На озере Накуру я простился со своими попутчиками, с которыми путешествовал с самого Занзибара. Они поехали дальше в Уганду и Руанду, смотреть горилл, мне же предстояло вернуться в Найроби, откуда у меня был обратный вылет. Вместе с еще двумя незнакомыми мне немцами меня усадили в микроавтобус, и мы тронулись в путь.
По дороге опять стал снимать, как живет Африка, благо австралийцев рядом больше не было :)
Африканская придорожная торговля предельно неформальна. Зачем строить магазины и кормить всяких банкиров, если можно прямо так :)
А тут чувак как-то хитро в воздухе завис:)
Проезжаем какой-то город, судя по всему — Mandera. Потому как здесь и гостиница Mandera Hotel, и ресторан Mandera Dishes, и даже некое заведение под названием Mandera Cyber, где можно и телефон пополнить, и копию сделать, и даже переплести книги :)
А первое заведение, куда нас с немцами привезли в Найроби, был Жираф-центр
Вот в Екатеринбурге есть Ельцин-центр, а здесь — Giraffe Centre. Не знаю, как это правильно перевести на русский, потому пускай будет Жираф-центр :)
Здесь содержатся жирафы редкой разновидности — жирафы Ротшильда. В дикой природе их осталось довольно мало, поэтому данный центр помогает их разводить, чтобы потом выпустить на свободу в один из национальных парков.
Жирафы Ротшильда названы так в честь банкира (и по совместительству известного зоолога) Уолтера Ротшильда (1868–1937). О том, что он вовсе не простой зоолог, говорило то, что в свое время он ездил по Лондону в коляске, запряженной четверкой зебр. С такой фамилией мог себе позволить :)
Прочитал, что основным отличием жирафов Ротшильда от обычных является то, что у них не два рожка, а целых пять. Правда их не так просто заметить. Один выпирает на лбу, а еще два скрываются где-то за ушами.
Вставил сюда три «портрета», но не знаю, удастся ли на них разглядеть что-то?
А основной «фишкой» заведения является возможность самим покормить жирафов. Посетители гуляют по второму этажу, в то время как жирафы, находясь на уровне земли, заглядывают за ограду, чтобы получить вкусняшки :)
Кормить их положено специальными жирафьими сушками, которые лежат здесь же в ведерках, это входит в стоимость посещения. ВИДЕО.
Но билеты дорогие, я сейчас посмотрел — примерно 15 долларов для нерезидентов. Африканцы проходят за 4 доллара.
А еще в Найроби прямо в черте города есть свой небольшой национальный парк — Nairobi National Park. Это, наверно, единственный национальный парк, где животных можно заснять на фоне небоскребов :)
Утверждалось, что в этом национальном парке тоже живет вся «большая пятерка», но в том, что ее представителей удастся увидеть, были конечно сильные сомнения :)
Интересно, как раз совсем недавно в национальном парке Найроби побывала ведущая «Орла и решки» Василиса Хвостова, которой выпало смотреть «большую пятерку» за 100 долларов. За 30 долларов она взяла билет в парк для себя, за 14 долларов — для местного таксиста, плюс еще сколько-то заплатила за само такси. Это был единственный способ попасть на сафари и уложиться в бюджет :)
А Антон Зайцев с «золотой картой» в это время полетел на самолете в какой-то дальний парк в саванне. И они решили соревноваться, кто увидит больше зверей из «большой пятерки». У Василисы на окраине столицы страны шансов, конечно, было сильно меньше, потому как, на первый взгляд, кроме всевозможных оленей здесь больше никто не водится :)
Но, что удивительно, со счетом 3:1 победила именно Василиса. Она умудрилась увидеть здесь и носорога, и буйвола, и даже льва. При этом сказали, что слонов здесь нет в принципе. Антон же только слонов и увидел, какое-то у него совсем неудачно сафари получилось. А может просто авторы передачи решили подыграть женщине со 100 долларами :)
Мне тоже поначалу никто из «большой пятерки» не попадался. Хотя после Серенгети и Масаи—Мара это уже особо и не волновало :)
Но затем в поле показался носорог. Прямо на фоне небоскребов Найроби.
Учитывая, что в предыдущие дни именно носорогов мы встречали реже всего, это было как раз в тему :)
31 декабря — такое необычное завершение года :)
А дальше я попросил отвезти меня в забронированный заранее отель. Это был первый раз, когда я встречал Новый Год за пределами Эстонии. Развернул в номере ноутбук, включил Первый канал и посмотрел непременную «Иронию судьбы» :)
А 1 января у меня был последний день в Африке, уже вечером я должен был вылетать обратно в Москву. Найроби я в целом уже видел, но в этот день хотелось сходить в один довольно необычный для Африки музей — железнодорожный. Не люблю я всякие музеи с картинами, скульптурами и всякими древними амфорами, а вот технические музеи очень даже уважаю. Особенно те, где выставлена непривычная для нас техника.
Вот только беспокоил один момент — работает ли железнодорожный музей 1 января? Порылся в сети и, к моему удивлению, оказалось, что вроде как должен работать.
