Аландские острова — это островная территория, находящаяся в Балтийском море, на полпути между Финляндией и Швецией. И хотя острова относятся к Финляндии, но живут там исключительно шведы. Как так получилось? Об этом чуть позже. А пока расскажу о том, как туда добраться. Путь-то неблизкий, от Санкт-Петербурга — почти 800 км.
Обычно на Аландские острова попадают, сев на большой паром в Турку, Хельсинки или Таллине. Всего-то ночь в дороге, и вы уже в островной столице — городе Мариехамн. Но, во-первых, до парома еще тоже надо добраться, а во-вторых, у нас все же автопутешествие :) Так что едем своим ходом, через знаменитую Торфяновку и южную часть Финляндии, сначала своим ходом, а потом на местных паромах. Поездка с самого начала обещала быть интересной. А с собой мы опять взяли нашего Михаэля :)
Границу в Торфяновке прошли довольно быстро, а дальше началась 4-полосная трасса, идущая по всему югу Финляндии до самого Турку. Ехать по ней — одно удовольствие, она прямая, ровная, встречные потоки разделены, по краям на некотором удалении стоят заборы, чтобы лесные жители не выбегали на проезжую часть. А еще иногда для тех же лесных жителей сделаны специальные мостики, чтобы те могли безопасно переходить из одной части леса в другую.
Но, кстати, удивило меня здесь не это. Вот вы считаете, что такие дороги в Финляндии уже давно? Ошибаетесь! Та часть трассы № 7, что идет от Хамины и до российской границы построена с нуля совсем недавно — в 2018 году. Это ж получается, что российские дорожники, прокладывающие автобан в сторону Выборга, отстают совсем ненамного :)
А первую остановку мы сделали как раз в Хамине. Городок этот в прошлом назывался Фридрихсгам и был известен своей мощной звездообразной крепостью, которую шведы построили для защиты от русских.
Впрочем, крепость им не помогла, и после очередной русско-шведской войны в 1809 году именно здесь был подписан Фридрихсгамский договор, по которому Российская Империя присоединила к себе всю Финляндию. Крепость с тех пор в военных действиях не участвует, а ее бастионы теперь используются в качестве арт-пространств :)
И хотя Финляндия уже давно не часть России, о тех временах напоминает православная церковь Петра и Павла, построенная в самом центре города, напротив ратуши.
А дальше мы едем в следующий город — Котку. Здесь тоже есть памятные места, связанные с русско-шведскими войнами. К примеру, в 1789–1790 годах здесь произошли два Роченсальмских сражения, первое русские выиграли, но второе — проиграли. Скорбящая женщина на скале — это памятник, посвященный именно тем событиям.
А островок, где стоит памятник, называется Куусинен. Также здесь есть смотровая башня, с которой хорошо видно порт и целлюлозно-бумажный комбинат на другом берегу залива.
Еще одна достопримечательность Котки — водный парк Сапокка. Красиво, конечно, но откуда вода на вершине скалы? :)
Виды сверху на залив тоже хороши
Самое высокое сооружение Котки, возвышающееся над всем городом — старая водонапорная башня Хауккавуори
Пройти мимо такой смотровой площадки мы никак не могли. Сверху весь город прямо как на ладони.
Три города за один день — это уже перебор :) В столицу Финляндии — Хельсинки — мы приехали вечером. И первое, что бросилось в глаза на центральной набережной — колесо обозрения.
Колесо крутится довольно быстро, но зато на нем можно сделать три оборота. Обзор сверху там, правда, никакой. Снимать можно только через чуть-чуть приоткрытые форточки, которые еще и смотрят строго в две стороны. Но все же кое-что получилось :)
Одна из важнейших достопримечательностей Хельсинки — православный Успенский собор из красного кирпича. Заснял его здесь с необычного ракурса — сзади, куда туристы обычно редко заходят :)
У главного лютеранского собора, что на Сенатской площади мы тоже побывали. А еще попытались найти 0-й километр финских дорог :)
А теперь загадка. Узнаёте главную торговую площадь Кауппатори? Кто угадает, зачем здесь эта сетка? :)
А на второй день путешествия начался самый интересный его этап — морской. Только бы не опоздать на первый местный паром, а то ведь тогда не успеем на основной, который ходит раз в день. Местные паромы здесь, конечно, смешные такие. Но очень эффективные — команду практически не видно, погрузкой управляют автоматические светофоры.
А логистика на сегодня следующая. Сначала первый маленький паромчик в Kustavi, потом большой паром, обозначенный цифрой 1, дальше переезд по группе островов Brändö (A), следом еще один большой паром (2+3), и в конце — последний маленький паромчик в Töftö.
Это наш первый большой паром. Кстати, знаете, сколько стоит перевезти машину на Аландские острова? 120 евро в один конец! Поначалу тоже был в шоке :)
Все острова Brändö соединены между собой мостами и дамбами. И хотя это уже официально территория Аландского архипелага, но до главных островов отсюда еще довольно далеко.
Наш второй паром. Пока его ждали, исследовали окружающую местность. Скалы здесь покрыты типично северной растительностью — различные мхи, цветущий вереск …
… и кусты можжевельника с ягодами
А вон по той дамбе мы только что сюда приехали
У Михаэля это был первый морской круиз. В море ему понравилось, морская болезнь не мучала, и он даже сделал селфи с Аландским флагом на корме парома :)
А последний на сегодня паром, самый маленький из всех, у нас был в местечке со смешным названием Тёфтё :)
И это именно здесь я заснял, как нас стало качать из стороны в сторону. Да, погода в этот день была так себе.
Это уже Мариехамн, церковь Св. Георгия с необычно тонким шпилем. Мы поселились неподалеку. Что интересно, удалось найти ночлег всего за 70 евро в день, что для Финляндии практически даром ;) И гостиница была довольно приличная, с прекрасным завтраком и даже с балконом в номере.
А дальше у нас был всего один день, за который мы должны были охватить все значимые достопримечательности Аландских островов. Но первое, что мы увидели, отправившись в сторону Экерё, это перебегавший дорогу лось. Наташа так давно мечтала встретить дикого лося в Эстонии, но он нам попался, так уж получилось, лишь здесь ;)
А в Экерё мы поехали, чтобы увидеть рыбацкую деревню и бывшее здание русской почты. Удивительно, но Аландские острова — это тоже бывшая территория Российской Империи, как и вся остальная Финляндия. В свое время по Фридрихсгамскому договору к России отошли не только территории, населенные финнами, но и эти чисто шведские земли. Да там, на самом деле, чуть было и вся Швеция вместе со Стокгольмом не вошла :)
А вот обозначенный на карте маяк, который мы пошли смотреть, разочаровал. Какой-то он оказался совсем маленький и неказистый. Но зато скалистый берег у выхода из бухты здесь очень живописный.
А в Мариехамне главный музейный объект — огромный четырехмачтовый барк Pommern, построенный в 1903 году. Тут я, конечно, сильно удивился, узнав, что еще в 1930-х годах зерно из Австралии в Англию возили в том числе и на таких парусниках. Это в век пароходов-то! А еще парусные суда не пускали в Суэцкий канал, так что им по дороге из Австралии приходилось огибать Африку!
Да, такие музеи я очень люблю! Мы обошли все уголки, были и в огромном трюме, и на камбузе, и в каюте капитана. Представляете, у него там в персональном санузле даже ванна была!
А еще я даже немного порулил. Только за штурвалом здесь почему-то приходится стоять лицом к корме, почему так?
А от парусника обозначенная на карте тропинка вела куда-то наверх. Мы поднялись туда и не прогадали. Оттуда такие виды! Потом еще и вечером сюда придем, будем встречать закат.
А дальше мы едем в другую сторону от столицы — к развалинам крепости Бомарсунд. Она располагалась вот у этого пролива между островами, закрывая проход как по воде, так и по морю.
Крепость на Аландских островах начали строить вскоре после завоевания их Российской Империей. Здесь должен был размещаться русский гарнизон. Однако к началу Крымской войны закончить строительство не успели. Когда англо-французская эскадра подошла к островам, крепость не смогла долго продержаться и вскоре капитулировала. Англичане так боялись русских — нынешняя русофобия, как видим, имеет глубокие корни — что распорядились взорвать все построенные укрепления, а в текст мирного договора внесли требование о демилитаризации островов. И хотя острова уже принадлежат Финляндии, этот статус соблюдается до сих пор.
Однако настоящая крепость на Аландских островах все же есть — это средневековый замок Кастельхольм. Мы сначала туда внутрь зашли, а потом долго бегали вокруг, пытаясь найти, где лучше заснять его со стороны :)
А рядом с замком располагается еще и музей под открытым небом — Jan Karlsgården. Где мы единственный раз встретили соотечественников. Удивительно — они приехали сюда с автобусной экскурсией из Петербурга!
Но самое поразительное место, где удалось побывать в этот день — кафе Uffe på berget у подножия смотровой башни, возвышавшейся над мостом через один из проливов. Мы сначала выпили там кофе с необыкновенно вкусными (но и дорогими) пирожными …
… а потом забрались на самый верх башни. Виды оттуда — просто улет :)
А еще на Аландских островах много очень красивых старинных церквей. Побывать во всех мы уже не успевали, приходилось выбирать, сворачивать к очередной или нет. И когда слева показался шпиль церкви Jomala kyrka, мы уже думали ехать в Мариехамн и не останавливаться, но в последний момент все же решили заехать.
И как удачно заехали. Именно в это время в церкви как раз начинался концерт, причем играть должны были учащиеся музыкальной школы из Таллина. Эх, жалко, что мы торопились в Мариехамн, удалось послушать всего 15 минут.
Вечернюю прогулку по Мариехамну мы начали с морского квартала Sjökvarteret, где туристам демонстрируют, как местные шведы строили свои традиционные корабли и лодки. Под вечер там, правда, вся активность уже замерла, так что ходили почти что в полном одиночестве.
Аландский лицей, что-то типа средней школы. Одно из самых красивых зданий в Мариехамне.
А на следующий день в 9:30 у нас уже обратный паром на материк. Это мы уже погрузились и ждем, пока заедет автобус с чешскими (кажется) туристами.
Паром идет до острова Корпо около 5 часов. По пути мы сделали несколько заходов на более мелкие островки. Некоторые выглядели настолько пустынно, что было непонятно, кто на них вообще выходит или садится :)
На острове Корпо начинается автомобильная дорога, ведущая в Турку. По пути она пересекает еще несколько островов, где-то через проливы построены мосты, а в двух местах действуют бесплатные паромные переправы.
В Турку все обязательно ходят в старинный шведский замок. Но что мне там не понравилось — наверху нет смотровых площадок. Да и на самый верх, где окошки, вроде как подняться нельзя. Так что видов сверху не будет.
Далее — прогулка по набережной реки Аурайоки…
… до кафедрального собора Турку
Но главное открытие дня — это был собор Св. Михаила. Просто нет слов, до чего впечатляющее сооружение.
А на ночлег мы отправились в городок Порвоо. И утром приступили к его осмотру.
Городок оказался чудо, как хорош. Здесь и каменный старый город с узкими улочками и булыжной мостовой…
… и река с колоритными историческими амбарами на берегу
А еще красивые машинки на улицах. И не только машинки;)
Да, это было необыкновенное путешествие, самое интересное и запоминающееся за прошедшее лето. Хотя разве у нас бывали неинтересные путешествия? :)
В дальнейшем, я надеюсь, будет еще подробный рассказ про каждый из дней, потому как в обзорном формате просто нереально передать все наши впечатления от увиденного за пять дней.
А в конце вставлю ссылки на наши другие путешествия в этом году —
Таллинская телебашня и орхидеи на 8 марта
Чуфальня, Гаврюша и встреча туристеровцев в Петербурге
Где поймать эстонский дзэн?
Наша Ленобласть. С Михаэлем в Тихвин
Романтическое путешествие на остров Крит
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия