Идея большой поездки в Азию возникла у нас накануне нового 2010-го года. К тому времени уже почти год действовала акция Turkish Airlines на полеты из Европы в Азию через Стамбул. Базовой точкой решили выбрать Сингапур. Вот только из Таллина турки тогда еще не летали, так что билеты пришлось брать из Хельсинки. Причем, пока я раздумывал, не решаясь сделать последний решающий шаг, обратные билеты из Сингапура по вменяемым ценам закончились, и мне, в отличие от друзей, пришлось брать вариант с возвращением из Гонконга четыре дня спустя (но зато более дешевый:))
Выехали из Нарвы мы 6 марта на ночном автобусе Eurolines. В 8 утра в Таллине сели на паром Viking Line. Море в это время года у нас выглядит примерно вот так —
И когда паром вдруг резко остановился, мы даже боялись, что сейчас застрянем во льдах и опоздаем на самолет, но оказалось, что это мы просто шли задним ходом, а теперь, развернувшись, легли на нужный курс.
Миновав занесенную снегом крепость Свеаборг, вошли в Хельсинки.
Из порта на трамвае добрались до вокзала. Прямо в трамвае по совету бывалых купили за 4 евро комбинированный билет на 2 зоны, дающий право на поездку в автобусе до аэропорта. Это было мое первое проникновение в аэропорт Вантаа так сказать извне, до этого я несколько раз бывал там транзитом, прилетая из Таллина на ATR-72.
Boeing 737–800 авиакомпании Turkish Airlines
Авиакомпания Turkish Airlines понравилась. Самолеты новые, в полете кормят и наливают, особенно понравилось турецкое вино Yakut (к Якутии отношение не имеет). Вот только говядина у них имела обыкновение заканчиваться прямо перед нами. При этом имел место диалог, напоминавший анекдоты времен СССР —
-Вы что будете, говядину или пасту?
-Говядину.
-Ой, извините, а говядины нет, будете пасту?
Так и хотелось спросить, а зачем ты тогда спрашиваешь? :)
По прилету в Стамбул мы долго стояли у табло, которое показывает, на каком из конвейеров надо искать прибывший багаж. Но багажа из Хельсинки так и не было. В итоге багаж нашелся, но кто мог подумать, что Хельсинки будет скрываться под псевдонимом «Тель-Авив» :)
Из аэропорта имени Ататюрка в город идет метро, что удобно. Но неудобно то, что метро в Стамбуле какое-то недоделанное, и ни одна из его двух линий через центр не проходит. В итоге пришлось выйти на станции Зейтинбурну и дальше ехать на трамвае. Трамваи в Стамбуле современные, из двух или трех сочлененных вагонов. Вот только ходят они всего по одной центральной улице.
В остальные места доехать можно только на автобусах и маршрутках. Для многомиллионного города такая организация общественного транспорта выглядит несколько странно.
Сейчас глянул, как обстановка в настоящее время. За прошедшие 5 лет в Стамбуле построено еще несколько линий метро, а также появился тоннель Мармарай под Босфором. Но вот метро в центре города как не было, так и нет. Ближайшая к центру станция - Aksaray.
Организованы трамвайные остановки очень интересно. У входа на каждую остановку стоит турникет, пройти через который можно, только бросив в него пластиковый жетон. Жетоны продаются здесь же в автоматах, стоят полторы турецкие лиры, что несколько меньше, чем 1 евро. Эти же жетоны действуют и в метро.
Однако заметьте, что на остановку можно проникнуть и в обход, просто оббежав вокруг загородки. Некоторые, кстати, иногда так и делают, но их, надо сказать, гоняют, так что в целом жители дисциплину соблюдают.
А остановились мы в самом центре Стамбула, в районе Султанахмет, прямо на центральной улице Диван;) по которой ходит трамвай.
Пара слов о том, что делает Стамбул таким уникальным городом. Специально для тех, кто плохо знает историю;)
В 330-м году нашей эры небольшое поселение Византий на берегу Босфора римский император Константин сделал новой столицей Римской Империи вместо погрязшего в интригах и разврате Рима. Назвал его, разумеется, своим именем — Константинополь. Однако уже в 395-м году Римская Империя развалилась на две части, и Константинополь продолжил быть столицей лишь Восточной Римской Империи, а Рим стал столицей Западной. Именно этой Западной Римской Империи настали кранты в 476-м году, когда Рим был захвачен варварами. Восточная Римская Империя натиск варваров выдержала и под именем Византии просуществовала на 1000 лет дольше. При императоре Юстиниане Византии даже удалось на недолгое время захватить сам Рим. Однако в дальнейшем византийские императоры постепенно стали терять былое могущество, и в 1453-м году турки, постепенно откусывавшие у Византии одну территорию за другой, захватили и сам Константинополь. С этого года город становится столицей самого сильного государства в мусульманском мире — Османской Империи.
Вообще тут можно часами рассказывать, сколько исторических событий происходило вокруг Константинополя вплоть до недавнего времени, поэтому лучше не отвлекаться. Кому интересно, знаете, где почитать.
Змеиная колонна — является сохранившейся частью жертвенного треножника, созданного из оружия погибших в битве при Платеях (479 год до н. э.) персов. Изначально находилась в Дельфах, впоследствии перевезена Константином в новую столицу Римской империи Константинополь. Изначально 8-метровую колонну увенчивали 3 головы змеи. В 1700-м году она была частично разрушена. Одна из змеиных голов находится в археологическом музее Стамбула.
Осмотр города мы начали с Голубой мечети, центральной и самой большой мечети Турции.
Голубая мечеть. Скан из книги
Перед входом в мечеть надо разуться. Андрей Андреич путешественник опытный — у него на этот случай припасены бахилы, чтобы не ходить босиком по лестницам и по полу.
Интерьер мечети, как мне кажется, несколько портят длинные металлические тросы, на которых к потолку подвешены светильники.
А еще наблюдали такую картину. Какие-то две женщины прямо в центральном зале опустились на ковер и попытались молиться. К ним тут же подошел охранник и указал им на дверь в загородку, что в уголке. Такие тут правила — женщинам разрешается молиться только в отдельном загончике.
А вот Святая София по понедельникам закрыта, т. к. сейчас это музей. Поэтому ее посещение было решено отложить до завтра.
Дальше пошли в Базилику Цистерна. Реально потрясающее место! Прямо в центре города под землей еще в 6-м веке был построен огромный резервуар, где жители города на случай вражеской осады запасали воду. А «базиликой» резервуар назвали из-за многочисленных колонн, поддерживающих своды, эти колонны действительно делают это сооружение похожим на храм.
У входа в подземное водохранилище Базилика Цистерна
Вход в подземное водохранилище Базилика Цистерна
А я, оказавшись здесь, сразу вспомнил фильм «Из России с любовью» с Шоном Коннери. Так вот где снимали сцену перестрелки в подземелье!
А еще здесь происходило действие завершающей сцены из романа Дэна Брауна «Инферно». Именно сюда в воду сумасшедший ученый-трансгуманист выпустил созданный им вирус — специально, чтобы туристы со всех стран поскорее разнесли его по миру.
Как написано на табличке, то, что одна из голов лежит на боку, а вторая перевернута, имеет некий тайный смысл, но какой именно, ученые ответить затрудняются. А по мне так просто при строительстве свезли разные обломки и установили, как придется;)
Автономная тележка продавца жареных каштанов
Дальше мы пошли в бывший султанский дворец Топкапы. Сейчас здесь музей. Вход стоил 20 турецких лир, это примерно 10 евро.
Дворец Топкапы. Фотография мз книжки
Во дворце Топкапы. На фоне видна дворцовая кухня, где готовили еду для 100500 человек.
В целом надо сказать, что дворец не производит особого впечатления. Особенно если вы были во дорцах русских царей или французских королей. Как-то все бедненько, какие-то одноэтажные домики с маленькими комнатами, из обстановки мало что сохранилось. И музейчики довольно унылые, особенно тот, где выставлены личные вещи пророков. Клок волос из бороды пророка Мухаммеда, рука пророка Иоанна (это видимо который креститель). Последний артефакт вообще выглядит зловеще — в металлическом футляре, напоминающем деталь рыцарских доспехов, лежат истлевшие кости руки. А вообще, возникает резонный вопрос, а сколько всего рук было у Иоанна Крестителя? :)
А единственное, что понравилось, так это вид на Босфор, что открывается со смотровой площадки.
Беседка на смотровой площадке
Вон там вдалеке виден один из двух мостов через пролив Босфор. Дальше на север есть еще один. А на другом берегу — это уже Азия.
Вид на Босфор из дворца Топкапы. Обратите внимание на подлодку
А вот на это место, где трамвай делает резкий поворот, мы почему-то постоянно выходили, гуляя по Стамбулу.
Еще две достопримечательности Стамбула, на которые постоянно натыкаешься, гуляя по городу.
Слева — пожарная каланча Баязит, стоящая на территории университета. Справа — колонна Константина. У последней богатая история. Построенная из порфира колонна являлась постаментом для золотой статуи императора Константина, которую поставили здесь в 330-м году, в момент основания города. Правда статуя все время падала во время разных стихийных бедствия, так что в итоге ее заменили просто крестом. Уже при турках колонна сильно пострадала от пожара, отсюда и ее черный цвет.
А дальше мы вышли туда, где пересекаются все транспортные потоки Стамбула — к Галатскому мосту, который переброшен через залив Золотой Рог. Здесь же стоит и Новая мечеть.
Интересное название у мечети — Новая. Ее строительство, как гласит табличка, было начато в 1597 году. Хотя по сравнению с Софией тут все очень новое:)
А вот это здание с тремя арками — выход с крытого Египетского базара.
Тут надо отметить, что Андрей Андреич и Сергей Сергеич весь день искали, где в Стамбуле можно купить и съесть некую рыбу — «барабульку». Уж не знаю, что они такого в ней нашли, но искали очень усердно, даже у персонала в гостинице спрашивали. Пока не нашли вот здесь, на рыбном рынке у Галатского моста.
Рыбный рынок у Галатского моста
Рыбный рынок у Галатского моста
Баян по-турецки — это женщина:)
От Галатского моста на трамвае доехали до конечной станции Кабаташ, откуда на фуникулере поднялись на площадь Таксим. Фуникулер оказался несколько странный. В моем понимании фуникулер — это нечто, едущее по склону горы, причем так, что из него можно обозревать окрестности. Здесь же фуникулер шел по темному тоннелю, как поезд метро. И если бы не гигантское колесо, на которое наматывался трос, его действительно вполне можно было принять за метро.
Наверху на площади сели в т.н. «ностальгический трамвай», вагончик старой модели, который катает туристов по пешеходной улице Истикляль. Обычные трамвайные жетоны тут не действуют, а проезд стоит столько, сколько деду-кондуктору удастся выпросить у туристов:)
Ностальгический трамвай. Художественно получилось:)
Прокатившись на трамвае, пошли вниз, обратно к Золотому Рогу. На улице стемнело, шел дождь, было холодно, сыро и мерзко. Поэтому на Галатскую башню не полезли, а жаль. В хорошую погоду с нее наверно открываются красивые виды.
День закончили прогулкой по каким-то трущобам, на которых в базарный день видимо кипит торговля, а сейчас никого не было. Базар назывался «русским», правда непонятно, почему. С таким же успехом он мог бы называться румынским или болгарским:)