Направление путешествия было выбрано чисто по погоде.
Везде на выходные обещали дожди и грозы, а на бельгийском побережье — жару и солнце. Я уже давно хотела в Остенде, а там и до Франции — рукой подать.
Утром перед выездом бронирую один из немногих работающих сейчас отелей в Дюнкерке.
На всякий случай заезжаем на тест. В прошлый раз позвонили из отеля и просили «не забыть» негативный результат теста на корону.
Едем в сторону Северного моря, со стороны Дюссельдорфа. Сначала через небольшой кусочек Нидерландов, потом через всю Бельгию с востока на запад, мимо Брюсселя.
Через три часа мы на побережье.
Остенде меня очаровал, удивил и сделал все, чтобы я туда хотела вернуться на подольше. И это не потому, что он самый небельгийский город, из всех, что я видела в Бельгии.
Он все время напоминает какие-то далекие прибрежные города на южных морях, только свободнее и как-то свежее.
При этом он находится не на каком-нибудь, а на самом что ни на есть Северном море.
Его странное название — Остенде переводится, как «Восточный конец» и никак не подходит сюда, как не поверни карту Европы.
Разгадка оказалась неожиданной. Город расположен на бывшем острове Тестереп, который был отделён от материка природным длинным болотом.
Занимались здесь разведением овец.
И было на нём три городка,
в середине — Мидделькерке,
на западном конце — Вестенде,
на восточном конце — Остенде.
В 10-м веке построили плотину, воду перекрыли. Остров присоединился к материку.
Всё — вполне логично, ну, а те, кто не знают про остров продолжают ломать голову.
В европейской истории город прославился в 1603 году во время трехлетней Осады Остенде, одной из самых долгих в истории Европы.
Когда испанцы под командованием Амброзио Спинола вошли в разрушенный (голландский тогда) город, их собственные потери составляли более 69 тысяч солдат.
В 1772 году была основана Остендская компания для торговли с Ост-Индией. В Остенде базировался огромный торговый флот, успешно и прибыльно занимавшийся торговлей до 1731 года, когда по политическим соображениям она была полностью ликвидирована.
В 19-м веке город стал курортом с термальный дворцом, казино и остальными атрибутами курортного города. Здесь лечилась и отдыхала вся европейская знать.
В начале Второй Мировой войны Бельгия сдалась уже через 18 дней, и потому Остенде подвергся бомбардировке только в конце войны со стороны союзников.
Через Остенде по всему побережью проходит трамвайная линия (кусттрам).
Фото из интернета.
Ее протяженность — 67 километров и она считается самым длинным трамвайным маршрутом в мире. Ведёт она от французской до нидерландской границы.
Железнодорожный вокзал в Остенде совмещен с морским и рядом с ним находится автобусное кольцо.
Все годы вокзал служил местом пересадки с железной дороги на паром, который возил пассажиров через Ла Манш до тех пор, пока в 1994 году не открыли Евротоннель.
Теперь он кажется слишком просторным и невостребованным, но или именно поэтому он такой элегантный и изящный на огромной площади рядом с яхтовым портом, где гуляет ветер и кричат чайки.
Здесь так просторно, солнечно и приморско, так пахнет морем и каникулами. По пути от порта к пляжу есть маленький рыбный рынок.
Церковь Петра и Павла — главная церковь Остенде.
На рыбном рынке можно купить уже готовую рыбку всех сортов и способов приготовления, включая несколько видов горячего рыбного супа.
Как же аппетитно это пахнет, когда рядом синее море.
А вдоль бескрайнего песчаного пляжа ведёт самая широкая променада, какую я в своей жизни видела.
Здесь есть прокат велосипедов, самокатов, роллеров, машинок для детей и магазины со всей пляжной утварью от резиновых тапок до надувных кругов и панамок.
Я не знаю, много ли здесь людей в нормальный сезон, но даже сейчас, когда Германия со всей строгостью причисляет Бельгию к зоне риска и очень не рекомендуют туда наведываться, жизнь здесь кипит.
Вот только курортники все больше из местных, бельгийцев.
И ещё одна из примет нашего времени: в казино стоит длинная очередь…здесь делают прививки.
Я думаю, что Бельгия, где населения меньше, чем в Москве, может быть полностью привита уже к концу выходных.
После Остенде мы поехали вдоль побережья то удаляясь, то приближаясь к морю, на запад, в сторону Франции.
В 55-ти километрах отсюда находится французский город — порт Дюнкерк.
Он расположен на берегу Ла-Манша и его название со старого фламандского языка переводится, как «Церковь в дюнах».
Это тот самый город, который сегодня стал знаменит благодаря нашумевшему фильму — военной драме 2017 года «Дюнкерк». Фильм же стал известен благодаря событиям, произошедшим в июне 1940 года.
Их называют «Дюнкеркское чудо». Когда отступающая английская армия вместе с остатками французской была окружена немцами и отступила к морю в районе города Дюнкерк, она неизбежно должна была быть уничтожена немцами. Но совершенно неожиданно и необъяснимо Гитлер остановил успешное наступление и запретил пересекать канал Гравелина.
Британское командование получило возможность эвакуировать свои войска в Англию.
Там военным и гражданским кораблям, спасательным шлюпкам, парусникам, рыболовецким, прогулочным судами, яхтам и другим плавсредствам было приказано отправится через пролив Ла-Манш эвакуировать своих солдат.
За несколько дней было вывезено более чем 338 тысяч британских и французских солдат, обреченных на верную гибель.
Благодаря Дюнкеркской операции удалось сохранить кадровую британскую армию.
Мы разместились в отеле, где, в отличие от Германии, про результаты теста, который мы на всякий случай сделали, никто не спросил. Мы оставили вещи и пошли гулять по жаркому вечернему городу.
У каждого кафе на улице сидели, пили и ели люди, в порту кричали чайки и тихо качались кораблики и яхты.
Башня Беффруа, включённая в список Всемирного Культурного наследия, колокольня церкви Святого Элигия 1440 года постройки.
В башне находится информационное бюро.
Дюнкеркская ратуша — просто потрясающая. Она построена в Новом фламандском стиле в 1901 году и на ее открытии присутствовал даже Николай II.
Во время известных событий 1940 года она очень пострадала, но была восстановлена в 1955 году. Конная статуя на ее фасаде изображает французского короля Людовика XIV, купившего Дюнкерк у Англии. Вся история Дюнкерка была так или иначе связана с морем.
Приморский город всегда занимался ловлей селедки и трески. При этом в средние века он служил яблоком раздора между Голландией, Испанией, Англией и Францией.
В 1658 году в ходе войны он достался Англии и оставался ее территорией до того, как французский король Людовик XIV не выкупил его за 5 миллионов ливров в 1646 году. Тогда же город превратили в настоящую крепость.
Кроме того, в 16 и 18-м веках этот город был пиратским гнездом.
Пираты здесь, правда, были с лицензией, назывались Дюнкеркские корсары и поддерживались испанским правительством. Они имели целый флот, который перехватывал в Северном море богатые торговые суда, возвращавшиеся под голландским флагом из Ост- Индии и России.
Они же препятствовали рыболовству и грабили берега Англии. Во время 30-ти летней войны размах пиратства, которое здесь считалось достойным и официальным занятием, приобрёл огромные масштабы. Их успеху способствовали придуманные ими новые суда, которые называют теперь фрегатами.
Один из дюнкеркских корсаров стал национальным героем, его именем названа площадь, ему возведён памятник.
![Ла-Манш, Дюнкерк и Остенде, или путешествие по Европе после локдауна](https://img.tourister.ru/files/2/8/1/1/2/0/2/4/original.jpeg)
Легендарный Жан Бар захватил и ограбил сотни кораблей, утопил множество людей.
Конец этому положили в 1646 году французы, но не надолго. Когда Франция вступила в Голландскую войну, дюнкеркцы вернулись к своему привычному занятию — морскому пиратству.
Лишь в 1712 году это прекратилось окончательно. К 19-му веку порт Дюнкерка стал третьим по величине во Франции.
А в конце мая 1940 года во время Битвы за Дюнкерк он был почти полностью разрушен.
Коммунальное управление.
После этого и началась легендарная эвакуация многотысячной армии в Англию, о которой Черчиль скажет впоследствии: «Мы не должны считать это спасение, как победу. Войны не выигрывают эвакуациями».
Вечером мы поужинали в ресторане отеля, где меню было на французском и я заказала что-то куриное. Это «куриное» оказались куриные желудочки. Честно говоря, я их никогда не пробовала и не заказала бы, если бы знала. К моему удивлению, они были очень вкусные, пикантные с множеством других, известных мне ингредиентов. Жаль не запомнила название и забыла сфотографировать.
Для людей, которые без всяких будильников просыпаются ни свет ни заря, особенно если в открытое окно громко кричат чайки, такой ранний завтрак в отеле — большая удача.
В 6:30 мы уже пили свой кофе и поедали свой завтрак.
В начале восьмого мы пошли снова в город.
Могло бы хватить времени сплавать на пароме из Дюнкерка в Дувр и обратно. Но так резко мы свои планы не меняем. Отсюда в Англию больше 60-ти лет ходили вагонно-грузовые паромы, пока в 1980 году не открылся тоннель под Ла-Маншем. Как и в бельгийском Остэнде пляж здесь неимоверной ширины и пешеходная променада просторная, как автобан.
Кафе и ресторанчики с утра готовились к приему посетителей. Работники расставляли столы, мыли, чистили, подметали. Но в такую рань кроме них и нас двоих, здесь были только утренние бегуны и хозяева собачек.
И все казалось бы хорошо в этом старом приморском городе, если не смотреть на совсем рядом расположенный нефтеперерабатывающий комбинат, который виден с променады.
Своими страшными дымными трубами он полностью нарушает идиллию морского города, где ещё сохранились причудливые каменные старые виллы богатых курортников прошлых времён.
Кстати о вилле.
На одной из улиц старого города, что ведёт к морю, я рассматривала виллу с очень причудливым декором, остроконечной башенкой и деревянным балкончиком и пыталась представить ее хозяев, построивших себе на чистом песчаном побережье удобный и нарядный дом на лето.
Кто они были, что делали их дети и внуки? Как они жили, откуда приезжали?
И вот, когда вчера мы вернулись домой, мне захотелось посмотреть фильм «Дюнкерк», и уже в первые минуты, когда солдат Томми, бежит от баррикад из мешков с песком по улице в сторону пляжа, у него за спиной стоит эта самая вилла…
Нагулявшись по утреннему городу, мы решили немного изменить наш план и съездить посмотреть, где Северное море встречается с Атлантикой, одним словом, заехать в Кале, тот город — порт, что стоит у
пролива Па-де-Кале.
О нем в следующем рассказе.
Бельгийский город Льеж
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия