Мои рассказы о Вене:
Рождественская сказка у Венской Ратуши...
Вкус штруделя...
Моя прекрасная Вена... Часть I, кулинарная
Моя прекрасная Вена. Часть II. На старинной площади Ам-Хоф...
Моя прекрасная Вена. Часть III. Общие вопросы.
Моя прекрасная Вена. Часть IV. Средневековая Вена
Моя прекрасная Вена. Часть V. Императорская Вена – начало
Моя прекрасная Вена. Часть VI. Императорская Вена — окончание
Моя прекрасная Вена. Часть VII. Вокруг Ринга...
Моя прекрасная Вена. Часть VIII. На север от Штефанплац...
Моя прекрасная Вена. Часть IX. Nunc est bibendum! (Теперь надо выпить!)
Моя прекрасная Вена. Часть XI. Жили-были Габсбурги...
Моя прекрасная Вена. Часть XII. В гости к Савойскому...
Моя прекрасная Вена. Часть XIII. Тайны Святого Штефана...
В Вене очень много знаковых мест и достопримечательностей, известных всем. Еще больше памятников, о которых большинство имеет весьма смутное понятие и плохо ориентируется в названии — в этом лично я не вижу ничего ужасного, нельзя знать все, мир огромный, и успеть изучить досканально историю государства, в котором собираешься провести несколько дней отпуска, просто нереально.
Но есть в Вене очень интересные достопримечательности, автора которых мало кто выговорит с ходу, но «в лицо» его творения узнают даже те, кто в Вене не был и лететь туда не собирается. Конечно, это я о Хундертвассере и его домах.
Его называют австрийским Гауди и помешанным, гением и слабоумным. Но толпы туристов, каждый день подходящие к его домам, чтобы посмотреть-пофотографировать и внести свои «шесть копеек» мнений и впечатлений — тот факт, который определяет популярность и знаковость места.
Вот и я очень-очень хотела увидеть воочию нашумевшее творение. Настолько хотела, что едва прилетев и бросив вещи в отеле, мы пошли к нему, к Хундертвассеру…
От остановки «Шведенплац», сев в трамвай номер 1, мы отправились на самое первое знакомство с Веной.
Доехали до остановки «Радецкиплац» и это не случайно.
Если вы хотите попасть непосредственно к дому Хундертвассера, то можно проехать чуть дальше, до »Хетцгассе», все на том же трамвае 1. Но мы сначала отправились к другой достопримечательности.
От остановки мы нырнули под виадук со стоянкой прокатных велосипедов.
А потом вышли на Левенгассе.
Мы шли к церкви Святого Отмара.
Церковь Святого Отмара построена в 19 веке. Высота башни — 80 метров и это пятая по высоте церковь Вены. Тоже не смогла пережить бомбежки Второй мировой и восстановлена была только в 60-х годах прошлого века.
Церковь очень красивая, жаль только, что оказалась закрыта, а еще раз пойти в эту сторону, мы так и не выкроили время.
Недалеко от церкви святого Отмара есть указатель, по которому легко сориентироваться, куда идти.
Поскольку мы сначала решили дойти до «Кунст Хаус», тоже Хундертвассера, то с Левенгассе повернули налево, на Криглергассе. По ней идем до Унтере Вайссгерберштрассе, где в доме номер 13 и расположен «Кунст Хаус».
Венский дом искусств, открыт в 1991 году, когда Хундертвассером был построен этот, второй по счету дом, именуемый еще «Черно-белым». Совсем новейшая история Вены, надо признать!
Раньше на этом месте была старая мебельная фабрика, производившая те самые знаменитые венские стулья. За два года Хундертвассер совершенно перестроил здание фабрики, в своем, совершенно уникальном стиле.
В доме нет прямых углов и прямых линий, те же яркие цвета и много-много окошек, к тому же с разноцветными стеклами.
В доме точно так же много деревьев, для некоторых отведены свои комнаты и деревья выглядывают из окошек, приветствуя проходящих мимо.
Здесь сложно найти стандарты и нормы строительства, да и не был Хундертвассер строителем, он был художником, мечтателем и видел все немножко иначе, вырвавшись их границ и рамок, принятых во всем мире.
«Венский дом искусств — это дом, где красота чинит препятствия, где исполняет самые активные функции, дом нерегламентированных неправильностей, неровных полов, деревьев-жильцов и танщующих окон. Это дом, в котором совесть человека чиста по отношению к природе»- и лучше самого художника описать этот дом сложно. Дом и правда танцует — приплясывают полы, и ты совсем не уверен, какое коленце выкинет пол за поворотом, на следующем твоем шагу. Хихикают пестрые окна — даже со двора пестрые, в искусстве не бывает мелочей!
Линии струятся, вьются, пересекаются, разбегаются и огибают колонны. Да и сами колонны лишены пафосности и помпезности, присущие их роду — словно собранные руками шаловливого ребенка, уставшего собирать пирамидку по порядку, указанному строгим родителем и сочинившим свое видение мира.
И столбики… Ну уж тут каждый волен думать в меру своего представления и своей фантазии!
Хундертвассеру не чужда была слава, да и сложно его обвинить в этом. Пританцовывая с фотоаппаратом вокруг дома, пытаясь хоть как-то «впихнуть» его в кадр и от отчаяния переходя к фотографированию малых форм и незначительных фрагментов, я увлеклась их разглядыванием. И неожиданно для себя нашла клеймо автора на кирпичах. Это приятно удивило и порадовало — как-то нигде я про это не прочла, готовясь к путешествию. А между тем, кирпичи на фасаде дома имеют клеймо в виде буквы «H» и «D» и австрийский герб, который повторяется и на колоннах (вполне допускаю, что герб может быть и венским — в геральдике я не очень сильна, забросила это увлекательное занятие еще в школе, о чем все время сожалею, ну да что уж теперь…).
С чистейшей совестью приписала открытие этих клейм своей наблюдательности, хотя скорее всего, я просто не встретила заметок про это.
В общем, бегая вокруг Кунст Хауса, я сильно жалела, что нет у человека крыльев или хотя бы телескопических рук — никак не хотело творение Хундертвассера втискиваться в тесные рамки фотокадра…
Отчаявшись добиться от дома и фотоаппарата согласия, я решила углубиться во двор, благо двери были открыты, заходить никто не мешал и народа вокруг тоже не было. Внутренний дворик умилил и порадовал одновременно! Разглядывая окошки, я почему-то вспомнила: «Когда б вы знали, из какого сора…" Но в самом деле, в ход пошло при строительстве все!
Обратите внимание, все бутылки разные — или цветом разнятся, или формами. Очень симпатично получилось и кто скажет, что это некрасиво?
Дом со двора выглядит ничуть не хуже, фотографировать его даже проще, а все причуды Хундертвассера на своих местах — даже разноцветные окна!
Вот когда я пожалела, что на дворе ноябрь, а не зеленый август! Как выглядит задумка неординарного художника в густой зеленой листве, я могла только представлять, а как бы хорошо было это просто увидеть! Кстати, во дворе есть то ли кафе, то ли ресторанчик — точно я не знаю, мы увидели всего лишь опустевшие столики и стулья.
Вошли мы и в дом. Само здание представляет из себя музей, где два этажа отданы под выставку работ самого Хундествассера, на постоянной основе, а еще два этажа — под временные выставки.
Чтобы ощутить все «прелести» жизни в доме Хундертвассера, многого не нужно. Мне хватило пройтись по полам первого этажа — по таким горным тропам я еще не бродила. Выражение «пол поднялся и двинул меня в нос» здесь можно испытать на себе буквально. Сделав шагов десять, я замерла на месте, отказываясь идти дальше — кружилась с непривычки голова и просто непонятно было, как рассчитать следующий свой шаг. Нет, с полами автор перестарался…
Конечно, картинка не передаст всего эффекта неожиданности, когда пол уходит из-под ног, а через пару шагов взмывает круто вверх. Но если постараться, меня можно понять.
На первом этаже есть сувенирный магазинчик. Самое примечательное в нем, надо сказать, это цены. Ну очень!!! высокие. И как бы это не объяснялось любовью к высокому искусству, мне показалось покупать там что-ибо излишним расточительством и неоправданным мотовством. Хотя симпатичное что-то найти было можно…
Походив-посмотрев все, что только можно посмотреть, мы поняли, что пора двигаться дальше, к самой главной аттракции — дому Хундертвассера.
Бросив еще один взгляд на «Кунст Хаус», мы пошли дальше.
Но прежде чем мы продолжим прогулку, я хочу добавить свои впечатления. Мне «Кунст Хаус» понравился! Есть в нем что-то такое, невероятное и незабываемое, удивительное и фантастическое! Сказать, что дом необычный, будет маловато — дом гениальный, в своей непохожести на все то, что строится вдоль наших улиц. Он совершенно не вписывается в императорскую Вену, где столько строгой или вычурной, но всегда классической красоты. Но разве так уж плохо, быть непохожим? И разве непохожих можно забыть???
Идем дальше. по улице Унтере Вайсгерберштрассе идем на юг, повернув от дома налево, до пересечения с Кегельгассе.
Дом Хундертвассера заметен издалека и своей пестротой, и толпами организованных туристов, гуськом спешащих посмотреть на чудо чудное и диво дивное. Пропустить этот дом, проскочив мимо — невозможно!
Но сначала вы увидите Хундертвассервиллидж.
На его стенах артгаллерея, которуя я с рассматривала с нескрываемым интересом.
Завернув за угол, вы и увидите сам дом, во всей его красе! Но и ложка дегтя тоже присутствует — невероятное количество туристов! Уж не знаю, какое количество автобусов с туристами припарковалось в тот день и час, кода мы подошли, но не то, что фотографировать, посмотреть нормально было просто невозможно. Пришлось принять стратегическое отступление в расположенный напротив дома Хундертвассервиллидж и погулять по его магазинчикам.
Хочу сразу всех предупредить — туалет там стал платным. Мы тоже читали, что все удобства «задарма», но изменились обстоятельства и жизнь туриста вздорожала. Потому дальше фонтана мы не продвинулись, хотя были планы и там пофотографировать (планов сделать то, зачем все туда идут у нас пока не было, так что огорчение было чисто эстетическое)…
Что я могу сказать о сувенирынх магазинах — дорого очень. Покупать сувениры там, я никому не посоветую, я и сама не люблю тратить деньги глупо, поленившись сделать пару шагов в сторону. Цены в Вене не самые гуманные, что ж пререплачивать? А посмотреть внутри было интересно. И опять кривые полы, спутанные линии, пестрая мозаика из маленьких плиточек и совершенно иное представление о доме…
Здесь есть и кафе, где можно перекусить все тем же штруделем и попить кофе. Может, есть и еще что выпить, но мы не вникали, не до того было…
Пока мы бродили, разглядывая стены и косясь на сувениры, туристические автобусы начали разъезжаться… И мы поняли, что пришла пора выйти из сумрака!
Дом Хундертвассера.
Сначала детали и подробности.
На Кегельгассе, дом 36–38, угол с Левенгассе, стоит странный дом. В нем всего 52 квартиры, но 250 деревьев и кустарников, 4 офиса, но 10 терасс.
Дом странный. И знаменитый на весь мир — второго такого просто нет и уже не будет.
Наверное, это дом будущего или дом-мечта, а может быть, дом-утопия. И кто-то скажет, что этот дом совершеннейшая ерунда. А кто-то замрет от восторга. И спорили, и спорят. И это первый признак настоящего таланта — его ругают, его хвалят, им восторгаются, его называют бездарностью или гением. И никто не молчит, потому что не может оставаться равнодушным!
Фриденсрайх Хундертвассер или Фридрих Штовассер (1927 — 1999), художник, архитектор и невероятно талантливый человек. Я даже допускаю, что он был гением, их всегда сложно понять и по достоинству оценить современникам. Для адекватной оценки должны пройти века и поменяться многие и многие поколения.
Его идеальный дом — дом-нора, безопасная, уютная, с окошками-глазами и травяной крышей. И в своих картинах, которые выглядят абстракцией, он изображал окна и дома.
Псевдоним художника в переводе звучит как «богатый миром». И это так, я спорить не буду. Он был не таким, как все и только потому, его называли странным. Он одевал разные носки и на вопрос — почему разные отвечал не менее сложным вопросом: «А почему нужно носить одинаковые?» И в этом была детская непосредственность. Моя дочь в совсем юные свои годы очень сетовала, что носки одинаковые, доказывая, что в разных и красивее, и веселее, да и спутать правую и левую ногу куда как сложнее.
И дома его, словно из детской книжки или детского альбома, где можно нарисовать то, что ты видишь, а не то, что тебе велят.
«Это велико и мало одновременно, упорядоченно и беспорядочно, соединяет черты венского стиля и в то же время далеко от него. Человека здесь встречают вода, деревья, краски, жизнь…« — так объяснял свой замысел сам Хундертвассер. И добавлял: «Это деревня из извести." Словно отбивался от нападок на свое детище и защищал его от критиков.
Он не любил прямых линий и углов — в доме их и нет. Неровные стены перетакают в неровные полы, а углы подоконников, дверей, окон — закруглены. В таком доме без углов мечтали бы жить все дети мира, или сейчас в углы за провинности не ставят, а просто лишают доступа к интернету? Я бы в таком доме долго не протянула — кривые полы довели бы меня до ручки гораздо раньше закругленных углов…
Дом-улитка — стоит только посмотреть на крышу, и вы сразу увидите гигантскую улитку, чей панцирь зарос зеленью. На крыше посажены кусты и деревья — человек должен жить в гармонии с природой и вернуть долги за погубленные насаждения.
Потому и в некоторых комнатах живут не люди, а деревья — это тоже задумка Хундертвассера.
И от гонорара, после завершения строительства, он отказался, заявив, что ему вполне достаточно счастья видеть на этом месте свой дом, а не что-нибудь привычно-уродливое!
Яркий фасад привлекает внимание издалека. Каждая квартира имеет свой цвет на фасаде. В доме нет одинаковых окон, различаются и формы, и размеры. Главное в доме не стены, главное в доме — окна, считал художник. И вывел свою теорию «Диктатуры окон и права их на самоопределение»! В его квартирах окон много, самых необычных форм. Можно долго бродить вдоль фасада, пытаясь найти одинаковые — занятие это бесперспективное, надо признать…
«Нельзя жить в одинаковых серых коробках! Это вредно для физического и психического здоровья!» — убеждал Хундертвассер своих оппонентов. Дома с упорядоченными линиями подобны концлагерю, считал он. Ну, не знаю, не знаю… Хорошо иметь свой замок или дом на роскошной лужайке, или даже виллу на Лазурном берегу… Но на пути мечте всегда стоит суровая реальность — за домом надо следить, держать его в порядке, убирать и создавать уют. Допустить до этого чужие руки — я так и не созрела до барства, да и кто ж так, как я, умеет мыть-стирать-глалить-готовить??? Поэтому в привычном доме жить проще, удобнее, да и дешевле… И мы живем так, как привычнее, даже не замечая, как обкрадываем себя…
Хундертвассер признавал за жильцами право изменить внешность Дома. С одной оговоркой — действует правило вытянутой руки. Высунувшись из своего окошка, можно рисовать, перекрашивать, наклеивать, писать, украшать там, куда дотягивается рука. «Каждый человек король в своем жилище!» — говорил художник. А король имеет право жить в своем собственном королевстве. И изобразил над каждым окошком корону…
Я представила, во что бы превратились наши дома, дай нам право вытянутой руки… Я бы первым делом расписала все лестницы многоэтажек, чтобы жизнь стала ярче и веселее и в окна между пролетами, вставила витражи, чтобы солнце рисовало картины на наших скучных серых ступеньках…
Пряничный домик, жилище гномов — что только не говорят про этот Дом! А если спорят, значит художник гениальный! И с этим уже не поспоришь…
Дом жилой. За каждой дверью — чья-то жизнь, чья-то судьба. Как живут люди, когда под окнами табунами ходят туристы и норовят сфотографировать каждое окошко и каждую дверь?
