В 1997 году всю нашу семью занесло в Испанию по следам наших родственников, которые владели таймшером в одном из апартаментов на Вера-плайя (Vera playa, департамент Вера, провинция Андалусия) и были здесь неоднократно. В этот раз они предложили нам воспользоваться таймшером. Поэтому место и сроки заезда были заранее определены — первая неделя октября. Чтобы иметь возможность лучше познакомиться со страной, заказали также дополнительную неделю в другом месте, под Малагой.
Мы получили от родственников массу полезных советов и рекомендаций, хорошую карту Андалусии с изложенным описанием маршрута, отметками необходимых магазинов и прочими важными местами, и приобрели билеты на чартер до Малаги. После московской погоды начала октября — дождя со снегом — нас встретила температура 27 градусов в тени.
На арендованном автомобиле мы добрались за 300 с лишним километров до места. Здесь стояла такая же жара, а рядом были теплое море и широкий пляж, протянувшийся на несколько километров.
В связи с окончанием сезона массовых отпусков — безлюдье и тишина. На пляже уже нет спасателей, не убирают выброшенные водоросли, но по-прежнему работают души с пресной водой. Первые дни мы вставали практически с рассветом (в октябре — около 8 утра) и по мраморным плиткам босиком шли купаться, потом возвращались и завтракали. В принципе, люди были — и туристы, и местные, но ощущение как на даче — их немного, и каждый занимается своими делами.
1
Этот кусочек побережья между собой мы называли не по административному центру — городу Вера, а по расположенному буквально в километре маленькому рыбацкому городку Гарруча (Garrucha), куда неоднократно ходили по набережной или ездили за покупками. Понемногу осваивали ближние окрестности: Вера, Мохакар, Алмерия, Миниголливуд под Табернасом.
Потом был обратный перезд под Малагу, и оттуда уже мы совершали дальние и близкие поездки: самостоятельные экскурсии в Гранаду, Севилью (с проездом через атлантический берег под Тарифой), на крокодилью ферму под Картамой и в другие города и места. Масса впечатлений, незабываемые ощущения. Но такой блаженной расслабленности, чуства полной независимости, как на берегу у Гарручи, в других местах не возникало. Поэтому на протяжении долгого времени мы мечтали опять приехать в эти края. Но — другие интересы, приоритеты…
И вот в начале 2013 года вместе с женой твердо решили — в октябре едем в Испанию. Снимаем апартаменты, берем автомобиль, и живем в свое удовольствие, сочетая экскурсии на весь день в Гранаду, Картахену или Мурсию с более короткими по ближайшим городкам, и купание в море. Собственно, любителями чисто пляжного отдыха мы не являемся, а поплавать полчасика в море всегда готовы. Тем более если до него — 5 минут пешком. Очень не любим организованные экскурсии, особенно автобусные, и предпочитаем всюду бывать независимо. В конце концов, путеводитель прочитать или порыться в интернете не проблема. Зато какая свобода передвижений: при желании можно остановиться и заглянуть в понравившееся место, не надо терять время на ожидание других людей — каждого со своими интересами. Забронировали жилье на том самом понравившемся нам километре берега, стали смотреть билеты на регулярные рейсы. И тут выяснили интересный факт — почему-то этот район у наших людей популярностью не пользуется, и прямые рейсы из Москвы в ближайший аэропорт — Алмерию — отменили.
Начали изучать варианты. Хотелось уложиться в 16–17 тыс. на рейс туда-обратно на каждого. Плюс ограничение — время для заселения в апартаменты — с 17 до 20 часов. Можно и в другое время, но надо предварительно договариваться. Естественно, предполагается вылет с утра — прибывать на место посреди ночи как-то не хочется. Так как прибываем в субботу, а в воскресенье практически все магазины закрыты, надо еще успеть купить продукты на завтра. В принципе, последнее не страшно — около апартаментов есть небольшие магазинчики, но выбор в них ограничен и цены ощутимо выше — как в сувенирной лавке в фойе гостиницы. Итак:
Полеты с пересадкой до Алмерии были возможны через различные аэропорты, но с многочасовой пересадкой. Время прибытия рейсов в Алмерию — от 16 и позже. Добавим (с запасом) час на выгрузку, прохождение границы, получение багажа, плюс час на получение машины (не одни же мы такие желающие) — уже около 18. Возможно, все пройдет и быстрее, но гарантии нет. 80 км пути, из них примерно 60 по автомагистрали — меньше часа на дорогу. Итого на месте до 19 часов (возможно и на часок раньше). По деньгам проходит, но не хочется сидеть часами в аэропорту по дороге в отпуск. Обратно — можно и потерпеть.
