Осмотрев мечеть короля Фейсала и побывав на смотровых площадках, что в горах Маргалла-Хиллз, дальше мы поехали в парк на холме Шакарпариан, что в самом центре Исламабада. Главная достопримечательность здесь — это так называемый Пакистанский Монумент. Он был открыт 23 марта 2007 года, в преддверии празднования 60-летия независимости Пакистана.
Монумент имеет форму распустившегося цветка. Четыре больших, сделанных из гранита лепестка символизируют четыре провинции Пакистана — Пенджаб, Синд, Белуджистан и Хайбер-Пуштуния. Три лепестка поменьше между ними — представляют территории Азад-Кашмир, Гилгит-Балтистан и федерально управляемую зону племен.
На лестнице у монумента
С западной стороны монумента установлена круглая смотровая площадка, впрочем, учитывая, что холм Шакарпариан не очень высок, виды оттуда так себе. Разве что уже упомянутый мной бизнес-центр The Centaurus можно увидеть — вон вдалеке они стоят, башни-тройняшки.
И, при достаточном приближении, мечеть короля Фейсала тоже видно.
А вот эта развязка называется Zero Point — как можно догадаться, отсюда отсчитываются все расстояния в Пакистане.
Вот он — самый центр Исламабада, на перекрестке рядом с холмом Шакарпариан
Панорама Пакистанского Монумента. Фото из интернета.
Пакистанский Монумент ночью. Фото из интернета.
С восточной стороны комплекса находится музей Пакистанского Монумента. Однако посвящен он вовсе не самому монументу и его строительству, как я предполагал изначально. Основная экспозиция музея рассказывает о том, как пакистанские мусульмане боролись за создание независимого мусульманского государства. Зайдем?
Это главный вестибюль музея, куда попадают посетители, войдя внутрь. И сразу видят портреты двух самых великих пакистанцев — Аллама Мухаммада Икбала и Мохаммеда Али Джинны. Именно эти два деятеля стояли у истоков создания независимого Пакистана.
Историческая экспозиция начинается с рассказа о том, какие цивилизации жили раньше на этих землях. Самой известной из них считается древнее царство Гандхара, буддийские памятники которого в Таксиле занесены в список ЮНЕСКО. Царство существовало на севере Индии примерно за 600 лет до нашей эры.
А потом в древнюю Индию пришел ислам. Исламский период в музее представляют вот эти трое деятелей.
Справа это Мухаммад ибн Касим (695–715) — полководец Омейядского Халифата. Под его руководством войска Халифата в 709 году завоевали Синд, а затем, поднявшись вверх по течению Инда, и Пенджаб. Так на индийский субконтинент впервые пришел ислам. Однако вскоре халиф Аль-Валид I умер, а пришедший к власти его брат Сулейман расправился со своими врагами, в числе которых оказался и Ибн Касим. Что удивительно, утверждается, что на момент смерти Ибн Касиму не было и 20 лет.
А слева — это Махмуд Газневи (998 — 1030). Он был падишахом государства Газневидов со столицей в афганском городе Газни. В 1001 году Газневи возглавил первый завоевательный поход в Индию, разгромив в битве под Пешаваром войска лахорского раджи Джайпала. В дальнейшем Газневи еще 16 раз ходил на Индию, захватив огромные территории.
Ну и третий деятель — в центре. Это Шер-Шах Сури (1486–1545), также известный как Шер-Хан. Про него я уже писал в рассказе про Форт Рохтас. По национальности пуштун, поначалу он был военачальником у первого падишаха Великих Моголов — Бабура. Однако после смерти Бабура в его империи начались междоусобицы, чем и воспользовался Шер-Хан. Разбив всех своих противников, включая и сына Бабура — Хумаюна — в 1539 году он объявил себя султаном большей части северной Индии. Однако спустя всего пять лет Шер-Шах погиб при случайном взрыве боеприпасов, и вскоре на престоле вновь оказался Хумаюн, продолжив династию Великих Моголов.
Но что при этом странно — из самих Великих Моголов никто персональной восковой фигуры в этом музее почему-то не получил, хотя все они тоже были мусульманами.
А вот эта композиция уже рассказывает о следующем периоде истории, когда Индия была захвачена войсками Ост-Индской Компании, а затем включена в состав Британской Империи. Тогда с англичанами воевали все, без различия национальности — и мусульмане, и индусы, и сикхи. Вообще страшно представить, сколько британцам пришлось воевать, чтобы покорить Индию. Тогда же начались и войны за Афганистан, который оказался для мировых империй просто заколдованным местом, и где войны продолжаются до сих пор.
