Познакомившись с загадочным народом калашей в долине Бумбарат, во второй половине дня мы направились в другую долину — Румбур. Там, судя по рассказам, тоже намечался праздник. Правда, если честно, ехать туда не очень хотелось, поскольку на калашей мы уже насмотрелись, а остаток светового дня хотелось потратить на то, чтобы преодолеть хотя бы часть ужасных горных дорог, что ожидали нас дальше. Но женщины заявили, что к калашам надо ехать обязательно!
В итоге мы оказались на той самой развилке у адского вида мостика, что мы уже преодолевали вчера
Напомню, если поехать от этого мостика налево, то попадешь в Бумбарат, а если направо — то в Румбур
Пока Паша думал, на чем нас везти в этот Румбур, к перекрестку подъехал голубой джип с веселой компанией пакистанцев. Ну, это они такие веселые, потому что еще не знают, что примерно через пять секунд к ним в кузов запрыгнут семеро полоумных туристов вместе с гидом:)
Все происходило так. Увидев одну иностранку, пакистанцы радушно предложили подвезти ее. Следом за ней посадили и остальных женщин. А потом Паша сказал прыгать и остальным. В итоге набились мы в этот джип, как сельди в бочку.
Что там была за дорога — это просто ужас. Поскольку ехали мы стоя, приходилось, во-первых, держаться за поручни, чтобы не вылететь из кузова из-за тряски. Во-вторых, надо было следить, чтобы нависающие над дорогой скалы не опускались бы над машиной слишком низко, а то об них можно было легко расшибить голову.
В отдельных местах дорога была настолько сложная, что приходилось вылезать и идти пешком
Машины же в это время преодолевали горную речку налегке
Джипы переправу проезжали довольно легко
Но было много и обычных машин, пренебрежительно называемых «пузотерками».
Вот им по этой дороге пробраться было непросто. Достаточно вспомнить, как одна такая машина накануне вечером никак не могла преодолеть довольно скромный подъем. Мы из-за нее еще тогда не смогли доехать засветло!
На переправе — микроавтобус. Смешной такой - высокий и короткий :)
Дальше дорога выглядела вот так. Она довольно высоко забралась в горы, но как при этом разъезжаться со встречными — было непонятно
И когда встречная машина нам таки встретилась, пришлось снова выгружаться из кузова и идти пешком. Вместе со всей толпой пакистанцев:)
Уже уйдя далеко вперед, я издалека заснял, как два джипа стояли друг против друга, все еще решая, как они будут разъезжаться.
Решали они довольно долго. Я уж думал, что так и придется пройти оставшиеся несколько километров пешком. Но затем наш голубой джип нас нагнал, и мы снова поехали в его кузове.
И вот мы снова у калашей, на этот раз в долине Румбур
Теперь калаши уже не так сильно оторваны от окружающего мира, здесь используются современные средства связи:)
Поначалу было не совсем понятно, где проходит праздник. По всему выходило, что нам надо подняться на самую высокую точку деревни.
Там, на горе, находится вот такой крытый павильон, где и происходят торжества. Когда мы пришли, веселье было в самом разгаре. Женщины в своих ярких платьях вовсю крутили хороводы.
Тут я по лестнице забрался еще выше. Отсюда вся долина была как на ладони. И раз уж мы оказались в таком месте, поговорим о высоком.
В основе всей калашской философии лежат два понятия - онджеста (onjesta) и прагата (pragata). Первое - это положительная энергия, второе - отрицательная. Мир не может быть только положительным или только отрицательным, это как два полюса магнита. Единственное - положительную и отрицательную энергии следует разделять. По легенде, Нангар Дехар, великий шаман народа калашей, запустил в небо две стрелы - черную и красную. Место, куда упала черная стрела, стало жертвенным алтарем и средоточием энергии онджеста, туда могут заходить только мужчины. На месте же, куда упала красная стрела, построили башали - дом, куда уходят женщины в момент наивысшей нечистоты - в момент родов и во время месячных. Башали - это средоточие энергии прагата, там нельзя появляться мужчинам. Вообще у калашей все вещи относятся либо к одному понятию, либо к другому. Святые места, а также вода, вино, мужчины и козлы - это онджеста, или положительная энергия. На другом полюсе - женщины, курицы и мусульмане - это прагата. Не спрашивайте, почему так отнеслись к курицам - я не знаю :)
Кстати, в прошлой части меня спрашивали, а как калашские женщины одеваются в обычной жизни? Вот на этих фотографиях, что я нашел на сайте английской Guardian, представлена та самая школа, что функционирует в культурном центре Kalasha Dur.
Как видно, и калашские девочки, и учительница одеты в те же самые цветастые платья. Ну если конечно они не переоделись ради фотосессии :)
Еще одна фотография из Guardian. Это калашское кладбище. Еще не так давно умерших здесь не закапывали в землю, а просто оставляли тлеть в открытых гробах.
А это могила некоего испанского зоолога, который жил в калашской деревне, но потом был убит при невыясненных обстоятельствах. Пакистанские власти потом заявили, что он был шпионом. Фото тоже из Guardian.
Но вернемся обратно на праздник к калашам
Снова вставлю свое видео, объединяющее съемку в обеих долинах. Фотографии не передают всей атмосферы, так что обязательно посмотрите и видео тоже.
Пока шли танцы, я старался поснимать местных жительниц в национальных костюмах
Было много очень колоритных типажей :)
Благодаря длинному объективу, удавалось снять женщин, сидевших где-то наверху
Увы, погода была пасмурная, так что некоторые фотографии смазывались.
Женщины — в национальных костюмах, мужчины — в обычных «пижамах» и шапках-пуштунках
В общем, не мужское это дело — национальные костюмы :)
Тут, спускаясь по лестнице, мы встретили сурового местного электрика
Электрики здесь не только лазают по столбам босиком, но и соединяют провода зубами :)
А вот на чем ехать обратно — мы все никак не могли найти. Обычно к калашам все едут, договариваясь с транспортом на дорогу туда и обратно. Мы же, как я уже написал, приехали сюда нахаляву вместе с компанией пакистанцев, которые обратно всю нашу толпу брать отказались. Пришлось Паше договариваться и отправлять нас мелкими группами. Меня вот, к примеру, согласились взять с собой те же ребята на голубом джипе. Все же один лишний попутчик это вам не восемь :)
На обратном пути опять пришлось преодолевать ту же водную преграду. И опять вместе с нами ее преодолевали машины, которых на такой дороге, по идее, вообще быть не должно.
А еще вместе с нами ехал трактор с бородатым дедом-трактористом :)
Веселые ребята на джипе довезли меня до перекрестка у моста. Там я остался дожидаться остальных
Пока я дожидался, мимо снова проехал дед на тракторе
Мостик тут, конечно, экстремальный, даже трактор его проехал не сразу.
Дальше ехали уже на других машинах. Тут на дороге случилось явление, обычно называемое «час-пик». Все машины, приехавшие к калашам за день, именно сейчас стали уезжать обратно. Плюс немалый встречный поток. Выглядело это примерно вот так.
Слава богу, мы уже ехали назад. Несколько километров вдоль бурлящей реки, потом еще несколько километров через перевал до Аюна, где нас уже ждал наш родной автобус и водитель Рафи.
Вобщем, пока доехали, уже наступили сумерки. Что делать дальше? Ехать на ночлег обратно в Читрал, согласно программе? Или попытаться проехать вперед, в сторону Пешавара и Исламабада? Ехать назад не хотелось, потому решили двигаться только вперед. Что из этого получилось, как мы преодолевали «дорогу смерти» через перевал Ловари-Ло и как искали ночлег, расскажу в последней части своего повествования. Да, нам осталось провести в Пакистане еще всего один день — 13-й по счету :)
ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬ ◄ НАЧАЛО ► Перевал Ловари-Ла. Полицейские или бандиты?
Все части пакистанской серии —
1. Кто не был в Лахоре, тот не родился
2. Великие Моголы в списке ЮНЕСКО || Граница на замке — Индия против Пакистана
3. Из Лахора в Исламабад через Форт Рохтас
4. Город Ислама и мечеть короля Фейсала || Каменный цветок пакистанской истории || Озеро Раваль и город Равалпинди
5. По Пакистану в поисках Бен Ладена
6. Машаллах! Мы едем по Каракорумскому шоссе
7. Гилгит — столица территории Гилгит-Балтистан
8. Форт Балтит и Большая Игра в долине Хунза || Форт Алтит и деревня долгожителей
9. Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб
10. Штурмуем Шандурский перевал, дорога — просто жесть
11. Долгая дорога в Читрал — красиво, но страшно
12. Калаши — затерянный народ в горах Гиндукуша || Как мы ездили к калашам — из Бумбарата в Румбур
13. Перевал Ловари-Ла. Полицейские или бандиты?
А это главный обзорный рассказ, если кто еще не видел и не залайкал;)
Страна золотой антилопы — как мы ездили в Пакистан
Теги:
Культурно-познавательный туризм