У самого синего моря, где всегда дует ветер, кричат чайки и гудят большие корабли, лежит древняя земля Фрисландия.
Живут в ней фризы, в Нидерландах — западные, в Германии — восточные. Восточных в 20 раз меньше, чем западных.
Этот своевольный и непокорный народ в свое время доставил много хлопот римлянам, потом дольше всех яростно сопротивлялся распростронению христианства, а во времена расцвета Ганзы считал своим основным занятиеи пиратские нападения на торговые суда Ганзейского союза, выходившие через устье реки Эмс в Северное море.
Много воды утекло с тех пор, но свой особый язык, традиции и характер фризы сохранили.
Остальные жители Германии считают теперь их тугодумами, подсмеиваются и рассказывают анегдоты, как у нас в свое время про финнов.
В самом сердце Фрисландии, на немецком берегу Эмдской бухты стоит маленький город Эмден, самый голландский во всей Германии.
Приморский городок, в далёком прошлом — рыболовецкая деревня, по совместительству — пиратское пристанище, впоследствии обзавелся портом и крупным судостроительным заводом Nordseewerke.
Многие поколения Эмденцев работали на этом заводе, пока в 2009 году последний корабль с его верфи не ушел в море.
Теперь корабли строят в других местах, а в Эмдене остался только судоремонт.
Здесь есть большая селёдочная фабрика, на которой большинство рабочих — почему-то, вьетнамцы. Перерабатывают они не совсем селёдку, а её нежную и вкуснейшую разновидность — матиас.
Каждый матиас — это селёдка, но не каждая селёдка — это матиас.
Звучит немного обидно, но на самом деле матиас — это молодая, незрелая рыбка, которая вылавливается только летом, засаливается вручную и просаливается около 40 часов.
Здесь же на набережной Эмдена, даже когда туристов почти нет, за ней, облагороженной лучком и булочкой, стоит очередь.
Искать вагончик с селёдкой надо около этих ворот.
Весь город вдоль и поперек пронизывают каналы, снабженные шлюзами разных образцов и времен.
Здесь во всём чувствуется близость моря.
А еще в маленьком городе Эмден есть большой завод Фольксваген, который сначала производил фольксвагены — «жуки», потом перешел на «пассаты», а теперь ещё и на электромобили.
Почему здесь, на краю Германии?
Ответ прост.
В Эмдене находится самый западный порт Германии, и отсюда, прямо с завода, свежеиспеченные фольксвагены грузят на автовозы, но не грузовики, а корабли.
На этих кораблях на 14 и более уровнях с промежутком 20 см по бокам и 10 см спереди и сзади ставят тысячи автомобилей, которые отправляются в плаванье по морям и океанам к своим будущим хозяевам по всему белому свету.
Здесь всё логично, но почему тогда знаменитые судоверфи MEYERWERFT, где делают огромных размеров круизные корабли AIDA, находится так далеко от моря?
Об этом – в следующем рассказе.
Не знаю, есть ли в российских супермаркетах Восточнофризский чай (Ostfriesentee), a вот в Германии есть.
Неужели на таком «крайнем севере» растёт какой-то чай, пусть даже Восточнофризский?
Ни такой и никакой другой чай в Фрисландии не растет. Здесь только смешивают и пакуют определённую смесь чаёв, но это имеет очень давнюю традицию.
Про чай в этих местах узнали давно.
В самом начале 17-го века Голландская Ост-Индская компания делала очень выгодный гешефт, вывозя из своих южных колоний чай и продавая его втридорога в Европе.
Его использовали поначалу только как лечебное средство для богатых.
Эмден, который в то время был еще нидерландским, чай распробовал уже тогда и быстро к нему пристрастился.
Когда же времена изменились и чай стал дефицитом, его объявили «китайским ядом дракона». Стали даже запрещать.
В 1777 году, когда Эмден был уже прусским, разгорелась настоящая война с чаем, чтобы продвигать более выгодный для кофейных монополистов кофе. Из этого так ничего и не вышло.
Еще раз без своего любимого чая вольные фризы остались во времена Наполеона, но и тогда под страхом смертной казни активно продолжали заниматься его контробандой.
Старинные чаеторговые фирмы в Восточной Фрисландии работают как и прежде.
И чая местные жители потребляют гораздо больше, чем остальные жители Германии.
Оказавшись в Эмдене нужно обязательно попробовать чай — Thiele Tee.
Что это такое?
В маленькую чашечку кладут леденцовый сахар (кандис), из заварочного чайника наливают крепкий высококачественный чай. При этом слышится потрескивание сахара. После этого внутрь с краю чашки вкладывают одну маленькую ложку очень жирных сливок. НЕ перемешивают! Ложечка рядом положена не для этого.
Пить надо начинать с того края, где сливки, так, чтобы почувствовать сначала вкус сливок, потом — крепкого чая и в конце — сладость.
Чашки специально маленькие и выпить их надо три штуки.
И если вы после этого положите ложку в чашку, значит вы напились.
Иногда, чтобы больше не предлагали, чашку переворачивают на блюдце вверх дном.
Наевшись матиаса, напившись Тили—чая, можно пойти в порт и прокатится на огромных размеров катамаране на остров Боркум.
У нас это сделать не получилось, так как в билетной кассе сказали, что на ближайший мы уже не успеем, а тот, что следующий, сегодня обратно в Эмден уже не вернётся.
Там, на горизонте уходит «наш» паром на остров Боркум.
Заехать на паром можно на машине. Стоит около 60€, или оставить машину в порту на большой парковке и поплыть"пешком" за 20€.
Мы пошли гулять вдоль порта, смотреть, как проходят шлюзы корабли и пасутся на зеленых дамбах овцы.
Дамбы на побережье имеют проходы, которые в случае наводнения легко закрываются.