Тур к Великой Китайской Стене я заказал в интернет-агентстве. Вообще, конечно, из Пекина не так сложно доехать до Стены и самому, но на 23-й день путешествия было уже настолько влом изучать разные сайты и рассчитывать маршруты, что я решил расслабиться. Тем более что рассказы в Интернете пестрели такими советами — «идите на автовокзал, там садитесь на 919-й автобус, но учтите, что их там несколько, вам нужен тот 919-й, который в дальнем углу». Вот не хотелось этой китайской «множественности», хотелось, чтобы за мной просто заехали в отель и забрали на тур. И черт с ними с магазинами нефрита по дороге:)
Гид позвонил в номер отеля вечером, сказал, что его зовут господин Мин, и что он будет ждать меня в 7:20 утра.
Наутро Мин, довольно хорошо, кстати, для китайца говоривший по-английски, сказал, что всего в туре нас будет трое. Первый, предупредил он, будет handicapped man, ну, то есть, если неполиткорректно, то инвалид, а точнее — глухонемой. Ну ладно, подумал я, может со вторым тогда пообщаемся. Ага, как же:)
За вторым заехали в недешевый отель «Beijing». Гида долго не было, затем он появился в сопровождении молодого мужика. Садясь в машину, он пробурчал что-то нечленораздельное. Затем, в ответ на реплики гида, тоже лишь что-то мычал. В определенный момент у меня сложилось впечатление, что и этот — тоже глухонемой! :) Это ж как повезло, а? :)
Но позже выяснилось, что «our Irish friend» не глухонемой, а просто, видимо, вчера в отеле, как в том анекдоте, он пил с русскими и чуть не помер. Соответственно сегодня он жалел о том, что вчера не помер и… всю дорогу канючил у гида, а нельзя ли его отправить назад, в «Beijing Hotel». Он даже был согласен, чтобы его просто высадили на обочине дороги, но гиду пришлось объяснить, что мы к этому времени отъехали уже достаточно далеко от Пекина, так что такси он здесь вряд ли найдет. Так бедолага и мыкался с нами целый день:) Гид ему даже уступил переднее место, чтобы тому было удобнее спать:)
Первым пунктом экскурсии были гробницы императоров династии Мин. «Как моя фамилия», -шутил гид. Эта династия правила Китаем с 14-го по 17-й век, начиная с того момента, как китайцам удалось избавиться от монгольского ига, и до тех пор, когда Китай не завоевали манчжуры, установившие свою династию Цин, к которой, кстати, принадлежал и последний китайский император Пу И.
Но если коротко, гробницы эти — наглая разводка на деньги. Во-первых, как сказал гид, из 13 гробниц мы посмотрим только одну, самую большую. А во-вторых, «сама гробница находится позади храма, и ее не раскапывали». Так что ничего особо интересного там нет. Но при этом упоминание дополнительного пункта в туре добавляет этому туру веса, а значит сказывается и на цене:)
Дальше было посещение фабрики нефрита. Это уже совершенно откровенная разводка, и турфирме наверняка приплачивают за заезд сюда. Но гид молодец, что поехал сюда до, а не после стены, ведь самое интересное лучше оставить на конец, не правда ли?
На фабрике нам показали, как работники пилят куски нефрита, а затем вырезают из них такую игрушку, где несколько сфер вращаются внутри друг друга. Ну и остальные поделки конечно тоже. Народу у нас в группе было немного, шопингом мы здесь заниматься не стали, так что много времени это не отняло. А бедняга ирландец то ли в машине сидел, то ли в туалете:)
Девушка обрабатывает нефрит
Китайска грелка. Трудности перевода:)
Ну и наконец нас привезли к Великой Китайской Стене. Вообще изначально предполагалось, что это будет самый раскрученный среди туристов участок у города Бадалин, но вот на указателе промелькнуло «Badaling Great Wall — 13km», а мы уже остановились у каких-то гор, где было видно, как стена петляет по склонам. Называется этот участок — Цзюйюнгуань (Juyongguan). Прямо от автостоянки стена здесь уходит резко вверх, поднимается на самую вершину горы, затем спускается, пересекает дорогу, поднимается на холмы на противоположной стороне, проходит по хребту и спускается к автостоянке. Как сказал гид, на прохождение всего круга уйдет 4–5 часов. Мы же, как предполагалось, за полтора-два часа можем подняться по стене до вершины и спуститься обратно.
