Итак, сегодня у нас большой день — мы собираемся проехать по Каракорумскому шоссе из долины Хунза до самой китайско-пакистанской границы, что проходит по перевалу Хунджераб. Вот видите эту дорогу, что идет вдоль реки? Вот это и есть Каракорумское шоссе.
От Каримабада до китайской границы ехать недалеко — всего каких-то 170 км. Но рельеф вокруг такой, что просто ужас.
Про то, как вся эта территория досталась Пакистану, я уже писал. Если в двух словах — досталась она в ходе противостояния с Индией после ее раздела. В результате отношения между двумя странами оказались надолго испорчены. С кем же тогда дружить? Наверно с кем-то, кто тоже враждует с Индией? И такой сосед нашелся — это оказался Китай. Почему он тоже рассорился с Индией? Так все из-за того же — из-за неурегулированных территориальных споров. Вот, смотрите, красной линией на карте обозначено существовавшее при британском правлении туземное княжество Джамму и Кашмир. Одна его часть осталась за Индией, другая часть отошла Пакистану, а третью часть — захватил Китай.
Спорный кусок называется Аксай-Чин. Находится эта территория высоко в горах, а потому о том, что Китай захватил ее, индийцы узнали лишь после того, как китайцы втихаря построили там дорогу, ведущую из Синцзяна в Тибет. В 1962 году этот конфликт послужил причиной войны, которая, впрочем, продолжалась недолго.
Вобщем, вот так и поссорились между собой трое соседей. Нас же во всем этом интересует лишь то, что с этих пор Китай и Пакистан стали союзниками. А раз так, то нужна была дорога, чтобы возить грузы и, если понадобится, перебрасывать войска. Так и появилось знаменитое Каракорумское шоссе, проложенное по одному из маршрутов древнего Великого Шелкового Пути.
Длина Каракорумского шоссе составляет 1300 км, официально считается, что оно соединяет пакистанский Абботабад и китайский Кашгар. Его строительство продолжалось с 1966 по 1986 год. Впрочем, что считать датой завершения — вопрос спорный. К примеру, перевал Хунджераб был открыт для движения в 1982 году, о чем свидетельствует памятный знак на границе, но при этом в путеводителях указано, что для туристов этот участок открыли лишь в 1986 году. Но, в любом случае, строительство этой дороги было настоящим подвигом. Утверждается, что при строительстве погибли около 800 пакистанских рабочих и, по разным данным, от 80 до 200 китайских, в основном из-за оползней и обвалов.
В итоге Каракорумское шоссе стало самой высокогорной международной трассой в мире и «восьмым чудом света», как его иногда называют из-за невероятной красоты местности и такой же невероятной сложности постройки. И все здесь было хорошо, пока в 2010 году не произошла ужасная геологическая катастрофа.
4 января 2010 года из-за землетрясения в долине Хунзы, всего в 15 км от Каримабада, сошел гигантский оползень, перекрывший как течение реки, так и идущую вдоль нее трассу. Сток воды прекратился, в результате к июню того же года на месте обвала образовалось озеро Аттабад, затопившее дорогу на протяжении свыше 20 км. И как теперь было ездить? Движение по Каракорумскому шоссе прервалось — теперь грузовикам, прибывающим с одной стороны, приходилось выгружать товар, перегружать его на лодки, а с другой стороны загружать уже в другие грузовики. Страшно неудобно, но что делать — другой дороги между Пакистаном и Китаем не было.
В итоге на берегу озера вырос целый поселок, состоящий из множества причалов и кучи лодок. Кстати, видите вон ту лодку, через которую поперек переброшены две доски? Знаете, для чего они?
По этим доскам на лодки закатывали машины! Обязательно посмотрите видео! Вот как они не боялись возить машины таким образом? Впрочем, как я понял, потом китайцы все же подтащили на озеро небольшие паромчики, на которых стали возить не только легковушки, но и расписные грузовики. Вот только эти грузовики иногда эпично тонули в озере :)
Еще любопытный ролик. В январе 2014 года озеро замерзло и одна из лодок, перевозивших пассажиров, застряла. Ей на помощь направили китайский катер, который принялся гонять вокруг и ломать лед. В итоге 40 человек на лодке были спасены!
Вот еще несколько роликов — один, другой, третий — все про то, как раньше возили машины на этом участке шоссе.
Да уж, вот поехали бы мы в Пакистан всего на год раньше, тоже, возможно, переправлялись бы на лодке. Но на наше счастье в сентябре 2015 года строители закончили постройку обходного маршрута вокруг озера. Но поскольку кругом сплошные скалы, дорогу на этот раз пришлось пробивать в тоннелях.
Общая длина четырех тоннелей здесь — около 5 км, в том числе самый длинный — 3 км. Вот едешь по нему и думаешь — а ну как опять что-то в недрах земли задвигается, и тоннель просто возьмет и разломится, закрыв нам выход.
Но вот место обвала пройдено, и дальше начинаются потрясающие горные пейзажи
Из-за постоянных обвалов местность здесь напоминает золоотвалы Нарвских электростанций :)
Тут мы проехали какую-то деревушку, где в загончике паслись тибетские быки — яки.
Ну, Вика тут же отправилась укрощать их с помощью своего айфона :)
Тем временем, увидев иностранцев, к автобусу подтянулись местные жители
Дальше мы сделали остановку у подвесного моста через Хунзу
Какие потрясающие виды вокруг!
Тут наш водитель Рафи неизвестно откуда извлек череп быка, чем поначалу изрядно всех напугал.
