Начало (Беларусь-Украина)
Молдова — Приднестровье
Румыния
Болгария
Турция (начало)
Предыдущая часть (Иераполь и Памуккале)
Накануне вечером мы прибыли в Памуккале практически на пустом баке. Поэтому, прежде чем ехать дальше, нужно было срочно заправиться. Пришлось в очередной раз поволноваться, поскольку сделать это я смог только в Денизли. Нам снова предстояло путешествовать по турецкой глубинке, и полный бак бензина в этом предприятии — главное психологическое подспорье. Кстати, стоит заметить, что разница в ценах на топливо на различных АЗС Турции несущественна. В течение недели она колебалась в пределах пяти курушей. Так что специально рыскать в поисках дешёвых заправок нет никакого смысла.
День предстояло пройти в щадящем режиме, с одной лишь промежуточной остановкой в античном Афродисии (Afrodisias), в непосредственной близости от деревни Гейре (Geyre). Парковка сайта находится непосредственно у шоссе, и в её стоимость входит доставка на тракторе с вагончиком к воротам комплекса. Мы с этим разобрались не сразу. Поэтому, проигнорировав оплату, тем самым лишили себя возможности сэкономить силы. Так что пришлось нам метров пятьсот чапать под палящим солнцем туда и обратно.
По сравнению с катастрофическим ажиотажем, творящимся в Памуккале, создаётся ощущение, что Афродисий пребывает в забвении.
Как раз в том состоянии, в котором город долгое время находился в доримский период.
Именно римляне превратили Афродисий в центр культуры и искусств.
И его наследие вряд ли нуждается в том, чтобы по бывшим городским улицам проносились табуны мало что понимающих «пакетных туристов».
Пусть уж лучше Афродисий так и останется объектом интереса гурманов.
А желающие «омолодиться» за бесценок тётки и дядьки пускай всё так же спешат, расталкивая локтями своих попутчиков и попутчиц, в бассейн Клеопатры.
Структура Афродисия вполне себе вменяема и понятна безо всяких разжёвываний.
Здесь не нужно обладать сверхбогатым воображением, чтобы представить, как выглядел город полторы тысячи лет назад.
Если, например, написано, что здесь были бани, то в это верится сразу и безоговорочно.
Потому что чёрно-белый плиточный пол мог быть только в банях.
Фонтан Аполлона — легко узнаваемая и однозначно интерпретируемая конструкция. Тем более что частично сохранилась мраморная фигура самого Аполлона.
Насчёт театра тоже, надеюсь, догадается каждый посетитель, причём даже без пояснительных табличек.
В Афродисии он был не столь велик, как в Иераполе — всего-то на 10000 зрителей.
Зато расположен гораздо более уютно.
А ещё его отличает наличие в первом ряду кресел со спинками для VIP-персон.
В связи с этим не могу не упомянуть о потрясающей выставке прикольных фотографий в одном из павильонов комплекса, на которых запечатлено то, как местные жители (уже турки) использовали в хозяйстве всякого рода предметы и фрагменты сооружений, прибранных к рукам в Афродисии. В том числе и эти кресла. К сожалению, фотографировать на этой выставке строжайше запрещено.
Очень примечательное сооружение — Себастейон. Это храмовый комплекс, посвящённый императорам династии Августов. Или Клавдиев? Ладно, пусть уж будут Юлии. Типа, от самого Цезаря. Он частично восстановлен, поэтому каждый из трёх этажей храма является великолепной иллюстрацией классических архитектурных ордеров: дорического, ионического и коринфского.
Если сверху взглянуть на агору, то может сложиться впечатление, что это стадион.
Сейчас там ведутся работы по восстановлению/реставрации, и их результат может получиться весьма впечатляющим.
Кстати, стадион в Афродисии тоже есть. И, обладая вместимостью в 30 тыс. зрителей, он является самым большим из сохранившихся на территории Малой Азии. У нас во всей Беларуси на сегодняшний день нет ничего подобного и близко. Увы, но до афродисийского стадиона добрести мы не сподобились — слишком жарко было. Жаль.
От былого храма Афродиты (она же Венера) сохранилось 14 из 30 колонн.
Остальные, видимо, украшают жилища местных крестьян. Когда-то эти колонны окружали святилище, в центре которого располагалась статуя богини.
Но византийцы со своим христианством нарушили идиллию Афродисия. Перестроили храм под себя, закрыли все образовательные и увеселительные заведения в городе. Таким образом, уже две тысячи лет назад было очевидно, что монотеизм — это зло и деградация.
Визитная карточка Афродисия — Петрапилон. Это ворота, стоявшие на идущей к храму Афродиты дороге.
Понятно, что сегодняшний их вид является реконструкцией, потому как сохраниться в таком состоянии было бы нереально.
Впрочем, я думаю, что воссоздать Петрапилон было не очень сложно.
По сути — это простейший объёмный паззл из не самого большого количества деталей.
Тем не менее именно Петрапилон Афродисия оказал на меня настолько большое впечатление, что я теперь мечтаю посетить как можно больше античных развалин. А ведь до этого я был к ним достаточно равнодушен.
Напоследок — музей Афродисия. Пошли мы в него нехотя.
В большей степени для того, чтобы охладиться. А войдя — испытали потрясение.
Как оказалось, в Афродисии, где мрамор буквально валяется под ногами, находилась знаменитая школа скульпторов.
Созданные здесь произведения вывозились в том числе и в сам Рим.
До наших дней дошло огромное количество скульптур и барельефов, которые украшали городские сооружения.
И самые ценные из них находятся в музейной экспозиции.
После посещения Афродисия нам оставалось лишь добраться до места предполагаемого ночлега. Дорога выдалась неспешной, поскольку проходила преимущественно по сельскохозяйственной турецкой глубинке.