Самая новая часть императорской резиденции. Строительство начато в конце 19 века и закончено незадолго перед Первой мировой войной.
Здание было возведено лишь наполовину, успели построить только Восточный флигель, Западный так никогда и не построили… Падение империи Габсбургов помешело реализации проекта.
Выходим через ворота и перед нами Площадь Героев — Хельденплац.
Хельденплац — внешняя дворцовая площадь резиденции Хофбург. Постороена при императоре Франце-Иосифе, с нее планировалось начать постройку огромного Императорского форума. Но империя Габсбургов доживала последние дни, и грандиозным планам не суждено было сбыться, о чем лично я очень сожалею — Габсбурги сделали Австрию великой державой и было бы очень любопытно взглянуть на те их проекты, которые уже никогда не реализуются…
На площади Героев проводились военные парады.
Ограничена площадь зданием Леопольдовского корпуса и Нойербурга (Нового замка). Со стороны Рингштрассе — Воротами героев, по названию которых площадь и получила свое имя. Перед замком открывается прекрасный вид на здание Парламента, Ратушу и Бургтеатр.
Репутацию площади испортил всего один момент — выступление Гитлера 15 марта 1938 года, провозгласившего аншлюс Австрии и Третьего Рейха с балкона Нового замка.
В центре площади установлены памятники двум очень известным личностям.
Принц Евгений Савойский.
Француз, по матери — племянник Мазарини (его мать — племянница кардинала). Со стороны отца принадлежал к древнему роду Савойских и был правнуком савойского герцога Карла Эммануила Первого.
Его мать была изгнана из Франции (тому причиной темные делишки) и Евгений отправился на Великую Турецкую войну, защищать осажденную турками Вену, командуя полком драгун. После — освобождал Венгрию от турецких войск, за что в Будапеште ему стоит памятник на Будайском холме, о чем я рассказывала в своем отчете о Будапеште.
Евгений отличался беспримерной храбростью и редкой везучестью в бою, был смелым, талантливым и неординарным полководцем, неистощимым на неожиданные стратегические решения, умел расположить к себе солдат, и был ими безмерно уважаем за храбрость.
Именно он одержал блестящую победу над турками при Зенте, способствующую заключению выгодного для Австрии Карловицкого мира (самый конец 17 века).
Был главнокомандующим Италии в войне за испанское наследство.
Спас Австрию от опасности, в которой ее поставило восстание венгров и успехи французов в Баварии.
Воевал с герцогом Мальборо и одержал победу в битве при Гохштедте.
В начале 18 века воевал в Испании, где остановил герцога Вандома и способствовал освобождению Италии от французов.
Воевал на территории Франции — осаждал Тулон, взял Лилль, одержал победу при Мальплаке.
В 1714 году Савойский подписал Раштадтский мир.
Затем были победы над турками, нанесшие сушественный удар их могуществу в Европе.
В 1726 году принц Евгений заключил Венский Союзный договор с Россией.
Пользовался абсолютным доверием Леопольда Первого и Иосифа Первого. Карл Шестой относился к Савойскому не с таким доверием, но влияние принца сохранялось при дворе, и он участвовал в принятии всех важных государственных решений.
Дослужился до генералиссимуса.
Уволился из армии по состоянию здоровья, а вскоре и умер в возрасте 72 лет.
Имя Евгения Савойского увековечено не только в памятниках, находящихся в Вене и Будапеште.
Его имя носил дредноут австрийского флота.
В Третьем рейхе его именем была названа дивизия СС и тяжелый крейсер, а также танковая дивизия, их эмблема — символическое изображение всадника на коне.
В Италии его имя носил легкий крейсер.
Ряд дворцов в стиле барокко, построенных по его заказу, существуют и поныне, и самый известный — дворец Бельведер.
Его именем названо тропическое дерево, а эфирное масло, добываемое с этого дерева, так и зовется — эвгенола.
Про храброго принца сложили песни на нескольких языках.
Это — если писать о Евгении Савойском очень и очень коротко. Его жизнь, его таланты, его храбрость и его подвиги достойны более талантливого пера. А я просто восхищаюсь таким неординарным человеком, возле чьего памятника мне довелось постоять и выразить Евгению Савойскому все свое женское восхищение!!!
Эрцгерцог Карл.
Его памятник расположен напротив памятника Евгению Савойскому, тоже на Хельденплац.
Карл Людвиг Иоганн, полководец, эрцгерцог Австрийский, герцог Тевтонский, третий сын императора Леопольда Второго и Марии Луизы Испанской, 54-й великий магистр Тевтонского ордена.
Детство провел в Тоскане, по воле своего отца, Леопольда Второго, был усыновлен своей теткой, эрцгерцогиней Марией Кристиной и герцогом Альберт Саксен-Тешенским, не имевших собственных детей.
С детства страдал эпилепсией и был слаб здоровьем, но по воле своего дяди, императора Иосифа Второго, был определен в военные в возрасте пяти лет от роду и назначен командиром пехотного полка Его императорского величества.
Свою карьеру военного начал во время революционных войн в конце 18 века. Честно и храбро служил, продвигаясь по карьерной лестнице вверх, через несколько лет получил звание генерал-фельдмаршала и вступил в командование Нижнерейнскими, а затем и Верхнерейнскими армиями. Через некоторое время вынужден был по причине слабого здоровья отойти от военных дел, но после личной просьбы посланника из Вены, вынужден был вернуться в войска, заключил перемирие с французами и способствовал подписанию Люневильского мира. Был губернатором Богемии в течении 9 лет.
Провел реформу австрийской армии, за что ему собирались поставить памятник, как спасителю отечества, но Карл решительно отказался от этой чести.
Принял пост министра в образованном им военном министерстве в 1805 году, при этом продолжал сам участвовать в военных действиях.
Через год император назначил Карла военным министром с неограниченными правами, а потом и присвоил звание генераллисимуса. За время нахождения на посту Карл совершенно изменил австрийскую армию, провев в ней очень много прогрессивных реформ, способствующих усилению мощи и увеличению численности австрийской армии.
Победил войска Наполеона при Аспене, что было практически первым поражением непобедимого корсиканца.
Был нелюбим при дворе, часто встречал враждебное отношение к себе генералов армий и командующих. Его успехам в битвах часто мешала его нерешительность, отсутствие властности и мягкий характер.
В 1822 году унаследовал Саксен-Тешенское герцогство.
Умер в 1847 году, в возрасте 75 лет. Похоронен в императорской усыпальнице в церкви Капуцинов, в Вене. После себя оставил 7 детей.
Награжден высшим императорским орденом России — орденом Андрея Первозванного, был рыцарем Ордена Золотого Руна, Кавалер Большого креста Военного Ордена Марии-Терезии (Австрия).
После его смерти на площади Героев установлен памятник, на постройку которого ушло больше 7 лет.
Полк, шефом которого он был, носил имя эрцгерцога Карла до самой его смерти.
В честь Карла назван китайский цветок.
Бургтор.
«Врата замка» или «Врата героев». Первоначально были задуманы, как памятник битвы против Наполеона при Лейпциге. В воротах пять арок, средней могла пользоваться только императорская семья.
В 1933 — 1934 годах «Врата» трансформировали в мемориал австрийских солдат, павших во время Первой мировой войны, отсюда и второе название — «Врата героев».
После Второй мировой войны здесь же был установлен памятник в честь героев войны за независимость Австрии.
Через ворота Бургтор идем на площадь Марии-Терезии (Мария-Терезия плац).
В центре площади памятник (1888 год) «матери всех австрийцев» — Марии-Терезии, императрице, личности, индивидуальности, величайшей из женщин, любящей жене, строгой матери 16 детей… «Она делала честь своему полу и короне» — сказал про Марию-Терезию после ее кончины Фридрих Второй.
Мария-Терезия окружила себя умнейшими людьми, выдающимися государственными деятелями, храбрыми и мудрыми полководцами. Она тратила огромные деньги на развитие наук и искусств, на строительство дворцов, музеев, на укрепление могущества империи и отчаянно пыталась построить счастье своих отпрысков. И если как императрице, ей удавалось практически все, чтобы она не задумала, то счастье детей ей устроить так и не удалось…
Мария-Терезия была счастива, как женщина, всю жизнь нежно и преданно любила своего мужа, прощала ему все его грешки и закрывала глаза на его шалости с другими дамами. Да и родить 16 детей, совмещая этот процесс с абсолютным контролем за своим огромным государством — дело не шуточное. Мария-Терезия была великой женщиной, это бесспорный факт!
Работа над памятником императрице продолжалась почти 14 лет, затраты составили 820 тысяч гульденов, что было невероятно большими деньгами!
Мария-Терезия возвышается над площадью и над Веной, словно и сегодня все происходит под ее внимательным взором. Постамент памятника поднимает ее над толпой на 20 метров. Пышное парадное платье (после смерти горячо любимого супруга императрица не снимала траурных одежд), скипетр и свиток в руке — такой и должна быть настоящая императрица.
Чуть ниже — четыре фигуры, воплощающие добродетели императрицы — сила, мудрость, справедливость, сострадание.
Еще ниже — полководцы того времени, их кони готовы хоть сейчас броситься в самую гущу атаки и совершить подвиги во имя Марии-Терезии и отечества.
В самом низу, перед пъедесталом, стоят советники и государственные мужи того времени. Впереди всех — Антон Куаниц, граф, дипломат, государственный канцлер, умнейшая голова и воистину великий человек.
Справа — реформатор государственного управления граф Ф. Хаугвитц. Слева — Государственный советник лейб-артц Свитен. Сзади — князь И. Лихтенштейн.
В порталах и арках пъедестала памятника тоже великие люди эпохи Марии-Терезии: учитель, дипломат, государственный советник, придворный канцлер, правозащитник. Арки по бокам отданы деятелям искусства (Моцарт тоже не забыт!). Позади — военные генералы.
При жизни Мария-Терезия отмечала выдающихся людей, прислушивалась к умным головам и продвигала неординарных людей по карьерной лестнице. И после ее смерти самые талантливые личности того времени не остались забыты. Так и стоят они вместе — умная императрица и те, кто помогал ей править мудро и справедливо.
Про Марию-Терезию я расскажу как-нибудь в другом отчете о Вене, иначе этот я не закончу никогда…
Площадь Марии-Терезии спланирована в конце 19 века, когда проводилось устройство Ринга.
С двух сторон площади расположеы два музея, абсолютно симметричных и идентичных — с высоким куполом, с баллюстрадой, длинным фасадом, колоннами и пилястрами.
Музей природоведения («Натуральной истории), справа от императрицы, если стоять к ней лицом.
Это один из самых богатых и наиболее полных музеев такого рода в мире.
Музей Истории искусств — слева от императрицы.
В музее собрана одна из наиболее ценных художественных коллекций с мировым именем.
Оба музея построены в стиле итальянского ренессанса, в 1872 — 81 годах.
Пройдя через площадь и перейдя дорогу, мы попадаем в Музейный квартал — «Музеумсквартал».
Музейный квартал — крупный музейный комплекс, занимающий территорию 60000 квадратных метров. Главное здание квартала было построено в качестве придворных конюшен. После Первой мировой войны и распада Австро-Венгерской империи придворные конюшни перестали функционировать, имущество было распродано.
Первая выставка здесь состоялась в 1921 году, затем здания были перестроены и переименованы в Выставочный павильон. В 1985 году здесь проходил Венский фестиваль. В середине 80-х годов появились первые проекты музейного квартала, Строительство началось в 1998 году и завершилось в 2001.
На территории квартала расположены музеи.
— Музей современного искусства (МУМОК).
Коллекция музея включает в себя около 9000 произведений: картины, скульптуры, инсталляции, графики, фотографии, видео, фильмы, мебель, архитектурные модели.
— Музей Леопольда.
Это сокровищница венского модернизма, экспрессионизма и венской мастерской искусств. Один из самых посещаемых музеев, где собраны шедевры Климта и творения Шиле, уникальные экспонаты Венской мастерской искусств и шедевры всемирной истории дизайна.
По музейному кварталу можно гулять не один день — здесь рассчитать время совершенно невозможно!
Из музейного квартала мы выходим через арку и идем дальше.
Выходим на Бургассе и идем направо к Фолькстеатру.
Фолькстеатр основан в конце 19 века, расположен на Нойбау, по просьбе жителей Вены, в противовес Бургтеатру.
Театр был осонован с целью популяризации классических и современных пьес среди разных слоев населения. В его репертуаре как классика, так и современные произведения.
Идем дальше, по Беллариаштрассе, доходим до Ринга и выходим к Парламенту.
В Парламенте Австрии, с 1918 года и по сегоднящний день, заседает национальный и федеральный советы парламента Австрии.
Парламент находится на Рингштрассе, недалеко от Хофбурга. Можно посетить его с экскурсией.
Построен Парламент в конце 19 века, в стиле неогрек. Во время Второй мировой войны здание было сильно разрушено, но к 1956 году восстановлено после реставрационных работ.
В здании Парламента более 100 комнат: палаты Национального Совета, переговорные комнаты, библиотеки, гостиные, бары, спортивные комнаты.
В Парламенте проходят важные государственные церемонии, церемония принятия присяги президента Австрии, ежегодная официальная речь в Национальный праздник 26 октября.
Перед Парламентом стоит скульптура Афины-Паллады. У ее ног лежат четыре фигуры — четыре наиболее важные реки Австро-Венгрии: Дунай, Инн, Эльба, Влтава. Женские фигуры сзади — законодательные и исполнительные фигуры власти. Выше всех расположена Афина, богиня мудрости, с копьем в левой руке и Никой в правой. Зачем мудрости копье — мне совершенно не ясно, но с Никой — я согласна!
