Эльзас с его бесконечными рядами виноградников, изумительными по красоте средневековыми городками, рассыпаными по знаменитой Винной дороге, и горами, то синеющими вдали, то зелёными совсем рядом, с замками на их вершинах – это настоящее удовольствие для путешественника.
Эльзас – теперь лишь историческая область на самом востоке Франции, которая протянулась узкой полоской около двухсот километров с севера на юг между горным массивом Вогезы и рекой Рейн.
В 2016 годау Эльзас перестал быть административным регионом и вошел в состав вновь созданного большого региона Гранд Эст .
Проведя здесь первый день нашего путешествия, мы поехали ночевать в Германию, чтобы утром вернуться сюда снова.
Начало путешествия здесь.
Германия находится отсюда на востоке и чтобы пересечь границу, которая проходит по руслу реки Рейн, надо проехать по мосту. Чем дальше мы продвигались на восток, тем ближе становились горы Шварцвальда.
Проезжаем мост – никакого города нет и даже Германия еще не началась. Второй мост, и лишь после третьего моста мы оказались в Германии. Только потом я узнала, что именно в этом месте Рейн разделен на три рукава, и только по третьему из них проходит государственная граница.
С этого третьего моста открывается потрясающий вид на город, который стоит с его суровым собором и крепостными стенами высоко над Рейном.
Сюда мы совсем не собирались, но раз уж он сам встал на нашем пути, такой живописный и заманчивый, то игнорировать мы его мы не станем.
Брайзах на Рейне находится на дороге между Кольмаром и Фрайбургом, в 60-ти километрах от Базеля, на французско-немецкой границе, в предгорьях Шварцвальда.
Город был в свое время военной римской крепостью. И построена она была на римской территории, а значит, как и все римские города и крепости в этом регионе – на левой стороне Рейна!
Как же он попал на правую?
Брайзах был и остался на той самой горе, где его построили. Сам он через реку не перепрыгивал, а вот Рейн, он поменял свое русло и обошел город с другой стороны.
Так, построенный почти тысячу лет назад на левом берегу город, стоит как скала на правом берегу Рейна.
Такие интересные изменения, когда человек еще не умел глобально вмешиваться в природу, происходили сами собой и на других участках Рейна.
В Кёльне, например, «Большой Мартин» – церковь, которая если бы не Кёльнский собор, стала бы главной церковью города, была построена на старом римском фундаменте на большом острове посреди Рейна.
Теперь об этом не догадываются даже местные жители, так как она уже многие столетия стоит на краю старого города,в ста метрах от реки.
Здесь опять не люди, а сам Рейн взял инициативу в свои руки и ушел в сторону.
В Брайзах на Рейне мы, конечно, заехали.
Город этот с уходом римлян очень много воевал, осаждался, разрушался и отстраивался вновь, переходил от одних владельцев к другим, о чем напоминают многочисленные гербы его былых хозяев на старой ратуше.
Кроме всех военно-политических событий городу нередко доставалось от самой реки, на которой он стоит. Наводнения были большой проблемой прибрежного города, до тех пор, пока в 19 веке русло Рейна не спрямили и не изменили ситуацию.
Мы без труда нашли свободную парковку и пошли по старым узким улицам, мимо площади, в сторону собора наверх, чтобы оттуда посмотреть вниз.
Собор Святого Стефана, что так красиво возвышается над городом и рекой, был построен в 1230 году.
С широкой площади, где он стоит, открывается вид на Рейн.
И дальше, где на другом берегу простирается Франция.
Там вдали – едва различимо виднеются Вогезы.
Если с этой площади посмотреть на восток, в сторону Германии, то будут видны крыши старого города.
А дальше, за ним – горный массив Шварцвальд.
Отсюда мы поехали в отель, где никого не было, а ключи от номера и самого отеля ждали нас в почтовом ящике.
Об этом нас предупредили еще утром по телефону, а еще велели привезти с собой результат теста на корону. Негативный. Мы открыли ключом какую–то потайную дверь гостиницы и пошли искать свой номер, полагая, что во всем отеле мы одни.
Наутро никто нас про тест не спросил, а кроме нас на завтраке оказались еще двое. Понятно теперь, почему большинство отелей до сих пор еще не открылись. После долгих запретов туризм раскачивается медленно.
После завтрака мы собирались обратно во Францию.
Почему мы уезжали ночевать в Германию?
Дело в том, что Франция только открылась. Еще совсем недавно там был жесткий локдаун. И я просто не знала, могут ли французские отели вообще принимать гостей, и не захотят ли они результатов теста на своём языке.
Прежде, чем ехать на запад, во Францию, решили съездить сначала на восток, во Фрайбург, раз уж он так близко.
Фрайбург в Брайзгау – город на юго-западе Германии, недалеко от Швейцарии и совсем близко от Франции находится на границе Верхнерейнской низменности и горного массива Шварцвальд.
Основанная древним родом фон Церингенов военная крепость стала к 1120-му году настоящим городом.
А еще через некоторое время неподалёку от города были найдены месторождения серебра. Его добыча привела к богатству и процветанию города. А значит, пора было подумать о достойном соборе для его жителей.
Строительство собора было закончено около 1330 года. Во время Второй мировой войны, когда весь город был полностью разрушен, Фрайбургский кафедральный собор остался цел и почти невредим.
Перед входом в него стоят три элегантные колонны покровитей города.
Здесь же, на Мюнстерплатц, вокруг собора, прижавшись друг к другу, стоят живописные средневековые купеческие дома, самый красивый из которых – темно-красный с нарядными башенками, колонадой и фигурами королей.
Ранним воскресным утром на безлюдной площади всё время было слышно пенье. Я подумала, что это со службы в соборе, хотя репертуар – отнюдь не церковный. Потом увидела открытые окна в доме напротив, откуда доносилась музыка и пенье.
Оказалось, что в одном из домов на площади находится школа пенья при соборе.
Швабентор или Швабские ворота, построенные в 1250 году и сохранившиеся до наших дней, ворота города.
Интересной особенностью города можно назвать каналы, по которым в открытом виде вдоль улиц старого города бежит вода.
Фото из интернета
Местные жители называют эти ручейки Bächle.
Они совсем не дикие, а проложенные людьми еще в средние века.
Вода в них попадает из небольшой речки Драйзам, что берет свое начало в горах Шварцвальда.
Фото из интернета
Почти все улицы старой части города дополняют эти маленькие каналы, где весело журчит холодная вода. Из них пили животные, их использовали для тушения частых пожаров в те времена, когда большая часть домов в городе была еще деревянной. Потом туда стали сливать отходы.
Для борьбы с этим безобразием в 14-м веке здесь вышел закон, запрещающий сливать нечистоты в ручьи до наступления темноты, а еще через 200 лет и вовсе запретили загрязнять их чем бы то ни было и когда бы то ни было.
В наше время они, как и прежде, бегут по улицам старого города, пересыхая лишь в редкую засуху.
И каждый местный житель знает примету: кто нечаянно встанет ногой в ручей, обязательно женится или выйдет замуж за жителя Фрайбурга.
Бывший канцлер Германии – Герхард Шрёдер в июне 2001 года во время немецко-французской встречи во Фрайбурге нечаянно встал ногой в ручей, но на фрайбурженке так до сих пор и не женился.
А ещё Фрайбург – город, где из всей Германии больше всего солнечных дней в году.
Дальше, оставим симпатичный университетский город и едем наконец во Францию, в Кольмар.
Хотя по меркам Эльзаса город Кольмар считается одним из крупных городов, по нашим представлениям город, где проживает менее 70-ти тысяч жителей – городок небольшой.
Находится он на середине пути между Страсбургом и Базелем, и
расположени на Эльзасской Винной дороге, за что его нередко называют Винной столицей Эльзаса.
Первые упоминания о нем относятся к девятому веку, а уже в 1226 году город получил титул Вольного имперского города со всеми свободами и привилегиями.
В середине 14-го века власть в свои руки в городе возьмут ремесленники и Кольмар вступит в союз Десяти Вольных имперских городов Эльзаса. Этот союз был предназначен для совместной защиты прав и свобод этих городов.
Союз функционировал до 1679 года.
В том же году Кольмар перейдёт под французскую корону, и с тех пор его судьба будет неразрывно связана с судьбой Эльзаса.
В 19 веке Кольмар становится крупным текстильным производителем.
В 1945 году он в последний раз переходит от Германии к Франции и с тех пор живёт мирной жизнью французских виноделов.
А еще через пару лет к виноделию добавился туризм. Сначала туристы из соседних стран, а потом и все остальные странники и путешественники добрались до самых живописных уголков Франции, включая Кольмар.
И совершенно не важно, что здесь нет ни больших дворцов, ни широких площадей и проспектов.
Здесь есть маленькие и скромные фахверковые домики и узкие мощеные улицы.
Нет современных небоскрёбов, но есть нетронутое, сказочное и одновременно обыденное средневековье.
Здесь своей жизнью в узких домах с маленькими окнами, крутыми деревянными лестницами и низкими потолками с живут люди.
У них, как полагается, есть свой рынок, который стоит прямо у воды,
радуя туристов своим старинным обликом снаружи
и вполне современным, а главное вкусным – внутри.
Через рынок можно выйти на улицу в кафе на воде.
Есть здесь и особенно популярные места, найти которые стремится каждый приехавший.
И это вовсе не собор Святого Мартина, а «Маленькая Венеция» Кольмара.
Эти виды с мостов Turenne и Saint Pierre в любом путеводителе по городу видели и знают все, кто интересовался Кольмаром.
Найти и запечатлить эти места в городе стремятся все, кто сюда уже приехал. И я – не исключение.
В конце мая, когда я сюда приехала, свободно передвигаться и гулять по соседним городам французам только - только разрешили. И они радостно занялись внутренним туризмом.
Никаких иностранцев мы за эти дни не встретили. Мне кажется, что мы и были единственными чужими среди французскоговорящих туристов.
Здесь, к моему великому удивлению, впервые за долгое время увидела организованную группу туристов на экскурсии.
Очень порадовалась.
Нагулявшись в своё удовольствие по уютному, романтическому французскому городу Кольмар, мы отправились на север, в сторону дома.
А по пути нас ждал еще Риквир.
О нём я тоже расскажу.
Спасибо, что дочитали до конца.
Теги:
Культурно-познавательный туризм