Когда выходил из отеля, поджидавшие у входа таксисты сильно удивились, куда этот белый пошел пешком? Это же явно какая-то ошибка, почему я не хочу взять такси? :)
Мне же хотелось просто погулять по городу и пофотографировать. Потому как в прошлый раз я оказался в Найроби уже под вечер, и тогда обстановка на улицах как-то не располагала к прогулкам. Прочитал тогда, что некоторые шутники называют Найроби по-другому — Найтроббери :)
Но сейчас все было не так мрачно. Вот только когда я вытащил фотоаппарат и стал фотографировать вон тот желтый пешеходный мост, встречный чувак (который в красной рубашке) зашипел на меня, что мосты фотографировать нельзя :)
А железнодорожный музей в Найроби запрятан так, что его не сразу найдешь. Сначала надо подойти к железной дороге, а потом там пробираешься узкими улочками вдоль заборов :)
Музей посвящен истории строительства и эксплуатации железной дороги, построенной британцами более ста лет назад для того, чтобы связать между собой порт Момбаса и внутренние районы своих африканских колоний в Кении и Уганде. Она так и называлась — Кенийская и Угандийская железная дорога — Kenya & Uganda Railway, сокращенно — K.U.R.
Все железные дороги в Кении строились под «капскую» колею шириной 1000 мм. Паровозы для них производились на заводах в Манчестере, а потом доставлялись в Африку пароходами. Многие паровозы очень необычной для нас формы, у нас таких не было. Причем что еще удивительно — все они работали не на угле, а на нефти. Не знаю, почему это было так, разве в Африке не добывали уголь?
Просто удивительно, какое огромное количество локомотивов для всего мира производила раньше Британия. Но сейчас почти все эти заводы закрыты. Чем же заняты теперь все те люди, что там работали? Сидят в банках и отмывают ворованные деньги со всего мира? :)
Музей в Найроби был основан в 1971 году, то есть уже при независимой Кении. Однако все экспонаты подписаны исключительно по-английски. Видимо считается, что если ты интересуешься техникой, то всяко английский должен знать. Остальным же наследие британских колонизаторов как-то побоку, во всяком случае черных экскурсантов я там не видел :)
Про этот музей я потом сделаю отдельный отзыв, чтобы не загружать рассказ подробностями :)
Уже возвращаясь после музея, заметил длинный пешеходный мост, идущий через ж/д пути. Зашел на него, чтобы сфотографировать поезда. Сильно рисковал, потому как кто знает, что у них тут с режимом секретности. Местные конечно на мосту тоже фотографировались, но с большим фотоаппаратом был я один. Как, впрочем, и с белой рожей тоже :)
Но пронесло, не арестовали. И тогда я еще решил сходить к вокзалу, сфотографировать и его тоже. Долго не мог решиться вытащить фотоаппарат из рюкзака, но потом все же сделал вид, что мне очень надо заснять этот автобус и сделал пару кадров :)
Вообще вокзалов в Найроби сейчас два. Старый стоит заброшенный, так как британские железные дороги «капского» формата больше не используются, а взамен китайцы построили новую скоростную железную дорогу Момбаса-Найроби под европейскую колею 1435 мм. Вокзал для нее находится где-то на окраине города.
А дальше от вокзала оставалось лишь дойти пешком до своего отеля, чтобы собрать вещи. А еще хотелось найти место, откуда отправляются автобусы в аэропорт, дабы не переплачивать за такси.
Место это я нашел и даже проследил, что аэропортовские автобусы туда приезжают. Так что можно было приходить с вещами. Ага, но это я еще не знал африканский менталитет :)
На улицах в Найроби не увидишь ни одного белого лица — все исключительно черные. И хотя днем по центру ходит в целом приличная публика, но светить недешевым фотоаппаратом все равно было стрёмно :)
Поэтому я шел, держа его в рюкзаке, а если видел что-то интересное, то быстро вытаскивал его, делал пару кадров и убирал назад :)
Все же на улицах здесь довольно колоритно, так что вытаскивать фотоаппарат приходилось часто :)
Вообще деловой центр Найроби своей архитектурой очень похож на обычный европейский город, если конечно не обращать внимания на то, что вокруг одни черные :)
Та самая главная мечеть, у которой я гулял в прошлый раз
Прогулка по Найроби от отеля и до железнодорожного музея. КАРТА
А теперь расскажу, как я ехал в аэропорт. Уже вечером, собрав сумку, я пришел на остановку, откуда должны отправляться автобусы в аэропорт. И один такой автобус даже там стоял. Вот только на мой вопрос, когда мы поедем, водитель ответил, что других пассажиров нет, а ради меня одного он если и поедет, то только по цене такси. На что я ему ответил, что по цене такси я лучше возьму настоящее такси.
От центра города до аэропорта ехать примерно 18 км. Что забавно — на трассе по дороге туда стояли камеры контроля скорости и регулярно сверкали вспышками в нашу сторону, потому как таксист явно превышал. На мой удивленный взгляд он ответил, что штрафы они все равно не выписывают. Но может сейчас уже начали? Надо же когда-то менять африканский менталитет :)