В 2013 году мы с друзьями уже были в Африке — в ЮАР и соседних с ней странах. Тоже искали встречи с Большой Пятеркой, но получилось не очень удачно — львов не увидели совсем, а увиденный издалека вроде бы леопард при ближайшем рассмотрении оказался гепардом. А потому спустя три года я решил снова съездить в Африку, на этот раз в Кению и Танзанию. Судя по рассказам бывавших там, встреча со львами была гарантирована :)
Поскольку ехал я один, то решил взять англоязычный тур. Заодно, подумал я, и с носителями языка пообщаюсь. Тур начинался из Дар-эс-Салама, заезжал на Занзибар, а потом направлялся сначала в национальные парки Серенгети и Нгоронгоро в Танзании, а затем в Масаи Мара и на озеро Накуру в Кении.
А лететь я решил из Москвы, Катарскими авиалиниями, это оказался самый быстрый и бюджетный способ добраться до Танзании.
Подготовка шла в страшной спешке, ну как обычно. Тут еще и руководство удружило — обязало ехать на конференцию в Таллин как раз накануне отъезда. Если б не эта конференция — поехал бы на удобном ночном поезде прямо из Нарвы, а так пришлось ехать утром через Питер.
ДЕНЬ 1. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — МОСКВА
Сначала до СПб на автобусе. Оттуда на Сапсане за 1999 рублей до Москвы. Чего никак не могу понять в Сапсане — это одна розетка на весь вагон! Ну вот как так??? При этом экранов в спинках сидений нет, а весь развлекательный контент транслируется через WiFi на гаджеты самих пассажиров. Интернет при этом не предусмотрен!
Одно радует — скорость, доехали всего за 3:50.
Потом аэроэкспресс с Павелецкого вокзала в Домодедово. Что напрягает в России — это дурацкие правила авторизации WiFi. Как достали уже эти «введите номер, отошлите СМС, отошлите еще СМС» и т. п. Причем иногда номер можно указывать любой, а иногда только из Таможенного союза. Вот РЖД эстонские номера не признает! Поэтому ради того, чтобы был Интернет, пришлось купить сим-карту Билайна за 300 рублей.
А из Домика — вылет в Доху. Причем с терминала для стран СНГ с вылетами в Наманган, Ош и другие солнечные города :)
ДЕНЬ 2. КАТАР — ТАНЗАНИЯ
Что разочаровало у Катарских авиалиний — в Москву летает А-320, а не широкофюзеляжник. Все же, видимо, Qatar Airways не столь богатая компания, как Emirates;) А лететь до Дохи 4:30. Наливают. Ну и плюс у меня с собой было:)
Летели через Кавказ и Иран.
Аэропорт в Дохе большой, с кучей магазинов. Вот только по прилету всех прогоняют через секьюрити, так что недопитое приходится выбросить :(
И, что опять огорчило, дальше опять летели на А-320. Как я назвал это фото, сделанное в самолете — «Страшно, а закрывать надо» :)
ДЕНЬ 3. ДАР-ЭС-САЛАМ
Насчет Могадишо конечно же это была шутка, его мы пролетели без остановки:) А Дар-эс-Салам оказался так себе городишко. Основные достопримечательности — несколько высоток в центре и вот эта башня в порту. Тут я с удивлением узнал, что официальная столица Танзании — это вовсе не Дар-эс-Салам, как я всю жизнь считал, а какая-то неизвестная Додома.
Дар-эс-Салам — город исторически мусульманский, собственно это и по названию видно. А потому женщины здесь по большей части одеты вот так. Перефразируя анекдот про негра, читающего газету на идише — «Ха, им мало того, что они негритянки» :)
Ну и плавно переходим к теме беженцев. Как я назвал эту фотографию — «Ковчег Ангелы Меркель». И правда, когда стоишь напротив, зрелище завораживает. На тебя как будто накатывается огромная черная волна:)
В центре города стоит памятник Askari Monument, посвященный африканским солдатам, воевавшим в Первую Мировую войну. Но, увы, памятник был на реставрации. Лишь удалось заснять вот такой колоритный туктук, приехавший аж из самого Йоханнесбурга :)
А вот так в Дар-эс-Саламе выглядит берег моря
А когда вечером я пришел в свой отель, то увидел у входа вот такой грузовик. Решил поинтересоваться, не на нем ли мы должны на следующий день отправляться в путешествие. И тут выяснилось, что вся группа уже в сборе, а меня целый день ищут :)
ДЕНЬ 4. ЕДЕМ НА ЗАНЗИБАР
С утра познакомился со своими попутчиками. В основном представлена Британская Империя — Канада, Англия, Австралия, Новая Зеландия, при этом женщина из НЗ имела явно индийское происхождение. Прикол — у англичанина, ее мужа, на спине наколота карта мира :)
Тут оказалось, что тур вовсе не начинается в Дар-эс-Саламе, а едет аж с Кейптауна. Часть народа тоже едет с Кейптауна, но часть присоединилась либо в Йоханнесбурге, либо в Виктория-Фоллс. По дороге они уже побывали в ЮАР, Зимбабве, Замбии, Малави и южной части Танзании. Вобщем, теперь стало понятно, зачем сафари-тур начинается на пляжах Занзибара. А это чтобы народ отдохнул после ночлегов в хижинах Малави :)
На Занзибар идет скоростной паром. Ехать где-то два с половиной часа. Что жутко не понравилось — при отправлении и прибытии моряки сгоняют всех пассажиров с открытой палубы, не давая снять самые красивые виды.
Когда подошли к Занзибару, моряки вытащили на палубу бомбу :)
Еще прикол — всех сходящих на берег заставляют заполнить иммиграционные карты для въезда в Революционную Республику Занзибар (официально название, без шуток). В результате плохо знающие географию австралийцы потом уверяли меня в том, что мы побывали в отдельном от Танзании государстве :)
Занзибер еще более мусульманский, нежели Дар-эс-Салам
А дальше из порта нас на автобусе отвезли в курортный поселок Нунгви на самом севере острова. Везли через какую-то пыльную зачуханную деревню с бетонными бараками.
А потом мы въезжаем в ворота — и вот вам Spa Resort Luxury Village прямо на берегу океана :)
ДЕНЬ 5. СНОРКЛИНГ
В отеле нас уговорили на снорклинг-тур за 25 долларов. Сказали, что ехать недолго, всего 5 км, домчимся за полчаса типа. На деле ехали на фелюке под парусом часа полтора, при этом прошли от 15 до 20 км, огибая север Занзибара вдоль берега. Место оказалось достаточно бедненькое, кроме мелкой рыбешки ничего не видно было. Ни черепах, как в Австралии, ни акул, как на Мальдивах, не встретили:) В основном приходилось наблюдать разных чудаков в ластах:) Кстати вода в океане такая плотная, что без ласт плавать даже приятнее, нет тяжести на ногах, а на воде держишься одинаково, т. е. всплываешь.
Пристани у отеля не было, поэтому на фелюку грузились вот так. Кто не мог залезть сам, тем помогали :)
Посудина хоть и с двигателем, но для экономии топлива большую часть пути шли под парусом
Ныряем. Команда в это время готовит обед и запекает рыбу
А на обратном пути поднялись волны, так что фелюка по волнам перекатывалась так, что даже страшно становилось. Но я занял самое выгодное место — в обнимку с мачтой, там качало меньше всего. Ну и хорошо, что мы вовремя заскочили за северный мыс, там волнение прекратилось.
ДЕНЬ 6. ПО ЗАНЗИБАРУ
День начался с экскурсии на ферму пряностей, а закончился довольно бестолковым пешеходным туром по Стоунтауну — старому городу в центре занзибарской столицы. Занзибар долгое время был владением султанов Омана, а потому основные достопримечательности здесь — дворец этих самых султанов и старинная оманская крепость. А еще здесь в 1946 году в семье парсов родился Фредди Меркьюри, настоящее имя — Фарру́х Булса́ра.
ДЕНЬ 7. ЕДЕМ В БАГАМОЙО
С утра на пароме мы вернулись в Дар-эс-Салам и наконец-то погрузились в наш походный грузовик. Следующий ночлег — в городке Багамойо, на берегу Индийского океана.
Африканские женщины могут носить на голове все, что угодно. Мужики так не могут :)
Наш грузовик вмещал где-то 25 человек, но в группе было всего человек 15, а потому не было проблем занять место у окна. Вообще, как объяснили гиды, закрепленных мест у них в туре нет, а потому каждое утро каждый волен садиться на то место, которое успеет занять. Очень грамотно, кстати.
Тут вечером западники из нашей группы сделали мне предъяву — почему это я фотографирую местных жителей из окна автобуса, не спрашивая у тех разрешения. Вот странные люди — как можно спрашивать разрешения у людей, которые идут по другой стороне дороги и даже не видят, что их снимают? При этом я никогда не снимаю людей в упор, что конечно же может вызвать возмущение. Только издалека!
При этом, что интересно, больше всех возмущался немец с русским именем Валентин. Но спустя пару дней я подловил его на том, что он тоже стал издалека снимать идущих по улице людей.
-Как же так, Валентин, -спросил я его, -а еще на меня бочку катил?
На что он нагло ответил, что спрашивал разрешения и ему его без проблем давали. Хотя явно врал, никого он не спрашивал, да на ходу и не мог спросить.
Потом Маркус, один из австралийцев, все делал мне замечания, стоило мне только выставить фотоаппарат в окно. Но когда сидевшая спереди от меня австралийка вдруг начала снимать идущих прямо под окнами автобуса африканцев на свой планшет, я молча показал Маркусу на нее пальцем, мол как же так, почему ты не делаешь замечания ей?
На что он ответил, что тут все ОК, поскольку она делает это планшетом.
Ну вот не странные люди эти западники? То есть им можно, а другим нет? Тут мне почему-то сразу вспомнилась перекачанная допингом и похожая на мужика Марит Бьорген ;)
ДЕНЬ 8. БАГАМОЙО — АРУША
Самый длинный перегон, из Багамойо в Арушу — 565 км. Выезжать пришлось еще затемно, завтракали при свете фонариков.
По дороге была надежда увидеть Килиманджаро, но увы — она оказалась вся закрыта облаками, сквозь которые лишь иногда проступали заснеженные контуры знаменитой вершины.
ДЕНЬ 9. ЕДЕМ В СЕРЕНГЕТИ
В Аруше мы пересели на специальный сафари-микроавтобус с выдвижной крышей и уже на нем двинулись в сторону парка Серенгети. По пути туда дорога огибает еще одно известное место — кратер Нгоронгоро.
А животных в Серенгети реально много, гораздо больше, чем мы три года назад видели в Крюгере. Особенно много зебр и дружественных им антилоп-гну (Wildebeest). Последние вообще любят мигрировать с места на место огромными стадами.
Жирафы вблизи такие огромные и несуразные, как будто с другой планеты :)
Ну и слонов традиционно очень много. Из всей «большой африканской пятерки» (слон, носорог, буйвол, лев, леопард) они встречаются чаще всех.
И тут в конце дня многих ждало потрясение. Оказывается, мы будем жить не просто в палатках, но наш лагерь еще вдобавок никак не защищен от диких животных! Никаких заборов, как стемнеет — заходи кто хочет. И ведь заходили — я сам конечно не видел, но наши потом рассказывали, как в темноте по дороге к туалету сталкивались ночью с гиенами!
А вот кто знает, что это за синий мешок висел у нас на окраине лагеря? Если нет, то объясняю. Про муху цеце все слышали? Очень свирепое насекомое. Но как доказали британские ученые, муха цеце почему-то реагирует именно на синий цвет. И вот, чтобы они не досаждали туристам, их приманивают синим цветом прямо на организованную для них ловушку.
ДЕНЬ 10. СЕРЕНГЕТИ
Весь следующий день мы провели, катаясь на нашем сафари-джипе по парку Серенгети. И вот тут уже началось самое интересное. Гонялись мы за «царем зверей» вот примерно так :)
ДЕНЬ 11. ПОКИДАЕМ СЕРЕНГЕТИ
Еще в самом начале путешествия, в Дар-эс-Саламе, пролежав ночь под холодным кондиционером, я почувствовал, что простудился — появилось предательское жжение в носоглотке. Однако посреди окружающей жары мой организм достаточно долго сопротивлялся неизбежному насморку. Но как назло, настиг он меня именно тогда, когда хорошее дыхание было нужно больше всего — во время ночлега в палатке. Подушек-то нет, а если голова лежит низко, то нос как раз и закладывает. Я полночи промучался, пытаясь раздышаться, а идти сморкаться в туалет не хотелось, потому что черт его знает, кто там ночью ходит по лагерю :)
А с утра мы продолжили ездить по парку в поисках львов и других животных. Под конец львы уже даже и надоели, хотелось увидеть еще и леопардов, и гепардов, но они, увы, подходить к нам близко отказывались.
Вот эти лев со львицей сначала по хозяйски гуляли по саванне, но тут вдруг их с трех сторон полукругом начали окружать буйволы. Львы сначала предпочли скрыться где-то в кустах за ручьем, буйволы пошли преследовать их, но затем, видимо, к львам пришла помощь и буйволы кинулись оттуда врассыпную, поджав хвосты :)
А в середине дня мы начали путь в обратную сторону и к вечеру приехали в деревню народа масаи, что расположилась на склоне Нгоронгоро. Эта услуга в стоимость тура не входила, но, как объяснили гиды, за 50 долларов с машины старейшины будут рады принять у себя туристов.
Масаи славятся своим умением высоко прыгать. Маркус, тот самый любитель делать замечания, так стремился не отстать от них, что даже тапок потерял :)
А живут масаи в этой деревне, конечно, ужасно бедно. Ну и плюс такая пыль повсюду, особенно когда начинаются ритуальные прыжки.
Тут у входа в деревню появились какие-то парни с особыми знаками на лбу. Наверно их выгнали из племени за плохое поведение? В комментариях ниже будет ответ на вопрос, кто это такие.
В гостях у танзанийских масаев. ВИДЕО
Кстати, обратите внимание на традиционную обувь масаев — она изготавливается из старых автомобильных покрышек. Говорят, что этим тапкам сносу нет :)
А на ночлег мы остановились в волшебном месте — на самом гребне кратера Нгоронгоро, на высоте около 2000 метров. Вот тут спальные мешки конечно пригодились!
ДЕНЬ 12. НГОРОНГОРО
А рано утром мы спустились в сам кратер. Что удивительно, там на дне тоже живут все те хищники, которых мы встречали до этого в Серенгети. И именно там мы стали свидетелями того, как стая львов сначала задрала отбившуюся от стада зебру, а потом им пришлось вступить в конфронтацию с обступившими их со всех сторон буйволами. В процессе там один лев даже провалился в болото и стал совсем черным от грязи. Тут же рядом из болота за происходящим флегматично наблюдали бегемоты :)
Вообще, надо сказать, бегемоты — это самые бесполезные животные. Ну вот воды и так мало, а они тут лежат и целый день только и знают, что под себя делают. Ну вот прямо shit factory какая-то :)
А дальше тут разыгралась еще одна история. Вот казалось бы, зачем буйволы преследовали львов, ведь они же травоядные животные? А очень просто — львы их заклятые враги. Но если против стада буйволов они ничего поделать не могут, то вот задрать отбившегося теленка — это запросто. Вот и здесь несколько львов разыгрывали хитрую комбинацию, окружив нескольких детенышей буйволов и намереваясь с ними расправиться.
Но буйволы применили ту же тактику — полукругом окружили львов и постепенно соединились с телятами. Малыши ко всеобщей радости были спасены!
А вокруг тем временем собрались наверно все джипы, что были в это время в кратере :)
ДЕНЬ 13. НАЙРОБИ
Утром мы снова погрузились в свой грузовик и двинулись в сторону Кении. Перешли границу и поехали на ночлег в столицу — Найроби. Город поначалу произвел крайне неприятное впечатление. Как-то все вокруг было мрачно и злобно. Повсюду, увидев белого человека, приставали либо желающие подзаработать, либо нищие дети. В Дар-эс-Саламе такого не было. Опять же, всего 17 часов, вроде бы еще рабочий день, а магазины уже почти все были закрыты. Тут я нашел аптеку и зашел туда купить спрей от насморка. Так знаете, сколько с меня содрали? 26 долларов! Причем цена в шиллингах была уже подписана на коробочке, т. е. взяли они ее не с потолка. Наверно насморк у них здесь подобным способом лечат только очень богатые люди :)
В Найроби мы простились с нашим грузовиком и его экипажем. А также с частью туристов, отправившихся домой. Австралийцы стали собирать чаевые для гидов. Всего их, включая повара, было трое. Я спросил, сколько они собираются дать. Те ответили, что у них принято давать по два доллара каждому человеку за каждый день. Я прикинул, что это получается как-то слишком дохрена. Но потом я решил применить такой расчет - я посчитал лишь те дни, когда каждый из гидов был с нашей группой, в итоге получилось уже не так много. А вообще, в условиях тура написано, что чаевые гидам давать совершенно необязательно, поскольку они за свою работу получают зарплату, причем по африканским меркам очень неплохую.
Кстати, гидам в туре по Серенгети мы чаевые платили отдельно, что, как мне кажется, тоже было излишним, учитывая, сколько стоил "adventure package", в обязательном порядке добавлявшийся к стоимости тура для всех, кто ехал смотреть зверей.
ДЕНЬ 14. ЕДЕМ В МАСАИ МАРА
Сразу к северу от Найроби мы проехали вот такое интересное место. Здесь дорога выходит на знаменитую Рифтовую долину — гигантский разлом земной коры, идущий с севера на юг сразу через несколько африканских стран. Прямо у смотровой площадки стояли десятки будок, продававших сувениры.
От Найроби до Масаи Мара ехать примерно 250 км. Ехали мы туда довольно долго и приехали только к вечеру. Поселили нас там в стационарных палатках, без света, но зато с кроватями. А поселившись, мы сразу поехали знакомиться с парком. Где сразу же встретили царя зверей.
ДЕНЬ 15. МАСАИ МАРА
Целый день, проведенный в парке Масаи Мара, оказался самым содержательным за все путешествие. Здесь нам удалось увидеть вблизи всю большую пятерку. Включая леопарда. Леопард вблизи конечно самый красивый.
Леопард в парке Масаи—Мара. ВИДЕО
А вот гепард хоть и самый быстрый, но какой-то совсем тощий
Вот тут на видео гепард заловил какую-то мелочь и ужинает, аж за ушами хрустит :)
А вот у льва ужин был куда как более серьезный. Съесть он его весь не смог, но никого, тем не менее, к «столу» не подпускал.
Еще несколько львов и львиц
А вот и носорог. Рог, правда, кто-то ему обломал :)
Ну, а в конце мы зашли в деревню к таким вот ребятам, и это уже входило в программу тура
И опять играли в игру — «Кто не скачет, тот зулус» :)
В гостях у кенийских масаев. ВИДЕО
ДЕНЬ 16. ОЗЕРО НАКУРУ
Это была самая северная точка всего тура, во всяком случае той его части, в которой участвовал я. Мы всего немного не доехали до экватора. А на озеро Накуру мы поехали ради гнездящихся здесь фламинго. Тут я, правда, не успел заснять самый красивый момент — когда они взлетали, испугавшись нашего появления. Дело в том, что самые яркие перья у фламинго где-то подмышками, так что в полной мере они становятся видны, когда те машут крыльями.
А вот так в Африке выглядят обычные провинциальные «торговые центры». Тут главное нарисовать на своем сарае как можно более важную вывеску — SHOP, HOTEL или SUPERMARKET :)
Чувак как интересно завис в воздухе рядом с машиной :)
Вот здесь тоже поза интересная :) Все-таки зверье зверьем, но и за жизнью людей в Африке наблюдать тоже интересно :)
А на этом я простился с нашей основной группой. Вместе с нашим грузовиком они на следующий день отправлялись дальше по Африке — в Уганду и Руанду, смотреть горилл. У меня же столько отпускных дней не было, а потому я должен был возвращаться. Со мной поехали еще пара немцев, присоединившихся к группе в Найроби.
ДЕНЬ 17. ЖИРАФЫ И ПАРК НАЙРОБИ
Чем интересен Найроби (помимо того, что это столица Кении) так это тем, что на окраине города здесь расположен свой небольшой национальный парк, в котором тоже живут все животные, включая Большую Пятерку. Впрочем, увидеть их нам не удалось. Ну вот кроме разве что носорогов, которые вместе с антилопами позировали прямо на фоне небоскребов.
А еще нас завезли в питомник, где содержат жирафов. Основное развлечение там — это их кормление. В цену билета уже входят специальные жирафиные сушки, которые те очень любят. Удивительным образом устроен у жирафов язык — он как будто специально предназначен для того, чтобы класть в него лакомства :)
Это было 31 декабря. Все попутчики разъехались, и я остался один. Это был первый раз, когда я встречал Новый Год за пределами Эстонии. Но интернет в отеле был хороший, так что я посмотрел у себя на ноутбуке по Первому каналу «Иронию судьбы» :)
ДЕНЬ 18. НАЙРОБИ
Что можно посмотреть в Найроби? Тут я заранее разведал, что в кенийской столице есть хороший ж/д музей, так что раз не удавалось прокатиться на местных поездах, то надо было сходить хотя бы туда. Удивительно, но музей работал даже 1 января.
Что интересно, вся информация в музее только на английском. Видимо он как был основан еще британцами, так и остался. Как я понимаю, местным неграм, говорящим на суахили, это все не очень нужно.
Тут я решил рискнуть и сделать пару кадров ж/д путей с пешеходного мостика. Собственно там и местные фотографировались, но вот с большим фотоаппаратом я был один, так что могли и схватить :)
Перед этим, когда я шел по проспекту и стал снимать вот этот пешеходный мост, встречный местный житель стал что-то бубнить по поводу того, что снимать нельзя. А что тут нельзя снимать? Это какой-то стратегический мост?
А вот тут я долго стоял перед дилеммой - сфотографировать вокзал или лучше не рисковать? Вон выше мне сказали, что нельзя снимать какой-то пешеходный мост, а тут целый вокзал. Но, с другой стороны, это же вокзал в Найроби! Так что я сделал вид, что фотографирую автобус, быстро сделал кадр и пошел дальше :)
Вообще Найроби, конечно, городок грязный. Это фото я сделал на автобусной остановке, откуда должны были отправляться автобусы в аэропорт. И днем они действительно туда отправлялись. Но вот когда я пришел туда вечером уже с вещами, оказалось, что ради одного белого туриста никто в аэропорт не поедет. Разве что по цене такси. Ну раз так, то я уж предпочел взять обычное такси.
Как в Найроби ездят — это конечно еще один прикол. Таксист ехал, превышая скорость, и собрал наверно все радары, которые сверкали вспышкой нам в лицо один за другим. На мое изумление он сказал, что штрафы они все равно никому не высылают. Но так ведь и ослепнуть недолго :)
ДЕНЬ 19. КАТАР
Если по дороге в Африку пересадка в Дохе у меня была всего несколько часов, то на пути обратно я подгадал рейсы таким образом, чтобы можно было выйти в город и немного погулять, заодно «закрыв» очередную страну. Для этого, правда, была нужна виза, но с билетом от Qatar Airways ее сделали быстро прямо по интернету.
С погодой в Дохе, правда, не повезло. Все небоскребы были в такой дымке, так что для того, чтобы хоть что-то увидеть, пришлось подойти к ним почти вплотную.