Говорят, что в этом доме люди не задерживаются надолго — кого-то выводят из себя кривые полы и отсутствие углов, кто-то не выдерживает жизни под прицелом туристических фотоаппаратов. Продавать квартиры нельзя, жилье муниципальное, раздается бесплатно — такое условие поставил художник.
Вот только выглядят эти яркие стены малость потрепано, на мой взгляд, и это очень и очень грустно. Слышала я, что венцы недолюбливают творение Хундертвасера, считают его неподходящим к роскоши дворцов.
Наверное, просто не ценят то, что имеют…
А Хундертвассер искренее любил купола-маковки и украшал ими свои творения.
У художника было любимое животное — улитка с домиком на спине и он всем про это рассказывал. Улитку повторил и в своем доме.
Свою жизнь художник закончил далеко от Австрии — в Новой Зеландии. И там он построил дом, где крыша переходит по бокам в холм, а на ней растет трава — себе Хундертвассер не изменял никогда.
Художник работал над дизайном государственных флагов, монет, почтовых марок. Он получил заказ на разработку нового дизайна автомобильных номеров, но это так и осталось проектом — представляете, какие фантастические номерные знаки были бы в Австрии!
Хундертвассер оформил фасад теплоэлекторцентрали в Шпиттелау, придорожный ресторан в Нижней Австрии, создал иллюстрации для Библии и она была опубликована, участвовал в строительстве деревни в Штирии, писал плакаты, графику, постеры.
Хундертвассер успел за свою жизнь реализовать множество проектов не только в Австрии (дома, церкви, музеи, торговые центры, целебные источники, больницы, фабрика и котельная, гимназия, детский сад, кафе и это далеко не все!)
Кроме Австрии, его творения живут в Японии, США, Израиле, Швейцарии, Новой Зеландии. И в Новой Зеландии он построил общественный туалет в Кавакава, с точно такими же колоннами на входе и вроде бы тоже бесплатный — таково было условие художника. И про это мне рассказвала рожденная в России, но живущая в Австралии знакомая, показывая фото со словами, «угадай, кто построил?» Угадала легко — рука автора видна.
Пока мы гуляли вдоль дома, разглядывая, фотографируя, удивляясь, споря друг с другом, соглашаясь и не соглашаясь, краем уха я слушала реакцию людей на увиденное. Поразило меня, как мало похвал звучало вокруг. И как много критики…
Да, ругать гораздо проще, да и эстетом прослыть можно. Но я всегда вспоминаю слова Джерома Джерома: «Оставьте критику профессионалам, их и так слишком много в пересчете на талантливых людей. Настоящий талант жаждет услышать похвалу, это его сподвигнет на новые шедевры, которые так легко разрушить бездарной и беспощадной критикой»…
Талант Хундертвасера подарил нам всем возможность попасть в сказку. И нам просто нужно сказать ему за это спасибо, наша критика для него уже не имет никакого значения…
Продолжение следует…
Теги:
Самостоятельные путешествия