До Кипра я добирался довольно-таки сложным образом — через Грецию и Египет. Сначала пара дней в Афинах, потом еще несколько дней в Египте, а затем из Каира я продолжил свой перелет на самолете EgyptAir дальше, на Кипр.
В аэропорту Ларнаки, куда я прилетел из Каира, меня по русскому акценту распознал работавший там англичанин. У него я узнал, на чем можно доехать до Никосии. Автобус ожидался довольно скоро. Вот только довез он не до центра города, а до какого-то «левого» автовокзала, расположенного черт знает где. Оттуда до своей гостиницы пришлось ехать еще на такси. Таксист запросил 10 евро, что соответствовало ценам, указанным в Интернете.
Кстати, расскажу забавный случай насчет Ларнаки :)
Как-то ведущая нашего эстонского Радио 4 рассказывает что-то про Кипр и говорит —
— Сегодня в Ларнаке, столице Кипра…
Проходит некоторое время и ведущая решает поправиться —
— Да, конечно же Ларнака не столица Кипра, это всего лишь третий по величине город… этого греческого острова…
Вот и так бывает :)
Гостиница оказалась примерно в 2 км от центра Никосии. На карте это расстояние выглядело совсем небольшим, но вот когда его приходилось преодолевать каждый день на протяжении трех дней, ощущения были уже несколько другие.
Итак, первый день на Кипре. Сегодня у меня по плану осмотр Никосии. Город этот известен тем, что разделен пополам «берлинской стеной» — к югу от стены живут греки, к северу — турки. И те, и другие друг с другом не дружат, поэтому на весь город всего один КПП, где можно перейти на другую сторону.
Сувенирный уголок в центре Никосии
У КПП на границе между греческой и турецкой частями города
Инсталляция у входа на КПП
Вообще, изучив вопрос кипрского разделения, я пришел к выводу, что хотя турок и обвиняют во всем, греки виноваты в случившемся не меньше. Дело в том, что после ухода англичан получившие власть греки-киприоты не особо заботились о турецком меньшинстве на севере Кипра. Они вообще хотели объединить остров с Грецией, что турок, само собой разумеется, пугало. Турки на севере Кипра хотели независимости. Ситуация постепенно накалялась — в самой Греции в 1970-х годах правила диктатура «черных полковников», а потом еще и на самом Кипре произошел военный переворот. Воспользовавшись этим переворотом как поводом, Турция в 1974 году двинула свои войска на Кипр и захватила северную часть острова. Поскольку Турция была для США более важным союзником, нежели Греция, «мировое сообщество» эту агрессию проглотило. В 1983 году Северный Кипр объявил о независимости, эту независимость тут же признала Турция. За прошедшие с тех пор 38 лет больше независимость его не признал никто. Так и живут.
Кстати, взгляните вот на эту карту. Мало кто знает, что на самом деле Кипр разделен не на две, а на гораздо большее число частей —
К северу от серой линии — турецкая территория, к югу — греческая. Сама территория, выделенная серым — под контролем войск ООН, на этой территории находится аэропорт Никосии, именно поэтому все самолеты прилетают не туда, а в Ларнаку. А малиновым цветом выделены две английские военные базы, которые англичане, уходя с Кипра, по договору оставили за собой. Заметьте — они их не арендуют у Кипра, это просто английская территория.
Что характерно, в 2004-м году, перед самым вступлением Кипра в Евросоюз, на острове прошел референдум. Вопрос был простой — хотите ли вы объединиться. Турки ответили положительно, а греки — отрицательно. Что понятно — грекам есть, что терять. Если остров объединится, на всей территории придется признать двуязычие, плюс цены на недвижимость на юге упадут, а на севере возрастут. Так что в Евросоюз вступил только Южный Кипр. Северный так и остался непризнанной территорией.
А центр Никосии, как можно видеть по карте, окружен идеально круглой крепостной стеной со множеством бастионов. Сквозь эти бастионы проходит несколько улиц. По одной я вошел внутрь старого города и пошел в сторону турецкой границы. Ведет туда пешеходная туристическая улица Ледрас.
На кипрской стороне просто показываешь документы. Потом идет небольшая нейтральная зона, а за ней — турецкий КПП. Там надо заполнить иммиграционную карту. Въездные штампы ставят тоже в эту карту, а не в паспорт. Дело в том, что при пересечении этой границы возможны разные нюансы, и турки стараются, чтобы туристы их избегали.
Турецкая сторона Никосии — Лефкоша — надо признать, гораздо колоритнее греческой. Тут и рынки на каждом углу, и мечети с торчащими минаретами повсюду, да и вообще, «движухи» явно больше. Пройдя весь центр города, я вышел за пределы крепостных стен у северных Киренейских ворот. Здесь, как и по всей Турции, местные турки поставили памятник Ататюрку.
Дальше, сориентировавшись по карте, я пошел в сторону турецкого автовокзала. Хотелось разведать дорогу в другие города Северного Кипра. Вокзал оказался не так далеко от центра, маршрутки оттуда ходили и в Кирению, и в Фамагусту.
