Всю дорогу до Читрала — 470 км — за один день мы, разумеется, не осилили. После всех вчерашних приключений на ночь мы остановились вот в этом мотеле сети PTDC. Поселили нас, правда, в подвальном помещении, где обычно спит прислуга, а некоторые так и вообще предпочли провести ночь в кресле прямо в холле. Наш же водитель, как я уже писал, вынужден был ночевать в автобусе, который остался стоять на узкой дорожке над обрывом. И что там у него произошло — мы узнали только утром.
Как рассказал Паша, по этой узкой дорожке ехали какие-то военные, и наличие на ней нашего автобуса их очень рассердило. Они наорали на Рафи, что если он сейчас не уберет автобус, то они его просто столкнут в пропасть, и им за это ничего не будет. Делать нечего, и Рафи попытался пересечь ту бурную речку, из-за которой мы собственно и застряли. Разумеется, без полного привода проскочить камни не удалось, и автобус застрял посреди потока.
Пришлось звать на помощь. Разбудили всех окрестных мужиков, вызвали трактор и — машаллах — автобус через бурлящую речку перетащили. Правда в процессе там что-то оторвали, так что утро началось с поездки в авторемонт.
Городок, напомню, назывался Мастудж — Mastuj.
Вообще, если судить по карте, трасса на Читрал должна была пересекать реку за несколько километров до Мастуджа.
Однако мы вчера, проезжая там в темноте, никакого поворота на мост как-то не заметили. Вместо этого сегодня Рафи уверенно повез нас вперед, через сам Мастудж. По-видимому, он уже успел расспросить про дорогу у местных и знал, куда едет.
Городок обычный — мужики не то заняты торговлей, не то просто сидят и общаются:)
Но вот последние строения остаются позади
А мы, проехав по мосту, оказались на другой стороне долины реки Ярхун.
Долина невероятно живописная
Вот бы еще здесь и дорога была хорошая
Но вместо этого грунтовка стала забираться куда-то в горы
И поднявшись наверх, начала огибать скалу
Это я высунулся из окна и заснял то место, где мы только что проехали
А до Читрала, я напомню, осталось проехать еще примерно 120 км. Если дорога всю дорогу будет такая, то мы же целый день будем по ней ползти!
Вот хорошо этому местному жителю — он никуда не торопится:)
Тут мы подвезли возвращавшихся из школы местных ребятишек
Несмотря на то, что кругом такое захолустье, дети все же учатся. Хотя девочек уже с ранних лет приучают заматываться в платки.
А дальше пошли совершенно умопомрачительные виды. Вот только интересно, каково жить в деревне вот в таком вот месте? Сорвется лавина наверху — внизу же потом костей не соберешь.
Техника здесь работает суровая, но зато надежная
Еще одна деревня. Серпантин там справа ничего такой. Кстати, что я еще тут отметил. Во многих местах на склонах гор заметны как будто прогрызенные тропинки, где максимум, что пройдет — это навьюченный осел. Как сказал Паша — это якобы все, что осталось от древнего Великого Шелкового Пути. Хотя я конечно не верю в это — в таких горах любая тропинка будет разбита и засыпана очень быстро. Да и какой смысл карабкаться по таким кручам, если можно идти вдоль русла рек, где места всяко больше?
А дорога после Шандурского перевала постепенно спускалась вниз в долину
А позади оставалась вот такая безумная красота
Основной вид транспорта на здешних «дорогах смерти» — вот такие джипы
Джипы здесь выступают в качестве эдаких маршруток, которые перевозят все — и пассажиров, и коз, и всевозможный груз. Вот как в данном случае — трубы. Правда водитель оказался вредный — не захотел на узком участке нас пропустить, так что мы предпочли выйти и пройти этот участок пешком, пока Рафи там с ним разъезжался.
А вот так мы пересекали горные притоки. Поскольку в широком месте пришлось бы строить капитальный мост, то дорога огибает русло до тех пор, пока его не смогут уложить в обычную трубу. Вот через эту трубу переезжаем и по другом берегу возвращаемся на основную трассу.
Это конечно видео не из нашей поездки, но временами было весьма похоже:)
Так со средней скоростью примено 20 км/ч мы проехали около 50 км. И тут, какая радость, за 70 км до Читрала, вот как раз за этим мостом, начался нормальный асфальт. Ура, мы спасены!
Ехать по асфальту — какое же это удовольствие!
Красивое лицо — хорошая рекомендация. Не знаю, что должен значить этот девиз на кузове самосвала:)
А вот и наши старые знакомые — расписные грузовики. На «дороге смерти», по которой мы только что проехали, их как-то видно не было.
И вот мы въезжаем в Читрал — самый большой город в этой части Пакистана
Город красиво расположен на берегу горной речки
И тут Паша снова не очень удачно заикнулся о том, что город Читрал известен тем, что здесь проводятся матчи по игре в поло, и что якобы как раз сейчас там должен быть праздник. Ну и женщины опять накинулись на Пашу. А во сколько начнется праздник? А мы пойдем на поло? А мы увидим игру? Но никакого праздника в Читрале мы разумеется не застали.
Зато увидели вот такую историческую мечеть в могольском стиле
А рядом было большое открытое пространство, где пацаны гоняли мяч. Но кто знает, может здесь и в поло играют?
Как я всегда отмечаю, и может кто забыл об этом, но Пакистан — это военно-полицейское государство, где все спецслужбы помешаны на безопасности. А значит, въехав прошлой ночью в провинцию Хайбер-Пуштуния, мы должны были снова здесь зарегистрироваться. Так что пришлось еще около часа просидеть в полицейском участке, пока у многочисленных тамошних чекистов наконец дошли до нас руки. И тут я подумал, что конечно хорошо, что мы решили ехать с опережением графика. Вот если бы мы соблюли тот график, то в Читрал приехали бы уже затемно, а в полицию пришлось бы ехать с утра. К каким бы калашам мы тогда успели? Так что, как ни крути, а в ночных приключениях явно был некий смысл.
Тем более, что с поездкой к калашам возникли непредвиденные сложности. Там то ли мост где-то снесло, то ли отель затопило, где мы должны были жить, в итоге Паша сказал, что нам на нашем микроавтобусе туда не доехать, и надо искать джип. Искать мы его поехали в горный поселок Аюн, что в нескольких километрах к югу от Читрала.
Вот такие колоритные ребята там живут:)
Вскоре Паша нашел джип. Мы оставили Рафи в Аюне сторожить наши вещи, а сами на джипе отправились в деревни к калашам.
Какая там была дорога — это словами не описать. Тут еще как раз начало темнеть, и уже в сумерках мы пересекли вот такой чудный мостик:)
Про поездку к калашам будет еще два рассказа, потому как мы ездили в две долины, и фотографий получилось много.