Начало (Беларусь-Украина)
Молдова — Приднестровье
Румыния
Болгария
Турция (начало)
Предыдущая часть (Изник — начало)
С познавательной точки зрения четверг 13 сентября получился, пожалуй, наиболее разнообразным днём не только турецкой части маршрута, но и всего путешествия в целом. Ну, и вполне закономерно, что этот день оказался одним из самых насыщенных. Начался он для нас, как обычно, в 6:30. Хорошенький такой отпуск с подъёмами в полседьмого, не правда ли? Провинциалы не подкачали и ранний завтрак соорудили нам вовремя. Так что в этот раз нам не пришлось гулять на голодный желудок. Первым делом мы подались на море озеро Изник, на котором наблюдался абсолютный штиль.
Строить и облагораживать территорию турки научились очень хорошо. Осталось научиться убирать за собой.
Неопрятный вид пляжей отбил у нашей миниатюрной компании всякую охоту хотя бы попробовать воду на ощупь.
Так что пришлось сосредоточиться на городских стенах Изника.
А если быть точнее — Никеи — легендарного античного города, внятные упоминания о котором датируются 316-ым годом до нашей эры.
Именно в тот период времени было начато и строительство крепостных стен.
Это автоматически свидетельствует о том, что данный античный памятник является одним из самых древних сооружений такого предназначения из дошедших до наших дней.
Напомню, что Феодосиевы стены Константинополя начали возводить на 700 лет позже.
Общая длина сооружения составляла порядка пяти километров.
Высота стен достигала 12 метров.
Башен, которых насчитывалось 114 штук, — 17 метров.
В римскую эпоху перед стенами ещё и ров вырыли.
А также четверо ворот соорудили, из которых сохранилось двое с «половиной». «Половинка» — это южные ворота Йенишехир Капы, которые вряд ли дадут представление о том, как здесь всё выглядело на самом деле.
Самыми информативными воротами могут стать северные Истанбул Капы.
Но только тогда, когда закончится их реставрация.
В наш приезд к ним даже подступиться было сложно — вокруг заборы и котлованы.
По этой причине я даже поругался с какой-то девчонкой — то ли реставратором, то ли строителем. Она мне кричала, чтобы я не смел заходить за ограду. Я ей возражал на русском нецензурном. На что девчонка, в свою очередь, ответила на английском, что по-английски она не говорит.
А вот реставрация восточных ворот Лефке Капы уже закончена.
Трудно сказать, насколько они соответствуют оригиналу.
Но впечатляют и даже внушают трепет эти ворота однозначно.
Необходимо отметить, что и Истанбул Капы, и Лефке Капы — это не просто ворота типа триумфальной арки, а мощнейшие оборонительные комплексы с тремя рядами защитных сооружений.
Кстати, Лефке Капы — это ближайшие к горам ворота, поэтому составной частью этого комплекса является и акведук для подачи воды.
Забавно, что у одного из участков стены приютилось небольшое кустарное производство ящиков для фруктов.
От распилки брёвен до нанесения логотипов на конечную продукцию.
Производство практически безотходное.
Вообще-то в Изник мы попали несколько преждевременно. Грандиозные реставрационные работы в городе были связаны с каким-то приближающимся юбилеем. Все культовые сооружения были уже приведены в порядок. На очереди — работы по благоустройству.
Именно по этой причине злобный охранник не позволил нам даже приблизиться к археологическому музею.
Располагается он в здании бывшего имарета — приюта для дервишей и обладает внушительной коллекцией древних и средневековых реликвий.
Из-за особенностей кирпичной кладки это сооружение можно запросто принять за византийский храм.
Все те артефакты, которые не поместились в музей, хаотично разбросаны вокруг имарета.
Что делает это сооружение необыкновенно фотогеничным.
По соседству — миниатюрная мечеть шейха Кутбеддина, но от оригинала здесь мало что сохранилось.
В отличие от Зелёной мечети, которую мы с таким трудом отыскали накануне вечером.
Забавно, что одни источники называют её типичным примером сельджукской архитектуры, а другие — раннеосманской.
Хотя, на самом деле, раннеосманская — это по сути и есть сельджукская, которая, в свою очередь, является производной армянской и персидской архитектуры. В свете сегодняшних противостояний и антагонизмов весь этот клубок кажется крайне нелепым.
Интерьеры Зелёной мечети типичны для провинциального культового сооружения XIV века.
А вот покрытый плиткой минарет, конечно же, уникален не только для своей эпохи. Но это лишь в масштабах Турции.
У стен Зелёной мечети в тени экзотических деревьев расположилась чайная. Примечательно, что её посетителями были сплошь женщины. Как оказалось, приведя своих детей в школу, они отправляются в это заведение и точат там лясы вплоть до окончания занятий.
Несмотря на сложнейший культурно-исторический замес в Никее-Изнике, никаких архитектурных памятников светского назначения в городе не сохранилось.
Сплошь культовые сооружения.
В принципе, к ним можно отнести и бани, которые, как правило, входили в состав комплексов-кюллие при мечетях.
Один такой действующий хамам нам тоже подвернулся.
Я даже решился войти внутрь, где отдыхала парочка достойных мусульман, которые не возражали против фотосъёмки.
Вечером никейско-изникская св. София хороша, а днём восхитительна.
Особенно в антураже окружающего её парка.
Вообще-то, первая версия храма появилась на этом месте ещё в VI веке. В связи с этим интересно отметить, на сколько с тех пор подрос культурный слой — не менее, чем на метр.
Заглянули внутрь и при дневном свете.
Мне даже удалось рассмотреть фрагмент древнейших фресок.
На этом можно было бы и попрощаться с Никеей.
Но не с Изником, потому как нужно ещё что-нибудь из керамики купить. На самом деле, от былой славы центра по производству фарфора в нынешнем Изнике сохранилось лишь только имя. Это следствие резкого падения спроса, которое началось в XVIII веке. Новый всплеск интереса к изделиям из керамики смог оживить лишь аналогичные предприятия в Кютахье, а в Изнике сохранились только кустарные производства.
Нам до этих метаморфоз нет никакого дела, поскольку мы хотели приобрести что-либо именно в Изнике. Например, кувшин. Тем более что Маша их как бы коллекционирует. Обязательное условие — рисунок с тюльпаном. А вот это как раз и оказалось проблемой. На кувшинах нужной ей формы как назло не было такого рисунка. Ни в одном из открытых магазинов. Последняя надежда была на специализированный рыночек, находящийся неподалёку от Зелёной мечети. Увы, но и там ничего подходящего не нашлось. Впрочем, в самый последний момент я предложил купить вместо кувшина парочку кружек разной формы. Мы ведь и кружки как бы коллекционируем. Короче, покупками мы остались довольны и даже смогли довезти кружки до дома в целости и сохранности.
Весь этот процесс происходил уже после выселения из отеля. Добравшись вновь до ворот Лефке Капы, но уже на машине, мы почти час бегали по «керамическому кварталу» Изника, прежде чем сделали свой выбор.
От Лефке Капы неприметная дороге ведёт к гробнице какого-то деятеля, которая возведена на одной из доминирующих над городом высот. Это место — отличный бельведер, с которого открывается превосходная панорама города и озера Изник.
Но нам более интересны детали. Например, Зелёная мечеть и археологический музей.
Да и просто крыши города.