Направление путешествия было выбрано чисто по погоде.
Везде на выходные обещали дожди и грозы, а на бельгийском побережье — жару и солнце. Я уже давно хотела в Остенде, а там и до Франции — рукой подать.
Утром перед выездом бронирую один из немногих работающих сейчас отелей в Дюнкерке.
На всякий случай заезжаем на тест. В прошлый раз позвонили из отеля и просили «не забыть» негативный результат теста на корону.
Едем в сторону Северного моря, со стороны Дюссельдорфа. Сначала через небольшой кусочек Нидерландов, потом через всю Бельгию с востока на запад, мимо Брюсселя.
Через три часа мы на побережье.
Остенде меня очаровал, удивил и сделал все, чтобы я туда хотела вернуться на подольше. И это не потому, что он самый небельгийский город, из всех, что я видела в Бельгии.
Он все время напоминает какие-то далекие прибрежные города на южных морях, только свободнее и как-то свежее.
При этом он находится не на каком-нибудь, а на самом что ни на есть Северном море.
Его странное название — Остенде переводится, как «Восточный конец» и никак не подходит сюда, как не поверни карту Европы.
Разгадка оказалась неожиданной. Город расположен на бывшем острове Тестереп, который был отделён от материка природным длинным болотом.
Занимались здесь разведением овец.
И было на нём три городка,
в середине — Мидделькерке,
на западном конце — Вестенде,
на восточном конце — Остенде.
В 10-м веке построили плотину, воду перекрыли. Остров присоединился к материку.
Всё — вполне логично, ну, а те, кто не знают про остров продолжают ломать голову.
В европейской истории город прославился в 1603 году во время трехлетней Осады Остенде, одной из самых долгих в истории Европы.
Когда испанцы под командованием Амброзио Спинола вошли в разрушенный (голландский тогда) город, их собственные потери составляли более 69 тысяч солдат.
В 1772 году была основана Остендская компания для торговли с Ост-Индией. В Остенде базировался огромный торговый флот, успешно и прибыльно занимавшийся торговлей до 1731 года, когда по политическим соображениям она была полностью ликвидирована.
В 19-м веке город стал курортом с термальный дворцом, казино и остальными атрибутами курортного города. Здесь лечилась и отдыхала вся европейская знать.
В начале Второй Мировой войны Бельгия сдалась уже через 18 дней, и потому Остенде подвергся бомбардировке только в конце войны со стороны союзников.
Через Остенде по всему побережью проходит трамвайная линия (кусттрам).
Фото из интернета.
Ее протяженность — 67 километров и она считается самым длинным трамвайным маршрутом в мире. Ведёт она от французской до нидерландской границы.
Железнодорожный вокзал в Остенде совмещен с морским и рядом с ним находится автобусное кольцо.
Все годы вокзал служил местом пересадки с железной дороги на паром, который возил пассажиров через Ла Манш до тех пор, пока в 1994 году не открыли Евротоннель.
Теперь он кажется слишком просторным и невостребованным, но или именно поэтому он такой элегантный и изящный на огромной площади рядом с яхтовым портом, где гуляет ветер и кричат чайки.
Здесь так просторно, солнечно и приморско, так пахнет морем и каникулами. По пути от порта к пляжу есть маленький рыбный рынок.
Церковь Петра и Павла — главная церковь Остенде.
На рыбном рынке можно купить уже готовую рыбку всех сортов и способов приготовления, включая несколько видов горячего рыбного супа.
Как же аппетитно это пахнет, когда рядом синее море.
А вдоль бескрайнего песчаного пляжа ведёт самая широкая променада, какую я в своей жизни видела.
Здесь есть прокат велосипедов, самокатов, роллеров, машинок для детей и магазины со всей пляжной утварью от резиновых тапок до надувных кругов и панамок.
Я не знаю, много ли здесь людей в нормальный сезон, но даже сейчас, когда Германия со всей строгостью причисляет Бельгию к зоне риска и очень не рекомендуют туда наведываться, жизнь здесь кипит.
Вот только курортники все больше из местных, бельгийцев.
И ещё одна из примет нашего времени: в казино стоит длинная очередь…здесь делают прививки.
Я думаю, что Бельгия, где населения меньше, чем в Москве, может быть полностью привита уже к концу выходных.
После Остенде мы поехали вдоль побережья то удаляясь, то приближаясь к морю, на запад, в сторону Франции.
В 55-ти километрах отсюда находится французский город — порт Дюнкерк.
Он расположен на берегу Ла-Манша и его название со старого фламандского языка переводится, как «Церковь в дюнах».
Это тот самый город, который сегодня стал знаменит благодаря нашумевшему фильму — военной драме 2017 года «Дюнкерк». Фильм же стал известен благодаря событиям, произошедшим в июне 1940 года.
Их называют «Дюнкеркское чудо». Когда отступающая английская армия вместе с остатками французской была окружена немцами и отступила к морю в районе города Дюнкерк, она неизбежно должна была быть уничтожена немцами. Но совершенно неожиданно и необъяснимо Гитлер остановил успешное наступление и запретил пересекать канал Гравелина.
Британское командование получило возможность эвакуировать свои войска в Англию.
Там военным и гражданским кораблям, спасательным шлюпкам, парусникам, рыболовецким, прогулочным судами, яхтам и другим плавсредствам было приказано отправится через пролив Ла-Манш эвакуировать своих солдат.
