Итак, покидаем сады и переходим мост, ведущий в Альгамбру.
Находясь на мосту, хорошо ощущаешь размеры окружающего крепость рва — по нему тоже можно гулять.
Во времена мавров Альгамбра фактически стала городом в городе и могла функционировать независимо. Здесь был королевский дворец, крепость с гарнизоном, мечети, школы, мастерские, бани, жилые дома мастеров и т. п. В более позднее время практически все строения, находящиеся в Верхней зоне Альгамбры, были уничтожены, сохранилось лишь большое количество фундаментов.
В остальной части разбит сад.
Далее вглубь Альгамбры идем еще по одной кипарисовой аллее.
Сквозь окна, выстриженные в стене зелени, рассматриваем Секано (Secano) — Сухой сад. А это — бывший монастырь Святого Франциска, построенный на руинах арабского дворца.
В этом монастыре были временно захоронены Католические короли — Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский, завершившие реконкисту взятием Гранады. Они были настолько очарованы красотой города, что велели себя похоронить здесь и начали заблаговременно строить себе усыпательницу — Королевскую капеллу при Кафедральном соборе города. Оба умерли, не дождавшись окончания строительства. Тела были перенесены в капеллу в 1521 году.
Позднее здание монастыря использовалось и как склад, и как жилой дом. А с 1954 года в нем размещается отель Parador de Granada.
Чуть дальше, у крепостной стены, остатки дворца династии Абенсеррахов.
На территории Альгамбры есть действующие отели. Один их них — «Америка» — вот такое скромное здание.
По дороге заглядываем в разные здания. Бани Полинария:
А это — часовня Св. Марии Альгамбрской:
Проходим мимо дворца Карла V — чтобы его построить, Карл V снес часть Дворцов Насридов.
К сожалению, в истории полно примеров, как победители или последующие поколения уничтожали творения покоренных народов или предыдущих поколений, возводя на месте шедевров не самые красивые постройки…
Около 17 часов заняли место в уже достаточно длинной очереди.
Пока стояли в очереди, я немного побегал вокруг. Вид на район Альбайсин — в центре различима масса людей на смотровой площадке у церкви Святого Николая.
Очередь проходит во дворец неспеша — перед входом каждого осматривают, просят перевесить на грудь рюкзаки и сумки. Пришлось это сделать и мне. Несколько сложнее дышать и смотреть под ноги, зато появилась дополнительная опора для аппарата — в помещениях темновато.
Название этого места звучит то как дворец, то как дворцы Насридов. Фактически, это комплекс из трех дворцов, каждый со своими функциями, соответственно своими помещениями, своим внутренним двором и прочим. Дворец Мешуар (Mexuar, поэтому иногда указывают Мексуар). В этом дворце гранадские эмиры управляли своими землями и народом, давали аудиенцию своим подданным, здесь вершился суд.
Дворец Комарес (Palacio de Comares) являлся официальной резиденцией эмиров, здесь принимались послы и вершились международные дела. И Дворец Львов (Palacio de los Leones) — частная резиденция, место жительства эмира и его семьи.
Проходим через большие деревянные двери-решетку, и через короткий проход попадаем в зал Мешуар. Резьба на каменных стенах, темные резные потолки из дерева — разделенные на части, как кессоны. Некоторые потолки только из дерева, в некоторых — вставки из раскрашенной кожи.
Дворцы Насридов производят очень сильное впечатление — и в целом залы или дворики, и когда начинаешь в этом великолепии разглядывать какие-то элементы конструкции или отделки. Можно застрять на долгие часы, и все хочется запечатлеть на память. Вообще, если выкладывать фотографии всех привлекших внимание элементов, то никаких альбомов не хватит, поэтому приходится самому себя сдерживать. Думаю, что попавший в кадр турист достаточно хорошо показывает, какие эмоции охватывают посетителей в этом дворце:
Тонкая отделка покрывает не только каменные стены и потолки, но и металлические свесы крыши:
В некоторых темных помещениях установлены светильники, чтобы можно было рассмотреть отделку.
Проходим через помещения Мешуара, и оказываемся в большом Миртовом дворике (Patio de los Arrayanes).
Над северной галереей дворика возвышается башня Комарес, в которой находится Зал послов.
Зал послов был построен, чтобы поражать своим величием и великолепием. Конечно, за прошедшие века многоцветная окраска потускнела или вообще стерлась, но и сейчас хорошо видны ее следы на потолке и сталактитовой резьбе:
Львиный дворик — еще один из самых узнаваемых образов города:
1 из 2
1
К фонтану, опирающемуся на спины 12 львов, с четырех сторон подходят каналы с водой.
Мне нравится смотреть на работу мастеров своего дела, будь это наш строитель с топором и электропилой, или японский столяр, вручную собирающий комоды так, что выдвижные ящики закрываются практически герметично. Я хорошо понимаю, какой опыт и трудолюбие необходимы для того, чтобы результат работы воспринимался как искусство. Поэтому поражает воображение, какой труд был затрачен на отделку и украшение Дворцов Насридов! Отделка на деталях зданий потрясает мастерством исполнения, куда ни взгляни — прорезная резьба на арках
1
, или сталактитовый купол Зала Абенсеррахов,
или резьба, как бы вложенная в друг друга:
1
В разных помещениях характер отделки различен: где-то просто тонкие геометрические узоры на ровной поверхности, образованные простейшими линиями, где-то растительный орнамент, а где-то в узоры вплетаются арабские слова. И часто во всем этом великолепии на стенах повторяется герб династии Насридов.
Надо отметить, что многие помещения вполне прилично освещены через расположенные под высоченными потолками окна —
1
Зал Двух сестер примыкает к Львиному дворику с северной стороны.
1
Если пройти через него и примыкающий к нему зал, можно увидеть большой внутренний двор — раньше он входил в зону гарема.
Во времена мавров из этих окон открывался вид на окрестности, но позднее Карл V надстроил здание напротив, устроив себе покои, в которых и жил во время строительства своего большого дворца. И резные деревянные потолки здесь выглядят так:
Закончив экскурсию по дворцам Насридов, выходим в сады Парталь. Первое, что видим — дома морисков (крещенных мавров).
За ними находится Женская башня с прудом перед ней. Многие фотографы пытаются сделать снимок этого здания вместе с его отражением в воде, принимая при этом причудливые позы:
Я ограничился более простым снимком.
Сады Парталь были созданы еще во времена арабского владычества, и их планировка была восстановлена максимально близко к оригиналу. К сожалению, сейчас доступ к большей части сада оказался закрытым — через сад проложен маршрут для посетителей, и большую часть видишь только с этой дороги.
Мне же очень хотелось найти одно место, памятное по поездке 97 года. Тогда я в поисках точки для съемки крутился на площадке с деревом, несколько возвышающейся над окружающими дорожками. И время от времени слышал какие-то непонятные приглушенные шлепки. Вдруг жена предложила мне побыстрее уйти с этой площадки. Я оглянулся и понял, что дерево, под которым я стою — здоровенная хурма, а шлепки издают перезревшие плоды, падающие вниз на площадку. Возможно, это то самое дерево…
Из садов Парталь отлично просматривается территория садов и дворца Хенералифе.
1
Да, когда-то летняя резиденция находилась всего в полукилометре от «постоянного» дворца.
Мы планировали визит так, чтобы завершить его в Алькасабе — крепости, с которой и начиналась Альгамбра.
Уже практически на закате мы поднялись на Дозорную (или Сторожевую) башню (Torre de la Vela). Сверху отлично видны фундаменты, оставшиеся от помещений гарнизона.
Заходящее солнце еще освещало Альгамбру, окружающие горы, и парк на склонах холма.
Этот парк был разбит уже в 17 веке. При арабах склоны холма были голые — все-таки крепость.
Гранада внизу уже погружалась в сумерки. Примерно в полукилометре высился Кафедральный собор, куда мы собирались в следующий раз.
1
В сгущающихся сумерках мы направились к выходу из Альгамбры. В разных местах стало включаться освещение. Наверное, ночные экскурсии по Альгамбре по-своему впечатляющи — возможно, когда-нибудь и выберемся на такую.
Уже практически в темноте мы выезжали со стоянки. Проехали освещенную Гранаду и ушли на трассу в обратную дорогу. Переполняло впечатление от всего увиденного, и дорога в ночи позволяла это впечатление продлить. Довольно быстро редеющий поток машин, движение по высококачественной дороге — и вскоре только асфальт и разметка в свете фар, вверху черное небо с яркими звездами, вокруг темнота, в которой виднеются расположенные где-то на окружающих склонах населенные пункты. Они иногда виднеются просто пятнами света вдали, иногда хорошо различимы отдельные дома, освещенные окна, фонари на улицах. Ощущение какой-то параллельной жизни.
Остановились у одной заправки выпить кофе (стандартная цена — 1–1,5 евро за чашку) и чем-то подкрепиться. Решили заказать пару сэндвичей. Молодой человек уточняет — просто сэндвич или «комплито»? Поняв, что мы не настолько хорошо знаем язык, показывает на обратной стороне столба меню с картинками. Просто сэндвич — здоровый горячий бутерброд за два евро, а «комплито» — это еще и гора картофеля фри за полтинник. Выбрали комплито — итого приличный перекус на двоих за 7 евро.
На следующий день нас ждало в какой-то степени продолжение экскурсии. Утром я попытался скопировать отснятые накануне фотографии на ноутбук и с печалью убедился, что жесткий диск не резиновый. После завтрака мы отправились в Гарручу за покупками, в том числе хотелось купить либо съемный диск, либо хотя бы дополнительные карты памяти. Расспросы помогли найти компьютерный магазин, в котором и был приобретен компактный террабайтник.
Осматриваюсь в магазине и обращаю внимание на несколько странный для тематики магазина товар — женские кожаные сумки. И цена какая-то более подходящая для рынка, чем магазина — всего 25 евро. Оказалось, что это такие сумки для переноски ноутбуков, в среднее отделение которой входит 17-дюймовая машинка. Жена не устояла…
Вечером жена сварила большую порцию лангустинов, я открыл белое вино (на наш взгляд, испанские вина лучше французских — здесь больше солнца), и запустил кэноновскую стандартную программу копирования снимков с карты памяти на жесткий диск в режиме слайд-шоу. И под хорошее вино с вкуснейшими местными креветками перед нами начали разворачиваться отснятые за предыдущий день полторы тысячи кадров…