Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
(А. С. Пушкин)
В Гранаду приехали поздно вечером. Вышли на площади Изабеллы, посреди которой сама королева, восседая на мраморном троне, дарует Колумбу высочайшее соизволение на открытие новых земель. Монументальная скульптура была изваяна в Риме в честь четырехсотлетия открытия Америки в 1892 году. Получить королевское одобрение многого стоит, однако материальная поддержка экспедиции пришла из других источников. Горожане испанского порта Палос дали денег на строительство трёх кораблей, а валенсийский еврей — Сантанджело, имя которого выгравировано на постаменте, ссудил королеву деньгами. Долг Изабелла так и не вернула, отплатив кредитору тем, что изгнала его вместе с соотечественниками из страны.
Гранада попала в план поездки из-за легендарной Альгамбры. С балкона отеля в свете луны на горизонте вставали очертания крепости. Процесс покупки билетов заслуживает отдельного рассказа. Так или иначе у нас на руках были заветные бумажки для прохода во дворцы Насридов в 9 утра.
Встали до рассвета и на маршрутке отправились к заветной цели. Когда подошли к самым большим воротам крепости в небе занималась заря. Башня Справедливости (Puerta de la Justicia) была построена в XIV веке при Юсуфе I.
В полной тишине и практически в одиночестве вступили во Двор Медресе.
Дворец Карла V и музей были ещё закрыты.
Однако нам удалось проникнуть во внутренний двор. На замечания дворничихи замахавшей на нас метлой сделали вид, что не понимаем по-испански. Огляделись вокруг, поднялись на балкон. Дворец смотрится инородным телом в мавританской крепости, большим и неуклюжим.
Куда приятнее фигурные бордюры из самшита, зубчатые башни и розовые домики под черепичной крышей.
Сквер колодцев и белые домики Альбайсина.
Наконец заветный час настал и вместе с группой таких же счастливцев нас запустили во дворец. Альгамбра как крепость существовала с IX-го века. Однако только в XIII-ом веке эмиры из династии Насридов построили здесь королевский дворец. Королевский комплекс состоит из 3-х частей: Мексуар, Сераль и Гарем. Мексуар был общественной приемной Альгамбры, где султан и его визири выслушивали просьбы и прошения своих подданных. Все фото в рассказе не уместить, да и передать на любительском снимке великолепие старинных интерьеров не просто.
Кессонные потолки Мексуара.
Исламская каллиграфия на стенах.
Миртовый дворик (Patio de los Arrayanes) в Серале принадлежит дворцу Комарес.
В высокой зубчатой башне находится Тронный Зал или Зал Послов (Salón de Embajadores), где султан принимал своих официальных посетителей.
Название Комарес происходит от арабского слова camariyya, что означает «витраж». Яркие витражи когда-то украшали залы дворца, но были уничтожены в XVI веке.
Галерея гарема, где жили жёны и дети эмира.
Альков внутреннего дворика богато украшен лепниной, сохранившей оригинальные краски, которыми был расписан весь дворец.
Сквозь резные арки открываются виды на окрестные холмы и улочки Гранады.
Трудолюбивые мавританские мастера украсили каждый сантиметр поверхности потолка, стен, пола затейливыми узорами.
Альгамбра, считающаяся эталоном исламской архитектуры в Испании, в долгу перед Королевским Алькасаром Севильи. Христианский дворец в Севилье, построенный Педро I, вдохновил Мохамеда V, который распорядился построить Дворец львов и его внутренний двор в ответ на архитектурный спор между двумя лидерами.
Знаменитый Львиный дворик с мраморным фонтаном. Двенадцать львов из белого мрамора испускали струю воды каждый в свой час. Вокруг основания фонтана выгравировано стихотворение Ибн Замрака и подробное объяснение усовершенствованной гидравлической системы, питающей фонтан.
Все элементы дворца строго сбалансированы. Точно выверенные пропорции создают непередаваемое впечатление красоты и гармонии. Правильный восьмиугольник купола в зале Двух Сестер (Sala de las Dos Hermanas) заполненный мукарнами освещается тщательно продуманными парными окошками и выглядит как изысканно богатый цветок.
Звезда купола зала Абенсеррахов (Sala de los Abencerrajes) может служить иллюстрацией к теореме Пифагора.
