Мои рассказы о круизе по Северной Европе:
Гамбург. Северный, вольный, ганзейский
Осло. В стране викингов и троллей
Гетеборг. Другая Швеция…
Копенгаген. Город королевского достоинства…
Таллин. Старая, старая сказка…
Санкт-Петербург. Между прошлым и будущим…
Хельсинки. «Осколок империи»
Стокгольм. Город королей и король городов
Для одних круиз — возможность с максимальным комфортом и удобством, не особенно напрягая ноги, а зачастую и вовсе довольствуясь обзорной экскурсией от корабля, увидеть новую страну, чтобы «закрыть» ее на личной карте путешествий. Но есть те, для кого круиз — способ «открыть» новую страну, «примерить» ее на себя и понять, стоит ли возвращаться для подробного знакомства. Бывает мечтаешь себе, рисуя в розовом цвете вожделенное путешествие, а прилетев, вдруг осознаешь, что тебе здесь скучно, неинтересно, и ты настолько не на месте, что перспектива нескончаемого отпуска начинает пугать своей безысходностью. То ли дело круиз — день-другой можно провести с интересом даже в самом скучном месте, ну, а если душа настоятельно требует «продолжения банкета», самое время начинать строить новые планы, изучая карту страны и рисуя замысловатый маршрут, прокладывая его по популярным и красивым местам и весям…
Это лето не сулило новых путешествий и скорее всего, прошло бы в трудовых буднях, если бы не… Это «если бы не» случается у нас достаточно часто (хотя можно и чаще, кто откажется!), и мы стараемся не упустить возможность, плывущую в руки. В этот раз трубы судьбы были замаскированы под письмо от круизной компании «Аида», предлагавшей нам не останавливаться на одном круизе, тратить свои кровно заработанные (если они у нас имеются) исключительно на путешествия и прикладывала список соблазнов в виде нескольких круизов. Чтобы предложение звучало убедительнее, «Аида» сулила скидку для каждого из предложенных круизов, на которую мы, собственно и клюнули, а начав читать предложенные маршруты, поняли, что это лето скучным не будет точно.
«Я же обещал тебе в следующем путешествии север!» — вынес свой вердикт муж, раскрывая маршрут самого заманчивого из круизов, сулящего показать балтийские берега и скандинавские страны, от перечня которых захотелось побыстрее шагнуть из июня в август, потому как ждать, неспешно отрывая листочки календаря, сил никаких не было. Скоротать неспешное лето помогло составление маршрутов по скандинавским столицам и не сказать, что это было очень уж сложное занятие — когда не надо искать экскурсии, ломать голову, на чем лучше преодолеть много километров от порта до ближайшей цивилизации и обратно, подготовка к круизу становится почти праздником.
Стоянки в портах были длинными, а за один день можно увидеть очень много, обойдя основные достопримечательности неторопливо и обстоятельно. А частенько к ним можно добавить еще что-нибудь интересное или просто красивое — проверено опытом!
«Аида» присылала нам письма, напоминая, что круиз все ближе, достопримечательности потихоньку соединялись в круговые маршруты, менялись деньги на аборигенские кроны, погода настойчиво сулила прохладу, щедро замешанную на дождях, стратегически важные вопросы «что кидать в чемодан» становились регулярной темой дня и предвкушение нового и пока еще неизведанного, будоражило, лишая сна. Все-таки время до путешествия я люблю намного больше, чем время после, заваленное работой, заботами, суетой и ворохом важных дел…
Маршрут круиза был очень соблазнительным:
Гамбург, Германия (ну, это еще был не совсем круиз, просто самолет прилетал в Гамбург, давая нам шанс увидеть город, о котором мы никогда даже не мечтали).
Киль, Германия
Осло, Норвегия
Гетеборг, Швеция
Копенгаген, Дания
Таллинн, Эстония
Санкт-Петербург, Россия
Хельсинки, Финляндия
Стокгольм, Швеция
Бонусом шли упоительно-красивые виды балтийских берегов, все эти фьорды, шхеры, заливы, бухты на фоне ярких закатов и утренних туманов, что меня привлекало ничуть не меньше внушительного перечня столиц. Ну кто бы отказался от всего этого!