Еще один шедевр китайского перевода :)
Ну, значит, мы с глухонемым пошли наверх, а ирландец остался спать в машине. Классно мужик к Великой Китайской Стене съездил, ничего не скажешь:)
Но зато можно сверху посмотреть на пройденную башню
А с самого верха вообще потрясающие виды. Если бы только не эта дымка.
Но вот до самого верха добираются уже не все. Чем дальше идешь, тем меньше народу.
Туристы фотографируются в самой дальней точке
Народу вверх лезло много. Пыхтели, отдувались, останавливались передохнуть, но все равно лезли дальше. До вершины я добрался минут за 40 наверно, и это еще при том, что ждал глухонемого, раз уж гид поручил нам быть вместе. Наверху народ фотографировался у самой высокой башни и спускался той же дорогой вниз. Я же выбрал ту дорогу, что шла вкруговую.
Сверху стена на противоположном от дороги склоне горы совсем не выглядела такой высокой. Какие там 4–5 часов, да я сейчас за два все успею.
Ну и собственно за два часа и успел. Оказалось, что на той стороне стена обрывается прямо на склоне, дальше ее восстанавливать не стали, хотя сверху видны какие-то невнятные руины. По-видимому, в таком состоянии вся стена и пребывала до того момента, как при Мао Цзэдуне не взялись за ее восстановление. При входе со всех сторон как раз и подходящая цитата Мао красуется — «Тот не герой, кто не поднялся на Великую Стену».
Вот что из себя представляла стена до реставрации —
Это уже на обратном пути, спускаюсь в долину.
Обратите внимание, как изящно сделан переход стену через речку и через современное шоссе. А так совсем не новодел;)
Китайские военные на Стене
Присягу они тут принимают или что?
А вообще конечно странно, что стена здесь закольцована. По идее стена должна идти в виде линии, прикрывая границу. Но для туристов, конечно, удобнее так, как сделали. Да и, как я уже сказал, вся нынешняя стена — это в значительной мере новодел. Ведь как манчжуры захватили Китай в 1644-м году, так стена больше оказалась и не нужна, и местные крестьяне 300 лет растаскивали ее на кирпичи.
А вообще, если задуматься, вот строили, строили эту стену, столько сил потратили, а случилась война с этими самыми манчжурами, так предатель-генерал просто открыл им ворота — и все. А все из-за того, что тогдашний руководитель (императора тогда вроде не было, потому как гражданская война шла) забрал у этого генерала из гарема любимую наложницу:)
Ну, а в целом надо признать, что мне прогулка по стене понравилась. Может кто-то и скажет, что два часа — это мало, но я за эти два часа вымотался вусмерть, так что больше просто бы не выдержал. Но хотелось бы как-нибудь в другой раз походить и по другим участкам стены, сравнить.
После Стены у нас был обед, и я сказал гиду, что уж я-то его точно заслужил. А на обед бы заехали на… еще одну фабрику! Рано я похвалил гида! Видимо он еще и с этих денег поиметь решил:) Кстати, эта фабрика упоминается в другом туре к Стене, а занимается она производством cloisonné. Это когда на медные кувшины наносят эмаль и красочно расписывают. На русский это не переводится, точнее переводится как «клойзоне», или «перегородчатая эмаль». Гид сказал, что это единственная такая фабрика в Китае.
Обед был тоже ничего такой, в китайском стиле. Обедали вместе с глухонемым, ирландский друг только-только начал приходить в себя и опохмелялся рядом пивом:) И когда обед был закончен, гид наконец-то с чистой совестью мог обещать, что теперь уж его доставят в «Beijing Hotel» без задержек:)
На обратном пути расспросил гида о смысле некоторых иероглифов. К примеру, в словах «вход» и «выход» первый иероглиф означает, соответственно, «внутрь» и «наружу», а второй (эдакий квадратик на ножках) в обоих случаях — «ворота». Я при этом посмеялся, ибо в слове «вход» первый иероглиф похож на идущего человека, а в слове «выход» — на двойные вилы с тремя зубцами, которыми выталкивают из ворот :)
А иероглиф «жен», такая перевернутая галочка, означает «человек». Соответственно, «женминь» — это что-то типа группы людей, или народ. А газета «Женминь Жибао» означает «Ежедневная Народная». Тут мы как раз проезжали мимо какой-то рекламы, начинавшейся с двух одинаковых иероглифов «жен». Я спросил гида, а почему два одинаковых? Он сказал, что это означает «каждый» (everyone).