Установлены и статуи историков, символизирующие уроки прошлого, которые не стоит забывать.
Все греческие герои античности появились благодаря автору парламента, любившего и хорошо знавшего греческую историю и греческую мифологию. В Афинах есть его творения — Академия наук и Национальная библиотека. Своим самым лучшим творением архитектор считал именно Парламент Вены. По замыслу автора, при строительстве Парламента использовались материалы, поступавшие со всех регионов Австро-Венгерской империи.
От здания Парламента, перейдя дорогу (можно по преходу, а можно по самой короткой траектории, что мы неоднократно проделывали, к изумлению водителей до полнейшего их ступора — но иногда уставшие ноги просто отказывались делать несколько лишних шагов и наши раскаявшиеся лица служили извинением у шокированных невоспитанностью австрийских водителей. Мне сейчас стыдно за такое, но тогда сил на правила дорожного движения просто не оставалось — простите, пожалуйста…) мы выходим к Народному саду — Фольксгартен.
Рядом с Хофбургом, в 1820, году был разбит Народный театр на регулярный французский манер, на месте старого бастиона. Сейчас это самый старый из многочисленных садов и парков Вены.
Парк был предназначен для прогулок аристократии, здесь частенько давал концерты Штраус. Центральной точкой храма считается Храм Тесея, копия храма в Афинах. В нем часто проходят выставки современных художников.
В северной части парка установлен памятник императрице Сисси. Скульптура установлена по инициативе населения и открыта в 1907 году, в присутствии императора.
Фольксгартен был излюбленным местом прогулок императрицы Сисси.
Памятник Сисси удивительно живой — словно императрица присела на минутку и сейчас поспешит дальше. Красивая женщина, с одной стороны — баловень судьбы, с другой — очень несчастная. Невероятно скрытная, очень целеустремленная, бесспорно неординарная личность — Австрии везло на выдающихся женщин, может быть потому, что и Австрия сама женского пола?
Народный парк — место, куда со всего города приходят влюбленные и эта атмосфера парка чувствуется — очень романтическая и спокойная, душевная и приятная. Здесь словно собрались все века, пережитые Веной, чтобы посидеть в тиши аллей, поболтать о том — о сем, повспоминать и посудачить. Здесь так легко понять Вену, а поняв — в нее нельзя не влюбиться. Здесь все дышит историей и умиротворением. Здесь душа Вены…
Как бы ни хотелось погулять по дорожкам парка, надо идти дальше. По Ловельштрассе и Метастазиогассе мы отправляемся на Миноретенплац.
Церковь «Меньших братьев» — Миноритенкирхе.
Миноритенкирхе — одна из первых готических церквей Австрии. Заложена после пожара в 13 веке, датируется 14 веком. Основатель — чех Пржемысл.
Минориты — одна из ветвей ордена францисканцев, приглашенных в Вену герцогом Леопольдом Шестым Австрийским.
На стене внутри Миноритенкирхе сохранена фреска Святого Франциска Ассизского.
Удивительно красивы витражи церкви. Но главная достопримечательность — мозаика «Тайная вечеря», выполненная по заказу Наполеона в 1809 году. До отречения Наполеона мозаика не была закончена и ее выкупил его тесть, император Франц Первый, для выставки в Бельведере. Но это оказалось невозможным технически из-за оргомных размеров и веса мозаики (вес ее — 20 тонн). Мозаика состоит из 12 пластин, на которых расположены 10000 камней, размер некоторых не превышает нескольких миллиметров. Поадарил мозаику церкви император Фердинанд Первый.
Есть в Миноритенкирхе и еще она редкость — изображение Девы Марии Снежной, с которой связывают чудо появления снега (оригинал в Риме, в Санта-Мария Марджоре).
Есть в церкви статуя Мадонны из черного мрамора (14 век). У нее просят молодожены младенцев.
В капелле святого Антония много записочек с благодарностью за исполненное чудо. Антоний исцеляет больных, помогает путешественникам, помогает найти свою вторую половину, вернуть утраченные ценности, даже помогает выиграть в азартных играх.
Есть в Миноритенкирхе изображение Сальери, того самого, что-то ли отравил, то ли не травил Моцарта. Сальери написал музыку к оратории «Страсти Господа нашего Христа», за что и был увековечен.
Портал над входом украшен барельефами распятия Христа и изображениями Святых. С одной стороны женские, их возглавляет Мария Магдалена. С другой — мужские, с Иоанном Крестителем во главе.
А впрочем, и это не самое главное! Удивительно то, что находясь практически в самом центре туристических достопримечательностей, Миноритенкирхе совершенно не запружена толпой туристов. Она совсем не похожа на все, виданные мною раньше церкви — совершенно своебразная, строгая и вместе с тем, очень доброжелательная. Здесь хочется ходить неслышными шагами и разговаривать полушепотом. А еще лучше просто молчать. И смотреть. И слушать, о чем поведают эти древние стены. В одном я убеждена — церковь строили невероятно добросердечные люди, любящие всех и любящие жизнь — иначе от стен Миноритенкирхе не исходило бы столько добра.
Миноритенкирхе манила и не отпускала — я возвращалась к ней несколько раз и случись мне еще раз побывать в Вене — Миноритенкирхе будет обязательным пунктом моей программы. Не пропустите и вы это удивительное место, где время замирает и где так верится в добро…
По Миноритенплац выходим на Банкгассе и направляемся к Бургтеатру.
Придворный театр в Хофбурге, учрежден в середине 18 века императрицей Марией-Терезией. В конце 19 века переведен в новое здание на Рингштрассе.
Фриз фасада украшают статуи Бахуса и Ариадны, по центру возвышается статуя Апполона.
Во время Второй мировой войны здание театра было практически уничтожено бомбардировками. Восстановлено в 1955 году. В конце 20 века театр выдвинулся в число ведущих европейских театров.
Сегодня на сцене театра ставятся пьесы классической драматургии.
В паре шагов от Бургтеатра находися известное кафе «Лаундтманн».
Место знаковое, вкусное, красивое — почему бы и не зайти, чтобы попить кофе с съесть очередной десерт венских кондитеров? Про «Лаундтманн» я писала в своем отчете.
Через дорогу от Бургтеатра находится одно из моих любимейших мест в Вене — Венская Ратуша.
В конце ноября здесь гуляла и шумела Рождественская ярмарка (о ней я писала здесь) и было настолько празднично, весело, вкусно, атмосферно, что ноги сами выводили нас к этому месту за рождественским настроением, которого хватило очень надолго!
Венская Ратуша является новой, поскольку до конца 19 века городской совет размещался на Випплингерштрассе. Город расширялся и Старая Ратуша стала мала. Был объявлен конкурс на лучший проект, в котором сотязались 64 лучших архитектора. Победил Ф. Шмидт, уроженец Вены. Первый камень в строительство Ратуши заложили в 1873 году и через 10 лет Ратушу построили. На площади за Ратушей установлен памятник создателю Ратуши Шмидту.
Ратуша построена в неоготическом стиле. Фасад выходит на Рингштрассе и имеет три башни: ценртальную, высотой 105 метров и боковые, высотой по 61 метру. Центральная башня увенчана железной статуей «Стража Ратуши», высотой 3,5 метра, охраняющего покой и порядок в Вене.
Каждый этаж Ратуши имеет свою высоту, чтобы парадные и рабочие комнаты можно было легко распознать по их виду.
В Ратуше более 1,5 тысяч помещений, в том числе кабинеты бургомистра и муниципалитета и более 2 тысяч окон. Праздничный зал украшен фигурами прославленных горожан. В торжественном зале ежегодно проходят балы.
В Ратуше есть 7 внутренних двориков. В самом большом — Аркадном, ежегодно проходят летние концерты Венского музыкального фестиваля.
Перед Ратушей раскинулся парк в английском стиле.
Летом перед Ратушей проходят фестивали, работает Летний кинотеатр. Зимой проходит ежегодная Рождественская ярмарка, потом заливают гигантский каток.
Обычно все наши экскурсии по городу мы заканчивали у Ратуши. И это было очень красивое окончание очередного дня, полного открытий и знакомств с волшебной Веной!
Дальше мы решали по обстоятельствам — неспешно шли под яркими бабочками и прикидывали, насколько устали наши ноги.
Если ноги объявляли, что дальше они идти отказываются (и такое бывало!), мы шли к трамваю номер 2, садились на его теплые сиденья и торжественно объезжая половину Ринга, подъезжали к дому родному, которым нам стал отель за время наших венских каникул. Если ноги молчали про усталость-то короткой дорогой, по красивым ночным венским улицам, украшенным к Рождеству и полным туристов со всего света, мы неторопясь возвращались в полюбившийся нам отель.
Впереди нас ждал новый день и Вена готовила новые удивительные открытия…
Продолжение следует…
Теги:
Самостоятельные путешествия