После двух дней на Лангкави друзья улетали домой из Сингапура. У меня же обратный вылет был из Гонконга, добираться до которого я решил через Бангкок. Фраза в заголовке — это цитата. А откуда, узнаете, прочитав этот рассказ:)
После двух дней на Лангкави друзья улетали домой из Сингапура. У меня же обратный вылет был из Гонконга, добираться до которого я решил через Бангкок. Фраза в заголовке — это цитата. А откуда, узнаете, прочитав этот рассказ:)
Доехав на такси из порта Куала-Перлис до пограничного пункта Садао, я вторично проделал весь путь пешком до тайского погранпункта, снова заплатил 1000 бат за тайскую визу, и, как и в прошлый раз, пошел к остановке маршруток до Хатьяя. Читали про то, как нас тогда не хотели пускать в Таиланд? В тот раз нам пришлось заплатить за такую поездку 500 бат, на этот же раз она обошлась мне всего в 55. Все-таки хорошо, когда ты уже в курсе местных цен, все сразу как-то становится резко дешевле:) Опять же днем ехать гораздо выгоднее, чем ночью — пассажиров хватает, и не нужно платить за весь автобус.
В Хатьяе маршрутка довезла меня до самого вокзала. Здесь мне предстояло дождаться того самого «международного экспресса» № 36, путешествие на котором в прошлый раз так неожиданно прервалось на тайской границе. Вот только те два вагона, в одном из которых было мое место, из Баттеруэрта еще не приехали, и приезжать похоже не собирались. При этом еще примерно пять вагонов, отправлявшихся в Бангкок непосредственно из Хатьяя, уже загрузились, и пассажиры ждали отправления.
На вокзале в Хатьяе
Вагоны из Баттеруэрта приехали с опозданием часа на полтора. Мое место, к счастью, оказалось не занято, и проводник не имел ничего против того, чтобы я начал свое путешествие не в начале маршрута, а в его середине. А то были на этот счет определенные сомнения — а ну как проводники посмотрят, что место свободно, и повторно продадут его.
В этот раз мне удалось понаблюдать, как происходит трансформация вагона из дневного в ночное положение. Как оказалось, столики, стоявшие днем между сидений, на ночь снимаются и убираются под сиденья. Потом на сиденья опускается полка. После чего по вагону проходит проводник, он стелит постели и вешает всем голубые занавески. Очень интересный метод для соблюдения приватности, все же лучше, чем лежать в проходе у всех на виду, как в российских плацкартах. Но с другой стороны, не мешало бы на этой линии иметь вагоны, аналогичные российским купейным.
Всю ночь поезд шел по узкому перешейку Кра вдоль бирманской границы
А утром мы прибыли на вокзал Хуалампонг в Бангкоке
Вокзал Хуалампонг выглядит вот так. На фронтоне — обязательный портрет короля.
А от вокзала до улицы Каосан я решил прогуляться пешком — хотелось сразу же почувствовать, как живет город.
Пешком с вокзала Хуалампонг на Каосан — маршрут записан навигатором
Идти в итоге пришлось километра три. Напрягала конечно жара, а еще отсутствие во многих местах тротуаров.
Вообще, надо сказать, пешеходов в Азии совершенно не уважают. Это мы тут в своих Европах привыкли к тому, что машины их всегда пропускают. Здесь же пешеходов не пропускают даже в таком благополучном и суперпродвинутом городе, как Сингапур. Иногда дорогу приходится перебегать, улучив момент между проезжающими машинами и мотоциклами.
А что касается тротуаров, то их может либо не быть совсем, либо они могут использоваться для чего угодно, но только не для прохода пешеходов. К примеру, очень часто на тротуарах устраивают выставку продаваемых автопокрышек, либо ставят столы и едят, а один раз в Бангкоке я был свидетелем, как на тротуаре мастер-гробовщик красил в желтые и красные цвета гробы. Нимфа, туды ее в качель, разве товар дает? :)
Ну вот как тут пройти по такому тротуару?
А вот и легендарный бангкокский тук-тук.
Поначалу тук-туки кажутся жуткой экзотикой, особенно если до этого никогда не бывал в Индии. А мы тогда еще не бывали;)
Вообще конечно интересно наблюдать, как различаются туктуки в зависимости от страны. Вот в Бангкоке они открытые и здесь в комфорте сидят три человека. А вот в Индии туктуки закрытые, с боковыми стенками, причем частенько в них набивается гораздо больше народу, чем они рассчитаны. В Бангладеше же туктуки мало того, что закрытые сзади, так еще и зарешеченные спереди, чтобы злодеи не напали. Ну, а самые вместительные туктуки - в Пакистане, там с самого начала ставят два ряда сидений и получается очень здорово - едут шестеро, но без того напряга, как в Индии.