Корабль, на котором нам предстояло бороздить просторы Балтийского моря, назывался «Аида Луна» (с ударением на «У») и был одним из четырех аидовских близнецов, на одном из которых, «Аида Белла», мы ходили в наш весенний восточный круиз. Даже каюта располагалась на той же палубе и оказалась полной копией той, где мы жили («Как домой вернулся!» — сказал муж, открыв дверь каюты).
Внутреннее убранство корабля, расположение палуб, ресторанов, бассейна, украшения и прочее были точно такие же, как на «Аида Белла» и нам не пришлось тратить время на знакомство с новым кораблем. Но кое-какие отличия я все же нашла! Сразу скажу, удовольствия от круиза они не испортили и забылись практически в тот день, когда мы сошли с корабля на берег, но не отметить их я не могу, авось кому пригодится.
Кормили на «Аида Луна» намного хуже. Нет, меню было снято практически под копирку, но повар особыми кулинарными талантами не отличался, регулярно то пересаливая, то пережаривая, то вообще умудряясь из хороших продуктов готовить нечто несуразное. Не то, чтобы это было совсем нельзя есть, но удовольствия от еды получить было сложно. Правда, я ничего не могу сказать о качестве и вкусе приготовленного мяса, не ко мне вопрос, но рыбу брать не советую, да и фрукты были сорваны задолго до того, как им удалось поспеть и налиться сладостью и соком.
Паштеты, сыры, колбасы и хлеб на немецких кораблях всегда высшего качества, но я и не представляю, как это можно испортить, даже поварам «Аиды».
Пунктуальность капитана корабля немножко хромала, что напрягало утром, когда ждешь разрешения сойти на берег, поглядывая на часы. Не скажу, что опаздывали мы совсем уж критично, но я не ожидала такого от немцев, с их хваленой пунктуальностью.
Остальные мелкие недостатки, которые можно найти везде, было бы желание, круизных будней не портили, и внимания на них можно было не обращать. Если кому-то интересны подробности жизни на «Аиде», найти их можно в рассказе о предыдущем круизе: «Аида Белла. Фантастиш, практиш, гут!» и повторяться с подробностями еще раз, изменив только название корабля, я не буду.
Летели в Гамбург мы родным «Аэрофлотом», очень удачным рейсом, с неплохим временем стыковки и прилетом. Вылеты и пересадки прошли без накладок, погода благоприятствовала полету — даже рассказать нечего.
Из Гамбурга в Киль, откуда начинался круиз, добирались автобусом (можно было доехать на электричке, что было бы быстрее, но мы выбрали вариант подешевле, благо спешить смысла не было).
Отель брали в Гамбурге (ночь перед круизом и ночь после), руководствуясь в первую очередь его расположением. Брести через весь город с чемоданами очень не хотелось, поэтому искали неподалеку от вокзала. Удивило отсутствие кондиционера в номере — когда жара переваливает через 30 градусов, любезно выданный вентилятор ситуации не спасает. В остальном отель можно смело назвать образцовым (если вас не смущает отсутствие завтраков), очень аккуратненьким и чистеньким.
Настораживало нас только одно — прогноз погоды был настолько неутешительным, обещая разверзнутые небеса, черные тучи, мокрые ноги и продрогший организм, что я кинула в чемодан кофтенку потеплее и сушку для обуви. Действительность посрамила предсказателей погоды, подготовив жаркий и солнечный прием и дожди, которые нет-нет, да и брызгали в начале круиза, к его середине вовсе исчезли с горизонта, оставив на память безмятежные небеса, искусно украшенные легкими облаками. Кофточка так и не пригодилась.
Гамбург.
Именно с этого города все и начиналось. На знакомство у нас была половина дня в начале и половина дня в конце круиза. За это время мы умудрились обойти все, что хотелось, заглянув в некоторые уголки дважды, полюбоваться многочисленными церквями, посмотреть на город с высоты старой кирхи, разрушенной во время войны, да так и оставленной в назидание потомкам, посчитать бесконечные мосты Гамбурга, погулять вдоль каналов, потратить кучу времени на музей «Миниатюрный мир» (мы бы потратили и целый день, но такой роскоши позволить себе не могли), заглянуть в тоннель под Эльбой, увидеть самые разные корабли, познакомиться с современным Гамбургом, включая его злачные места (как положено портовому городу) и даже попытаться представить, как бы все было, не случись той войны, мало чего оставившей от города.
То ли погода так постаралась, то ли я просто соскучилась по европейским городам, но Гамбург понравился, оставив в душе теплый след и задав настроение всему путешествию, за что я ему очень благодарна.
Может один день для такого города и не очень много, но мы увидели все, что запланировали, совершенно никуда не торопясь и просто наслаждаясь прогулкой…
Небольшой город, оживающий в день отхода и швартовки круизов и неспешно живущий в остальное время. Достопримечательностей в нем от силы на два часа (если очень не торопиться), соединенных так называемой «синей линией» прочерченной через центр города, да старой кирхой, уцелевшей во время войны. Киль мне известен был одним фактом — именно в этом городе родился самый неудачный (и самый нелюбимый) император Российский, свергнутый с престола коварной женой Екатериной и коронованный уже после смерти своим единственным сыном (что очень не факт) Павлом. «Кильский ребенок» — именно так называли Петра Третьего, будущего наследника престола, когда забирали его в суровую Россию, ко двору тетки-императрицы Елизаветы.
На то, чтобы написать этот абзац, у меня ушло времени приблизительно столько же, сколько было потрачено на знакомство с Килем.
В первую нашу встречу с городом шел дождь, усердно поливавший нас и чемоданы, и подпортивший настроение — именно ему я приписала вину за то, что Киль не впечатлил. В конце круиза погода щедро сияла солнцем, но солнечный Киль оказался ничем не лучше Киля дождливого. К слову сказать, круизеры, у которых выпадает день стоянки в Киле, не тратя времени зря, отправляются в Любек, расположенный неподалеку. У нас такой возможности не было, но вдруг вам пригодится этот совет.
Осло.
Первая встреча с Норвегией оказалась настолько приятной, что мысль вернуться не покидает, заставляя пересматривать планы путешествий и придумывать как нам лучше увидеть страну, в которую мы едва приоткрыли дверь — этого оказалось достаточно, чтобы влюбиться, но катастрофически мало, чтобы узнать подробно.
Осло встретил «Аиду» в дурном настроении — тучи ползли чуть ли не по земле, изредка разрешая солнцу выглянуть в небольшие прорехи, ветер норовил унести нас по улицам, чтобы обессилев, кинуть под колеса велосипедов, погода менялась каждый час, пытаясь решить, чтобы такого эдакого закатить еще. Можно сказать, что мы успели погулять по городу, уложившись в срок между двумя дождями — легким утренним и основательным вечерним, аккурат перед отходом корабля.
Конечно, Осло — это не та Норвегия, о которой мечтается. Но новые страны нужно узнавать начиная со столицы, какой бы она не была. И все-таки Осло многим сумел порадовать (если не считать несуразно-высоких цен на все): замками и королевским дворцом, яркими клумбами и сочной травкой на газонах, улочками, сохранившими немного старины (война и здесь прошлась, увы), огромными бесстрашными чайками и мачтами яхт, своеобразными памятниками и бескрайними парками. А еще было удивительно-бездонное небо, соленый ветер, берега, напомнившие Аляску, очень вежливые норвежцы и ощущение «уютности» города, несмотря на высокий столичный статус.
«Хорошо, как дома!» — это про Осло.
Гетеборг.
Город не особо туристический, хотя туристов по его улицам бродит немало.
Гетеборг создан для очень комфортной жизни: тут вам и обилие транспорта, и многочисленные велопарковки, и скутеры, и широкие улицы, щедро украшенные цветами и приятная тень от деревьев, отчего-то решивших, что осень у них начнется в середине августа и весь день осыпавших нас пожелтевшей листвой. И если сам город не особо богат достопримечательностями (на несколько часов мы все-таки наскребли интересного посмотреть), то обширные парки я бы смело назвала главным украшением Гетеборга — такой сочной и яркой зелени в современных городах нынче не сыщешь, а в тихую воду каналов смотрятся столетние деревья, любуясь свои отражением на фоне живописного неба.
Гетеборг не трогал моей души ровно до тех пор, пока мы не отправились на прогулку по его каналам. Только с воды можно разглядеть, насколько это симпатичный и уютный город и как повезло тем, кто здесь родился…
Копенгаген.
