10 000 труб, 4 ряда клавиш и датируется 16 веком. Это самый большой орган в Австрии. Установлен в 1960 году, вместо уничтоженного пожаром 1945 года.
На ежедневных службах можно послушать «средний орган», что находится возле алтаря. У него 55 регистров и появился в Соборе он в 1991 году.
Готический орган, располагавшийся на северной стене, утрачен в начале 18 века. Сохранился постамент органа (пята). И портрет автора на стене, где он выглядывает из окна, в образе строителя Собора. В руках у него — циркуль и угольник. Подпись — «Мастер 1513 г."
В Соборе можно послушать службу: в будние дни она начинается в 7 часов утра, в выходной день — в 10 утра.
Досторимечательностей и исторических реликвий в Соборе так много, что хватит их на тысячу отчетов убористым подчерком! Правда, это не входит в мои планы, да и не настолько глубоко и тщательно я успела изучить Собор и его легенды.
Поскольку Собор стоит на площади, где всегда велась торговля, стены Штефансдома хранят отметки тех времен. Есть на стене эталон меры длины и эталон размера каравая. Каждый, кто сомневался в честности продавца, подходил с проданным ему товаром к эталонам, приклыдывал и выводил нечестного продавца, что называется на чистую воду. Эталон каравая вглядит просто кругом, который соответствует нужному размеру (между прочим, около 0,5 метра!), а эталон метра с той поры не изменился. Мошенников ждала быстрая и суровая кара. Нечестного на руку продавца быстренько сажали в корзину, вывозили на середину Дуная и сбрасывали. Выберется, выплывет — простят, нет — значит получил по заслугам. В Вене я осознала смысл привычного выражения «вывести на чистую воду» — вон оно что имелось в виду… Наказание нечестного продавца собирало большую толпу зрителей и тех, у кого репутация оказывалась «подмоченной» знали потом в лицо практически все покупатели рынка.
Есть внутри Собора «Кольцо спасения». Если преступник успевал добраться до этого кольца до того, как его схватили, то пока он держится за него, считали провинившегося неподсудным. Зачастую это была единственная надежда на спасение у очень многих неповинных.
Кафедра для проповедей.
Датитруется 16 веком. Украшена статуями четырех богословов, но меня привлеко не это — перила лестницы, ведущей на кафедру, украшены фигурками ящериц и жаб. Оказывается, жабы символизируют Тьму, а ящерицы — Свет. На самом верху лестницы сидит собака, не пускающая дальше жаб и ящериц. И дойдя до собаки, пройдя путь борьбы Добра и Зла, проповедь начинает читать совершенно очистившийся от зла и душевных противоречий священник.
Для того, чтобы звук был громче и усиливался естественным путем, кафедра прислонена к колонне, в центре главного нефа.
Под лестницей кафедры есть небольшая скульптура автора, «выглядывающего из окна».
Сокровищ в Соборе так много, что я даже не знаю, какие из них важнее!
Как врач, я начну с мощей Козьмы и Домиана, наших небесных покровителей и врачевателей. Как женщина, я вспомню мощи Святого Валентина, соединяющего сердца.
Но в Соборе есть еще и надгробие Фридриха Третьего, императора Священной Римской империи и короля Германии, принца и генералиссимуса Евгения Савойского, Герцога Рудольфа Четвертого. В склепе Собора хранятся внутренние органы 72 членов династии Габсбургов.
У надгробия Савойского висит деревянное распятие. У Иисуса на распятии растет борода. Волосы прошли уже не одну экспертизу, заключение всегда одно и тоже — волосы человеческие и не являются мистификацией. Растут они медленно, раз в год, в страстную пятницу их обрезают. Христиане всего мира считают это настоящим чудом и стремятся попасть к распятию, чтобы преклонить колена.
Есть в Соборе статуя Мадонны, датируемая 14 веком. И тут не обошлось без легенды!
Жила в Вене богатая графиня, настолько набожная, что построила свою часовню, в которой ежедневно молилась. Да и как ей было не молиться — стоило графине пропустить молитву, как в нее словно вселялся сам дьявол, настолько она начинала гневаться и устраивать разнос слугам. Однажды у графини пропала из запертой шкатулки жемчужное ожерелье огромной стоимости. Тут же была назначена виновная — бедная сиротка-служанка. Ни мольбы, ни слезы, ни клятвы в своей невиновности не тронули суровую графиню. Совершенно отчаявшись, девушка бросилась в часовню, прося Мадонну помочь ей спасти свое честное имя, а возможно и саму жизнь. Графиня сказала девушке, что ее Мадонна глуха к стенаниям и просьбам слуг. И случилось чудо — потеря нашлась среди вещей конюха. Прислуга была прощена, а Мадонну, помогающую слугам, графиня отправила в Собор. С той поры и до сего дня считается, что Мадонна — защитница и покровительница слуг.
Алтарь сердца Иисуса Христа.
Христос распахивает свой плащ, обнажая окровавленное сердце. Датируется 17 веком.
Винер-Нойштадский алтарь.
Готический алтарь, датируется 15 веком, выполнен из дерева. Расположен в «женском» нефе и назван по городу, в котором находился раньше. Создан по заказу императора Фридриха Третьего. Деревянные фигуры покрыты позолотой и изображают сцены из жизни Богоматери. В воскресенье створки алтаря открыты, в остальные дни — закрыты. Когда алтарь закрыт, можно полюбоваться фигурками 72 святых, выкрашенных в коричневый цвет.
Главный алтарь.
Выполнен из черного мрамора, датируется 17 веком. Считается что этот алтарь первый в Вене, выполненный в стиле барокко. Вокруг алтаря статуи покровителей Вены — Святых Леопольда и Флориана, Святых покровителей от чумы — Роха и Себастьяна, запрестольный образ запечатлил страдания Святого Штефана.
В Соборе находится 18 алтарей, есть еще алтари в капеллах.
Вход в Собор. В прежние времена открывался только для торжественных, парадных входов, когда Собор посещали короли и императоры. В обычные дни горожане попадали внутрь через обычные, боковые входы.
И тут не обошлось без легенды. По преданию, во время строительства фундамента Собора, раскапывая землю, рабочие нашли гигантскую берцовую кость мамонта. Размеры этой кости настолько впечатлили, что повлияли на название врат.
На стенах Штефансдома есть могильные плиты с того самого кладбища, что было в городской черте.
А вообще, и это не самое главное! Главное — в той удивительной атмосфере, которая царит в Соборе.
Старина, настоящая, истинная создает ощущение путешествия во времени. Особая духовность Собора, понятная и ощущаемая каждым посетившим его туристом, создает удивительную ауру. В Штефансдоме веришь в чудеса, всматриваешься в просветленные лики святых и стараешься стать лучше и чище. В этих стенах даже прожженный грешник старается грешить меньше, а отъявленный атеист уверует в Бога.
Сюда можно прийти, сесть в уголке и напрямую пообщаться с Господом, поведав ему о своих горестях и поделиться с ним радостями. Наверное, в таких храмах душе проще отчитаться перед Богом, общаясь с ним напрямую, без посредников.
В Собор лучше идти со знающим сопровождающим, даже я, будучи сторонницей самостоятельного познания мира, вынуждена это признать. Очень сложно было книжные знания сопоставлять с увиденными шедеврами Собора. Приходилось спорить, не соглашаться, внимательно разглядывать, возвращаться. И наши диалоги со стороны выглядели скорее всего, весьма потешно. Я не большой специалист в области католических святых, а здесь откровенно растерялась. Конечно, органы и витражи, главный алтарь и люстра — понятия доступные всем. Но разобраться, кто есть кто, оказалось невероятно сложно! Дело доходило до того, что кое-что приходилось фотографировать в надежде сравнить уже дома и все же удостовериться, кто оказался прав. Религия — наука серьезная. С историей мне разбираться намного проще!
Штефансдом — сердце Вены. И это не просто красивая и очень затертая фраза. Так и есть на самом деле! Он узнаваем, он посещаем, он неповторим. Венцы очень дорожат своим Штефансдомом. Все экскурсии включают его осмотр. И его старые-старые стены, гул колокола на башне, звуки органа, цокот лошадей, везущих фиакр с пассажирами — все это и есть Вена…
Вот, пожалуй, и все… Я хотела рассказать все, что знала. И ничего толком не рассказала!
Хотелось посмотреть в Вене как можно больше, не жалея ног и гуляя от рассвета до самого позднего вечера. А на самом деле мы так мало успели увидеть и список того, что хочется посмотреть еще, приятно длинный, внушающий надежду на новые путешествия в Вену…
Мне осталось сказать спасибо Вене, удивительному, неповторимому городу, принявшему меня и подарившему мне любовь к его улицам, дворцам, паркам, музеям, аллеям, памятникам, легендам, храмам…
Я хочу поблагодарить всех, кто читал мои отчеты и позволил еще раз вернуться в Вену и пережить мои венские каникулы заново…
Мне осталось сказать самое главное.
Вена удивительно комфортный город. Здесь отдыхает душа, затягивая свои раны. В Вене можно вылечить горе и боль, печаль и отчаяние. Вена обнимет за плечи, поведет по старинным улочкам, заведет в тот храм, который нужен именно вам, потом угостит вкуснейшим кофе, закружит в вальсе Штрауса, согреет свим теплом, угостит конфеткой, затащит на ярмарку. И вот тогда, потягивая горячий глинтвейн и болтая с Веной обо всем и ни о чем, вы неожиданно для себя поймете, что Вена самое лучшее лекарство от душевных хворей!
Правда, дорогое лекарство, особенно сейчас… Но ведь на здоровье не экономят, это я вам как доктор говорю!
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Самостоятельные путешествия