Но к началу XX века Британская Индия подошла уже в условиях мира. Теперь борьба за независимость шла другими средствами — войны сменились политической борьбой. За независимость выступали обе крупнейшие религиозные группы Индии — и индусы, и мусульмане. В промежуток между двумя мировыми войнами сформировались две основные политические силы, боровшиеся за независимость — Индийский Национальный Конгресс Махатмы Ганди и Джавахарлала Неру и Мусульманская Лига, которую возглавил Мухаммад Али Джинна. И если ИНК выступал за единое с мусульманами государство, то Мусульманская Лига требовала создания для мусульман Индии отдельного государства, которое уже тогда получило свое название — Пакистан. Духовным лидером и идеологом создания Пакистана стал поэт, философ и общественный деятель Аллама Мухаммад Икбал — вот это он в музее.
Мухаммад Али Джинна выступает перед своими сторонниками.
В 1939 году началась Вторая Мировая Война. Британский вице-король объявил о вступлении Индии в войну на стороне метрополии. Воевать за интересы колонизаторов индийцы не хотели, справедливо полагая, что фашисты далеко и ничего плохого им не сделали, а вот англичане рядом, и угнетение с их стороны все как раз хорошо чувствовали. Британцам, чтобы удержать Индию на своей стороне, пришлось пообещать индийцам по окончании войны подумать о предоставлении им независимости. Тут и проявилась разница в подходах. В 1940 году в Лахоре лидеры Мусульманской лиги приняли т.н. Лахорскую резолюцию, в которой потребовали по окончании войны предоставить независимость мусульманским областям Индии и образовать отдельное государство Пакистан. При этом с началом войны Мусульманская лига решила встать на сторону англичан и поддержать их в войне, справедливо полагая, что чем раньше закончится война, тем раньше будет создан Пакистан. ИНК же выступил против войны, за что в 1942 году всех его активистов англичане бросили в тюрьмы. Так мусульмане получили несколько лет форы в борьбе за независимость не только от Британии, но и от будущей независимой Индии.
По окончании войны вице-королем Индии был назначен Луис Маунтбаттен. Ему было поручено договориться с индийскими лидерами не только о независимости Индии, но и о ее разделении на собственно Индию и Пакистан. Вообще, что бы тут ни говорили о том, что британцы специально разделили Индию, чтобы ее ослабить, эта версия фактами не подтверждается. Маунтбаттен докладывал в Лондон, что создать единую Индию никак не получается, и что если не будет Пакистана, то мусульмане восстанут. Как видим, десятилетия пропаганды за Пакистан со стороны Джинны и Икбала не прошли даром.
Сцена ниже демонстрирует, как проходили переговоры о разделении Индии. В центре сидит Мохаммед Али Джинна. Слева от него — британский вице-король Луис Маунтбаттен. Слева в тюрбане — лидер сикхской общины Балдев Сингх (1902–1961), он станет первым министром обороны Индии. У него за головой не попал в кадр лидер Индийского Национального Конгресса Джавахарлал Неру (1889–1964), он будет первым премьер-министром Индии. Справа в тюрбане — Сардар Абдур Раб Ништар (1899–1958) — один из лидеров Мусульманской лиги. За ним — другой соратник Джинны — Лиакат Али Хан (1895–1951), позднее он станет первым премьер-министром Пакистана.
Карта раздела Индии, предложенная лордом Маунбаттеном 3 июня 1947 года.
А вот здесь изображен еще один исторический момент. Мохаммед Али Джинна выступает на Конституционной Ассамблее 14 августа 1947 года, в день провозглашения независимого Пакистана. Слева от него в белом адмиральском мундире — последний вице-король Индии Луис Маунтбаттен. Интересная деталь — после провозглашения независимости формальным главой Пакистана продолжил оставаться английский король Георг VI. При этом Маунтбаттен хотел сохранить за собой пост генерал-губернатора, но Али Джинна этот пост ему не отдал. Пришлось Маунбаттену довольствоваться лишь должностью генерал-губернатора Индии.
Кстати, а вы знаете, почему независимость Пакистана провозгласили 14 августа, а независимость Индии — 15 августа? Это было сделано для того, чтобы британский наместник Маунтбаттен смог присутствовать на обеих церемониях!
А женщины, сидящие рядом слева, это Фатима Джинна (1893–1967), сестра и соратница Али Джинны, и Эдвина Эшли, в замужестве леди Маунтбаттен (1901–1960), жена Луиса Маунтбаттена и последняя вице-королева Индии. Вот на этом видео можно увидеть изображенную в музее сцену —
А теперь главный вопрос. Выиграл ли Пакистан от того, что стал независимым государством? Вопрос неоднозначный.
Начнем с того, что если в основу государства кладется религия одной из групп населения, это как правило означает, что в этом государстве начнут подавлять все другие религии. Так оно и случилось в Пакистане. Сколько сейчас осталось индусов, христиан и сикхов в Пакистане? Ничтожный процент. А в той же Индии до сих пор живет 14% мусульман. Посчитайте, сколько это будет от 1.25 млрд человек — это же еще один Пакистан внутри Индии! Интересно, где мусульманам лучше живется, тут или там?
А после провозглашения независимости и в Индии, и в Пакистане наступил переходный период под формальной властью британской короны. И если более населенная и гораздо более сложная в этническом плане Индия завершила написание конституции и стала республикой уже в 1950 году, то в Пакистане этот процесс затянулся до 1956 года. Что-то мусульманам мешало!
А еще после установления независимости тут же начались индо-пакистанские войны. Делить Пенджаб и Бенгалию пришлось буквально по-живому. Сколько там было убито народа при размежевании — до сих пор никто не считал, поговаривают, что около миллиона.
Тогда же по признаку религии стали делить и Кашмир. Махараджа Кашмира Хари Сингх был индусом, большинство жителей — мусульмане. К кому присоединить территорию? Началась Первая индо-пакистанская война, по итогам которой Кашмир поделили пополам. При этом индийцы считают, что северную часть оккупирует Пакистан, а пакистанцы считают, что южную часть оккупирует Индия. На картах так и пишут.
Хари Сингх (1895–1961), последний махараджа Джамму и Кашмира. Странно, что с такой фамилией он не был сикхом.
В 1956 году Пакистан наконец стал республикой. Но уже в 1958 году в результате военного переворота власть захватил генерал Мухаммед Айюб Хан. Для сравнения — в той же Индии за всю ее историю я что-то военных переворотов не припомню. В 1965 году Айюб Хан начал Вторую индо-пакистанскую войну за обладание Кашмиром, но она пошла неудачно, юг Кашмира остался за Индией. Но зато при Айюб Хане построили новую столицу — Исламабад. На фото — Айюб Хан вместе с президентом США Джоном Кеннеди.
В 1969 году новый военный переворот — власть взял еще один генерал — Яхья Хан. Демократия? В Пакистане об этом и не слышали. Не прижилась демократия у мусульман! У них же какие примеры в истории? Арабский Халифат, завоевательные походы, уничтожение неверных и т. п. Вот для чего нужно независимое государство! Не для того, чтобы мусульманам свободно молиться, а чтобы навязывать правильный шариат другим! На фото — генерал-президент Яхья Хан и Ричард Никсон
А еще, когда создавался Пакистан, он поначалу состоял из Восточного Пакистана и Западного Пакистана. Последний — это часть Бенгалии, нынешний Бангладеш. Так вот, в независимом Пакистане бенгальцев, а они составляли половину всех жителей страны, все время подавляли и унижали. Как там Джинна в своей речи 1947 года говорил? Типа в Пакистане все граждане будут свободными, правовое государство, ля-ля-ля и т. п. Но Джинна умер на следующий год — и об этом забыли. Бенгальцев подавляли и в 1950-х годах, и потом. Пока в 1970 году, доведенные до отчаяния нищетой и репрессиями правительства, они не подняли восстание. Восставших поддержала Индия, и отсюда — Третья индо-пакистанкая война. Эту войну Пакистан с треском проиграл. 90 тысяч одних только пленных и снова распад страны с образованием независимого Бангладеш.
После этой войны на некоторое время в Пакистане появляется популярный политик, демократически избранный на выборах — Зульфикар Али Бхутто.
Но уже в 1977 году его свергает очередной генерал — Зия-уль-Хак.
Приписав Бхутто якобы заказанное им убийство политического противника, Зия-уль-Хак расправился с ним, а в стране начал кампанию по исламизации. Вот казалось бы, страна уже и так мусульманская, куда же еще больше исламизировать? А ведь как рассказывают, до этого в Пакистане любили весело проводить время хиппи из западных стран! Можете себе представить это? А вместо этого генерал начинает внедрять повсюду шариат, а в Афганистан, где произошла революция, начинает засылать боевиков, чтобы и там установить исламский режим. Советское вторжение — это уже была попытка остановить скатывание Афганистана в средневековое мракобесие. Но не вышло. Как в итоге сейчас живет Афганистан — вы примерно знаете. Сам же Зия-уль-Хак своей смертью тоже не умер — погиб в авиакатастрофе. По одной из конспирологических версий — якобы устроенной советской разведкой.
Дальше в Пакистане с демократией по-прежнему не складывалось. Некоторое время страной руководила дочь убитого Зульфикара Али Бхутто — Беназир Бхутто.
Потом свергли и его. Беназир Бхутто, по-прежнему популярная в народе, пыталась вернуться во власть, но ее взорвали на митинге в городе Равалпинди. В том же городе, где в тюрьме казнили ее отца. И в том же городе, где в 1951 году застрелили и первого премьер-министра Пакистана — Лиакат Али Хана, того самого, что выше сидел за одним столом с Джинной и Неру.
С флагом — Лиакат Али Хан в музее Пакистанского Монумента
Вобщем, как мне кажется, Пакистан, добившись независимости, лучше и свободнее жить не стал. Та же Индия, несмотря на все свои проблемы, демократическим государством считаться может, а вот Пакистан — увы. Ну и по уровню ВВП на душу населения Индия Пакистан также опережает.
Если кому интересно, то вот вам ссылка на хороший документальный фильм о взаимоотношениях Индии и Пакистана и о трех войнах между ними — Первая часть || Вторая часть
Мы же направимся в парк, что неподалеку от Пакистанского Монумента.
Парк разбит на месте, где 24 мая 1960 года фельдмаршал Мухаммед Аюб Хан, тогдашний президент Пакистана, утвердил детальную планировку будущего Исламабада. В честь этого события здесь установлен памятник.
А чуть подальше расположился сад, где лидеры иностранных держав, посещающие Пакистан, сажают деревья. Такую традицию здесь установили практически сразу после основания новой столицы — первое дерево здесь 21 февраля 1964 года посадил китайский премьер Чжоу Эньлай. Так, по крайней мере, написано в сети. Хотя вот мне показалось, что я там видел и табличку с именем президента США Джона Кеннеди, который был убит еще в ноябре 1963 года. Но, возможно, я и ошибаюсь.
В 1968 году в ходе своего визита в Пакистан посадил свое дерево и советский глава правительства Алексей Косыгин. Вообще, надо сказать, в те годы советско-пакистанские отношения находились наверно на своей высшей точке. Особенно если вспомнить, что Вторую Индо-Пакистанскую войну в 1966 году завершил мирный договор, подписанный обеими сторонами в СССР — Ташкентская декларация. А мы-то привыкли, что СССР с Пакистаном все время враждовал.
Тут нам надо было уже уезжать, но у автобуса нас ждал вот такой аттракцион. Я вообще обычно никогда не даю деньги всяким уличным музыкантам или фокусникам, но тут был особый случай. Как потом оказалось, в Исламабаде это достаточно популярный способ зарабатывания денег на туристах. Берут обезьяну и бреют ее так, чтобы она больше походила на человека. Потом обезьяну дрессируют, чтобы она могла выделывать всякие фокусы. К примеру, эта, в числе прочего, ходила на задних лапах, а передней лапой как-будто бы отдавала честь. Это смотрелось настолько удивительно и странно, что пройти мимо было никак не возможно. А хозяин ходил вокруг и приговаривал —
— Подходите, смотрите, вот он ходит «лайк э джентырьмен» :)
Под конец обезьяна, взяв жестяную банку, стала обходить всех, требуя деньги за представление. Ну заслужили:)
А уже вечером, гуляя у этнографического музея Lok Virsa, мы увидели еще одну такую остриженную обезьяну, смешно позировавшую в темных очках:)
Вообще, если вы любите музеи, то Лок Вирса несомненно заслуживает внимания. Там представлены сцены из жизни разных народов, составляющих Пакистан, их костюмы, ремесла, произведения искусства. А на лужайке перед входом установлен один из знаменитых расписных грузовиков, которые тоже уже считаются частью культурного наследия Пакистана:)
Вобщем вот такой он — туристический район Исламабада на холме Шакарпариан. А дальше мы поедем на озеро Раваль и в Равалпинди — город, где убили трех пакистанских премьер-министров.