Ах, какой это сказочно-красивый город, Андерсеном клянусь!
В один день мы рискнули уместить все интересные нам достопримечательности (а их оказалось немало!), опасаясь только того, что темп придется взять высокий, а смотреть на бегу удовольствие сомнительное. Но как-то так вышло, что и бежать не пришлось, и в каждом новом месте мы зависали надолго, не находя сил уйти из эдакой красоты и время, которого в путешествии вечно не хватает, здесь словно замедлило свой бег, давая возможность не только увидеть все задуманное, но и неспешно насладиться городом.
Копенгаген показывал свои красоты неторопливо, словно рассказывал старую добрую сказку, обнимал за плечи, согревая их солнцем и заводил в такие красивые уголки города, что мысль поторапливаться умерла, едва родившись.
Этот день, наполненный до отказа красотой и солнцем, был словно встреча с добрым старым другом, с которым разошлись пути-дороги, но жизнь старательно готовила встречу, чтобы порадовать, а может и вознаградить за что-то.
Планы вернуться в Данию и посмотреть ее никуда не торопясь, переезжая с места на место, появились у нас одновременно и почти сразу, а это верный признак того, что они обязательно осуществятся. И только один вопрос до сих пор не дает мне покоя — почему мы так долго откладывали встречу с Копенгагеном?
Таллинн.
В наших планах никогда не было этого города. Почему? Ответа нет. Даже в те далекие времена, когда все прилипали к телевизору, чтобы посмотреть приключения Электроника, и мои подружки собирались отправиться в этот красивый город, у меня такой мысли даже не мелькнуло. Круиз давал ту самую возможность заглянуть одним глазком в страну и решить, стоит ли возвращаться. Конечно, мы ухватились за нее, а кто бы поступил иначе?
Старый город оказался даже лучше, чем в фильме: петляющие улочки, симпатичные дома, суровые стены, окружающие все это, осанистые башни, шпили храмов, старинные вывески, расписные двери, отполированная веками брусчатка, лестницы то вверх, то вниз, насупившиеся колодцы, солнечные блики, отбрасываемые намытыми окнами и над всем этим радостно-яркая черепица крыш.
Урри, где у него кнопка!» — отзывалась душа голосом Басова на все, мимо чего мы проходили. И отмахнуться от воспоминаний («Бьют часы на старой башне, провожая день вчерашний») мы не могли, да и не хотели, если честно.
Таллинн стал для нас путешествием в детство и немножко в сказку…
Санкт-Петербург.
Я люблю этот город. И готова возвращаться, даже если на встречу будет отведен всего лишь один день. Первоначальные планы «просто погулять» сильно изменились к началу круиза, включив в себя пару музеев и замысловатый маршрут, позволивший встретиться с любимым и увидеть то, до чего ноги еще не доходили. Поздороваться с питерским Ангелом, подойти ко львам на Львином мосту
, заглянуть во дворец Юсуповых, свернуть к Исаакию, навестить Дворцовую площадь, добраться наконец-таки до Петровской акватории и посмотреть ее
, в который раз пройти по Дворцовому мосту, обязательно завернуть на Стрелку Васильевского острова, полюбоваться танцами Невы, бросающей к твоим ногам свинцовые воды, увидеть сфинксов
и потереть носы грифонам (совершенно бескорыстно, ничего не прося!), смотреть как спешат куда-то облака, обгоняя суровые тучи, согреться под питерским солнцем, продрогнуть на питерском же ветру, порадоваться, что никуда спешить не нужно, побродить по Ваське и все-таки расстаться с Питером, в который раз общая вернуться.
А вечером питерское небо порадовало императорского размаха закатом, а потом и сияющим в ночи Кронштадтом, и безымянными для меня фортами, с которыми я никак не познакомлюсь поближе. Капитаны круизных судов из всех портов мира больше всего любят Петербург — за красоту города и очень удобный фарватер. Про удобство ничего не скажу, а вот красоту подтверждаю. До поздней ночи мы проторчали на балконе, любуясь берегами.
Санкт-Петербург — лучший город Земли…
Это единственное разочарование круиза. Правда, относится это только к финской столице. Природа очень старалась исправить ситуацию и показывала дивные красоты по обоим бортам корабля. Но город… Уж не знаю, воскресенье тому виной, или еще что, но такого количества бомжей и прочих опустившихся личностей, я не встречала ни в одном городе мира. Даже призвав на помощь самые отдаленные закоулки памяти, ничего похожего мне так и не припомнилось.
Достопримечательностей в городе не так уж и много, красивых улиц я так и не нашла, архитектура веселья тоже не добавляла, а старый шарманщик в парке играл что-то такое печальное и безысходное, что хотелось сесть рядом с ним и заплакать, вспоминая все свои горести разом.
Нет, мы конечно посмотрели Хельсинки, честно пройдя весь маршрут и иногда даже фотографируя достопримечательности (очень уж красивым было в тот день небо!), но желания вернуться отчего-то не возникло. И если мы решимся еще раз побывать в Финляндии, наш путь пройдет вдали от городов, там, где природа, изрезанные берега, заросшие соснами и лишайниками скалы, красивое небо с шустрыми облаками, суровые или не очень воды Балтики и ветер, пахнущий бесконечностью.
Прости нас, Хельсинки…
Стокгольм.
Шведская столица завершала круиз и стала той самой вишенкой на торте, приятной и неожиданной. Честно говоря, я опасалась, что на Стокгольм эмоций уже не хватит, да и душа была переполнена счастьем после Копенгагена и Питера. Мы и маршрут составляли, понимая, что к последнему порту накопится усталость, не только физическая, но и эмоциональная, поэтому лучше увидеть меньше, чем нестись сломя голову в бесполезной попытке успеть везде и сразу. И немножко подумав, выбрали для первого свидания с городом Гамла Стан.
Нет лучше способа влюбиться в Стокгольм! Совершенно очаровательный Старый город, неимоверно притягательный и атмосферный, заставляющий сворачивать в симпатичные затененные улочки и притормаживать перед не менее старыми домами, выводящий то на широкую площадь, то приводящий к порогу храма, будоражащего всю округу хриплым звоном своих древних колоколов.
Невозможно ответить, что здесь нравится больше. Самый правильный ответ — все! Свет и тени, воздух и запахи, звуки и тишина, сутолока и неожиданное уединение, старина и ее подружка история. Проскочить мимо какого-нибудь узенького переулка совершенно невозможно, ноги сами сворачивают с дороги и упрямо идут туда, куда их ведет Старый город…
И только Карлсона, того самого, что живет на крыше, и как уверяла когда-то его создательница, именно на крыше одного из домов Старого города, я так и не встретила. В отличие от нас, шведы больше любят Пеппи Длинныйчулок, вот ее я встретила и не раз. Но разве Пеппи может сравниться с Карлсоном!
Стокгольм стал подарком — неожиданным, роскошным, красивым. Теперь мы ломаем голову, решая, куда отправиться раньше — в Данию или Швецию, а может и в Норвегию, потому как душа рвется с одинаковой силой и в гости к датчанам, и в гости к шведам, и в гости к потомкам грозных викингов…
После Стокгольма наш корабль развернулся назад, в Киль, откуда мы на том же самом автобусе уехали в Гамбург, чтобы провести с пользой оставшиеся пол дня отпуска, к которому за время путешествия приросло название: «А мы пойдем на север!»
Иногда получается так, что путешествие, о котором чуть ли не грезишь и долго ждешь, получается не таким, как его рисуют мечты и необузданная фантазия. То ли перегораешь, дожидаясь пока оно исполнится, то ли ты вырастаешь и меняешься, то ли мечтать надо осмотрительнее, а уж бросаться на исполнение мечты и вовсе сто раз подумав.
А бывает, что радость приходит нежданно-негаданно, сдвигая все твои планы, заставляя перестраиваться на ходу. И оставляет после наполненную до краев счастьем и теплом душу, новые мечты, незабываемые воспоминания и любовь, у которой есть очень красивое и романтичное имя — Скандинавия, к берегам которой мы обязательно вернемся.
Это путешествие было таким хорошим, что мне совсем не хочется думать, куда отправиться в следующий раз. И это самая высокая оценка всему тому, что мы увидели в этом круизе…
Продолжение с подробностями непременно будет…
Теги:
Круиз