… Ближе к вечеру мы подъехали к городу Ховд. По мере приближения к нему юрт становилось все больше и больше. Вернее даже сказать, это были не одиночные юрты, а целые поселки!
— Денис, тормозни! — просила я нашего ведущего, но тот был неумолим.
— Галя, да тут повсюду эти «дачные поселки». Давай сначала заселимся в гостиницу, а уже потом пойдем на съемки. Кстати сказать, если мы поторопимся, то, может быть, до закрытия еще успеем посетить местный дацан.
Аргументы Дениса были железные. Я не стала спорить и просто смирилась с ситуацией. И, как оказалось, вовсе не напрасно.
Мы оперативно заселились в местную гостиницу, быстренько «почистили перышки» и вскоре были готовы к новым подвигам.
Не зря нас Денис поторапливал — ворота буддийского монастыря Ганданпунцаг Чойлон были еще открыты:
1
6
Здесь наблюдалась какая-то неспешная возня — на открытой площадке, залитой мягким вечерним солнечным светом, стройными рядами расставлялись свежевыкрашенные лавки. Поднимая клубы пыли, парнишка махал метлой перед парадным входом в Храм. Несколько рабочих мастерили что-то типа сцены. Монахи в красных и оранжевых одеждах то тут, то там собирались небольшими группами и что-то оживленно обсуждали:
3
3
1
4
Как оказалось, монастырь готовился к празднованию своего десятилетия, и все мероприятия были назначены на завтра, на воскресенье. На нас сейчас никто не обращал внимание. Мы разделились на группы по интересам и разбрелись, кто куда. И только Леша нашел коллег — монгольских кинооператоров, прибывших для освещения празднования:
3
Для начала я заглянула в Храм. Здесь царил прохладный сумрак. Никого, кроме нас, туристов, не было. Но у меня было чувство, что чей-то невидимый взгляд следил за мной, за моими действиями. По часовой стрелке я обошла помещение и тихонько вышла, надеясь, что не сильно потревожила дух многочисленных статуэток Будды:
9
3
3
На улице мне дышалось вольнее и спокойнее. Я отправилась в путешествие по территории монастыря. Слева от входа в Храм расположилась статуя, символизирующая искупление небес, земли, духов и оленей, которые делают зло. Луна, сияющая на макушке головы, символизирует тьму трех зол, выход из двух источников символизирует спасение всех животных, удерживание ребенка в обеих руках символизирует питание младенцев (прошу прощения за дословный перевод google переводчика с монгольского языка на русский):
7
Справа от входа находилась еще одна статуя. Увы, не знаю, что она символизирует. Если кто-то знает — подскажите, пожалуйста!
5
Молитвенные барабаны послушно вращались от малейшего к ним прикосновения:
5
По периметру территории, на которой находился монастырь, расположены кельи. Над ними галерея с 108 субурганами — маленькими буддийскими часовенками. Я так и не сумела разглядеть, повторяются ли скульптуры в их нишах или нет:
4
5
2
Отсюда, с галереи видно, что на территории монастыря стоит монгольская юрта. Как, впрочем, и в самом Ховде в каждом дворе наряду с каменным домом обязательно есть и юрта:
4
После захода солнца мы отправились за город, туда, где в просторной до горизонта долине на берегах пятляющей, то и дело распадающейся на несколько рукавов реки Буянт-Голл, раскинулся юрточный лагерь — это были «дачи» горожан. Мне показалось несколько чудным такое непосредственное соседство современного города с кочевыми юртами, в которых все теплое время года проживали жители Ховда. Хотя, может быть, сюда, на природу приезжали и из других близлежащих аймаков?
6
8
6
Встрече с нами, туристами были рады все, кого мы видели на дачном пространстве. Видимо, здесь не часто появляются «свежие» лица. Особенно развлекались дети. Я запустила в небо свой коптер и сразу же почувствовала себя Бонифацием — малышня крутилась у меня под ногами, нежно и настойчиво трогала локоть, прося взглянуть на экран айфона, чтобы посмотреть, что там изображено.
