После русской крепости и шведского замка мы хотели еще найти кафе, про которое писали несколько туристов, побывавших на Аландских островах до нас. Кафе известно тем, что через него можно пройти на очень высокую смотровую вышку. Вот только как до этого кафе добраться — поначалу было непонятно. Когда мы ехали в сторону Бомарсунда, то проехали мимо этой вышки и не увидели ни одного съезда!
Подъезд там и правда хитрый — с противоположной стороны дороги, причем заворачивать надо сильно заранее. В конце дороги будет автостоянка, от которой наверх в сторону кафе идет тропинка, проходящая над тоннелем.
Проход к башне и правда происходит через кафе, там же продают и билеты. Но мы увидели в кафе такие красивые пирожные, что не удержались и присели там отдохнуть. Причем вид из-за столика был уже такой, что на вышку можно было и не лезть.
Ну, а еще я надеялся, что может быть, если взял что-то в кафе, то на вышку пустят бесплатно. Но это я зря надеялся:)
В Эстонии на такие вышки можно подняться бесплатно, здесь же берут по 2.50.
Но вид сверху, конечно же, того стоит
Конструкция очень внушительная, и когда стоишь наверху, то даже довольно страшно:)
Ну и стоит она в таком красивом месте, как раз над проливом Farjsunden и мостом через него
Я уже рассказывал, что на Аландских островах очень красивые церкви. Мы поставили себе в навигатор примерно пять галочек, но заехать и посмотреть на все никак не успевали, ведь надо было еще успеть погулять по Мариехамну. Вот и мимо этой церкви в деревне Jomala мы поначалу планировали проехать без остановки, однако в последнюю секунду, уже увидев поворот, все же решили заскочить на минутку.
И очень удачно заскочили! В церкви как раз начинался концерт классической музыки, причем выступать должны были учащиеся музыкальной школы из Таллина! Да еще и совершенно бесплатно:)
А до самого Мариехамна нам все было никак не доехать. На въезде в город раскинулся морской музей Sjökvarteret («морской квартал»), куда тоже надо было обязательно заехать.
Точнее это даже не совсем музей, а скорее целая деревня, где энтузиасты стараются сохранить традиционный аландский народный промысел — строительство рыбацких шаланд.
Когда мы сюда пришли, уже почти все закрылось, посетителей тоже почти не было. Лишь кое-где в некоторых мастерских продолжалась работа, но люди работали не на публику, а для себя.
Мы гуляли по деревянным пирсам одни, дошли вон до той часовенки, что в конце мола
Помимо обычных катеров и яхт у причалов стоят несколько традиционных аландских шаланд с парусом. Это как раз то, ради чего задуман весь морской квартал.
Для катеров и лодок прямо на воде здесь построены вот такие эллинги. Сами шаланды туда вряд ли поместятся, даже если убрать мачту.
А жемчужиной всего музея, как я прочитал, является учебный парусник «Альбанус». Мы его, правда, не видели, так что вставлю фото из шведской Википедии.
«Альбанус» был спущен на воду в 1988 году, но сейчас он уже выработал свой ресурс, поэтому ему на замену заложили новый парусник — «Эмелия».
Причем строить его специально будут медленно, чтобы посетители могли увидеть весь процесс в деталях. По состоянию на август прошлого года уже был заложен киль, к которому только начали присоединять первые шпангоуты. Спустить «Эмелию» на воду планируется в 2024 году.
А вернувшись в Мариехамн, мы наконец-то отправились гулять по городу. Тут я постараюсь скомбинировать фотографии, сделанные вечером этого дня и утром следующего.
Самая выдающаяся постройка в Мариехамне — это возведенная в 1927 году лютеранская церковь Св. Георгия в самом центре города.
Тут самое время рассказать о том, как был основан Мариехамн
После того, как Россия в 1855 году проиграла Крымскую войну, Аландские острова были захвачены англичанами. Пока шли мирные переговоры, они предложили шведам забрать острова себе. Но шведы связываться с Россией как-то больше не захотели и отказались. И по результатам переговоров острова остались в составе Российской Империи, единственно, условиями договора было запрещено держать там войска и строить оборонительные укрепления.
