Последний мой день в Израиле вышел еще более плотный - прокатную машину использовали по полной. Вот правда выехали из Иерусалима опять поздно :( На выезде, теперь уже при свете дня, наблюдали бегущую по холмам стену, построенную для защиты от палестинцев. Реально мощное сооружение, пожалуй, помощнее Берлинской будет.
Потом стали следить за высотой от уровня моря на навигаторе. Сам Иерусалим лежит на высоте в 700 с чем-то метров, мы же ехали в сторону Мертвого моря, где высота со знаком минус. Обнаружили, что показания навигатора не совсем соответствуют тому, что на указателях.
Проехав мимо Иерихона, который под контролем палестинцев, мы выехали на трассу 90 и по ней поехали на север. Ехали мы ехали, и тут на границе Западного Берега с Израилем нас тормозят на пограничном пункте. Хотели закосить под местных, даже еврейскую попсу включили, но не помогло :) Пограничники заставили покинуть машину и пройти к ним в домик, пока они с собакой осматривали машину на предмет оружия, наркотиков и спрятавшихся шахидов. А в небе, тем временем, пролетела пара F-16.
Кстати, а зачем вот такие красные мячики повсюду на линиях электропередачи висят? Чтобы низколетящие вертолеты не задевали?
Что поражает в Израиле - большое количество парников, в которых выращивают фрукты и овощи. Ну то есть не совсем парники, а такие огромные палатки, закрывающие растения от солнца. Они тут повсюду вдоль дорог, причем прямо в пустыне. Интересно, какова рентабельность такого производства по сравнению с более прохладным и влажным климатом?
Едем из Иерусалима к Кинерету. Конечная точка - это гидроэлектростанция Рутенберга, про которую будет дальше. Гугл правда упорно рисует маршрут в объезд Западного Берега.
Следующая наша остановка - Бейт-Шеан. Здесь находятся развалины древнеримского города Скифополис. Входные билеты кусаются, но надо было успеть посетить хоть что-то, а то вот позавчера мы опоздали в Масаду - было очень обидно. Входишь, покупаешь билет, и от входа тебя везут на паровозике примерно с километр к самим развалинам. Ну, я там пробежался по-быстрому, развалины довольно богатые, почти как в Помпее или в Петре. И вид с горы ничего такой, в том числе и на долину Иордана.
Скифополис — один из городов Десятиградия, десяти эллинистических городов, объединённых римским полководцем Помпеем в отдельную административную единицу
Десятиградие, или Декаполис — группа из десяти античных городов восточнее Иорданской долины, с юго-западного плато Голанских высот до современного Аммана. Города не образовывали союз и не были политическим объединением, но являлись группой на базе языка, культуры, расположения и политического статуса. Города Декаполиса являлись центрами греческой и римской культуры на фоне оригинальной семитской (набатейской, арамейской, иудейской).
Вообще местечко интересное, но не слишком, как сказала бы Afrosnegka, социальное - народу по развалинам ходило всего человек пять.
А вон там, на горе, смотровая площадка
Ведет туда вооон та лестница
Вид с горы в сторону Иордана
Вид с горы в сторону Иордана
А дальше шоссе №90 упирается в Тивериадское озеро, оно же Кинерет, оно же Галилейское море. Четвертое море на нашем маршруте.
Но сначала мы хотели хоть одним глазком глянуть на знаменитый Иордан. Однако дорога по берегу нигде не шла, поскольку вся долина Иордана занята фермами, а сама река - очень узенькая и протекает где-то в центре долины, а где конкретно, издалека не видно. И вот только почти у самого Кинерета рядом блеснула полоска воды. Ну мы и свернули, и попали в место, описанное в ЖЖ у известного блогера puerrtto -
В этот раз разговор будет о том, как как уроженец Полтавской губернии, бывший заместитель главы Петрограда, инженер Петр Рутенберг, возвел в 1930 году на реке Иордан первую на Ближнем востоке гидроэлектростанцию. Увы, любое доброе начинание на Востоке заканчивается плохо. Не стала исключением и эта уникальная в свое роде электростанция, которую граница между Израилем и Иорданией перерезала пополам.
Закончу мысль блогера - а дальше, как можно догадаться, там прошла линия фронта и с 1948 года эта ГЭС больше не функционирует. Осталась только вот такая "заброшка" -
Машину мы поставили у какого-то холмика с красивыми клумбами. Уже потом у того же puerrtto я прочитал, что это мемориал в честь погибших в 1997 году школьниц -
Уже после мира с Иорданией, 13 марта 1997 года, иорданский пограничник неожиданно открыл огонь из пулемета по группе израильских школьниц 10-12 лет, посещавших остров в составе организованной группы. Были убиты 7 девочек. Стрелявший был моментально задержан своими же сослуживцами. Свои действия он объяснил местью за "преступления сионистов". Что и говорить - Восток дело тонкое.
Иорданская территория здесь глубоко вклинивается в израильскую. Вокруг идет дорога. Мы переехали Иордан по вон тому мостику, ведущему налево, и попытались проехать по этой дороге, но далеко ехать побоялись, потому как кругом везде колючая проволока, заборы и народу - никого. Может сюда вообще запрещено заезжать? Так что развернулись и поехали назад.
Посреди этого куска иорданской территории развевается большой иорданский флаг.
А вот так выглядит "священная" река Иордан в районе ГЭС. У нас по дороге в Усть-Нарву тоже две таких "речки" есть :)
Река Иордан. Получается, что вот этот "ручеек" и питает Мертвое море? Ну тогда понятно, почему оно пересыхает.