Начало (Беларусь-Украина)
Молдова — Приднестровье
Румыния
Болгария
Турция (начало)
Предыдущая часть (античный Афродисий)
В 19:15 прибыли на место — в деревню Бирги (Birgi). Она известна хорошо сохранившимися образцами классической сельджукской и оттоманской архитектуры. Поэтому я ожидал увидеть здесь нечто такое, с чем мы столкнулись в Джумалыкызыке. Но на деле всё оказалось далеко не так. Бирги гораздо ближе к ещё одной жемчужине Турции — Сафранболу. То есть гораздо более цивилизован. По крайней мере, это касается весьма оживлённых центральных улиц села. Припарковавшись в центре Бирги у мечети Derviş Ağa, мы отправились на поиски пансиона, который смог бы нас приютить на одну ночь.
Разумеется, что я пробовал забронировать ночлег заранее посредством «букинга». Но в связи с тем, что в выходные дни турки с удовольствием отправляются в короткие путешествия в столь примечательные места, как Бирги, предложений разумной ценовой категории там уже не было. Нашёлся всего один вариант, но очень дорогой.
Помощником нам были гуглокарты. Ориентируясь на соответствующие отметки, мы отправились на обход. Забавно, что во всех пансионах нам сначала предлагали присесть, что автоматически рождало ложные надежды, затем приходил ответственный человек, будь то менеджер или жена хозяина объекта размещения, и с сожалением сообщал, что у них «фул». После этого начинался безрезультатный обзвон конкурентов. Далее предлагалось сходить ещё в какой-нибудь пансион, номера телефона которого у них, к сожалению, нет.
После двух-трёх попыток у нас оставалась призрачная надежда лишь на один вариант — «Birgi Doktorun Yeri Otel&Dutdibi Kafe», который находился на окраине деревни. Шли мы туда с неохотой, поскольку в положительный вариант уже не верили. Но где-то на полпути вошли в контакт с дружным семейством, представители которого сразу трёх поколений тусили около своего жилища. Откровенно говоря, я рассчитывал на то, что кто-нибудь из местных жителей сжалится над нами и предложит разделить кров с ними. Но наши новые знакомые вновь стали обзванивать все известные им местные хосты. Опять безрезультатно. В конце концов именно я, найдя номер в интернете, попросил их позвонить и в вышеупомянутый пансион. Это было попадание в яблочко. Хозяева подтвердили, что свободные номера пока ещё есть, и они будут нас ждать.
Сначала мы соблюли все формальные процедуры. Номер в аутентичном конаке оказался сравнительно недорогим и в то же время самым уютным за всю нашу поездку.
Затем помчались за машиной и уже на ней отправились на ужин в близлежащую локанту, где нас приняли весьма любезно и накормили до отвала. А как иначе, если мы с нашим авто были в этот вечер лучшей рекламой этому заведению.
После трапезы вернулись в пансион. Гулять в потёмках не стали. Отложили знакомство с Бирги на утро.
Воскресным утром 16 сентября изучать Бирги мы отправились задолго до завтрака. Время было восхитительное. Туристы беспробудно спали. Даже местные жители, и то далеко не все, ещё только-только начинали просыпаться. Тишина, пустынные улицы, свежий воздух, лёгкий ветерок — романтично.
По мере нашего продвижения к центру улицы понемногу начали оживляться и наполняться звуками.
Какой-нибудь одинокий «всадник» на мопеде разорвёт тишину.
Пустая маршрутка на райцентр мимо прошмыгнёт.
Мусоровоз лениво прогромыхает от контейнера к контейнеру.
Крестьяне на тракторах направятся в поле. Летом у них выходных нет по определению.
Пожилая семейная пара, увидев нас, специально развернётся, чтобы проехать мимо и помахать руками.
Для того, чтобы увидеть самые примечательные дома Бирги, нужно поблудить в кривоколенных переулках.
И это будут не просто сельские домики, а настоящие особняки. К сожалению, далеко не все из них находятся в удовлетворительном состоянии.
Например, конак Керимага, который является одним из оригинальных примеров традиционной жилой турецкой архитектуры конца XVIII — начала XIX века. Его первый этаж сделан из щебня, камня и грунтового раствора. А второй, выполненный в виде открытой в сторону двора галереи, — это заполненный грунтом и щебнем деревянный каркас. Очевидно, что ныне конак Керимага необитаем и это может очень плохо сказаться на его судьбе.
Куда как больше повезло особняку Сандыкоглу. Сейчас он принадлежит местному муниципалитету, поэтому дом недавно отремонтирован. В частности, оштукатурен.
В результате чего скрыт тот факт, что дом от фундамента до конька крыши является каменным.
Кстати, самое интересное в исторических конаках Бирги — это их интерьеры. К сожалению, попасть мы никуда не смогли по причине того, что было слишком раннее время.
Не смогли мы попасть и внутрь самой главной достопримечательности Бирги — Старой мечети или мечети Айдыноглу Мехмет Бея. Это основатель сельджукской династии и бейлика Айдыногуллары.
Сам он, кстати, захоронен в гробнице, которая находится у стен мечети. А чуть поодаль, разделяя транспортные потоки словно караульная башня, возведен склеп сестры Мехмет Бея. Вряд ли бы она согласилась обитать там, зная, как изменится Бирги через 700 лет.
Покрытый плиткой минарет Старой мечети является столь же значимым артефактом, как и его «коллеги» в Изнике, Манисе и немногих других городах.
Мечеть Айдыноглу Мехмет Бея находится на террасе, расположенной над долиной ручья Сарыйар. В саду при мечети есть отличный бельведер, с которого открываются панорамы противоположного берега. Именно туда мы и собираемся направиться.
Но пока наша цель — мандарины в зелёной кожуре, которые в изобилии водятся в этом саду. Если бы не Хасан со своим скудным натуральным завтраком, мы бы никогда не догадались, что за якобы незрелой оболочкой могут скрываться плоды изумительного вкуса. Впрочем, злоупотреблять было некрасиво, так что килограммами никто ничего не рвал.
На улицах по-прежнему только лишь пенсионеры. Да и те в основном тусуются по кафешкам — выпить чаю, покурить, передохнуть по пути из хлебной лавки.
Кое-кто и при деле одновременно — выгуливает коз в русле Сарыйара, который, видимо, оживает только по весне.
О незримом присутствии женщин можно догадаться разве что по выставленным на сушку яблокам и фигам.
Инжир, кстати, вряд ли сортовой. Больше похож на «дичку», бесхозные плоды которой встречаются под ногами повсеместно.
Несмотря на свою очевидную незрелость, до поры до времени нас привлекали и гранаты, которые тоже встречаются бесхозными. Но накануне я не выдержал, остановился посреди какой-то просёлочной дороги и сорвал три штуки размером с два кулака. Так что насчёт гранатов мы уже успокоились.
Топовая достопримечательность светского характера в Бирги — это конак Чакырага. Я периодически высматривал его поверх заборов, но так и не увидел.
Через несколько минут мы добрели до его официального входа, который, естественно, оказался закрыт.
За забором ничего вразумительного не было видно, поэтому пришлось смириться с этой локальной неудачей.
Свернув за угол и увлёкшись другими сюжетами, я об этом доме сразу же позабыл.
Забавно, что далее, проходя под стенами особняка Чакырага, я даже этого не осознавал.
И только после того, как поднявшись по лестнице, обернулся, меня вдруг осенило.
У меня ведь даже на рабочем столе компьютера была заставка с этим конаком и мечетью на заднем плане.
Пришлось, конечно, мне попотеть, прежде чем удалось рассмотреть особняк со стороны двора сквозь густую листву.
Ведь именно там находятся все его архитектурные изыски — балконы, галереи и богатейшая декоративная отделка.
После этого уже можно было расслабиться.
Просто идёшь, глазеешь по сторонам и ничего не ищешь, кроме обратной дороги.
У мечети Дервиш Ага тоже не задерживаемся.
Её мы предусмотрительно посетили накануне вечером.
Далее взгляд всё больше скользит по верхам.
В голову приходят ассоциации, связанные с жемчужиной Азербайджана городом Шеки.
Есть у него с Бирги что-то общее. Пожалуй, ничего конкретного — общий план и атмосфера.
Прошли мимо дома давешних помощников, но и они ещё спят. А вот завтрак в нашем пансионе уже в разгаре. И он очень хорош и крайне разнообразен.
Прежде чем отправимся дальше — ещё несколько уличных сюжетов. Murat 124 или Fiat 124 или ВАЗ-2101. Ему не менее 40 лет.
Уличный «имарет» для котеек и пёселей.