С удовольствием детишки позировали мне — по одному, семьями, «домами». Я уже устала наживать на кнопку спуска затвора камеры, а очередь из желающих сфотографироваться не иссякала:
7
8
5
6
2
9
4
2
Ситуацию спас Витя — он быстренько разделил детей на две группы и стал носиться между ними с баскетбольным мячом:
4
4
5
Ховд (в досоветский и советский период — Кобдо, (монг.Ховд) — город в западной части Монголии, административный центр одноимённого аймака. Ховд расположен на реке Ховд (Кобдо-Гол). Город основан в XVII веке Галдан-Бошогту-ханом, правителем Джунгарии (1671–1697). Империя Цин установила контроль над Ховдом после гибели Джунгарского ханства в 1757 году. Правление империи Цин завершилось после взятия 7 августа 1912 года манчжурско-китайского гарнизона соединениями монгольской народной армии под предводительством Манлай Баатура Дамдинсурэна, Хатан-Батора Максаржава и Джа-ламы Дамбиджалцана.
Проводив на покой Солнце, мы вернулись в гостиницу. Я поняла, что и мне нужен отдых. И провалилась в сон.
…С первыми лучами утреннего солнца мы с Леной отправились исследовать ближайшие окрестности.
На другой стороне улицы расположен памятник Дикой природе. Сопроводительная надпись гласит примерно следующее: «Автоматические камеры на горе Джарглантхаирхан запечатлели изображения нескольких снежных барсов, раненых охотничьими ловушками. Знайте: ловить животных — грех. Пусть дикая природа будет спокойной и счастливой»:
2
Рядом с перекрестком по обе стороны от него — Сапоги, гордость национального костюма захчинов:
9
5
Справочно:
С тех пор, как жителей западных районов Монголии, живущих вблизи гор Алтая, стали называть захчин, прошло пять столетий. Захчины были одной из 20-ти национальностей Джунгарии. Хаан Галдан Бошигт в 70-х годах 17-го века выделил из военных частей ойратских князей самых отборных воинов с их семьями и, создав специальные ячейки, отправил их на службу в приграничные районы того времени, в местечко Эрээн хавирга. Так появилась национальность захчин. То есть этноним «захчины» появился в конце XVII века как обозначение группы, в состав которой вошли по несколько десятков семей из числа торгутов, дербетов, элетов и халха, выделенных джунгарскими правителями для охраны границ (отсюда название «захчины» — «окраинные»).
Памятник, установленный по случаю 240-летия со дня основания Ховда:
1
Рядом со зданием суда памятник основателю города Галдан-Бошогту (1644— 1697)-джунгарскому хану с 1671 года:
3
По центру площади у здания суда еще один памятник — Арду Аюушу (Алдаржавын Аюуш (1858–1939) был лидером в восстании скотоводовод в юго -западной провинции Ховд с 1903 до 1917 года. Позже Ард Аюш принял активное участие в Народной революции 1921 года и стал членом правительства Монгольской Народной Республики):
1
Не трудно догадаться, что это Здание театра:
3
5
А это Медицинский пункт:
3
Южнее площади Аюши — целый квартал деревянных бараков и одноэтажных каменных домиков неизменно с юртами во дворах:
3
4
И это наряду с современными многоэтажными домами города!
1
По мере того, как все выше и выше поднималось солнце, все больше и больше машин и людей появлялось на улицах Ховда. Хотя справедливости ради надо отметить, что сегодня воскресенье — выходной и праздничный день:
1
Вернулись в гостиницу мы с Леной вовремя — как раз к завтраку. Подкрепиться нам было совсем не лишним, а то ведь и похудеть можно.)
2
4
После завтрака наша команда оперативно загрузилась в машины и отправилась дальше. Сегодня нам предстоит путь в пустыню, к пескам Монгол-Элс, являющихся началом великой Гоби. Но об этом — в следующем рассказе…