Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Galina Gorshenina — была сегодня 9:59
Без секрета всему свету

Томтор, Якутск — Россия Сентябрь 2024

Якутск встретил тропической жарой. «Ооо! Если так дело и дальше пойдёт, у меня будут проблемы с одеждой, придётся футболки постоянно стирать», — забеспокоилась я и сразу стала вспоминать, чем у меня под завязку набит баул. А в нём помимо единственной футболки, кроме той, чтобы сейчас надета на мне, была одежда, ориентированная за холод. Сергей нам обещал снег, если не по пояс, то по колено. А поскольку тепла много не бывает, поэтому я, собираясь в эту поездку, вытрясла дома все шкафы и чемоданы, перебирая своё туристическое имущество. Опыт игры в тетрис помог распихать в недра баула два комплекта термобелья, штаники тёплые, штаники непромокаемые, толстую пуленепробиваемую жилетку, пуховик, шапку, варежки. Добавьте к этому объемный зимний спальник, коврик, палатку, две пары сапог — болотники и ежедневные с внутренними валенками на -20 градусов. И это из основного имущества. Да плюс крупной мелочи набралось ещё вагон с тележкой. «Да уж, если будет жара, в своих пуховиках мне придётся тяжко», — с грустью подумалось мне тогда. Но делать нечего, что взято — с тем и буду жить.

Сколько лет летаю, но спать в самолёте так и не научилась. Поэтому ночные перелёты всегда для меня мучительны. А если к тому же ещё и разница во времени — совсем тяжко. Якутск не стал исключением. Чем занять остаток дня после прибытия, диктовал организм. Сил хватило на немногое.

Дошла до Московской набережной, где на крутом берегу Лены установлен памятник Петру Бекетову:

Сунтар-Хаята. Часть 2.  Бекетов, «Якуцкъ» и жульен на берегу реки

Пётр Иванович Бекетов — русский путешественник, землепроходец, воевода, исследователь Сибири, основатель некоторых сибирских городов, таких как Якутск, Чита, Нерчинск. В 1632 году Бекетов на берегу Лены заложил первое поселение, ставшее впоследствии Якутском.

Бронзовый Пётр Иванович смотрит в сторону Якутска, туда, где много столетий назад он с казаками построил первый острог:

Сунтар-Хаята. Часть 2.  Бекетов, «Якуцкъ» и жульен на берегу реки

Скульптор Афанасий Романов изваял Бекетова сидящим на венце неоконченного сруба, подчеркнув тем самым не завоевательские, а строительные заслуги первопроходца:

За памятником Бекетову — колонна-сэргэ «Золотая коновязь». Она увенчана православным крестом, демонстрируя слияние якутской и русской духовных основ.

Памятник открыт в 2007 году в честь 375-летия вхождения Якутии в состав Российского государства.

Недалеко от дома, в котором я остановилась, расположен Якутский государственный объединенный музей истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского. Как и любой краеведческий музей, в нём собрано множество интересных экспонатов:

Скелет Тирехтяхского мамонта, одного из самых крупных в мире:

Сунтар-Хаята. Часть 2.  Бекетов, «Якуцкъ» и жульен на берегу реки

Громадного размера чароит. Единственное в мире месторождение чароита находится на стыке Якутии и Иркутской области, на водоразделе рек Чара и Токко. Впервые камень был обнаружен в 1948 году, а месторождение найдено в 1973 году. Это месторождение уникально: в мире не найдены не только промышленные объёмы таких пород, но не обнаружены и залежи, содержащие единичные зёрна чароита:

Но больше всего меня поразила Вышитая карта Якутии:

Сунтар-Хаята. Часть 2.  Бекетов, «Якуцкъ» и жульен на берегу реки

По сути, это своеобразная географическая, экономическая и этнографическая карты Республики Саха (Якутия). В общей сложности на ней около 500 различных изображений — вышитых и аппликаций.

Карту можно долго и с интересом рассматривать. «Говорящие фигурки» рассказывают о каждом регионе.

Здесь есть представители коренных народов — эвенки, эвены, юкагиры, якуты, долганы, чукчи, все они в национальных костюмах. Из национальных праздников я знакома с якутским Ысыахом: вот дерево жизни Аал Луук Мас, коновязь-сэргэ, белая лошадь в парадном убранстве, фигурки танцующих хоровод осуохай…

Изображены различные жилища, в некоторых из них (в чумах и юртах) я жила во время поездок.

Вижу реки и горные хребты с заснеженными вершинами, различные сценки из жизни, транспортные средства всех времён и народов, начиная от коня и оленя, давших возможность человеку в далёком прошлом преодолеть ледяные пространства и освоить Север, до современных снегоходов. Есть и изображения местных эндемиков — стерха и чёрного журавля.

И многое, многое, многое другое. С трудом я отлипла от этой Карты, которую выполнили народные мастера Республики Саха (Якутия) Людмила Петровна Жиркова и Ульяна Егоровна Миронова.

На площади перед музеем находится скелет гренладского кита и для сравнения скелет белухи. Почувствуйте разницу, как говорится:

Сунтар-Хаята. Часть 2.  Бекетов, «Якуцкъ» и жульен на берегу реки

Музей краеведческий, в нём много интересного. Но моё внимание всё же больше привлекла дубель-шлюпка «Якуцкъ», вернее, её копия, построенная в 2016 году и установленная как раз напротив входа в музей.

Сунтар-Хаята. Часть 2.  Бекетов, «Якуцкъ» и жульен на берегу реки

Чтобы рассказать про «Якуцкъ», нужно немного погрузиться в историю.

Справочно

23 февраля 1733 года по замыслу Петра Первого Сенат утвердил план Великой Северной экспедиции. Её целями являлись исследование всех морей Российского Севера, поиск морских путей в Америку и Японию, южной полосы русских владений от озера Байкал до берега Тихого океана, побережья Охотского моря, изучение Сибири в географическом и естественнонаучном отношениях.

Было сформировано девять самостоятельных отрядов, каждый из которых имел свой корабль. Один из отрядов экспедиции — Ленско-Енисейский — возглавил лейтенант Василий Прончищев. Задача его отряда — разведать возможность прохождения морем от Лены на запад к Енисею, исследовать и нанести на карту побережья полуострова Таймыр, а также русла реки Лена ниже Якутска.

Экспедиция Прончищева началась 30 июня 1735 года на дубель-шлюпке «Якуцкъ». «Якуцкъ» имел длину 21,4 метра, ширину 4,6 метра, осадку 2,1 метра и мог ходить под парусами и на вёслах.

Двигаясь вниз по течению Лены, 25 августа 1735 года отряд достиг устья реки Оленёк, где и зазимовал из-за течи, обнаруженной на корабле.

В августе 1736 года началось новое плавание, и судно достигло Хатангского залива, а затем направилось вдоль восточного берега Таймыра на север. Достигнув мыса, впоследствии получившего его имя и самого северного пункта, Прончищев был вынужден лечь на обратный курс.

Карта плавания «Якуцка» 1735–1736:

Сунтар-Хаята. Часть 2.  Бекетов, «Якуцкъ» и жульен на берегу реки

29 августа 1736 года Василий Прончищев умер, а 2 сентября «Якуцк» вошёл в устье реки Оленёк, где через несколько дней от пневмонии скончалась и жена Прончищева — Татьяна. Она была первой женщиной — полярным исследователем и пережила мужа всего лишь на 14 дней…

Считалось, что Прончищев умер от цинги. Но истинная причина смерти — синдром жировой эмболии вследствие открытого перелома большой берцовой кости левой ноги. Всё это стало известно после того, как экспедиция 1999 года вскрыла могилу путешественника.

Портреты Прончищевых (реконструкция):

Сунтар-Хаята. Часть 2.  Бекетов, «Якуцкъ» и жульен на берегу реки

За две навигации Прончищеву удалось пройти морем от устья Лены да «середины» береговой линии Таймыра и нанести на карту более 500 вёрст побережья.

После смерти Прончищева отряд возглавил сначала С. Челюскин, а позже Х. Лаптев. В июне 1739 года «Якуцкъ» из устья Лены двинулся на северо-запад к острову Бегичева, а затем вдоль восточного берега Таймыра. Достигнув 22 августа 1739 года широты 76°47', судно повернуло назад и зазимовало на Хатанге.

Летняя кампания 1740 года длилась всего месяц и закончилась тем, что «Якуцкъ» был раздавлен льдами и затонул 16 августа близ устья Хатанги. После гибели судна Х. Лаптев начал сухопутное исследование Таймыра, разделив отряд на три группы. Группе С. Челюскина в 1742 году удалось выйти на самую северную точку Таймыра и всего Азиатского материка — Восточно-Северный мыс.

Карта плавания «Якуцка» в 1739–1740:

Сунтар-Хаята. Часть 2.  Бекетов, «Якуцкъ» и жульен на берегу реки

Результат: отряд почти полностью справился с поставленной задачей. Нанесён на карту практически весь Таймыр и побережье на запад от Лены до устья реки Хатанга.

Великая Северная Экспедиция продолжалась около 10 лет (1733–1743). Участники экспедиции во время морских и пеших походов исследовали и впервые нанесли на карту почти всё русское побережье Ледовитого океана, берега Охотского и Берингова морей. Русскими исследователями были открыты Таймыр, Аляска, Алеутские и Командорские острова.

Но давайте вернёмся в наше время.

Если кто окажется в Якутске, рекомендую селиться не в гостиницу, а арендовать квартиру в микрорайоне 203. Это современный район с очень интересной планировкой. Жилые дома расположены по периметру почти квадратного квартала, а в центре по кругу разместились детский сад, школа, объекты для детского досуга.

Сунтар-Хаята. Часть 2.  Бекетов, «Якуцкъ» и жульен на берегу реки

К тому же рядом Лена, вернее, её протока, с приятным песчаным пляжем:

Сунтар-Хаята. Часть 2.  Бекетов, «Якуцкъ» и жульен на берегу реки

Поутру наша команда погрузилась на микроавтобус, и в 9:30 экспедиция стартовала. Нам предстояло более 700 километров проехать по Колымской трассе Р-504, через Лену и Алдан перебраться на паромах. Паромы могли стать засадой из-за очередей, но нам повезло: на паром через Лену мы въехали предпоследней машиной, а желающих переехать на другую сторону Алдана было мало. В ожидании погрузки можно немного посидеть на бережке, камушки в воду покидать:

Сунтар-Хаята. Часть 2.  Бекетов, «Якуцкъ» и жульен на берегу реки

Про этот участок дороги рассказать особо нечего — приличный поначалу асфальт вскоре сменился грунтовкой, которая с каждым километром становилась всё хуже, постепенно превратившись, фактически, в направление. Но было интересно наблюдать, как по пути смешанные леса сменились лиственничными, и те, и другие ещё сохранили своё зелёное убранство. Но по мере продвижения дальше я стала замечать, как принарядились, причепурились лиственницы — они стали золотистыми и будто мелированными.

Съезд на Старый Колымский тракт означал одно — первая часть пути в Сунтар-Хаяту близится к завершению. Ещё немного — и мы остановились близ слияния рек Агаякан и Сунтар. Место для лагеря было известно ещё с прошлогодней поездки Сергея — под мостом, на правом берегу Агаякана.

— Какой низкий уровень воды нынче, — задумчиво сказал Сергей. — В прошлом году река билась прямо в берег, а сейчас вон где она, метров на 10 отступила.

До самого уреза воды берег покрыт сероватым в крапинку галечником. Бродя по мелководью, я рассматривала камешки, они отлично просматривались сквозь прозрачную воду с чуть бирюзовым оттенком. Они были разные, но все округлые, отшлифованные стремительной рекой. Посмотрев на найденный мной красно-бордовый небольшой камешек с прожилками, Сергей уверенно сказал.

— Это яшма.

Я с удовлетворением засунула его в карман курточки — домой трофей повезу!

В небольшом углублении, тянущемся вдоль берега, ещё осталась вода, и она подсказала, где раньше было русло. Озером эту лужицу назвать было бы не совсем правильно, река постоянно обновляла, освежала стоявшую в ней воду. И когда я окунулась в эту лужицу, выбрав не самое мелкое её место, основная задача была, чтобы стремнина не сдёрнула меня в свои объятия, иначе отлавливать мой организм пришлось бы уже чуть ли не море Лаптевых.

Сунтар-Хаята. Часть 2.  Бекетов, «Якуцкъ» и жульен на берегу реки

Как только мы вошли в лес в поисках дров для костра, сразу же стали спотыкаться о грибы. Это были маслята. Мне тут же вспомнилось, как в предыдущей поездке в Якутию, откуда я вернулась две недели назад и рассказы о которой ещё впереди, тоже было много грибов, но, в основном, подосиновиков. Интересно, что они очень похожи на подмосковные подберёзовики — такая же бежевая шляпка, рябенькая ножка, и росли исключительно в зарослях карликовой берёзки. И лишь на глазах синеющий срез наводил порядок в мозгах, подсказывая, что это за гриб. И какие же вкуснейшие жюльены мы тогда готовили! Жареный лучок, сливки, сыр и много-много-много грибов! Всё в мгновение ока сжиралось теми, кто вовремя оказывался у костра!

Вот и сейчас собранные маслята тут же превратились в нежнейший деликатес. И да, сливки и сыр у нас были заранее припасены именно для жюльенов! Но, увы, соус Бешамель мы не делали, и без него вкусно было.

Сунтар-Хаята. Часть 2.  Бекетов, «Якуцкъ» и жульен на берегу реки

С моста в обе стороны отлично просматривались река Агаякан. Она распласталась по пологому берегу на рукава и протоки и правой своей стороной энергично почёсывала бок горного хребта:

А это впадающая в Агаякан река Сунтар:

Сунтар-Хаята. Часть 2.  Бекетов, «Якуцкъ» и жульен на берегу реки

Интересен характер рек в Якутии. Вечная мерзлота не позволяет им уйти вглубь, в землю. Поэтому реки расходятся вширь, образуя переплетение проток и рукавов. Вот и сейчас видны песчаные отмели и многочисленные островки, поросшие лесом. А вдали, ближе с к линии горизонта, где леса нет, и склоны сопок — царство голубичников и карликовых берёзок. Это их уже почерствевшие листки разгорелись на вечерней зорьке и разлились брусничными звоном:

Сунтар-Хаята. Часть 2.  Бекетов, «Якуцкъ» и жульен на берегу реки

Роскошный вечер подарила нам в тот день Якутия:

И даже начавшийся перед сном дождь не омрачил чувства радостных ожиданий предстоящего путешествия. В бодром расположении духа мы отошли ко сну, спокойному и безмятежному.

Другие мои рассказы об этой поездке к хребту Сунтар-Хаята:

Сунтар-Хаята. Часть 1. Краткой отчёт об отпуске

Сунтар-Хаята. Часть 3.  Меньше видишь – крепче спишь или у страха глаза велики

Теги: Культурно-познавательный туризм, Экстремальный отдых

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.