Но потом народ освоился и привычно защелкал фотоаппаратами, айфонами и планшетами :)
Так с остановками мы постепенно продвигались на север, потихоньку поднимаясь все выше и выше.
Самый большой населенный пункт на участке от Каримабада до китайской границы — Сост.
Здесь мы на некоторое время застряли на КПП, ожидая, пока полиция в очередной раз проверит наши документы.
Пока ждали, познакомились с очаровательной Лили. Лили — это снежный барс. Обратите внимание на ее хвост :)
В обвалоопасных местах Каракорумское шоссе защищено вот такими галереями. Тут нам попался пастух, гнавший по дороге стадо яков.
Пока мы чего-то ждали, яки прошли прямо мимо нас
Вообще трасса построена грамотно — с подпорными стенками, дренажом, оградой, столбиками и разметкой. Но горы здесь постоянно в движении, так что во многих местах все это уже разгромлено обвалами и оползнями. Но проезжаешь очередной такой участок — а дальше снова отличная дорога. Вот и здесь мы столкнулись с обвалом, хорошо хоть грейдер уже заканчивал разгребать для нас путь.
Вот впереди показался очередной тоннель
Вообще с тоннелями здесь такая беда — на них сверху то и дело съезжает вот такой вот почерневший лед с ледников и заваливает порталы. Техника по-быстрому прогрызает узкий проход и уезжает на следующий объект, а машины вынуждены протискиваться вот в такие вот дырки, где без 4×4 пролезть бывает трудно.
В паре мест мы проезжали через ущелья, где галерей не было, и где ледник перегораживал трассу полностью. Слава богу, что это произошло не сразу перед нами, а чуть раньше, так что дорожники уже успели проделать проход. А то вот Паша рассказывал, что недавно один такой обвал остановил движение по Каракорумскому шоссе аж на три недели.
Наш автобус здесь еле протиснулся, мы же, чтобы не трястись внутри, прошлись пешком.
Но вот мы приезжаем в деревушку Dih. Здесь мы зависли надолго — нам сделали разрешение на въезд в приграничную зону, проверили паспорта и сфотографировали.
А еще здесь берут плату за въезд в национальный парк.
Иностранцы платят по 8 долларов, а местные — всего по 40 центов.
Встретили компанию пакистанских хипстеров :)
У полицейских на штативе стояла камера, направленная куда-то в горы. Вот что они там высматривали?
Но вот мы снова продолжаем наш путь к китайской границе, и впереди снова защитная галерея
Высота уже приличная, поэтому вокруг начинают попадаться отдельные пятна снега
Хорошо, когда можно снимать прямо из окна
Дорога плавно поднимается вверх, и лишь у самого перевала начинается довольно крутой серпантин.
Кусок серпантина остается внизу
А мы сейчас окажемся вон там, где едет тот микроавтобус
Ой, а кто это внизу сидит?
С перевала навстречу нам спускается фура
Тут Паша показал на горный пик вдали и сказал, что это якобы знаменитая К2 — вторая по высоте вершина в мире. Впрочем, как я посмотрел на ГуглМапс, до настоящей К2 отсюда около 120 км, так что вряд ли это она.
Последний подъем на пути к Хунджерабскому перевалу
На подходе к перевалу уже повсюду лежит снег. Высота почти 4700 метров. Ворота вдали видите? Это и есть граница.
Последний указатель перед границей. Ближайший город на китайской стороне — Ташкурган. Потом — Кашгар, а через 1890 км уже и столица Синцзян-Уйгурского автономного района — город Урумчи.
У границы приходится остановиться, дальше нам все равно не проехать, у нас нет китайской визы. Официальная высота перевала — 4693 метра. У меня личный рекорд — выше я еще не поднимался, даже в Южной Америке.
Вот и китайская граница — на воротах висит китайский герб и что-то написано китайскими иероглифами. На дороге стоит пакистанский пограничник. С ним можно сфотографироваться.
Памятный знак в честь открытия Каракорумского шоссе в 1982 году
Помните хипстера в желтых штанах? А это девушки-хипстеры из той же компании :)
Следом прошел другой хипстер в кепочке с символикой островного государства Вануату :)
А что вот это я так и не понял. Укрытие для пограничников на случай снежного бурана? Высокогорный туалет? Тогда что означает скорость 40 км/ч — ограничение при транспортировке?
А на обратном пути мы рассмотрели четвероногих жителей. Их тут реально много!
Гималайские, или тибетские сурки (лат. Marmota himalayana) — сурки, живущие в гималайском регионе и обитающие от верхней границы леса до снеговой линии. Они водятся на равнинах Деосай в Пакистане и Ладакх в индийском Кашмире. Гималайские сурки размером с крупную кошку и живут колониями.
Главное отличие гималайского сурка от остальных сурков в том, что он способен жить на высоте до 5000 метров.
Да, сегодняшняя экскурсия получилась невероятно крутая. Сколько лет я мечтал проехаться по Каракорумскому шоссе! Жаль конечно, что пришлось ограничиться лишь Пакистаном. Было бы интересно проехать отсюда до самого Кашгара, посмотреть на природу и на той стороне границы. Вот, ради интереса поискал на Гуглмапс панораму с той стороны перевала, уже за Ташкурганом. Как видно, там местность уже более равнинная, дорога выходит на плоскогорье, примерно как в Боливии -
Мы же поехали назад, сегодня нас снова ждал наш уютный отель в Каримабаде.