За несколько дней было вывезено более чем 338 тысяч британских и французских солдат, обреченных на верную гибель.
Благодаря Дюнкеркской операции удалось сохранить кадровую британскую армию.
Мы разместились в отеле, где, в отличие от Германии, про результаты теста, который мы на всякий случай сделали, никто не спросил. Мы оставили вещи и пошли гулять по жаркому вечернему городу.
У каждого кафе на улице сидели, пили и ели люди, в порту кричали чайки и тихо качались кораблики и яхты.
Башня Беффруа, включённая в список Всемирного Культурного наследия, колокольня церкви Святого Элигия 1440 года постройки.
В башне находится информационное бюро.
Дюнкеркская ратуша — просто потрясающая. Она построена в Новом фламандском стиле в 1901 году и на ее открытии присутствовал даже Николай II.
Во время известных событий 1940 года она очень пострадала, но была восстановлена в 1955 году. Конная статуя на ее фасаде изображает французского короля Людовика XIV, купившего Дюнкерк у Англии. Вся история Дюнкерка была так или иначе связана с морем.
Приморский город всегда занимался ловлей селедки и трески. При этом в средние века он служил яблоком раздора между Голландией, Испанией, Англией и Францией.
В 1658 году в ходе войны он достался Англии и оставался ее территорией до того, как французский король Людовик XIV не выкупил его за 5 миллионов ливров в 1646 году. Тогда же город превратили в настоящую крепость.
Кроме того, в 16 и 18-м веках этот город был пиратским гнездом.
Пираты здесь, правда, были с лицензией, назывались Дюнкеркские корсары и поддерживались испанским правительством. Они имели целый флот, который перехватывал в Северном море богатые торговые суда, возвращавшиеся под голландским флагом из Ост- Индии и России.
Они же препятствовали рыболовству и грабили берега Англии. Во время 30-ти летней войны размах пиратства, которое здесь считалось достойным и официальным занятием, приобрёл огромные масштабы. Их успеху способствовали придуманные ими новые суда, которые называют теперь фрегатами.
Один из дюнкеркских корсаров стал национальным героем, его именем названа площадь, ему возведён памятник.
Легендарный Жан Бар захватил и ограбил сотни кораблей, утопил множество людей.
Конец этому положили в 1646 году французы, но не надолго. Когда Франция вступила в Голландскую войну, дюнкеркцы вернулись к своему привычному занятию — морскому пиратству.
Лишь в 1712 году это прекратилось окончательно. К 19-му веку порт Дюнкерка стал третьим по величине во Франции.
А в конце мая 1940 года во время Битвы за Дюнкерк он был почти полностью разрушен.
Коммунальное управление.
После этого и началась легендарная эвакуация многотысячной армии в Англию, о которой Черчиль скажет впоследствии: «Мы не должны считать это спасение, как победу. Войны не выигрывают эвакуациями».
Вечером мы поужинали в ресторане отеля, где меню было на французском и я заказала что-то куриное. Это «куриное» оказались куриные желудочки. Честно говоря, я их никогда не пробовала и не заказала бы, если бы знала. К моему удивлению, они были очень вкусные, пикантные с множеством других, известных мне ингредиентов. Жаль не запомнила название и забыла сфотографировать.
Для людей, которые без всяких будильников просыпаются ни свет ни заря, особенно если в открытое окно громко кричат чайки, такой ранний завтрак в отеле — большая удача.
В 6:30 мы уже пили свой кофе и поедали свой завтрак.
В начале восьмого мы пошли снова в город.
Могло бы хватить времени сплавать на пароме из Дюнкерка в Дувр и обратно. Но так резко мы свои планы не меняем. Отсюда в Англию больше 60-ти лет ходили вагонно-грузовые паромы, пока в 1980 году не открылся тоннель под Ла-Маншем. Как и в бельгийском Остэнде пляж здесь неимоверной ширины и пешеходная променада просторная, как автобан.
Кафе и ресторанчики с утра готовились к приему посетителей. Работники расставляли столы, мыли, чистили, подметали. Но в такую рань кроме них и нас двоих, здесь были только утренние бегуны и хозяева собачек.
И все казалось бы хорошо в этом старом приморском городе, если не смотреть на совсем рядом расположенный нефтеперерабатывающий комбинат, который виден с променады.
Своими страшными дымными трубами он полностью нарушает идиллию морского города, где ещё сохранились причудливые каменные старые виллы богатых курортников прошлых времён.
Кстати о вилле.
На одной из улиц старого города, что ведёт к морю, я рассматривала виллу с очень причудливым декором, остроконечной башенкой и деревянным балкончиком и пыталась представить ее хозяев, построивших себе на чистом песчаном побережье удобный и нарядный дом на лето.
Кто они были, что делали их дети и внуки? Как они жили, откуда приезжали?
И вот, когда вчера мы вернулись домой, мне захотелось посмотреть фильм «Дюнкерк», и уже в первые минуты, когда солдат Томми, бежит от баррикад из мешков с песком по улице в сторону пляжа, у него за спиной стоит эта самая вилла…
Нагулявшись по утреннему городу, мы решили немного изменить наш план и съездить посмотреть, где Северное море встречается с Атлантикой, одним словом, заехать в Кале, тот город — порт, что стоит у
пролива Па-де-Кале.
О нем в следующем рассказе.
Бельгийский город Льеж
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия