Хоть мы и запланировали на всю поездку целых 5 дней, но, как ни крути, а на самих Аландских островах мы могли провести максимум один полный день. А это значит, что его надо было использовать по полной. Так что проснувшись в Мариехамне, мы сразу с утра направились к главной достопримечательности всего острова — огромному четырехмачтовому барку «Поммерн», что пришвартован у причала рядом с Морским музеем. Оцените, какой красавец!
Чтобы попасть на парусник, надо купить билет в Морской музей, а стоит он недешево — 14 евро. По этому билету можно посетить и сам музей, и парусник. Но у нас времени было мало, так что пошли только на парусник.
Четрыехмачтовый парусный барк «Поммерн» (Померания) был построен в 1903 году в шотландском Глазго для германской судоходной компании F.Laeisz. Что самое удивительное, построили его уже тогда, когда на морях безраздельно господствовали суда, оборудованные паровыми машинами. Как-то было странно полагаться на ненадежный парус в то время, когда весь мир уже захватили пароходы. Но тем не менее — построили. И не из дерева, а из стали!
И корпус из стали, и даже мачты из стали. Высота их достигала 50 метров!
Парусное вооружение барка проектировалось по последнему слову техники, так что для постановки парусов уже не требовалось, как раньше, посылать на мачты и реи многочисленных матросов. Удивительно, но весь экипаж «Поммерна» составлял лишь 26 человек! Для такой громадины это все равно, что ничего!
Учитывая конкуренцию с пароходами, единственное, чем могли взять суда такого типа — это рациональное использование ветра. Их даже так и называли — «выжиматели ветра» (англ. windjammer). Если поймать хороший ветер, мощный парусник мог пересечь океан даже быстрее, чем пароход.
Но был у этих парусников и серьезный недостаток. Ведь как работают, к примеру, сегодняшние парусные яхты? Когда есть ветер, они идут под парусом, а когда ветра нет или нужно маневрировать в узком пространстве, они включают двигатель. У «Поммерна» двигателя не было в принципе, только паруса! А это значит, что ни в Суэцкий, ни в Панамский канал его не пускали. Приходилось, как и столетия назад, огибать мыс Горн или идти вокруг Африки. Не слишком экономично получалось!
В 1918 году Германия проиграла Первую Мировую, и по ее итогам многие торговые суда у нее забрали в счет репараций. Отобрали и «Поммерн», передав его в 1921 году правительству Греции. В 1923 году Густав Эриксон, предприниматель и судовладелец с Аландских островов, выкупил парусник у Греции и продолжил возить на нем зерно из портов Австралии в Англию и Ирландию. Удивительно, но все межвоенные годы этот бизнес оставался вполне успешным!
И лишь после войны гигантские парусные торговые суда ушли на покой окончательно. Какие-то из них пошли на слом, а несколько, в том числе и «Поммерн», стали музеями.
А один из межвоенных «выжимателей ветра» ходит в море до сих пор. Переданная в 1946 году в счет репараций СССР "Падуя", сейчас известна под именем «Крузенштерн». Слышали наверно в новостях? Курсанты морских училищ России тренируются на нем и в XXI веке. Хорошая практика для будущих моряков :)
А мы отправились смотреть, как был устроен парусник внутри. Больших кубриков там не было, ведь — напомню — весь экипаж составлял всего лишь 26 человек.
Офицеры и специалисты жили в основном в двухместных каютах
Отдельная каюта была только у капитана
У него был персональный туалет и даже своя ванна :)
Командный состав собирался за столом в кают-компании
Снимаем пробу с сегодняшнего супа :)
А это то, ради чего весь парусник строился — грузовой трюм. Именно сюда складывали мешки с перевозимой пшеницей
Вообще разных помещений на паруснике много, и везде можно залезть. Единственное, чего я не понял, как можно рулить судном, стоя спиной к штурвалу :)
А от парусника, если совсем немного пройти в гору, то можно забраться на самую высокую точку Мариехамна, где стоит вот такая башня. Она, правда, построена здесь не для туристов и оказалась заперта :)
Так что сфотографировались просто на скале, с видом на торчащие мачты «Поммерна» :)
А дальше мы едем в западном направлении, в сторону городка Экерё, что на крайнем западе Аландских островов. По пути нам попадались вот такие аккуратные отреставрированные ветряные мельницы. Ну как было не остановиться.
Пока ехали в Экерё, встретили лося, перебегавшего дорогу :)
Сам городок обнаружить так и не удалось, настолько он оказался маленький. Всего 963 жителя, и к тому же их дома разбросаны по окрестностям. В центре — всего пара строений:)
Сейчас Экерё в основном известен тем, что здесь базируется паромная компания ECKERÖ LINE, работающая в том числе и на линии Таллин — Хельсинки. Именно Экерё указан на корме этого парома в качестве порта приписки. Но на фото это не он, это какой-то местный причал :)
А главная достопримечательность Экерё — это т.н. «русская почта». К ней мы и направились в первую очередь.
Почему почта русская? А дело в том, что в 1808 году разразилась очередная русско-шведская война. Повод к ней был довольно надуманный. Русский царь Александр I тогда заключил мирный договор с Наполеоном в Тильзите. Швеция же тогда выступала против Наполеона в союзе с Англией. Ну и дошло до того, что Наполеон сказал Александру, что не возражает, если Россия возьмет себе не только Финляндию, но даже и всю Швецию вместе со Стокгольмом. Главное чтобы убрать из северных портов англичан.
(Переход русских войск через Ботнический залив. Рисунок из «Военной энциклопедии Сытина. Википедия)
Война сначала шла с переменным успехом, но зимой 1808—1809 гг. Швеция наконец не выдержала и начала отступление. Русские войска под командованием Багратиона перешли по льду Ботнический залив, захватили Аландские острова и уже даже начали высадку в самой Швеции. Это был полнейший разгром. Шведы запросили мира и согласились отдать не только Финляндию, но и Аландские острова. Так они на долгое время стали частью Российской Империи.
Ну, а там, где начиналась Империя, следовало наладить потовую связь и поставить таможню
Так в 1828 году посреди сельской местности в Экерё было построено здание в классическом стиле, объединившее эти две функции
Русская почта — вид со двора
Внутри там сейчас музей. Мы зашли туда, но музей оказалася посвящен вовсе не почте или таможне, а национальным мотивам в дизайне:)
Всякие ткани, коврики, сумки и т. п.
Через дорогу от русской почты начинается море. Берег здесь очень каменистый, сплошной гранит.
Но если пройти немного в сторону, то есть песчаный пляж. На нем, правда, никто не купался. Даже в августе на Балтийском море прохладно :)
Мы же решили проехать еще немного на север, где, судя по карте, обещал быть музей охоты и рыболовства
Сам музей располагается в интересном деревянном здании, где одна крыша как бы налезает на другую :)
Внутрь мы не пошли, неохота было терять время
Гораздо интереснее здесь погулять на открытом воздухе, самые интересные экспонаты стоят как раз на улице:)
Осторожно, падающие машинки:)
Рядом с музеем здесь раскинулась целая рыбацкая деревушка, вся состоящая из колоритных деревянных сарайчиков у воды
Наткнулись даже на заправку, обслуживающую как автомобили, так и катера
98-й бензин стоил 1.639 евро. Не дешево, но и не безумно дорого :)
А еще на карте Maps. Me увидели, что здесь есть какой-то маяк, надо лишь немного пройти в сторону выхода из бухты. Поднялись на горку.
Сверху деревушка выглядит особенно красиво
Деревянные сарайчики на скалах
Да уж, это было полное разочарование :)
Но зато прогулялись по окрестностям
Церковь прихода Экерё. Красивые на Аландских островах церкви. Причем вроде заезжаешь в деревню, а церковь там будет такая монументально-древняя, сложенная из камней лет пятьсот назад, и с аккуратным шпилем, покрытым деревянными чешуйками.
Что церковь деревенская, хорошо видно, когда заходишь внутрь
Сверху подвешен макет парусника, показывая, что жизнь местных жителей издавна была связана с морем. Соответственно и молились о том, чтобы моряки возвращались домой живыми.
Еще прочитали, что на Аландских островах жители любят раскрашивать свои почтовые ящики. Впрочем, это не самые яркие, видели и более пестрые, но уже было некогда останавливаться.
Ветряная мельница, встреченная по дороге
Еще одна сельская церковь
Это уже приход Хаммарланд, поближе к Мариехамну
А вернувшись в районе обеда в Мариехамн, мы нашли почту и отправили оттуда открытку победителю объявленного нами конкурса. Им стал Ярослав Глухов, наконец-то угадавший, куда же мы уехали. Угадать и правда было непросто, т. к. выставленный нами на фотографиях флаг не принадлежал ни одной из стран. Пришлось делать еще намеки :)