В ту пору Аландские острова были бедным и неразвитым регионом, а тут их еще и денег военного ведомства лишили. И как же жить дальше? И тогда островитяне обратились к царю Александру II с просьбой разрешить основать на островах город. А чтобы царь решал быстрее, обещали назвать новый город в честь его супруги, Марии Александровны. Александр свое согласие дал, и в 1861 году был основан город и порт Мариехамн.
В 2011 году у лестницы, ведущей к мэрии, императрице Марии Александровне был установлен памятник. Судя по русской надписи, здесь явно не обошлось без российского участия, скорей всего, и сам памятник тоже россияне подарили. Честно говоря, он лучше смотрелся бы где-то на площади, а тут получается, что местные власти приткнули его туда, где не жалко:)
Главная торговая улица Мариехамна — Torggatan
Здесь располагается торговый центр Sittkoff Gallerian, названный так в честь русского купца Николая Ситкова
Николай Михайлович был одним из основателей Мариехамна, он владел торговыми и судовыми компаниями, занимал посты в городской управе, а также был почетным вице-консулом Швеции и Норвегии на Аландских островах.
И высокая бронзовая фигура перед входом в галерею — это тоже он, Nikolai Sitkoff
А теперь пройдемся по набережной
Большое здание на улице Strandgatan — это парламент Аландских островов
Деревянные голубые домики — это яхт-клуб Мариехамна
Здесь же у причалов стоят многочисленные яхты
Вид с квадрокоптера на набережную Мариехамна — панормама с Google Maps
Здесь же у причала пришвартован старинный пароход F. P. von Knorring, названный в честь еще одного деятеля Аландской истории, Франца Петера фон Кнорринга, наладившего на островах школьное образование и основавшего в Мариехамне первую газету.
Пароход был построен в 1928 году в Нидерландах, сначала он возил грузы, а после войны — туристов. В 1989 году его купили коммерсанты с Аландских островов, чтобы использовать в качестве плавучего ресторана.
Солнце, между тем, клонилось к закату, так что мы направились в сторону того холма, где фотографировались днем, уж больно красивые оттуда открывались виды
Попутно любовались красивыми деревянными домами, которых в Мариехамне очень много
Это красивое желтое здание — Аландский лицей, т. е. по нашему — средняя школа. И раз уж речь зашла о школе, расскажу про один интересный момент. Как всем известно, в Финляндии два государственных языка, финский и шведский. На шведском говорит примерно 5% жителей Финляндии. Но если в остальной Финляндии изучение двух языков является обязательным, то на Аландских островах действует свой особый порядок — здешние шведы учить финский язык не обязаны.
Кстати, я всегда считал, что абсолютное большинство финских шведов — это как раз жители Аландских островов. Но это оказалось совсем не так. 5% от 5 млн 500 тыс. человек общего населения Финляндии — это 275 тысяч. На Аландских же островах живет всего лишь около 29 тысяч человек. Таким образом, аландцы составляют лишь около 10% от всех финских шведов.
А вот так выглядят аландские автомобильные номера. Евросоюз? Нет, не слышали:) Также на машинах нет никаких наклеек, обозначающих национальную принадлежность машины, а кроме того, аландцы как будто специально используют на номерах букву, которой нет в стандартном латинском алфавите. И никто их за это не штрафует:)
Аландские дорожники шутят:)
Но вот мы добрались до холма, куда шли. Здесь на склоне оборудован парк для игры в дискогольф. Знаете, что это такое? Если в обычном гольфе шарик закатывают в лунку с помощью клюшки, то тут надо запускать летающую тарелку так, чтобы она ударилась о свисающие цепи и упала в корзину.
Вдруг игравшая в дискогольф женщина недовольно закричала в мою сторону по-эстонски —
-Эй, не надо меня фотографировать!
И с чего она вдруг решила, что в Мариехамне ее должны понимать по-эстонски? :)
А на вершину горы мы пробирались вот по такому узкому проходу между скал
Закат над Аландскими островами
Парусный барк «Поммерн» на закате. Третий раз за этот день мы проходим мимо него:)
Просто удивительно, сколько всего мы успели увидеть всего за один день
Достопримечательности этой части рассказа на карте