У меня название «Картахена» вызывает в памяти детство, «Одиссею капитана Блада» Рафаэля Сабатини, Карибское море. Гораздо позднее это слово стало ассоцироваться с самой Испанией. Вероятно, наличие двух крупных портов с одним названием и приводит к тому, что на многих российских туристических сайтах в описании города перепутаны детали, относящиеся к разным континентам. Или кто-то не очень грамотный первым сделал ошибку, а остальные просто копировали текст слово в слово — это уже не так важно. Но перед нашей поездкой я немало времени потратил на то, чтобы определить интересные для нас объекты.
От Гарручи до Картахены на машине можно доехать тремя маршрутами. Один, самый быстрый (и дорогой) — около 12 км местными дорогами мимо Веры до места стыковки магистралей А-7 и АР-7, далее по платной АР-7 около сотни километров, и по местным дорогам достигаем цели. Всего около 120 км, плата примерно 13 евро. В дороге около часа с четвертью.
Второй по времени — также до магистрали А-7 и далее по ней около 95 км, потом по RM-2 (она же MU-602) и по А-31, и далее въезжаем в Картахену. Всего около 160 км, полтора часа в дороге.
И наконец, исключительно по местным дорогам: вначале вдоль берега по AL-7107, на границе с провинцией Мурсия номер дороги меняется на N-332, и далее по всем изгибам дороги. Практически те же 120 км, как и в первом варианте, но по более живописной дороге — часа 2 в пути, или 2 с половиной, если с остановками. Естественно, так мы и поехали.
Дорога стелется под колеса. Слева горы, справа море.
Характерной особенностью пейзажа является большое количество дозорных башень. Это то небольшие сооружения на возвышенностях, то массивные башни, способные вместить небольшой гарнизон, на берегу. В средние века в этих морях было сильно развито пиратство, да и войны нередки.
Часто видны развалины каких-то сооружений.
1 из 2
Вдоль берега попадаются небольшие пляжи.
1 из 2
В какой-то момент кажется, что вдоль берега разбросана группа островов. Но по мере приближения к Агиласу становится ясным, что это скалы на невысоком берегу.
1
Подъехали к Агиласу, объехали его по окружной и ушли вглубь материка.
Пересекли вторым ярусом автостраду АР-7 и поехали по такой спокойной дороге.
1
После строительства платной автострады движение по дороге N-332 стало меньше. Мы видели дома, в которых хозяева появлялись довольно давно, но поля и плантации деревьев обрабатываются исправно.
Недалеко от порта Мазаррон (Mazarron) вернулись к морю. На дороге на круговых развязках стоят старые рыболовецкие суда.
Вновь двинулись вглубь материка. Остановились на перевале La Cuesta полюбоваться окрестностями. Впереди внизу долина, по бокам растут холмы. По гребням вверх в обе стороны идут грунтовки. В начале одной из них стоят на шестах почтовые ящики. Очевидно, что где-то дальше есть еще жилье, а почта досталвяется только сюда. Потом неоднократно обращали внимание на такие картины в разных местах.
1 из 2
Приехали в Картахену, добрались до порта. Все места, которые мы хотим посетить, находятся в радиусе полутора-двух километров. На большой подземной стоянке под набережной оставили машину. Я вообще предпочитаю при невозможности использовать бесплатную стоянку использовать места в подземных или многоэтажных паркингах, но не у уличных автоматов. Лучше один раз заплатить деньги, когда забираешь машину, чем переживать, не просрочено ли оплаченное время. Тем более, что на многих парковках есть предельная сумма, больше которой не берут, если даже машина простоит много дольше.
Мы прошли от набережной к площади, на которой находится здание мэрии. Среди людских фигур не очень заметно расположилась одна неподвижная — памятник военному моряку. Картахена несколько веков является военно-морской базой.
1
Слева находится Дворец консистории (Palacio consistorial de Cartagena) — он же известен как здание мэрии. Этот треугольный в плане дворец был построен в 1907 году на месте старого дворца. Три разных фасада различаются даже количеством этажей и связываются между собой как бы угловыми башнями.
1 из 3
1
Между Дворцом консистории и набережной находится памятник военным морякам, погибшим во время испано-американской войны 1898 года.
1 из 2
С площади перед мэрией видны остатки кафедрального собора, находящиеся на холме Консепсьон. Здание перед ним розового цвета — музей римского театра.
Сам римский театр — на склоне холма Консепсьон за собором. Туда мы и направились.
Хотя город за свою многовековую историю неоднократно подвергался сильным разрушениям и после этого восстанавливался и перестраивался, большинство улиц остались очень узкими. Поэтому интересное решение — проезжая часть и тротуары выполнены в одном уровне, но различаются использованной для мощения плиткой. При этом никто на тротуаре не паркуется…
2
Наверное, подавляющее большинство старых европейских городов имеют очень небольшие размеры исторической части, и их легко обойти пешком. Обратите внимание на цифры на указателях до основных достопримечательностей. Стены в кадре слева — кафедральный собор.
Поднимаемся по длинным крутым лестницам мимо фасада собора
и оказываемся на площадке над римским театром.
Этот театр был построен примерно в 5–1 годах до н. э. согласно плану романизации новых римских колоний. Незадолго до этого город получил статус колонии под названием Новый Карфаген. Впоследствии театр был скрыт более поздними культурными слоями — тут на протяжении примерно 10 веков были рынки различных цивилизаций, владевших городом, а в 13 веке поверх всего построен кафедральный собор. Собор также неоднократно разрушался и перестраивался. Последний раз собор был восстановлен в 1902 году после значительного обрушения конца 19 века. В годы гражданской войны собор использовался как тюрьма. Картахена была одним из последних оплотов республиканцев, город подвергался сильным бомбардировкам, и собор был разрушен очередной раз.
После войны собор был частично восстановлен. В 1988 году во время работ по разбору оставшихся завалов и строительству нового ремесленного центра были обнаружены остатки римского театра и было принято решение о его реставрации. Поэтому сейчас кафедральный собор и римский театр выглядят как сиамские близнецы.
2
Можно было пойти в музей римского театра, посмотреть экспозицию, и потом пройти непосредственно в амфитеатр. Мы решили не тратить время на музей, а посмотреть на театр снаружи — вид и так неплохой.
1
Сейчас правительство пытается провести раскопки на примыкающей к театру территории (там частично раскопаны остатки римского форума и других объектов), для этого выкупить и снести окружающие дома. Местные жители естественно не очень довольны, идут судебные процессы. Поэтому окрестности выглядят несколько странно — часть домов снесена, от некоторых остались только фасады, а где-то люди еще живут.
Чем выше поднимаемся по холму, тем лучше и дальше видны окрестности. В полукилометре — холм Молинете, где находится еще одна археологическая зона — римские термы.
Мы не планировали туда идти, но позднее как-то неожиданно для себя оказались на нем, зайдя с обратной стороны.
Холм Консепсьон поднимается еще выше над театром. На самой вершине — замок Консепсьон. Даже в октябре жара была градусов 30, местность в основном открытая, и жена не решилась идти дальше по солнцепеку. Она спряталсь в тени и отдыхала, а я пробежался немного один.
С площадки старого форта хорошо видны порт и защищающая вход в гавань крепость — Рождественский форт.
1
Прохожу по аллее и вижу скромный памятник карфагенскому генералу Асдрубалу Баркиду (у нас принято называть Гасдрубалом Барком), основавшему город в 223 году до н. э. Гасдрубал был братом более известного карфагенского военачальника Ганнибала, и создавал карфагенскую колонию в Испании для борьбы с Римом. Во время Второй пунической войны Гасдрубал погиб, а город был захвачен римлянами.
Спускаемся вниз с холма и решаем дальше двигаться по возможности в тени. Выходим на улицу Четырех святых — семьи, почитаемой в Картахене (Леандр, Фульгенций, Флорентина и Исидор). На одном из перекрестков на четырех углах зданий установлены небольшие изображения этих святых. При этом одно здание снесено, и вместо него специально сделан угол, на котором установлена статуя. Еще один дом на реконструкции, и скульптура отсутствует.
1 из 2
По улице Четырех святых (Calle de los Cuatro Santos) и улице Эйре (Calle del Aire) двинулись к следующему интересующему нас месту, фотографируя по дороге окружающие здания и их элементы: балконы, деревянные панели облицовки, высокие резные двери. Невозможно здесь разместить фотографии всего, что привлекло мое внимание — часть размещена в прилагаемом альбоме. Так вышли к Гран-отелю — одному из наиболее ярких представителей стиля модерн в городе.
2
Здание строилось в течение 10 лет — с 1907 по 1917, и долгое время использовалось как отель, имеющий 70 номеров. Впоследствии же здание перешло к городским властям, использовалось как административное здание и было внутри полностью перестроено, при этом вся внутренняя отделка уничтожена. Целыми остались только фасады, которые и сегодня производят сильное впечатление.
На площади рядом установлена интересная скульптура, выяснить историю которой я не смог.
Дальше вышли к крепостной стене Карлоса III — последней стене, построенной вокруг Картахены во второй половине 18 века. Длина всей стены составляла менее 5 км.
В начале 20 века стена стала сдерживать рост города, ворота и часть стен были разобраны, частично перестроены.
Другим маршрутом по узкой улочке двинулись в сторону порта.
Шли-шли, и оказались около вот такого эскалатора, ведущего на холи Молинете.
Решили, что раз сюда попали, надо подняться. Потом спустились и пошли дальше, к площади Святого Франциска (Plaza de San Francisco). На саму площадь не попали — шли какие-то работы, все было перекрыто.
Мы хотели посмотреть еще на подводную лодку Пераля, установленную на опорах в центре фонтана на набережной. Это первая испанская подлодка с электроприводом, построенная еще в 1888 году. Но с недоумением увидели пустые опоры. При этом мы знали, что еще год назад подлодка была на месте. Я распросил местных жителей и они объяснили, что недавно лодка была перемещена в военно-морской музей. Мы прогулялись до музея, благо он находится недалеко, рядом с Арсеналом (военно-морской базой). Надеялись, что лодка просто установлена на улице в другом месте. Однако оказалось, что ее поместили внутри здания, и чтобы посмотреть на лодку, надо покупать билеты в музей. Честно говоря, идти туда ради одного экспоната не хотелось, а на подробную экскурсию не было времени.
Тогда мы немного прогулялись по близлежащим улицам. На Plaza del Rey увидели необычные конструкции, установленные полосой вдоль площади. Оказалось, что эта инсталяция спроектирована так, чтобы в вечернее время создавать тень над площадью.
Завершили свой визит в Картахену мы в порту — прогулялись по набережной, поглазели на пришвартованные яхты. Очень понравился один английский парусник: