Начало (Беларусь-Украина)
Молдова — Приднестровье
Румыния
Болгария
Турция (начало)
Предыдущая часть (Бурса)
Выбираться из Бурсы — задача не из лёгких. Приходилось быть крайне внимательным. Тем более что нельзя было пропустить поворот к подножию Улудага, где расположена следующая наша цель — деревня Джумалыкызык (Cumalıkızık). Узкий серпантин, проложенный сквозь насыщенный хвойными ароматами лес, вывел нас на автостоянку у въезда в село. Далее нужно идти пешком.
Джумалыкызык вместе с Бурсой включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В связи с этим можно было ожидать, что деревня представляет собой эдакий туристический кластер. Поначалу так и казалось, поскольку на главной площади села развёрнута торговля различной сувенирной продукцией и ширпотребом.
И туристов в Джумалыкызык, несмотря на разгар буднего дня, было в достатке.
Но по мере углубления в село, а для этого приходилось карабкаться вверх по булыжным мостовым,
туристы будто бы растворялись, и на первый план выступал типичный для турецкой деревни жизненный уклад.
Где людей волнуют лишь повседневные заботы.
Если внимательно присмотреться, то становится очевидным, что торговлей здесь занимаются не заезжие барыги, а местные жители.
Причём преимущественно женщины в годах.
В местах общепита та же картина. В какое ни загляни — обязательно обнаружишь хозяйственную крестьянку.
В ассортименте много местных изделий. Начиная от выпечки и заканчивая мылом и ножами.
Цены настолько смешные, что мы решили прикупить один ножик и себе. Теперь он является самым востребованным в хозяйстве.
Фишка Джумалыкызык — это дома раннеосманской архитектуры.
Первый каменный этаж использовался для проживания в зимнее время.
А оштукатуренный фахверковый верхний этаж — в летнее.
Характерная примета этих домов — окраска стен в жёлтый, синий, зелёный и др. яркие цвета. С подобным мы уже сталкивались в Бурсе.
Характерно, что строительство в других стилях в Джумалыкызык категорически запрещено. Поэтому все новые дома строятся в соответствии с османскими традициями.
И следует отметить, что новых домов в селе достаточно много.
Только вот разрушающиеся старые сооружения никто сохранять не стремится.
Таким образом, со временем, Джумалыкызык может превратиться в сплошной новодел.
Отличить старые от новых можно будет разве что, заглянув во внутренний дворик.
Антураж современных домов будет заметно отличаться от традиционного.
Почему именно эта деревня стала своеобразным центром притяжения? Потому что именно здесь была возведена мечеть, в которой собирались на пятничную молитву жители окрестных сёл.
Сейчас эта симпатичная мечеть является одной из главных достопримечательностей Джумалыкызык.
Оплатив парковку, в четыре часа по полудни предпринимаем попытку вырваться из объятий Бурсы. Нам предстоит преодолеть порядка ста километров до предполагаемого места ночёвки. Дорога на всём протяжении широкая и отличного качества. Пейзажи — традиционные для Турции.
Но лишь до тех пор, пока не показалось озеро Изник, на берегу которого я и намеревался заночевать якобы в кемпинге.
Но сначала пришлось поломать голову над тем, как добраться до пляжа. Никаких внятных указателей не было, поэтому мероприятие затянулась. К сожалению, труды оказались напрасными, поскольку в это время года кемпинг в искомом месте был только дикий.
Возможно, мы бы и рискнули там остановиться, но достаточно сильный ветер делал пребывание на берегу крайне некомфортным даже в дневное время. Приняв угощение в виде чая со стороны приветливого турка, который нам постарался хоть как-то разъяснить текущее положение дел, решил ехать в город Изник (İznik), дабы искать ночлег там.
Устойчивый сигнал сотовой связи удалось поймать лишь в черте города. «Букинг» как обычно не подкачал, и в начале седьмого мы прибыли в семейный отель «Seyir Butik Cafe&Pansiyon», где нас приняли без показного радушия, но вместе с тем весьма любезно. За вид на озеро мы платить не стали, поэтому наш «view» ограничивался лишь ближайшей довольно симпатичной округой.
Как обычно, сперва отправились на ужин. Прям на месте, потому как основной доход хозяева черпают, видимо, с кухни, потому как клиентов там было хоть отбавляй. Нас разместили на диванчиках под навесом, подальше от шумных аборигенов.
После ужина, разумеется, пошли на прогулку, прежде всего с разведывательными целями. Потому как полноценное знакомство с городом пришлось перенести на утро. Изник всемирно известен благодаря своей керамике. И было бы удивительно, если бы она не использовалась для украшения города. Таковых объектов здесь немало.
Часовая башня.
Таблички с названиями улиц, декоративные панно etc.
Символ города — тюльпан, изображение которого наиболее часто встречается на местных изразцах.
Изникская Зелёная мечеть отличается тем, что её минарет облицован местной плиткой. Именно её мы и хотели разыскать под покровом ночи. Но прежде наткнулись на бывший византийский храм св. Софии XI века.
Мои талмуды гласили, что в церкви должен находиться музей.
Но на деле оказалось, что это культовое сооружение в очередной раз обращено в мечеть.
Для нас — это огромный плюс, поскольку можно беспрепятственно попасть внутрь.
От былого храма здесь мало что сохранилось.
Обращает на себя внимание мозаичный пол.
А умиляет — михраб, который настолько аккуратно вписан в стену, что создаётся впечатление, будто он здесь был с момента сотворения.
В потёмках Зелёную мечеть искали мы слишком долго.
По пути нам встретилось несколько культовых сооружений.
И только подойдя к ним вплотную мы понимали, что это ещё не наша цель.
Без подсказок местных жителей нашли бы вряд ли, поскольку, привыкнув к столичным гигантам, разыскать миниатюрную мечеть не так уж и просто. Своего мы всё же добились.
В процессе рысканья по улицам и переулкам Изника Маша периодически останавливалась у витрин лавок с изделиями из керамики, которых здесь несть числа.
В результате у нас созрело устойчивое желание что-нибудь купить на память. Огорчало лишь то, что режим работы магазинов крайне неудобен для нас. Впрочем, утро вечера мудренее. Вернувшись к пансиону, прогулялись вдоль набережной (кстати, ветер к ночи стих) и отправились спать.