Чуть более дальние Мурсия и Гранада — также отсутствие прямых рейсов, не очень удобная стыковка и цена за 22 тыс. Плюс более длинная дорога и время в пути — варианты неинтересны. До Малаги, потом на машине, как в 97-ом? Прямого рейса на тот день не было. Самый удобный рейс, «Иберией» с пересадкой в Мадриде, прибывает около 13 часов. Плюс пару часов на формальности. 300 км по живописному Средиземноморскому шоссе вдоль берега моря с остановками поразмяться и перекусить — часа 4 езды. Прибытие на место — около 19 часов. И тогда засвербила идея — а почему бы не проехать прямо из Мадрида, не дожидаясь пересадки? Вначале мысль показалась глупой, но по трезвому размышлению… Прибытие в Мадрид — в 10–15, также планируем 2 часа на пограничные формальности, багаж и получение машины — в районе 12–30 мы в авто. 540 км, из них более 500 по испанским автомагистралям с разрешенной скоростью 120 км/час — около 5 часов за рулем. Плюс час на всякие остановки для разминания суставов, перекусов в придорожных кафе или полтора часа, если захочется серьезно пообедать в каком-то ресторанчике — прибытие на место до 19 часов, как и в варианте с Малагой. Так что по времени прибытия разница между разными вариантами практически не заметна. В результате приняли решение — лететь туда до Мадрида и проехать на авто через полстраны.
Заранее связались с апартаментами, предупредили о нашем маршруте и о возможном опоздании. Нам ответили, что в этом случае ключи от апартаментов будут у ночного охранника. Так что все было предусмотрено.
И вот первый день отпуска. Приземлились по расписанию, вышли в терминале 4S мадридского аэропорта «Барахас», на автоматическом поезде переместились в терминал 4, стали ждать багаж. Я не выдержал и полез за фотоаппаратом. Вообще, вид этого терминала (точнее, двух — 4 и 4S) очень своеобразный — интересный проект, плюс необычно решили проблемы воздухобмена, установив всюду таких марсианских роботов. И нехилые конструкции над каруселями для багажа.
В расчетах мы не ошиблись, и уже в начале первого осваивались в салоне новенького, с пробегом всего 4700 км, «Фольксвагена-Поло». Выехали из гаража и заметили между корпусами такие привычные березки с местным колоритом: капельным орошением.
1 из 2
Самое сложное в ориентировании было на первых километрах — не запутаться в густой сети дорог рядом с аэропортом и четырьмя его терминалами. Я не пользуюсь автомобильным навигатором, предпочитаю использовать карты и мишленовский навигатор на компьютере — с их помощью можно строить маршруты, которые с простым навигатором замучаешься искать. Поэтому обычно перед поездками по новым маршрутам имею «легенду» с указанием основных ориентиров, съездов, указателей. Примерно через 15 км после старта и движения по кольцевой дороге М-40, съезжаем на трассу Е-901/А-3 «Валенсия». Впереди — 500 км магистрали…
Одной характерной особенностью Испании является полное отсутствие рекламных щитов на загородных дорогах. По крайней мере на тех, где мы бывали. Только информационные таблички, указатели. Поэтому можешь ехать и без помех наслаждаться окружающими видами, а не бесконечными рекламами, образующими туннель вокруг дороги. По крайней мере, это беда для Москвы и ближнего Подмосковья.
Вскоре после старта жена начала крутиться, восторгаясь окружающим. Я предложил достать из рюкзака фотоаппарат, она согласилась и начала снимать.
За окном проносились разноцветные поля, какие-то городки, отдельные дома, окруженные деревьями, среди полей.
Часа через полтора после старта остановились перекусить и отдохнуть на площадке для отдыха. Отдельные площадки для грузовиков и для легковушек, между ними территория со столиками, детская площадка. Большой туалет с тремя входами: М, Ж и отдельно для инвалидов. Течет вода и все работает. При этом рядом ни кафе, ни заправки, ни жилья. С тоской вспомнил «сервис» на аналогичных местах в России.
О правилах движения по испанским дорогам: у них есть понятие минимальной скорости движения, которая составляет половину от максимально разрешенной. То есть на автостраде с «потолком» 120 допустимый минимум — 60. Остановка запрещена, всякая тихоходная техника, велосипеды и пешеходы не допускаются. По сторонам дороги — защитная сетка от случайного попадания животных. Все населенные пункты трасса обходит. Все развязки — в разных уровнях, съезды и въезды с полосами замедления-ускорения. Заправки, кафе, места для отдыха — сбоку от дороги с отдельными съездами, указатели начинаются за 1250 метров и повторяются каждые 250 м. Поэтому достаточно времени, чтобы и притормозить. Поэтому такие дороги используются в первую очередь для передвижений на большие расстояния (параллельно есть сеть более медленных дорог) и весь поток движется с очень приличной скоростью, машины не мешают друг другу. Так что можно ехать с хорошей дистанцией от впередиидущей машины и спокойно успевать крутить головой по сторонам. Зато не остановишься, чтобы сделать фото. Поэтому практически все снимки сделаны на скорости около 120 км/час.
На дорожных указателях мелькали названия, знакомые с детства по книгам: Кастилия-Ла Манча, Толедо, Куэнка, Валенсия, Аликанте.
1
В Ла-Манче прославленные Сервантесом ветряные мельницы попадались в приличном количестве — и настоящие, и стилизации, в основном в придорожных мотелях и ресторанчиках.
1
А вскоре в больших количествах пошли их потомки — ветрогенераторы.
1
1
В 250 км от Мадрида на большой развилке магистраль А-31 уходит влево на Валенсию и Аликанте, а правее начинается новая дорога А-30, ведущая в провинцию Мурсия. Вскоре после этой развязки довольно заметно начинает меняться местность — небольшие холмы с пологими склонами становятся выше, склоны круче, и дорога ощутимо поднимается вверх. Начинаются горы.
Постепенно легкие разрозненные облака собираются в плотную облачность.
А вскоре появляется и столь знакомый конус для оценки силы ветра — надо признать, не зря. На высоких эстакадах, пересекающих ущелья, порывы ветра порой ощутимо бросают машину в сторону. Обычно в таких местах еще и скорость ограничивают.
Горы вокруг растут все выше, облака становятся плотнее.
Кажется, что вот-вот пойдет дождь. Но буквально в течение нескольких минут горная гряда с облаками осталась позади, и возникло ощущение — вроде бы среди таких же гор появилась уже другая страна, под голубым небом, с совершенно южными растениями, пальмами.
1
Буквально двадцать минут езды по этой стране — и мы подъехали к Мурсии. Она лежала внизу, в долине, а наш путь уходил направо в сторону Алмерии.
Вообще, интересно наблюдать из окна за жизнью вокруг, узнавая другую страну. Вот слева мелькнула странная конструкция — наверное, современная скульптура. Такие порой попадаются на возвышенностях, устанавливаются на клумбах в центрах перекрестков с круговым движением.
Чуть дальше — аккуратное кладбище.
В этой части Испании на горных склонах обычно видны лишь редкие кусты или отдельные оливковые деревья. Но довольно часто попадаются и посадки молодых деревьев — страна пытается восстановить лесные массивы.
Около города Лорка — родины известного поэта, погибшего в годы гражданской войны в Испании — проезжаем большой туннель с тем же названием. На горе над тоннелем находится крепость.
1
На одной из заправочных станций мы остановились отдохнуть, выпить кофе. Пока я заправлялся и покупал свежие карты, жена сделала несколько фотографий — обычное ограждение-украшение, в середине которого растут гранаты.
1
Передохнув, поехали дальше. Еще немного, и мы съехали с магистрали.
Было полседьмого вечера, нам оставалось проехать около 15 километров по местным дорогам до апартаментов «Торрелагуна», которые станут нашей базой на ближайшие две недели.
--------------
Технические детали, если будут кому интересны.
В Испании очень активно идет строительство дорог. Порой по одному и тому же маршруту проходят две-три дороги — например, вдоль всего средиземноморского побережья Испании, от границы с Францией до Альхекираса, есть бесплатная дорога Е-15/А-7, представляющая на большей части автомагистраль, и на расстоянии до 30–50 км и ближе — платная АР-7, уже построенная практически на всем протяжении. При этом работы продолжаются. А рядом — дороги более низкого уровня. Поэтому вариантов маршрута как правило далеко не один.
Я пользуюсь картами, которые выпускает группа «Мишлен», и их же сервисом http://www.viamichelin.com/web/Routes, который позволяет строить маршруты с различными предпочтениями, показывает карты (аналогичные бумажным), дает информацию о достопримечательностях, трафике, заправках, погоде, ресторанах с мишленовскими звездами и прочим.
Маршрут расписывается очень подробно и на карте, и «легендой», вплоть до табличек, которые установлены на развязках.