А движение на улицах Бангкока весьма напряженное
На проспекте вблизи Каосана наткнулся на митинг тех самых «краснорубашечников», сторонников свергнутого премьера Таксина Чинавата, которых уже давно показывали по телевизору. Пока там было все мирно, но уже через пару недель после моего отъезда тут начнется форменная бойня.
Беспорядки в Таиланде начались еще в 2006 году, когда в результате военного переворота был свергнут премьер-министр, лидер партии "Тайцы любят тайцев", экстравагантный магнат Таксин Чиннават. Его сменил лидер Демократической партии Апхисит Ветчачива. Если прежний премьер делал ставку на популизм, обещая бедным тайским крестьянам золотые горы и охрану традиционных буддийских ценностей, то демократы попытались наладить диалог с мусульманами, которых Чиннават безжалостно преследовал. Но сторонники Чиннавата не смирились с поражением. С тех пор Таиланд жил в состоянии постоянной нестабильности - сельское население, поддерживавшее Чиннавата, так называемые «красные рубашки», выступающие за буддизм и социализм, сцепились с «желтыми рубашками» — горожанами, сторонниками монархии и представителями среднего класса. Конфликт то затухал, то разгорался снова.
Вот как раз этот этап я и застал в Бангкоке в марте 2010 года.
Ветчачива в 2011 году ушел в отставку, а новым премьером стала сестра Таксина — Йинглак Чиннават. Она победила и на следующих выборах в 2014 году, но Конституционный суд признал их результаты недействительными. После того как в центре Бангкока снова появились баррикады и запылали покрышки, а в стычках «красных» и «желтых рубашек» погибли 28 человек, власть в свои руки взяли военные. Руководителем хунты стал главнокомандующий тайской армии генерал Прают Чан-о-Ча. В том же году тайский парламент на безальтернативной основе утвердил генерала в должности премьер-министра. Так и живут уже два года :)
А вот эта инсталляция на проспекте по дороге на Каосан называется Монумент Демократии. Вот примерно здесь через две недели после того, как я уеду, тут все и начнется.
Придя же на Каосан, я был тут же атакован продавцами всего подряд. Особо настойчивый водитель тук-тука обещал дождаться, пока я заселюсь в отель, а потом показать мне весь Бангкок :)
При поселении на рисепшене с меня взяли 1000 батов залога в счет будущего платежа, дали ключ, и я поднялся в номер. Но стоило упасть на кровать, как раздался стук в дверь. Это были те две тайки, что сидели на рисепшене. Я долго не мог понять, чего они от меня хотят, наконец до меня дошло — они похоже забыли занести мой залог в свои гроссбухи и теперь пытались получить его с меня еще раз:)
Что было замечательно в отеле — на крыше был вот такой бассейн, где можно было охладиться после тяжелого трудового дня :)
А на следующий день знакомство с Бангкоком было решено начать с королевского дворца и храма Изумрудного Будды — Wat Phra Kaew. С Каосана дойти туда можно и пешком.
Дорога идет вдоль канала. Обратите внимание, такси в Бангкоке интересной расцветки — розовые :)
Хорошо, когда на улице круглый год жарко — можно лечь прямо на улице и поспать :)
Королевский дворец под надежной охраной — прямо через дорогу от него министерство обороны с огромными пушками :)
Сам дворец отделен от города крепостной стеной. А с этого угла как раз находится храм Изумрудного Будды.
Перехожу я, значит, дорогу, подхожу к дворцу, и тут ко мне кидается девушка —
— Вы наверно хотите посетить королевский дворец?
— Да, а что?
— Ой, а он сейчас, к сожалению, закрыт! Откроется только в 15 часов.
— ???
— А пока могу предложить свозить вас на тук-туке в храм Lucky Buddha, он сейчас открыт.
Я поначалу остановился в замешательстве, но тут же вспомнил рекомендацию из Lonely Planet — «не верьте тем, кто утверждает, что какой-то объект закрыт, это жулики». Похоже, это был именно тот случай. Так что я поблагодарил девушку за ценную информацию, а сам пошел к центральному входу во дворец, который, разумеется, оказался открыт :)
Тут действовали жестки нормы шариата:) и внутрь не пускали почти ни в какой летней одежде. Сразу вспомнил рассказ коллеги на работе о том, как ему пришлось купить здесь тайские штаны, чтобы его пропустили внутрь. Я же пришел уже подготовленный, специально по такому случаю надев не шорты, а джинсы :)
Вот только увидев на плакате футболку с коротким рукавом, я уже хотел было возмутиться и послать подальше это заведение, но тут до меня дошло, что имелись в виду короткие футболки с открытым пупком :)
Сразу за входом с лужайки открывается вид на храм Изумрудного Будды, он занимает северо-восточную часть дворца.
Во дворце
У храма Изумрудного Будды
Оформление храма
У подножия большой золотой ступы
У входа в храм Изумрудного Будды надо разуться
Будда на самом деле маленький, сидит далеко, и его видно плохо, при этом внутри миллион человек народу, плюс еще и фотографировать нельзя. Да собственно кроме толп народа ничего и не заснимешь. Так что лучше уж погулять на улице:)
А чуть подальше на территории королевского дворца будет собственно королевский дворец, это можно видеть по наличию часовых.
Часовые и слоны
После дворца зашел в расположенный поблизости Храм Лежащего Будды — Wat Po.
За эту поездку у меня это уже был третий лежащий Будда. Похоже Будда вообще очень любил полежать :)
Рассказ про сиамский вояж Степаныча читали? Помните, как там было?
— Мне в фирме сказали, что есть тут статуя, большая как тепловоз, и вся из золота. Вот бы её глянуть!
Она конечно явно не из золота, но все равно смешно :) А вот храм Золотого Будды Wat Traimit, где действительно статуя Будды из чистого золота, находится, как я уже потом выяснил, совсем недалеко от вокзала Хуалампонг. Да, знать бы все заранее.
Я же после храмов решил дополнить впечатления от Бангкока поездкой на кораблике по реке Чао Прая. Нашел ближайшую остановку речного трамвайчика, за 13 бат купил билет и проехался на север до конечной. Бангкок оказался на редкость современным городом, смотреть оказалось совершенно не на что, никаких колоритных трущоб, одни сплошные многоэтажки:)
Вот разве что речные буксиры доставили — удивительно, как один такой малыш тащит за собой по четыре огромных баржи, на каждой из которых можно разместить по космической ракете :)
Речной буксир тащит связку барж
На кораблике по Чао Прая
На кораблике по реке Чао Прая в Бангкоке — записано навигатором
Монахи ждут речного трамвайчика
А на следующий день с утра я нашел, откуда с Каосана идет аэропортовский автобус, заплатил 150 бат и поехал в Суварнапум.
На автобусе из центра Бангкока в аэропорт Суварнапум — записано навигатором
У въезда на территорию аэропорта дежурили военные. Здесь наверно все еще помнили, как за несколько лет до этого во время аналогичных выступлений оппозиция захватила аэропорт и тем самым парализовала турбизнес по всей округе.
Посадка в самолет AirAsia запомнилась диалогом со стюардессой. Я спросил, продают ли у них на самолетах alcohol. Она ответила, что нет, но зато я могу официально потреблять то, что успел купить в duty-free. От сердца сразу отлегло, потому как у меня с собой было :)
Интересно, а почему AirAsia не продает на борту алкоголь? Только потому, что это может шокировать летящих рядом с кем-то мусульман? По мне так в одно место такую «толерантность», я так считаю. Вот что один чел написал по этому поводу на форуме airliners.net —
I am a person that enjoys a glass or 4 of red wine followed by a brandy or 2 during a 3 hour flight; it does help with the old nerves etc and helps the flight go quicker, so it was a bit of a shocker to the system and ensured my next flight to China was back with Thai Airways.
Чел ничего такой, «до четырех стаканов вина плюс следом бренди или два» за трехчасовой полет — это же можно потом и из самолета не вылезти :)
Еще у стюардесс AirAsia красивая униформа — ярко-красные костюмы. Я попытался сфотографировать одну из них смартфоном, но тут он предательски чвакнул, изобразив звук затвора, чем привлек внимание стюардессы. Она погрозила пальцем, а потом еще не поленилась, подошла и сказала, что ее не следует снимать —
— Because I’m working
Потом подошла еще раз и спросила, не обиделся ли я. Не, ну, а что мне обижаться, нельзя так нельзя. Тем более что фотка-то осталась :)
А на этом первое знакомство с Таиландом у меня закончилось. В следующей раз я окажусь в Бангкоке в 2014 году, когда мы той же командой прилетим сюда из Сиемреапа по дороге в Бирму :)
ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬ | НАЧАЛО | Невероятный Гонконг
Все рассказы из серии «От Стамбула до Гонконга» —
1–2. Константинопольский транзит
4–5. Потрясающий Сингапур || С Флаера на Сентозу
6. Остров Бинтан — Индонезия под боком у Сингапура
7. Как Сингапур не хотел отпускать меня в Малакку
8–9. Обитель мира — Бруней Даруссалам
10. Ипох или ай-Пох — как правильно?
11. По интересным местам острова Пенанг
12. Колониальный Джорджтаун + как нас не пустили в Таиланд
13. Из Хатьяя в Сонгхла — по югу Таиланда с женщинами-вампирами
14. Ко-Липе — райское местечко в Андаманском море
15. Лангкави — остров, где дают в долг и где можно «позсть по-русски» ;)