Мои рассказы о круизе на корабле AIDAbella:
Восточные сказки «Аида Белла». Как все начиналось…
«Аида Белла». «Фантастиш, практиш, гут!»
Сингапур. Единственный и неповторимый
Малайзия. Куала-Лумпур — город контрастов…
Малайзия. Лангкави. И взлетим, и поплаваем!
Мальдивы. Райский рай
Индия. Кочи – король Аравийского моря…
Индия. Мангалор, Гоа. Не все так прекрасно, но все же…
Оман. Маскат. Восточные сказки…
Оман. Эль-Хасаб. Арабская Норвегия
ОАЭ. Дубай. Мираж в пустыне…
Наш круиз на «Аиде Белла» был самой настоящей авантюрой. Ну какой нормальный человек добровольно отправится в путешествие на корабле, где абсолютно все, от языка на борту до меню в ресторанах, немецкое, а значит, непонятно-непереводимое? Но, с другой стороны, нормальные люди и отпуск проводят как-то иначе: в релаксе и неге, а не в забегах по берегу в поисках достопримечательностей и приключений сами знаете на что. Хорошенько подумав, мы решили, что предложение совершить такой привлекательный круиз может больше не появиться, а незнание языка еще не повод отказываться от возможности побывать там, где еще не был. И решив, что мы ничего не теряем, а только приобретаем в этом круизе, мы всерьез задумались, как же нам общаться-то на этом корабле, пытаясь понять хотя бы минимум информации, жизненно необходимой в любом круизе.
Мое предложение встряхнуть в памяти партизанский запас слов, вбитый в мою голову героическим дедом, вернувшимся победителем с войны, муж категорически отверг. Хотя я и сейчас думаю, что этого словарного запаса вполне хватило бы на добывание провианта и допрос захваченного в плен языка, но муж был суров, неумолим и категоричен. Поэтому сам он пошел другим путем и засел за изучение немецкого, чтобы понимать хоть что-то. В успех этого мероприятия я не особо верила, но с поставленной задачей он справился, и языковый барьер стал как-то прозрачнее, хотя так и не рухнул под напором свежеобретенных знаний. В круиз я отравлялась вспоминая Штирлица, Юстаса, Алекса и радистку Кэт, причем именно радистки мне там больше всего не хватало, чтобы наладить бесперебойную отправку шифровок на Родину, в замерший в ожидании красивых отпускных картинок штаб.
Под суровым взглядом мужа мне приходилось больше помалкивать, хотя с языка так и рвалось «Я-я, натюрлих!» и «Матка! Курка, яйки!». Хулиганить мне так и не дали, а Штирлиц, проклюнувшийся в моей душе, грустил и напрасно ждал шифровок от Юстаса…
Язык.
Сразу отвечу на самый популярный вопрос — выжить на «Аиде» без знания немецкого языка можно запросто, затруднения будут минимальными, и я даже не могу представить, что может завести вас в тупик.
Весь персонал корабля, особенно те, кто убирает каюты, работает официантами в ресторанах, выпускает с корабля в порту и впускает назад, после целого дня на берегу, английский знают хорошо или очень хорошо, а запас немецких слов зачастую у них чуть больше вашего, на уровне «Доброго утра» и «Хорошего дня». Они с радостью переходили на английский, иногда на уровне интуиции определяя, что на немецком нам говорить так же сложно, как и им. Поэтому проблем не возникло ни разу.
Офицерский состав, все, как один, говорят по-немецки, причем некоторые это демонстративно подчеркивают, выслушав вопрос, заданный на английском и ответив на него на родном немецком. Таких было немного, но они были. Остальные офицеры переходили на английский, не подчеркивая языковую принадлежность корабля, и их было большинство.