Но вообще конечно самое сложное в китайском языке — это вовсе не тоновое произношение. Если ты турист, то говорить тебе все равно не придется. А вот читать надписи, особенно когда кругом все написано только по-китайски, было бы весьма полезно. И самое сложное при этом — это отличить один иероглиф от другого! Вот ладно, если это черточка, несколько черточек, или галочка… Да и ладно, если просто нарисован домик… Но если в одном иероглифе изображена ЦЕЛАЯ ДЕРЕВНЯ!!! :) И при чтении нужно практически уметь отличить рисунок одной деревни от другой почти такой же! А они там могут различаться какими-то мелкими штришками! А если еще и шрифт мелкий! Да, чтобы это читать, надо родиться китайцем :)
А на следующий день наконец настало время покидать Азию - в Пекине мое беспримерное путешествие заканчивалось. Шутка ли - 24 дня!
«Аэроэкспресс» в Пекине сделан удобно. Он интегрирован в сеть пекинского метро отдельной веткой. Вот только купить на него билет в обычном автомате нельзя. Сначала за 2 юаня надо доехать до станции Dongzhimen, и уже там в отдельной кассе за 25 юаней купить билет на Airport Express. Это обычный поезд метро, только ветку протянули до аэропорта Beijing Capital. Большую часть пути идет по эстакаде. Вообще, как я погляжу, везде в Китае стараются провести метро до самого аэропорта, что правильно, т.к. значительно упрощает жизнь туристам, не надо заморачиваться с разными хитрыми схемами.
А в аэропорту Пекина три терминала, причем новый, третий, построенный к олимпиаде 2008 года, как сказано в путеводителе, по своим размерам превышает все пять терминалов аэропорта Хитроу. И зал вылетов тут и вправду огромный, может быть даже больше, чем зал ожидания на вокзале Хонцяо :)
Здесь я решил словчить. Дело в том, что мой самолет прилетал в Таллин в 20:45, а последний автобус на Нарву уходил с автовокзала в 21:00. И, если не ждать багаж, существовала некая вероятность того, что взяв такси, я мог успеть на автобус. Но для этого требовалось весь свой багаж запихать в одну сумку. Сумка, конечно, по габаритам подходила, но вот веса в ней получалось отнюдь не 10 кг, что разрешалось правилами, а уже все 18, а то и 20. Ну да кто будет взвешивать ручную кладь :)
Тут произошло торжественное событие :) Купленный в 2001 году в Лондоне китайский рюкзак, верой и правдой служивший мне на протяжении всего этого времени и побывавший в огромном числе стран, от Новой Зеландии до США, был наконец-то выброшен, а именно запихан в урну в зале ожидания. После стольких лет странствий рюкзак наконец-то вернулся на родину! :)
Сумка в итоге проблем не вызвала. Вот только на контроле бдительные китайские сотрудники отобрали всю водку в 50-граммовых бутылочках. Она хоть и стоила копейки, но все равно обидно. Хотя как, копейки… Водка, купленная в магазине китайских сувениров взамен отобранной, стоила уже будь здоров!
(Кстати, в распечатке Finnair было что-то сказано про то, что на вылетах из Пекина и Шанхая спиртное «due to local regulations» не разрешается проносить в любой таре, даже в самой маленькой. Так оно в итоге и случилось)
Водка, кстати, очень пригодилась :) "Триста тридцатый" при взлете стал так интенсивно проваливаться в "воздушные ямы", что народ в салоне даже начал ахать от страха. Выпитый же алкоголь чувствительность к таким штукам заметно притупляет :)
Но в остальном полет прошел просто идеально, и после того, как мы набрали высоту, самолет больше ни разу не трясло.
А вот в Хельсинки погода была хреновая, низкая облачность и снег, что собственно и неудивительно для 24 ноября. Плюс еще и стыковка у меня здесь оказалась целых пять часов, причем я так и не понял, почему я не взял билет на более ранний вылет в Таллин, ведь он был. Я попытался поменять билет на него, для чего мне даже пришлось покинуть зону безопасности, но увы, на стойке Финнэйра мне сказали, что такие замены можно делать только заранее.
А самолет из-за плохой погоды с вылетом сильно опоздал, так что багаж я таскал с собой в салон зря. В итоге домой пришлось ехать на автобусе "Евролайнс" в 23:00.
А на этом беспримерное (на тот момент) 24-дневное путешествие по Азии завершилось :)
ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬ ◄ НАЧАЛО
Все рассказы из этой невероятной 24-дневной поездки —
День 20. Восточная Жемчужина и другие небоскребы Шанхая
День 21. Прогулка по Шанхаю — старому и новому
День 22. Пекин — Запретный город и площадь Тяньаньмынь
День 23-24. Тот не герой, кто не поднялся на Великую Стену
Теги:
Культурно-познавательный туризм