Математики до сих пор не могут прийти к единому мнению содержат ли дизайны Альгамбры все 17 возможных груп орнамента, позволяющих покрыть плоскость симметричным узором. Древние мастера на практике открыли орнаменты со всеми возможными группами симметрий. Математики только доказали, что других видов не существует. Классификация таких орнаментов была впервые опубликована русским математиком Федоровым в 1891 году.
Мирадор Линдараха с видом на одноимённый дворик (Patio de Lindaraja). Здесь творили поэты.
Зал Мокарабес во Дворце Львов поражет кружевными сталактитами, резными потолками и расписными стенами.
Дворцы Насридов прекрасны, но Альгамбра — это целый комплекс садов, дворцов, башен, виадуков. Сады Парталь — остатки резиденции султана Юсуфа III.
Из садов открывается вид на старинный район Гранады Сакромонте.
От Дворца Юсуфа немного осталось. Башня Дам (Torre de las Damas) с изящной аркадой отражается в пруду.
Конец ноября, а на ветках висят символ города — гранаты.
На соседнем холме белеет летняя резиденция султана — Хенералифе и зелёные свечки кипарисовой аллеи.
Великолепные сады Хенералифе одни из старейших сохранившихся мавританских садов.
Аккуратные аллеи из фигурно подстриженных кустов, а если заглянуть внутрь — кусты поздних роз.
Букеты расцветают и на дорожках с мозаикой из разноцветной гальки.
Журчащие фонтанчики создают атмосферу покоя и дарят прохладу.
А виды какие. С одной стороны стены и башни Альгамбры.
С другой вершины гор Сьерра-Невада.
Летняя резиденция не менее роскошна. Дворик Арыка (Patio de la Acequia) с бассейном окружённым серебристыми струйками.
В ноябре жарко не было, а вот летом наверняка приятно подняться по водяной лестнице Escalera del Agua, вдоль перил которой постоянно бежит прохладный ручеёк. Блестящее архитектурное решение — вода охлаждает окружающее пространство не хуже кондиционера.
Из садов Хенералифе вернулись в следующую часть необъятной Альгамбры — Медину или город. В бывшем монастыре Сан-Франсиско сейчас расположен дорогой отель Парадор.
Бани при Большой мечети со звёздным куполом. Рукотворные звёздочки позволяли любоваться своими небесными собратьями.
На посещение Альгамбры закладывайте как минимум пол-дня, а если сделать перерыв на обед, то и того дольше. Выйти в город мы планировали через те же Ворота Справедливости, поэтому крепость оставили напоследок.
Алькасаба, или крепость, является самой старой частью Альгамбры. Она была построена в середине XIII-го века султаном Альхамаром, основателем династии Насридов, после того как он бежал из северной Андалусии и основал то, что должно было стать последним оплотом в войне с крестоносцами. От крепости остались только внешние стены и башни.
Стоит забраться на самую высокую — Торре-де-ла-Вела (Torre de la Vela). Башня названа так в честь огромного колокола. Когда католические монархи взяли Гранаду, они привезли с собой из Кастилии колокол под названием Ла Вела или «Страж», чтобы колокольным звоном из мавританской крепости возвестить о своей победе.
С вершины Торре-де-ла-Вела открываются панорамные виды. В центре укрепление из трех башен разной высоты. Torres Bermejas или Алые башни были построены ещё в IX веке.
Вся Гранада с собором посредине видна как на ладони. Туда мы сейчас и отправимся.
Спускаться по дорожкам парка одно удовольствие. Покидаем Альгамбру через Гранатовые ворота (Puerta de las Granadas). Видите три треснувших граната на воротах. Ворота были построены в XVI веке в честь визита императора Карла V. Гранат стал символом города из-за сходства этого испанского слова и одного из доисторических имен Гранады, Granata.
До автобуса ещё успели зайти в Королевскую часовню, где покоятся католические короли Изабелла I Кастильская и Фердинанд II Арагонский. В часовне нельзя фотографировать, поэтому могу только посоветовать посетить это место.
Вы спросите: А при чём здесь Золотой петушок? Отвечаю. В 1829 году американский писатель Вашингтон Ирвинг провёл в Альгамбре несколько недель. Место призвело на него такое сильное впечатление, что результатом стал сборник рассказов «Истории Альгамбры». Один из этих рассказов «Легенда об арабском астрологе» и вдохновил великого русского поэта.