Ежедневная газета, которую каждый вечер приносили в каюту и в которой содержится подробнейшее расписание следующего круизного дня, печаталась тоже на немецком и других вариантов, как это было во всех остальных наших круизах, здесь предусмотрено не было. «Читать» немецкий текст было весело, но как ни странно, основная мысль была понятна, где интуитивно, где подстрочно, где опираясь на цифры, где прибегая к подсказкам переводчика, предусмотрительно загруженного в телефоны. Ситуаций, чтобы мы встали в неразрешимый тупик, пытаясь выяснить, что нас ждет завтра, не было ни разу…
Самой большой сложностью были капитанские объявления по кораблю, понятно, опять на немецком. Но практика показала, что на третий день ты начинаешь понимать основную мысль сообщения, ну, а самые важные, про перевод часов или времени, когда нужно вернуться на борт, дублировались на английском, что упрощало нашу жизнь.
Под конец круиза мы и вовсе перестали напрягаться, вслушиваясь в капитанские речи, выхватив в самом начале главное: «Все на борту, плывем дальше, завтра будет солнечно и жарко». Остальное можно было пропускать мимо ушей.
С немцами мы общались минимальным набором слов, включавшим приветствия с добрым утром или вечером, ну и пожелания приятного аппетита. В самых сложных лингвистических ситуациях приходилось прибегать к разрешающему все вопросы «Нихт ферштейн», после чего тема беседы автоматически считалась закрытой (да, мы в немецком не сильны, но и немцы ни разу не полиглоты).
Из всего этого я сделала единственно правильный вывод — ничего не надо бояться, английский понимает гораздо большее количество населения планеты и даже худо-бедно зная его, можно объясниться в любой точке нашей планеты и на любом круизном корабле. Поэтому наш опыт мы решили считать удавшимся, а круизы на «Аиде» можно смело повторять, если возникнет такое желание.
Дресс код.
«Аида» — корабль демократичный, с самыми легкими правилами касательно дресс кода. Тащить в круиз пол чемодана кринолинов, пытаясь другую половину забить костюмом мужа и белоснежными рубашками, здесь никто не заставляет. По правилам корабля вполне достаточно, если на ужин вы придете не в шортах и пляжных шлепках — это уже будет вполне прилично. Сказать, что я обрадовалась этому послаблению режима — ничего не сказать! Очень меня напрягала необходимость втискивать себя в парадное платье после беготни по берегу, да и на приведение прически в полный парад зачастую не оставалось времени, мы и на ужин-то не всегда успевали, какие уж тут кринолины.
С другой стороны, если вы себя не мыслите в круизе без парадного выхода вечером в ресторан, нарядное платье вам никто не запрещает захватить с собой из дома и щеголять красавицей хоть каждый вечер. Демократия в плане выбора одежды на вечер, на мой взгляд, самое больше преимущество «Аиды» по сравнению с другими круизными компаниями, к тому же существенно уменьшающее вес чемоданов. Я взяла пару рубашек мужу и себе брюки с парой блузок, этого нам вполне хватило, чтобы выглядеть на ужинах в меру нарядными, но без всякого ненужного пафоса. И еще. Я не представляю, как можно в вечернем платье бродить вдоль шведского стола, собирая на тарелке пирамиду из еды. Вечернее платье требует официанта с подносом и выбор блюд по меню, это как минимум, поэтому в брюках мне было максимально комфортно и удобно.
Дисциплина на борту.
Немецкий порядок — жизнь на «Аиде» подчиняется именно ему, и соблюдается он неукоснительно, как экипажем, так и гостями корабля. Вы не представляете, насколько это упрощает жизнь, подчиненную строгому режиму прибытий в порт и отправлений дальше по маршруту. В назначенное время корабль швартуется, опуская трап минута в минуту, без непредвиденных задержек и непрогнозируемых опозданий.
Завтраки и ужины начинаются по расписанию, без томительного ожидания, когда официанты соизволят проснуться и распахнуть двери. В других круизах ожидания завтрака отбирали те минуты, которые было интересно провести на берегу и раздражали всех ужасно. Правда, и закрывались двери ресторанов на «Аиде» по расписанию и тут если опоздал, то опоздал, объявляй разгрузочный день.
Справедливости ради я должна рассказать, как меня «потеряли» в индийском порту и безуспешно попытавшись самостоятельно разобраться, вернулась ли я на корабль, в конце концов прибегли к помощи мужа, чтобы выяснить где я. Не знаю, как так случилось, что немецкая обстоятельность дала сбой, сломавшись именно на мне, но пока я не показалась перед лицом ответственных за гостей корабля товарищей, «Аида» не убирала трап. Обычно, выходя на берег все показывают свои карты-ключи от каюты и считывающий аппарат радостно мурлыкает на это: «Bye-bye!», запоминая, что ты покинул борт. Возвращаясь опять показываешь карту и считывающее устройство пищит тебе: «Welcome!», отмечая вернувшегося с берега. Как меня при этом умудрились потерять, остается загадкой, но переполошила я всех здорово…
Самое обязательное и неукоснимо выполняемое мероприятие перед началом круиза на любом корабле, а на «Аиде» особенно — построение для репетиции эвакуации в спасательных лодках, случись экипажу корабля поиграть в «Титаник». В принципе, на любом круизнике сбежать с построения у вас не получится — найдут, приведут и построят. Но на «Аиде» царит железная дисциплина и правит построением такой, как бы это мягче сказать-то…, ну, пусть будет ученик Мюллера, что не хватало только собак и автоматчиков для полноты картины. Впервые топать на палубу для построения пришлось в спасательном жилете, которые надевали даже на самых маленьких круизеров, а потом слушать непонятно-немецкое, но очень грозное слово главного надсмотрщика, пардон, офицера, обещавшего (наверное) утопить лично каждого, кто забудет вдолбленные в наши головы правила спасения. Назад, с построения, нам разрешили уходить уже без конвоя, что все мы посчитали небывалым послаблением режима и почти подарком. А я впервые не запомнила номер лодки к которой надо бежать, чтобы спасаться, несмотря на то, что он был написан на нашем ключе от каюты…
Надо ли говорить, что представления в театре «Аиды» и прочие мероприятия, призванные скрасить досуг заскучавших было гостей, начинались строго по расписанию, без всех этих «звезда нынче не в голосе, подождите пол часа». Железная рука, правящая кораблем, вела нужным курсом и саму «Аиду» и всех, кто находился на ее борту. Впервые в круизе мы не переживали за опоздания со швартовкой, сильно сокращающие береговое время и заставляющие на ходу перестраивать маршруты, вычеркивая что-то не особенно важное в плане достопримечательностей. Суровая дисциплина и царящий на «Аиде» порядок нас вполне устраивал и вспоминается с благодарностью — в иных круизах приходилось немало понервничать, пытаясь предугадать, сколько времени у нас останется на освоение берега с таким опозданием швартовки в порту…
Бассейны и палуба для релакса под солнцем.
Бассейны — самое слабое место «Аиды Белла». Я даже не рискну называть бассейнами эти водоемы для стояния в ледяной воде, потому как поплавать там удается тем, кто от 0 до 3 и не старше. Взрослые особи в бассейнах в горизонтальном состоянии не помещаются, это вам не «Принцесса», где можно сдавать нормы ГТО по плаванию. Не знаю, наверное, когда у тебя круиз в Исландию или Норвегию, бассейны и их размер не имеют значения, но когда ты идешь по Индийскому океану курсом, параллельным экватору, хорошего бассейна очень не хватает, особенно тем, кто любит позагорать и поплавать, а таких было немало.
Немцы, однако, проблем не видели, заходя в воду просто постоять и посудачить о том-о сем, и тех трудностей, что испытала я, даже не замечали.
Сложностей с шезлонгами не было, хватало и их, и места, где их поставить, и полотенец, чтобы их накрыть. Пару лет назад на «Аиде Белла» выдавалось всего одно пляжное полотенце на день на человека, и за его потерю (ага, немцы тоже того, упереть могут…) с разини брали штраф в евро. Но сейчас полотенец много, бери хоть сразу пачку и воровства на корабле я не заметила, народ оставлял свои вещи, отлучаясь на обед, и ни у кого не мелькнула даже мысль что-то прикарманить.
А вот с местом в густой тени (а тут еще надо прикинуть движение солнца по небосклону и помножить на движение корабля по океану, чтобы тень никуда не убежала до вечера) трудности были. Методом активного поиска мы вычислили время, когда можно спокойно, не суетясь и не выбирая из того, что осталось, найти себе теневой уголок и устроиться там с максимальным удобством — 4 утра. Уже в 4.30 все козырные места были заняты немецкими пенсионерами и нашими соотечественниками, не забывшими опыт отдыха в Сочи и Анапе, а проспавшим оставалась только солнечная палуба. Это вам не американцы, большие любители поспать в отпуске!
Если вы заняли слишком много шезлонгов (даже не спрашивайте, зачем вам их много, это вопрос не ко мне), соседи, загорающие рядом, обязательно стукнут кому надо, что вы разлеглись тут барином, а кто-то не может себе найти место под тенью, и у зазевавшегося или отлучившегося в ресторан изымут излишек собственности, призвав на словах (немецких) к порядку. Видела, и неоднократно.
Вода и прочие прохладительные напитки на палубе, где все загорают, продаются только за деньги (валюта на борту евро). Горячительные напитки тем более никто не раздает даром, но это никого не останавливает, как я заметила. В морские дни на открытой палубе устраиваются дополнительные попойки (днем и вечером), ой, дегустации, тоже не бесплатно, но с небывалым ажиотажем, еда на них раздается даром. Как человек мало пьющий, я в этом празднике жизни не участвовала и деталями поделиться не могу, но народ зажигал не по-детски…
Спорт и прочие активности.
Круговой палубы, где любители здорового образа жизни так любят наматывать круги (говорят, помогает себя сохранить в докруизном весе), на «Аиде» нет. Можно покружить вокруг огромной трубы или лавировать среди лежаков и отдыхающих, неспешно фланирующих с коктейлями пряными, но таких были единицы, и противники спорта их не сильно любили.
Второй вариант спастись от лишних калорий — зал для фитнеса. Обычно они располагаются в неком удалении от основных променадов на корабле, но на «Аиде» зал был открыт всем взорам, и можно было расположиться после сытного ужина с видом на тренирующихся и позавидовать тем, кто может так выкладываться на тренажерах даже в отпуске, меняя сытный ресторан на прокачанную фигуру.
Если вам и этого мало, есть у «Аиды» специальная активность для совсем уж сильных духом и телом, хотя, как показали наблюдения, в эту авантюру пускались все, вне зависимости от веса, возраста и уровня спортивной подготовки. На корабле предлагаются специальные экскурсии на велосипедах, под присмотром тренера, он же гид, как я предполагаю. Вам выдают экипировку (велокостюм, шлем и прочее) и велосипед, которые в большом количестве выгружались-загружались в каждом порту. Прыгаете в седло и под экваториальным солнцем крутите педали, открывая для себя новые берега. Смотреть на этих страдальцев в конце экскурсии было просто больно, все-таки велосипед на такой жаре это очень экстремально…
Волейбольная площадка, забеги на скорость и выносливость, активные игры в морские дни — все это собирало достаточно много любителей здорового образа жизни, включая всех сочувствующих и даже инвалидов-колясочников.
Возможно, что-то я и пропустила, но лично мне хватало нагрузок во время береговых дней, да и в отпуске я отдыхаю от всего, включая спорт.
Представления в театре.
Такой театр, как на «Аиде», я видела впервые — не в отдельном помещении, закрывающийся для репетиций и распахивающий двери только тогда, когда там вот-вот начнется что-то интересное, а в самом центре корабля, соединяющий амфитеатром три этажа и открытий всем и всегда. Не знаю, где репетировали артисты, но не в театре, это точно.
Представления устраивались каждый вечер, анонсы печатали в ежедневной газете. Днем можно было послушать умные лекции (на немецком), поучаствовать в конкурсе «Голос» (тоже на немецком) или поиграть в «Шоу миллионеров» (опять на немецком). Мы завернули на пару представлений, оценив по-достоинству вокальные данные солистки корабельной труппы и повеселились на «Шоу миллионеров», когда не то, что ответ, вопрос и тот непонятен. Не самый плохой театр на «Аиде», видели мы и похуже, а тут даже петь умеют и танцуют складно, вполне можно скоротать вечерок-другой, разнообразя карусель портовых стоянок и вороха впечатлений от увиденного на берегу…
Прочие полезности.
Есть на «Аиде» очень нужная иногда прачечная, где можно за небольшую плату в 1 евро самостоятельно постирать вещи, а потом еще и отутюжить их. Можно просто воспользоваться утюгом, не стирая, если ходить в мятом для вас недопустимо. Очередей в прачечную я не видела ни разу, а вот тех, кто шел туда с пакетом вещей, встречала ежедневно и чем ближе был финал круиза, тем чаще народ занимался стиркой и глажкой. Если это занятие не обременительно для вас в отпуске, вполне можно обойтись минимум вещей, устраивая регулярные постирушки по вечерам и каждый раз отдавая за таинство свои кровные евро. Мы обошлись домашними запасами чистого, благо опыт, как оптимально собрать чемодан, имеется и немалый…
Интернет на борту в этот раз я не покупала. Скорость никакая, а деньги берут немалые, да и отдохнуть от всемирной паутины иногда бывает не лишним. Интернет получалось вылавливать в портах, чтобы связаться с домом и отправить фотографии увиденного, не забывая помечать их «Алекс — Юстасу». Иногда и позвонить удавалось, но это было далеко не в каждом порту…
К услугам корабельных фотографов мы не прибегали, на мой взгляд цена сильно завышена по сравнению с качеством, да и не люблю я позировать, мне больше нравится фотографировать самой.
Магазин беспошлинной торговли на «Аиде» очень и очень уступает американским и ценой, и ассортиментом. Кроме робота, с которым можно поболтать, в магазинах не было ничего привлекательного, и я в них заглядывала только потому, что гуляя по кораблю вечером, мимо не проскочишь. Заманчивые распродажи, устраиваемые на американских круизниках, здесь не проводились ни разу, равно как и лотереи, на которых кто-то да выигрывал заманчивые призы…
Про главное. Про еду.
В любом круизе еда — тема отдельная и обширная, но на немецкой «Аиде» царил самый настоящий культ еды: сытной, калорийной, в лучших немецких традициях. Если вы любите мясо во всех его проявлениях, включая разнообразные паштеты и не менее разнообразные колбасы, приготовленные не из бог весть чего, а из качественного мяса, то вам здесь не будет скучно. Любителям пива «Аида» тоже понравится — пиво здесь подают на обед и ужин, причем совершенно бесплатно. Корабельный пивопровод обеспечивает бесперебойные поставки пенного напитка в бокалы перегревшихся на экваториальной жаре гостей корабля, а если вам этого покажется мало, есть ресторан с платным пивом, отвечающим утонченным вкусам эстетов и настоящих ценителей.
Сразу скажу и про вино — на обед и ужин вам принесут графин с красным или белым (как пожелаете) и будут обновлять эти графинчики пока вы не решите, что вам достаточно. Понятно, что вино это не из подвалов элитной винодельни, но когда бесплатное было плохим? Ну, а если ваш тонкий вкус требует чего-то другого, можно купить бутылку напитка элитнее, правда, цена будет немаленькой, это же круиз…
Проблем с безалкогольными напитками нет — вода с газом и без, всяческие пепси, фанты, спрайты, соки (правда, не свежевыжатые), все это можно налить себе в любой прием пищи, опять же, бесплатно. Мало того, стаканчик с питьем можно вынести из ресторана, взяв его на пляж или в каюту — останавливать и хватать за руки тоже никто не будет, я даже не знаю, если ли специальный человек, следящий за этим.
Кофе на корабле средней паршивости, хороший вам сварят за деньги, зато с чаем нет никаких проблем. Невероятное количество сортов чая, причем не того, что рассыпают по пакетикам, а настоящего, листового, от черного до зеленого и фруктового, есть в свободном доступе на завтрак, обед и ужин. Зеленый с жасмином на «Аиде» великолепен, а муж пил свой любимый «асcам», впервые встреченный на круизнике.
На завтрак есть и свежевыжатые соки, и напитки миксованные из разных фруктов, но иногда они получались очень «на любителя», что не мешало им пользоваться всеобщей популярностью…
Завтраки всегда одинаковые, но при этом весьма и весьма разнообразные, я уж молчу про их сытность. От овсянки и хлопьев до традиционных яиц и бекона-сосисок, а еще разнообразие сыров, хлебов, выпечки и очень много фруктов. Перечислять меню занятие бессмысленное, поверьте на слово, на «Аиде» кормят явно «на убой».
Обед, как таковой, мы пропускали. В портовый день нам было не до еды и на корабль мы возвращались ближе к ужину, в морской день есть и вовсе не хотелось, но за арбузом я в ресторан заходила. Кроме арбузов, фруктов так много, что можно было все три недели отсидеть на фруктовой диете: дыни, манго, папайи, маракуйи, плоды кешью, киви, яблоки, сливы, груши, ананасы, дракон-фрукт, апельсины, помело и наверняка что-то я пропустила, запутавшись в разнообразии. Что ел проголодавшийся народ, я не смотрела, но все три ресторана были забиты до отказа, иногда приходилось поискать себе место.
Ужин — это маленький, но ежедневный праздник. Дамы наряжаются в самое лучшее, скатерти на столах меняют на белые (в самых торжественных случаях) или на симпатичные желтые (если вечер не самый парадный), вино и пиво льется рекой, каждый вечер посвящен какой-то кухне мира, правда с сохранением немецкой специфики в виде паштетов-колбас-сыров и яства вкушаются так медленно и так обстоятельно, словно капитан корабля пообещал на следующее утро всем утроить день на воде без хлеба.
Неизменные лобстеры, фишка любого круиза, были в предпоследний вечер, но я им изменила с арбузом, который люблю больше любого лобстера.
Ресторанов на борту три (девятая, десятая и одиннадцатая палуба), два из них работают на ужин в две смены (очень рекомендую тот, что на девятой палубе), третий заполняет паузу, когда два закрываются. Есть пиццерия, работающая почти до полуночи, ресторан немецкой кухни, где за деньги только пиво. Все эти рестораны обслуживают по системе «все включено». Но платные тоже имеются! В них я не была и не могу сказать, насколько они популярны и как вкусно там готовят.
В общем, умереть с голоду или от жажды на корабле невозможно. Правда, и бегать за вами, заставляя поесть «за маму-за папу» тоже никто не будет. Подозреваю, что если вы вообще не будете заходить в рестораны, это останется незамеченным, насильно кормить тут не принято.
Я не сказать, что гурман, да и привычка есть мало, прикидывая калорийность того, что кладешь себе на тарелку, с годами дошла до автоматизма, поэтому, попробовав в первый день что-нибудь эдакое, быстро перехожу на привычный рацион, насколько это возможно в путешествии. И только фрукты могут заставить свернуть меня с пути истинного, о чем я, кстати, никогда не жалею, пополняя организм витаминами, потраченными за долгую зиму. Да и какая колбаса может конкурировать с арбузом или манго? Никакая!
А вот муж с удовольствием дегустирует всякие вкусности и деликатесы, получая удовольствие от кулинарной составляющей путешествия почти такую же, как я от фруктов. Так что у нас в этом плане царит полная гармония…
Моя оценка немецкой кухни — тяжеловато, жирновато, многовато. Но для крепкого мужика самое то!
Про качку и замкнутое пространство.
Устала писать и объяснять — большие корабли НЕ качает. Особенно спокоен в это время года Индийский океан, гладкий, как зеркало. Нет, разразись шторм или налети ураган, мало никому не покажется, но круизные корабли стараются обходить такие неприятности, им и самим этого не надо. Если очень боитесь качки, купите таблетки «драмина» и пейте их пару первых дней, пока организм привыкнет к движению корабля, потом сами забудете, что вы плывете и что вас должно укачивать.
Не поверите, но я «драмину» пила утром, когда впереди ждал насыщенный день с многочисленными переездами по закрученным спиралью дорогам и выпадая ближе к вечеру из машины, радостно неслась на корабль, где не качало, не вертело, не болтало, не швыряло и резко не тормозило.
Если я вас все еще не убедила, при покупке круиза ищите каюту ровно по центру корабля, чтобы лично проверить правдивость моих слов: «На корабле не укачивает». И да! На круизном корабле совсем не страшно, нет ощущения замкнутого пространства (поди обойди весь корабль, за один день не управишься, какое уж тут замкнутое пространство) и все эти байки, передающиеся из уст в уста явно придуманы теми, кто так и не решился отправиться в круиз, в качестве оправдания своего необъяснимого страха перед большими кораблями и безбрежными океанами…
Приятности от «Аиды».
У «Аиды» есть много приятных предложений, воспользоваться которыми могут, как правило, немцы и те, кто живет в Германии. Можно купить специальный пакет, включающий перелет, трансфер из аэропорта в порт и, соответственно, все тоже самое в обратную сторону. Стоит это дороже, чем просто перелет плюс круиз, но главное в том, что корабль будет ждать своих гостей при любой задержке самолета, чего лишены те, кто добираются в порт самостоятельно (нам приходится прилетать на сутки раньше и платить за ночь в отеле, чтобы свести к нулю риск увидеть свой корабль, тающий на горизонте).
Можно купить у «Аиды» круиз и пакет экскурсий предлагаемый кораблем, что автоматически лишает тебя упоительного занятия по придумыванию маршрутов, да и захватывающий торг с таксистами тоже неведом таким туристам. Но немцы любят, когда все куплено заранее, как я успела заметить, поэтому в порту таксисты скучали в ожидании редкого туриста, желающего воспользоваться их услугами, и во время торга не то, чтобы были сговорчивыми, но цену скидывали, пусть и не очень охотно.
И самое приятное — скидки для тех, кто предан «Аиде». В этом вопросе я до конца еще не разобралась, но что-то бонусное нам обещано, ежели мы решимся еще на один круиз от «Аиды»…
Ну, а если не копаться в деталях, пытаясь все расставить под знаками плюс и минус, круизы на «Аиде» приятны и оставляют самые теплые воспоминания. Главное, угадать с маршрутом и посмотреть именно те страны, в которые давно просится неугомонная душа. И тогда будут еще долго сниться шум волн за балконом каюты, крепкий ветер на самой высокой палубе, облака, играющие в догонялки с кораблем, золотые закаты, окрашивающие белоснежный лайнер во все оттенки охры и тихие рассветы, когда вокруг только безбрежный океан и таинство рождения еще одного дня, обещающего так много открытий…
Полезные советы:
- Официальная валюта на «Аиде» — евро. Цена круиза, все расчеты на борту, стоимость экскурсий, покупки в магазине — только в евро, что сильно увеличивает траты. Круизы в долларах намного симпатичнее в плане цены.
- На «Аиде» официальный язык немецкий. Но персонал ничего не имеет против английского, который им ближе и понятнее. С офицерским составом все сложнее, но они вас поймут даже если вы обратитесь на английском, правда, ответить могут по-немецки.
- Сайт «Аиды», увы, тоже немецкий, да еще и тормознутый, как и все сайты круизных компаний. Некоторые письма от «Аиды» нас сильно озадачивали и пару раз пришлось прибегнуть к помощи дочери, дабы расшифровать немецкую «клинопись».
- Экскурсии от «Аиды» проводятся только на немецком языке. Но цена их настолько высока, что о незнании немецкого языка жалеть не приходится.
- На корабле «все включено»: чаевые, портовые сборы, еда, безалкогольные напитки во время завтрака, обеда, ужина, чай-кофе. Кроме этого, включена стоимость пива (обед, ужин), причем количество выпитого не лимитируется. Вино на обед-ужин тоже включено в стоимость круиза, но можно купить и за отдельные деньги, если вам захочется чего-нибудь эдакого.
- Столиков в ресторанах, как правило, хватает всем, но иногда приходится подсаживаться к кому-нибудь или подсадят к вам. Это не напрягает, но немцы общительные и искренне недоумевают, как это вы не знаете немецкий, отправляясь в путешествие на немецком корабле.
- Выносить из ресторанов фрукты или стаканы с водой (напитками) не запрещено, во всяком случае я не видела, чтобы кого-то ловили за руку.
- Дресс код не строгий, достаточно приходить на ужин не в шортах. Завтраки и обеды еще демократичнее, достаточно накинуть на купальник что-нибудь посерьезнее парео, обувь не оговаривается.
- Покупать заранее экскурсии на берегу (если вы опасаетесь брать такси) нет смысла. Немцы народ дисциплинированный, покупают экскурсии от корабля и предложение на берегу, как правило, превышает спрос. Правда, на Мальдивах «Аида» выкупила самые симпатичные резорты и пришлось выбирать из того, что осталось.
- На корабле есть нудистский пляж. Сама я там побывать не сподобилась, но популярностью он пользовался большой.
Заселение на «Аиду» проходит просто и комфортно, без утомительных очередей и пропусков на борт по номерам — пришел, сдал багаж, зарегистрировался, сдал паспорта и можешь пользоваться кораблем в свое удовольствие или сойти на берег и продолжить прогулки по городу.
Каюту убирают раз в день, полотенца меняют, только если их бросишь на пол, по вечерам уборку не повторяют, всяких там шоколадок на подушках не оставляют и зверюшек из полотенец не крутят. Но ежевечерняя газета доставляется как по расписанию в 20:00, без задержек.
Самые важные объявления по кораблю, о переводе часов или времени, когда все должны вернуться на борт, дублируются на английском. Кроме того, все это непременно есть в газете.
У возвращающихся на борт строго обязательно, да еще и несколько раз, проверят карту-ключ от каюты, очень внимательно разглядывая даты круиза. Смысл этого мне не совсем понятен — неужели были случаи, когда кто-то пробирался зайцем на борт? Поэтому решила все списать на немецкую пунктуальность и очень удивилась, когда после всех этих проверок меня «потеряли» в индийском порту.
Для визовых стран нужны визы в строго обязательном порядке, если только отдельно не оговорено, что в такой-то стране круизники могут сойти на берег без визы. Все уточняйте у круизной компании.
И самое приятное — в принципе, на «Аиде» можно путешествовать не потратив на борту ни копейки сверх того, что было заплачено за сам круиз. Правда, для этого надо как-то исхитриться с береговыми экскурсиями, выбрав в качестве средства передвижения свои собственные ноги.
На этом, пожалуй, все. Подробности всего того, что мы увидели в каждой стране, обязательно будут совсем скоро.
Продолжение следует…
Теги:
Круиз