Ночной зефир
Струит эфир.
Шумит,
Бежит
Гвадалквивир.
(А. С. Пушкин)
Солнечная Андалузия, апельсиновый край омываемый тёплым морем влечёт и манит сердце путешественника. В Андалузии есть всё — песчаные пляжи с пальмами, горы, старинные города с уникальными памятниками архитектуры. Здесь можно провести много недель. Однако, у нас всего одна неделя на все испанские каникулы, из которой на Андалузию выделили три дня.
И снова ранним утром идём знакомым путём по пустынным улицам к вокзалу Аточа. Поезда в Андалузию отходят с верхних платформ. Проходим досмотр багажа как в аэропорту, берём кофе в буфете и вот скоростной поезд уже летит к заветной цели. За окном на сколько хватает глаз мелькают холмы разлинованные ровными рядами оливковых рощ. В течение среднего года эти деревья производят около 900,000 тонн оливок, большая часть которых превращается в 200,000 тонн оливкового масла. Иначе говоря, в Андалузии производится треть испанского оливкового масла и 10% всего мирового запаса.
Первая остановка — Кордова. Столица могущественного Кордовского Халифата и культурный центр Европы Кордова была одним из самых густонаселенных городов планеты. Тысячу лет назад население города составляло около полумиллиона человек. Этот древний андалузский город славится всемирно известной мавританской архитектурой.
В Кордове задержались на пять часов. Сдали рюкзаки в камеру хранения и пошли осматривать город. Для справки: на железнодорожном вокзале камер хранения нет, они находятся на соседнем автовокзале. Покупаете жетон в автомате, кидаете в ячейку, закрываете её на ключ, ключ складываете в надёжное место и уносите с собой.
С первых шагов ощущаете, что попали на юг. Белые голуби воркуют под сенью стройных пальм.
На бульваре, несмотря на ноябрь, цветут розы.
Легко заблудиться в узких старинных улочках, но как путеводная звезда над городом возвышается колокольня Мескиты. На перестроенной из минарета колокольне звонят колокола доставленные христианскими пленниками в Кордову из собора Сантьяго-де-Компостела.
Завораживающая многоарочная Кордовская Мескита — жемчужина исламской архитектуры. Только ради неё одной стоит приехать в Кордову. Мескита является символом утонченной культуры, которая процветала здесь более тысячи лет назад.
Ворота Прощения (Puerta del Perdón) XIV века с каменными гербами короля Кастилии и Леона Энрике II ведут в залитый солнцем Апельсиновый дворик.
В полном соответствии с названием ряды апельсиновых деревьев окружены аркадой тёплого апельсинового цвета.
Ступаем в ворота Лас-Пальмас и оказываемся в совершенно другом мире. В прохладном сумраке стройными рядами тянутся колонны увенчанные подковами арок, мерцают красные огоньки светильников.
Тихо, кажется ты один в этом прекрасном лесу.
Двойные двуцветные арки уходят в бесконечность. Дизайн красно-белых арок повторяет арки Купола Скалы на Храмовой горе в Иерусалиме.
856 мраморных, яшмовых, гранитных колонн разной высоты с резными капителями были собраны с множества римских храмов.
Одни колонны приподняты на постаментах, другие уходят в пол.
За резными арками открылась Максура — место для халифа.
Три двери ведут отсюда: в сокровищницу Байт-аль-Маль (Bayt al-mal),
и самая роскошная — в Михраб.
Михраб щедро украшен резным мрамором, лепниной и яркими византийскими мозаиками. Золочёный купол в виде раковины покрыт искусной росписью.
Кордовская Мескита — шкатулка с секретом. Помните сказку: в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, в яйце — игла. Так и здесь, в глубине мечети перед вами неожиданно открывается белоснежный собор.
Собор сочетает в себе готический, ренессансный и барочный стили. Главный алтарь из красного мрамора.
Святая вечеря работы Пабло де Сеспедес.
Овальный купол окружен фигурами четырёх евангелистов.
Хоры из красного дерева с великолепной резьбой.
После возвращения христиан в Кордову в 1236 году Король Фердинанд III Кастильский превратил мечеть в собор. Постепенно мечеть перестраивалась, удалили часть колонн, добавили часовни.
Часовня Вильявисиоса является примером первого христианского вмешательства в архитектуру Мескиты.
Особенно интересна деревянная крыша. Единственная в своём роде в Кордове, она относится предположительно к XV веку. Деревянные части разделены каменными, так называемыми диафрагментными, арками. Таким образом, свод часовни как корабль разделён на отсеки, что предохраняет здание в случае пожара.
Арка часовни Вильявисиоса.
Восьмиугольник в центре купола часовни представляет двенадцать долек гигантского апельсина.
В Королевскую часовню можно только заглянуть через проём в стене.
Стены часовни богато декорированы мавританской лепниной.
В Меските прекрасно сочетается множество архитектурных стилей. Готический нервюрный свод
соседствует с расписными деревянными панелями.
Вдоль наружной стены Мескиты одна за одной идут двери старинной мечети. Чтобы вместить тысячи молящихся нужно много дверей. Каждая дверь вела в свой неф или просто ряд между колоннами. Сейчас многие двери закрыты. С внутренней стороны устроены часовни.
Ворота Сан-Эстебан были построены в VIII веке Абдерраманом I, а затем преобразованы Мухаммедом I в. 855 году. Это самая старая дверь во всем храме, которая послужила образцом для остальных более поздних дверей, построенных в мусульманские времена.
А как же прославленный поэтом Гвадалквивир. Обязательно нужно посмотреть. С небольшого сквера с фонтанчиком открывается прекрасный вид на реку и монументальный Римский мост.
Мост был построен во времена римского господства в Кордове, в начале 1-го века нашей эры. Длиной около 300 метров он поддерживается 16-тью мощными арками.
С моста можно оценить грандиозные размеры Кордовской Мескиты.
Похожие на триумфальную арку Пуэрта дель Пуэнте — ворота моста в римские времена служили для защиты города со стороны реки, а также были продолжением знаменитой дороги Виа Аугуста идущей из Рима в Кадис. Позднее крепостная стена вокруг ворот была разрушена и они потеряли своё практическое значение, но остались символом власти и могущества испанских королей.
На противоположной стороне видна крепостная башня — Калаорра. Построенная в XII веке неприступная защитница моста и самого города теперь служит музеем.
С моста видны башни Кордовского Алькасара и какая-то деревянная конструкция. Мельница Алболафиа, также известная как колесо Алболафиа, представляет собой гидравлическую мельницу, расположенную на правом берегу Гвадалквивира, недалеко от римского моста. Это самая старая из существующих мельниц Кордовы, её значение в истории города было настолько велико, что мельничное колесо изображают на городском гербе. С мельницей связана любопытная история. В 1492 году королева Кастилии Изабелла I во время своего пребывания в Алькасаре приказала демонтировать колесо, потому что его шум мешал ей спать.
Хочется остаться здесь подольше, погулять по набережной с апельсиновыми домиками, однако пора возвращаться.