На улицах турецкой Никосии
На улицах турецкой Никосии
На улицах турецкой Никосии
На улицах турецкой Никосии
У Киренийских ворот. Памятник Ататюрку
По дороге к турецкому автовокзалу
На обратном пути я пошел через Лефкошу другой дорогой, отклонившись на восток. Прошел по улице, уткнулся в запертые ворота, ведущие на греческую сторону. Пропускного пункта здесь нет. Прошел дальше по мусульманским кварталам, пока не набрел на главную мечеть турецкой части города. Потом по запруженным людьми улицам вышел обратно на улицу Ледрас, где был КПП.
Бастионы Никосии на турецкой стороне
На улицах турецкой Лефкоши
На улицах турецкой Никосии
Дорога обрывается такими воротами. Дальше хода нет. Заметьте — везде два флага, Северного Кипра и Турции
На улицах турецкой Никосии
На улицах турецкой Никосии
Надпись на табличке — Дом Лузиньяна. Того самого, предводителя крестоносцев
На улицах турецкой Никосии
На улицах турецкой Никосии
Большинство мечетей турецкой Никосии — это переделанные христианские церкви. Сначала мне попалась мечеть Хайдар Паша, перестроенная из церкви Св. Екатерины. Главная турецкая мечеть Кипра — мечеть Селемие — перестроена из собора Айя-София. Рядом с мечетью находятся руины третьей христианской церкви — Св. Николая. Ее в мечеть не переделывали и она постепенно разрушалась, служа то складом, то рынком. Сейчас это памятник истории.
Мечеть Haydar Pasha Mosque, перестроенная из церкви Св. Екатерины
Центральная мечеть турецкой Никосии — мечеть Селимие
Торговая улица в центре турецкой Никосии
Центральная мечеть Никосии, бывший собор Айя-София
К мечети примыкают руины христианской церкви Св. Николая — Бедестен (крытый рынок)
К мечети примыкают руины христианской церкви Св. Николая — Бедестен
Центральная мечеть Никосии
Центральная мечеть Никосии
Торговая улица в центре турецкой Никосии
Торговая улица в центре турецкой Никосии
Дальше я прогулялся по греческой части, осматривая православные греческие церкви. Они правда соседствовали с мечетями, оставшимися здесь с времен турецкого господства. Вообще, конечно, христиане люди политкорректные. Турки вот, захватывая христианские территории, большую часть церквей тут же переделывали в мечети. Многие так до сих пор и стоят. Я считаю, христианам надо было поступать также, отбив территорию назад. Это было бы справедливо. Хотя тут наверно разница в том, как государства освобождались от турецкого владычества. Вот в Греции было восстание, поэтому там мечетей не сохранилось. Кипр же переходил от турок через руки англичан, которые туркам всегда симпатизировали (угадайте, почему), а потому на Кипре мечетей до сих пор полно.
Собор Фанеромени, главная церковь Никосии
Собор Фанеромени, главная церковь Никосии
Мечеть Омерие — в греческой Никосии тоже есть мечети
На улицах греческой Никосии
На улицах греческой Никосии
Интересный памятник. Люди, слабо знакомые с историей, могут подумать, что это бравые английские солдаты освобождают людей из фашистских застенков. Тем более что и вооружены солдаты английскими автоматами «Стен». Однако Кипр немцами никогда не оккупировался. Так кому же памятник?
Это памятник борцам за независимость Кипра. Вообще там с этой борьбой все достаточно запутано. За независимость выступала организация ЭОКА, это что-то типа нынешней ИРА в Северной Ирландии. Как сказано в Википедии —
«В борьбу с ЭОКА были вовлечены 30 тыс. британских военнослужащих. Англичане запрещали грекам исполнять национальный гимн, контролировали систему образование, и вели охоту на боевиков организации.»
Памятник борцам за независимость Кипра от Британии
Памятник борцам за независимость Кипра от Британии
Архиепископский дворец и памятник архиепископу Макариосу III — первому президенту независимого Кипра
Автобусный терминал у входа в старый город. Вообще у меня на этот терминал были большие планы, но когда я туда пришел, выяснилось, что отсюда отходят лишь местные автобусы.
Остаток вечера я провел, гуляя вдоль южной части крепостной стены, пытаясь найти, где же в Никосии греческий автовокзал. Дело в том, что назавтра я хотел съездить в городок Пафос, внесенный в список наследия ЮНЕСКО. Уже почти отчаявшись, я вдруг случайно набрел на бело-зеленый щит с расписанием междугородных автобусов, стоявший просто у тротуара у центрального въезда в центр Никосии. Ура — завтра я еду в Пафос :)
ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬ ◄ НАЧАЛО ► Самый пафосный город Кипра
Все рассказы о путешествия по Греции, Египту и Кипру —
1-2. Путешествие в Дефолт-Сити
3. Марш эвзонов, музей Полемики и дорога до Асуана
4. Абу-Симбел — самая южная точка туристического Египта || Асуан и Асуанская плотина
5. Луксор и Долина Царей || Карнакский храм и Каирский поезд
6. Пирамиды Эль-Гизы || Каир и Цитадель Салах-ад-Дина
7. Греческая Никосия и турецкая Лефкоша
8. Самый пафосный город Кипра
9. Кирения — на автобусах по Северному Кипру || Фамагуста — на автобусах по Северному Кипру
10. По Никосии на велосипеде
Ну, и отдельно рассказ про жадных египтян :)
Воз гуд? Бакшиш? О нелегкой жизни туриста в Египте
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия