На вторую поездку в Гранаду мы решились, так как хотели посетить Кафедральный собор и Королевскую капеллу при нем, а также при наличии времени — Картезианский монастырь и Алькайсерию — старый арабский рынок. Конечно, в Гранаде большое количество и других достопримечательностей, но мы предпочитаем спокойно изучить два-три места и погулять по городу, чем пытаться всюду заглянуть на минутку. Кроме того, планировался и кое-какой шопинг.
Преодолели знакомый уже 200-километровый маршрут. Оставили машину на подземной стоянке и по Calle Recogidas, потом по улице Католических королей (Calle do Los Reyes Catolicos) направились в сторону Кафедрального собора, попутно снимая окружающие виды.
Надо отметить, что на протяжении всего нашего пребывания в Испании — за две недели — ни разу не было дождя, а температура намного превышала 20, а то и 30 градусов. Поэтому мне в течение этого времени вполне хватало шорт и футболки. Идем по Гранаде, жара, примерно также легко одетые туристы, а вокруг местные жители в костюмах, плащах. И мысли в голове — как же они не плавятся?
Быстро дошли до узенькой улочки, между зданиями которой виднеются Королевская капелла и собор.
Вначале пошли в капеллу. Королевская капелла (Capilla Real) строилась в период 1504–1517 годов как место захоронения Изабеллы Кастильской и Фернандо Арагонского.
Внутри капеллы фотографировать нельзя, а чужие снимки из путеводителей вставлять неинтересно. Могу сказать только, что впечатление очень сильное и от зала, где захоронены сами короли и их ближайшие родственники, и находящегося в отдельном зале собрания картин средневековых мастеров, церковной утвари и различных украшений, а также вещей, принадлежащих самим католическим королям. В частности, там мы увидели картины таких мастеров, как Боттичелли, Пируджино и многих других. Библия, которую читала Изабелла, их походные короны, мантии и иное облачение. Легко замечаешь, что походная корона Фернандо ремонтировалась, а на мече есть хорошие зазубрины. Так что можно заключить, что Фернандо не только руководил сражениями издалека. Дарохранительница, сделанная из серебрянного с позолотой зеркала Изабеллы. Всего и не упомнишь.
Кафедральный собор строился позднее вплотную к капелле, и по сути он является более поздней пристройкой. При этом строительство шло в период с 1523 по 1704 год, то есть неоднократно менялись руководители, каждый из которых вносил в проект свои изменения. Также вплотную к Капелле находятся здания церкви Саграрио (Iglesia del Sagrario) и Торговой биржи. Как это было во многих городах Испании, подобные сооружения строились либо на месте бывших мечетей, либо мечети перестраивались под католические храмы. Так же и здесь. Поэтому новые здания буквально встроены в старую городскую застройку. Вообще, эти четыре строения настолько плотно окружены другими домами, что со всех сторон остаются совсем узенькие улочки для прохода. Мы сделали практически полный круг вокруг этого комплекса, и было сложно не только сделать какие-то более-менее внятные снимки фасадов, но и просто собственными глазами рассмотреть их. Поэтому сложилось впечатление, что какие-то части довольно обильно украшены, а какие-то поверхности совсем простые. Вот купол собора — вернее то, что видно снизу.
1
Это вид вдоль северного фасада собора, выходящего на Calle Carcel Baja, с единственной башней, недостроенной до первоначального проекта.
И часть стены — что смог охватить одним кадром.
Если я правильно определил место, то на последнем снимке Портал Прощения (Puerta del Perdon). В приложенном альбоме снимки различных элементов портала, которые сюда размещать не стал. Пошли дальше и почуствовали сильный запах пряностей — под деревьями возле башни длинные прилавки со специями, орехами, разными сортами чая, сухофруктами. И буквально в нескольких десятках метров, за углом, еще несколько магазинчиков с подобным ассортиментом.
Вид вдоль восточного фасада с главным входом, и на сам фасад — расположенная здесь небольшая площадь позволила сделать снимок.
1
Площадь перед входом небольшая, на ней довольно много народа. При внимательном взгляде выясняется, что все фасады на самом деле плоские, а все «рельефные» украшения — просто рисунок. Такой прием в Гранаде и других средневековых городах использовался часто.
Обойдя Кафедральный собор, направились внутрь, и тут нас ждал непрятный сюрприз. Как-то сложно было представить себе, что такое место посреди дня закрывается на обычную сьесту, и именно в начале перерыва мы пришли. Поэтому на месте поменяли порядок действий и направились в Алькайсерию (Alcaiceria). Раньше это был большой арабский рынок, на котором торговали предметами роскоши. Фактически он являлся городом в городе, с собственной стражей, запирающимися на ночь воротами, и всем необходимым для жизни. Потом он постепенно уменьшался в размерах. В середине XIX века пожар уничтожил всю Алькайсерию, и после этого рынок был отстроен заново по проекту, опирающемуся на арабские традиции. Собственно эту реконструкцию можно увидеть сегодня.
Сейчас Алькайсерия занимает пространство между Кафедральным собором и улицей Сакатин (Zacatin), бывшей до конца XIX века главной артерией города.
