Горда Севилья роскошью и славой, Прекрасны в ней минувшего черты, (Джордж Байрон)
У испанцев есть пословица — «Кто не видел Севильи, тот не видел чуда». Согласно легенде город был основан стражем ворот Олимпа Геркулесом. Статуя самого героя мифов древней Греции украшает резной фасад городской Ратуши. Вторым основателем города считается Юлий Цезарь, по указу которого были возведены первые городские стены.
Множество раз город переходил из рук в руки. Им владели финикийцы, римляне, вандалы, вестготы. На нём лежит печать культурного наследия пятисотлетнего мавританского правления. Наступила эпоха Реконкисты, и в 1248 году король Кастилии Фердинанд III вернул Севилью в лоно христианской церкви.
Золотой век Севильи начался во времена колонизации Америки.
«In fourteen hundred and ninety two, Columbus sailed the ocean blue…» («В тысяча четыреста девяносто втором году Колумб переплыл голубой океан…«)
Открытия Колумба стали ключевым моментом в истории города, в одночасье превратившегося из скромного городка на окраине в самый богатый город Европы. Королевским указом от 1503 года Севилья получила монополию на торговлю в Северной и Южной Америке. Богатства потекли в город рекой. С такими деньгами пришли не только расточительные строительные проекты, но и покровительство искусствам. Золотой век Севильи совпал с расцветом школы барокко. Здесь творили художники Диего Веласкес, Бартоломе Мурильо, Франсиско де Сурбаран, скульпторы — Педро Ролдан и Хуан Мартинес Монтаньес по прозвищу «Бог дерева».
Ну пожалуй достаточно истории, пора вернуться в день настоящий. Из роскошных садов Алькасара как-то совсем естественно мы вышли на Патио де Бандерас или Двор Флагов. В этом дворике встречали иностранных монархов и послов прибывших с визитом в Королевский Алькасар. Невозможно отвести взгляд от величественной башни. Хиральда — один из трех оставшихся минаретов Альмохадов в мире (два других находятся в Марокко) является яркой достопримечательностью мавританской архитектуры в Андалусии.
После красот Алькасара душа требовала отдыха, а тело пищи. Отправились по боковым улочкам искать место, где можно присесть и насладиться знаменитой андалузской кухней. Ну как можно спокойно пройти мимо такого кофейно-крембрюлёвого великолепия. Видно и впрямь пора перекусить.
Сытые и готовые к созерцанию прекрасного вышли к площади Херес. Отель Alfonso XIII в. стиле нео-мудехар был построен для размещения мировых лидеров и высокопоставленных лиц, посетивших Иберо-американскую выставку 1929 года. Сам король Альфонсо XIII присутствовал на церемонии открытия.
Время за полдень и у входа в Севильский собор уже скопилась огромная очередь. На этот случай у нас был заготовлен план Б. Мимо грандиозного собора спешим к площади Сальвадор. Здесь в Соборной церкви Сан Сальвадор совершенно без всякой очереди можно купить комбинированный билет в саму церковь и в главный собор Севильи. С билетами в руках гордо прошествовали прямо к турникету и окунулись в прохладу огромного зала под строгими готическими сводами.
Солнечный свет пробиваясь сквозь витражи раскрасил строгие колонны разноцветными зайчиками.
Огромный орган, резное дерево, разноцветный мрамор. Невольно родилась ассоциация. Если Алькасар можно сравнить с мелодичной журчащей песней, то Севильский собор полнозвучная симфония.
Строительство собора Мария-де-ла-Седе заняло 105 лет. Когда в 1401 году было принято решение снести старую мечеть и построить на этом месте католический собор, один из членов капитула заявил, что строение должно быть настолько грандиозным, что «когда люди увидят его, они подумают, что мы сошли с ума». К моменту окончания строительства в 1506 году он стал самым большим собором в мире.
Собор огромен и внутри, и снаружи. Его фасады насчитывают пятнадцать ворот. Первыми ещё прошлым вечером нам встретились ворота Успения на западном фасаде с барельефом Успения Богородицы в центре и фигурами апостолов по сторонам.
Ворота, у которых стоит очередь, носят имя Святого Христофора или Принца и выходят на площадь Триумфа напротив Королевского Алькасара. Перед ними установлена копия в натуральную величину статуи-флюгера Хиральдилло, которая возвышается над колокольней собора.
В центре собора за изящной кованой решёткой скрывается главное сокровище — Золотой Алтарь.
20 метров резного дерева покрыто тремя тоннами золота из Американских колоний. Алтарь из каштана и грецкого ореха представляет 44 сцены из Ветхого Завета, история идёт слева направо и снизу вверх. Самый большой и богатый алтарь в мире и один из лучших образцов готической резьбы по дереву некоторые называют Золотой Библией.
Против главного алтаря — хоры огороженные декоративной решёткой XVI века.
Богатая резьба украшает готические кабинки. Большая часть работы по дереву выполнена в XV веке Луисом Гонсалесом. Что автор имел в виду вырезая эту симпатичную задумавшуюся обезъянку?
Украшенный резьбой двойной орган насчитывает 7000 труб, некоторые из которых расположены горизонтально. Это тромпет. Испанское изобретение. Горизонтальные трубы позволяют органу звучать как целый оркестр.
Стоит обойти вокруг, чтобы увидеть ретро-хоры XVII века и ангелов трубящих в рожки на фоне ажурных узоров свода.
Напротив входа четыре короля несут на плечах саркофаг Христофора Колумба. Короли Кастилии, Леона, Арагона и Наварры отдают дань великому путешественнику. Принц Леона поднял на копьё гранат — символ Гранады, последнего исламского города Иберии, завоеванного Фердинандом II Арагонским и Изабеллой I Кастильской в 1492 году во времена открытия Колумбом Америк. Торговля с Новым Светом гарантировала богатство Севильи на протяжении веков, а Колумб оставался национальным героем.
Часы над монументом тикают с 1788 года.
Большая картина на стене с изображением святого Христофора несущего Христа подтверждает, что ворота Святого Христофора названы в честь покровителя путешественников, а не великого исследователя.
В соборе сохранилось более 80-ти витражей. Самые старые датируются четырнадцатым веком.
Голгофа и витраж-роза с обратной стороны ворот Успения автора Висенте Менардо 1577 г.
Другая работа того же автора 1560 г. Жаль, что окно закрыто решёткой.
Как и во многих других испанских церквях в соборе представлены полотна великих художников. Ризницу украшает полотно Гойи «Святые Хуста и Руфина».
Под овальным потолком Зала Капитула работа Мурильо «Непорочное зачатие». Первый эллиптический купол, построенный в Испании увенчан эллиптическим фонарем в типично ренессансной композиции.
Дизайн пола аналогичен тому, что Микеланджело спроектировал для Пьяцца дель Капитолио в Риме. Любопытно, что мраморный пол в Севилье старше римского. Хотя Микеланджело закончил дизайн раньше, он был претворён в жизнь много лет спустя.
Ещё одно наследие золотого века — Серебряный алтарь с витражом Вознесение 1588 г.
В соборе 80 боковых часовен с богато украшенными алтарями, картинами, витражами. Витраж «Святые Хуста и Руфина» 1685 г. в часовне Сантьяго.
В задней части церкви, под полом захоронен старший сын Христофора Колумба — Эрнандо. Он удостоился такой чести подарив церкви свою библиотеку из более чем 6000 томов.
На месте собора мавры когда-то построили Великую мечеть и минарет. Альмохады были династией берберов из Северной Африки. К середине XII-го века, после завоевания большей части Марокко и ключевых городов на Пиренейском полуострове, они сделали Севилью своей столицей. Столица заслуживала грандиозный минарет. Архитектор Ахмад Бен Басо был нанят, чтобы построить его рядом с мечетью Альджама. Минарет был закончен в 1198 году. После того, как христиане захватили Севилью к мавританскому минарету добавилась колокольня и статуя Хиральдилла, представляющая Веру. Почти стометровая башня Хиральда видна издалека. Башня построена на римском фундаменте, на некоторых камнях всё ещё можно прочитать надписи по-латыни.
На смотровую площадку Хиральды ведут 35 пандусов и 17 ступенек. Пандусы позволяли муэдзину подниматься на минарет верхом на лошади или муле.
На каждой площадке из окошек открываются великолепные виды. Сначала можно рассмотреть вблизи крышу собора с изящными полуарками — аркбутанами.
Затем открываются остроконечные башенки и ажурное плетение ограждений.
И вот крыша осталась внизу и перед вами появляются панорамы самого города.
Площадь Триумфа и крепостная стена Королевского Алькасара.
Купол приходской церкви возвышается над старинным районом города Санта Крус.
Добрались до самой колокольни. Колокола присоединены к специальному механизму. Век звонарей остался в далёком прошлом.
С верхней площадки видна белая стрела моста Аламильо. Мост был построен к Всемирной выставке. Уникальное творение Сантьяго Калатравы состоит из единственного пилона, уравновешивающего пролёт моста с помощью тринадцати кабелей. Слева белой дугой изогнулся ещё один мост приуроченный к выставке — Пуэнте-де-ла-Баркета или «мост барж».
Налюбовавшись солнечной, по-южному белоснежной Севильей спустились с небес на землю и обнаружили ещё одни ворота Севильского собора. Ворота Прощения с одной из многочисленных в Севилье мемориальных досок Сервантеса. На доске начертано, что Мигель де Сервантес Сааведра упомянул эти ворота в одной из своих Назидательных новелл. Эти ворота ведут в Апельсиновый дворик оставшийся от бывшей на месте собора мечети. Над воротами вырезаны фигурки изгнанных из храма торговцев. Богато украшенный подковообразный портал также сохранился со времён Альмохадов.
Сегодня уезжаем в Гранаду. Железную дорогу до Гранады ещё не провели. Едем на автобусе. Успели ещё съесть пироженку в кондитерской Ла Канаста. Забрали вещи в отеле и пешком отправились на автовокзал.
И снова за окном мелькают оливковые рощи.
Однако пейзаж стал более холмистым. Чувствуется близость гор Сьерра-Невада.