Когда огромные круизные лайнеры: AIDA, DISNEY, COSTA или MEIN SCHIFF ходят под разными флагами в экзотических морях и океанах, радуясь теплу и сверкая на солнце, время от времени они вспоминают свою далёкую родину на севере Германии, где они когда-то появились на свет.
Она называется Папенбург.
Этот городок, также как и Эмден, находится в Восточной Фрисландии и стоит на реке Эмс, только в сорока километрах от моря.
Всю свою историю город и его жители занимались добычей торфа.
Эта добыча сделала и без того болотистую местность еще ниже. Жить на болотах было почти невозможно, но суровые фризы создавали болотные колонии, селясь на возвышенностях и продолжая разрабатывать торф
Осушать болота начали здесь лишь в 1631 году с назначением сюда штатгальтером Дитриха фон Фелена.
Поселился он в старом замке, который назывался Папенберх. Отсюда — и название будущего города.
Изначально каналы рыли для осушения земель и добычи торфа. Позже они станут транспортными магистралями, по которым возили все, в особенности торф.
Транспортировали его на небольших примитивных баржах на тягловой лошадиной и человеческой силе, как бурлаки на Волге.
Кораблей требовалось всё больше, и их стали интенсивно строить тут же, в Папенбурге.
Со временем корабли совершенствовались, а число судоверфей увеличивалось. К концу 18-го века их было здесь уже 20.
Постепенно маленький городок всё больше занимался постройкой кораблей, и в конце концов сначала главным, а потом и единственным судостроительным предприятием Папенбурга остался Meyer Werft.
Они всегда были на шаг впереди в отношении технологий, новшеств и изменений — эти хитрые Майеры.
В результате, семь поколений этой семьи неизменно остаются хозяевами кораблестроительного завода в маленьком городе Папенбург. Уже 225 лет.
Виллем Рольф Майер основал в центре теперешнего города маленькую судоверфь для постройки деревянных судов и успел построить за свою жизнь 60 штук.
Его сын деревянных кораблей уже не строил, он занимался буксирами, пожарными и военными кораблями.
В 60-е годы здесь делали газовые танкеры, паромы и контейнеровозы, а в 1985 году первый круизный лайнер покинул Meyer Werft.
Вскоре понадобилось расшириться, и верфи переехали на окраину города. Заказчики тем временем требовали судов все больших и больших размеров.
Длина, ширина и высота сухих крытых доков увеличивалась вместе с ними. Сегодня один из этих доков считается самым большим в мире.
Не очень сильно за это время увеличиваля сам Папенбург, в котором проживает около 35-ти тысяч жителей. Река Эмс сама по себе шире тоже не становилась.
Фото из интернета.
Ее пришлось расширять и углублять искусственно.
А причем тут река, корабли же океанские?
Но рядом с Meyer Werft нет не то что океана, здесь и до моря надо 40 километров как-то добираться.
Река Эмс — единственная возможность выбраться в Северное море.
Но это отдельный разговор.
Для начала мы приехали в центр городка и пошли гулять вдоль Главного канала.
Много лет назад по нему вывозили добытый торф, теперь его набережные с кафе, магазинами и ресторанами стали главной торговой улицей.
Через каждые 20 метров через этот канал ведут старые подъемные мостики, в основном пешеходные.
Чувстуется близость Голландии. Между мостами стоят на вечной стоянке корабли из прошлого. Украшают город.
«Friederike vo Papenburg» — корабль музей.
Городская мэрия тоже стоит на канале.
На центр города без музеев нам не понадобилось и часа, и мы решили поехать посмотреть на знаменитые Meyer-верфи.
Много лет назад моя дочь с классом ездила туда на экскурсию. Потом рассказывала, какое там всё большое и грандиозное. Но больше всего мне запомнилось почему-то, что там было много русских сварщиков, которые, переговаясь между собой и думая, что их никто вокруг не понимает, так громко и весело матерились, что это поняли даже немецкие школьники.
Мы приехали на огромную стоянку, где, несмотря на праздничный день, было много машин. Никаких кораблей со стоянки видно не было.
Около микроавтобуса стояли рабочие. С виду — наши.
Мы подошли спросить, где бы нам что-нибудь увидеть.
Это оказались поляки. Они объяснили, что нужно объехать акваторию завода и попасть к проходной.
Везде были знаки, запрещающие фотографировать, но было уже поздно.
Когда я их увидела, эти фотографии были уже сделаны.
В большом «пруду» стоял будущий корабль, точнее средний кусок корабля без хвоста и носа, похожий на грамадный кусок торта.
На мой вопрос к сотрудникам на проходной, AIDA ли это, мне сказали, что AIDA стоит в соседнем закрытом доке, a это — DISNEY WISH.
Даже в таком виде это впечатляет.
Папенбургские верфи до пандемии выпускали в среднем по три корабля в год. На каждый уходит примерно 36 месяцев работы.
В феврале этого года пароходство Royal Caribbean получила свой лайнер «Odyssey of the Seas» для путешествий ультра — класса на 4210 пассажиров для израильской фирмы, которая намерена предлагать круизы привитым туристам.
Два буксира тащили его кормой вперед по реке Эмс в порт Эмдена. Оттуда он отправился в Бремерхафен для дальнейшего оснащения, а потом на испытания.
Обычно в такие дни, когда огромный круизный корабль покидает верфь и переправляется в Эмденский порт, на его пути собираются тысячи зрителей.
Фото из интернета.
Из-за пандемии, об этом событии сообщили за короткое время. К тому же полиция перекрыла многие дороги, чтобы избежать толп зрителей.
В реке Эмс искуственно повышают уровень воды, один из трёх мостов через неё вообще снимают.
Для прохождения сорока километров по извилистой реке ждут подходящей погоды, чтобы корабль не сносило ветром.
С вертолетов контролируют прохождение узких мест. Скорость движения при этом — 30 сантиметров в секунду.
Раньше размерения кораблей были ограничены Панамским размером 294,1 длина и 32,3 метров максимальная ширина судна.
После расширения Панамского канала в 2016 году новые нормы стали — 366/49 метров.
Бедная река Эмс. NORWEGIAN ESCAPE имел размеры 326/41,4m
NORWEGIAN ESCAPE из интернета.
Любопытно, что все круизные корабли в наше время оснащаются разных размеров и конфигураций театрами. Таким образом Meyer Werft построил театров больше, чем любая другая фирма.
Корона-кризис очень негативно отразился на всей круизной индустрии. Строительство круизных лайнеров сократилось, их почти никто не заказывает. В Папенбурге ожидали сокращения рабочих мест.
К счастью, Майeрам, как пишут газеты, удалось «подцепить» новый заказ.
Впервые заказчиком Meyer Werft стал японский концерн NYK. При этом судоверфи Папенбурга пришлось пойти на большие уступки. Круизный лайнер на 400 кают — не самый большой заказ. Как топливо он будет использовать сжиженный газ. Пуститься в плаванье он должен в 2025 году.
Немного статистики:
У фирмы есть собственные филиалы в немецком Ростоке и в финском Турку.
Все вместе они называются Meyer Grоup.
На всех трёх верфях работают около 7-ми тысяч сотрудников.
Одних только круизных лайнеров класса люкс здесь было построено 50 штук.
Бернард Майер, 1948 года рождения, владеет фирмой вместе со своими сыновьями.
Он сумел удержаться и продолжает строить в наше время, когда 90% судов строятся в Японии, Корее и Китае.
Чтобы освободиться от вмешательства государства, профсоюзов (IG Metall) и обязательного в Германии наблюдательного совета, в 2015 году Meyer Grоup зарегистрировался в Люксембурге.
Не зря Бернарда Майера называют «хитрый фриз».
Когда его спрашивают, как вообще получилось, что готовые корабли с папенбургской верфи тащат к морю по полю, он отвечает уклончиво: «Почему Вы не спрашиваете про Гамбург? Они находятся на расстоянии 120 километров от моря. Это в три раза больше».
Ну, а мои желания, пока в Люксембурге я еще не зарегистрирована, остались скромными — попробовать местное «экзотическое» кушанье, что печет каждая папенбургская бабушка — гречневые блины.
Запивают их, как и в соседнем Эмдене, тилли-чаем, о котором подробно в предыдущем рассказе.
А вот этих представителей семейства AIDA я фотографировала в прошлом году на Мадейре.