1
Многочисленные лавочки, предлагающие самые разнообразные товары, толпы народа. Побродив по рынку и заглянув в некоторые лавочки, вышли на улицу Сакатин. Торговая улица, где в первых этажах бесконечные магазины, с узенькими проходами-арками между домами, за которыми открывается то один из входов на Алькайсерию, то уютный ресторанчик…
Мы достаточно долго кружили по окрестным улицам. Большинство из них очень узкие, по ним запрещено движение автотранспорта. Поэтому можно совершенно спокойно идти прямо посередине и крутить головой во все стороны. По ходу дела, занимались и запланированным шопингом. В одном ювелирном магизине, торгующим серебрянными изделиями испанского производства, жена присмотрела себе кое-какие мелочи. После этого я попросил разрешения поснимать витрины.
Пока гуляли, проголодались. Над одной из подворотен мы увидели небольшую надпись — «El patio del Toro», и заглянули внутрь. За длинным проходом в глубине двора, в окружении столиков, бочек с высокими табуретами, наклонив голову, стояла бронзовая статуя быка.
Место нам приглянулось, и мы решили тут пообедать. Надо признать, что для свободного общения в бытовых условиях моего технического английского все-таки мало, с испанским совсем плохо, поэтому порой возникают проблемы общения. Выручает дружелюбие испанцев и их желание понять, что от них хотят, и умение донести до туристов свои мысли. Хотя выглядит это порой забавно.
В этот раз мы хотели на пробу заказать незнакомое нам блюдо из говядины. Официант принял заказ и пошел на кухню, но вдруг вернулся. И попытался нам что-то объяснить. Вначале непонятные нам слова, потом перешел к жестам. Когда он начал показывать на статую быка, а потом хватать себя то за щеку, то за уши, жена поняла — это блюдо из щек и ушей быка, и официант боится, что блюдо может нам не понравиться. Решили не рисковать и заказали более традиционное блюдо и местное пиво «Альгамбра». Как всегда в Андалусии — вкусно и сытно. Но этот ресторан оказался единственным местом, где не приняли кредитку — пришлось платить наличными. После обеда я сделал несколько снимков быка с разных точек. Пока я этим занимался, кто-то включил подсветку. Представляю себе, как может быть уютно в этом дворике вечером, после захода солнца. Когда можно за 6 евро получить литр сангрии и 4 тапас и сидеть наслаждаться…
1 из 3
На выходе сфотографировал балки перекрытия — они сами по себе являются историей.
Оставалось немного времени до окончания сьесты, и мы пошли в сторону собора, выбирая улицы, где еще не были. Прошли мимо какого-то учреждения с дверями метров 4-х высотой,
мимо небольшой гостиницы:
По всей Гранаде столбики, разграничивающие проезжую часть и пешеходную зону, сделаны по одному образцу и символизируют плод граната.
После окончания перерыва мы сразу попали в Кафедральный собор. Вход в обычные дни через боковую дверь, поэтому вначале идешь по одному из боковых нефов, обращаешь внимание на высоченные потолки, боковые часовни (капеллы), закрытые изнутри парадные порталы, открывающиеся только в большие праздники.
И только потом выходишь к главной капелле — алтарной части собора:
В центре капеллы на постаменте из зеленого мрамора установлен массивный серебряный ковчег.
Собор такой огромный, что внимание рассеивается — куда идти, на что смотреть? Хочется успеть увидеть все. Вот одна из самых известных боковых часовен — капелла Св. Девы Антигуа (Nuestra Senora de la Antigua).
Изваяние Богоматери XV века в центре по преданию было привезено Королями-католиками после завоевания Гранады и почиталось как образ покровительницы города.
Часовня Святого Иакова, или в испанской версии Святого Яго (более привычно звучит Сант-Яго, или Сантьяго) — одного из самых почитаемых в Испании. Сантьяго совершенно неполиткорректно поражает мавра…
Несколько цифр: длина собора 115 м, ширина 67. Высота в алтарной части — 45 м, в центральных нефах и трансепте — 32 м. При этом, благодаря преобладающему в интерьере белому цвету и обилию окон, в храме довольно светло. Конечно, цифровая камера способна очень хорошо высветлять объекты, и на самом деле в храме темнее, но так лучше видно — и органы, и громадные полотна, и элементы отделки.
В главной капелле в два яруса расположены потрясающие витражи, а ниже также в два яруса картины.
Витражи разбросаны по разным стенам — очевидно там, где снаружи не примыкают другие строения. Эти снимки больше походят на тот полумрак, который заполняет собор.
В Соборе есть два помещения, в которых фотографировать запрещено — это ризница, в которой находятся предметы облачения и всевозможная церковная утварь (храм действующий), и сокровищница. В сокровищнице хранятся парадные облачения королей-католиков, картины и иконы, принадлежащие им, и прочее. Несколько непривычно выглядела там скульптура, изображающая отсечение головы, со всеми анатомическими подробностями по месту разреза…
И в конце экскурсии — снимок по оси центрального нефа с видом на главную капеллу.
Уже в седьмом часу мы покинули собор и направились к машине, чтобы проехать к Картезианскому монастырю (La Cartuja). Сейчас рядом с монастырем расположен университетский городок, и толпы молодежи снуют рядом. Подошли ко входу и увидели, что вход платный, а фотографировать нельзя. Честно говоря, такое сочетание не очень понравилось. На наш взгляд, это было допустимо в таком месте, как Королевская капелла. А платить деньги за очередную экскурсию в храм, где нельзя фотографировать, уже не хотелось. Поэтому ограничились несколькими снимками у входа.
После этого собрались и поехали в свою Гарручу. У нас оставался последний полный день в Испании, предстояли еще поход на рынок, последние покупки и сборы в дорогу. И впереди — возвращение в следующем году.