Начало:
Индия. Часть 1. Дели. Начало
Индия. Часть 2. Ещё один день в Дели
Индия. Часть 3. Другой взгляд на Тадж Махал
Индия. Часть 4. Два дворца и один колодец
Индия. Часть 5. Джайпур — розовый город
26.11.22. Переезд в Удайпур
Сегодня день рождения моей замечательной супруги Тани. К сожалению, программа составлена таким образом, что нам сегодня придётся весь день провести в пути. Обошлись без шампанского на завтрак, но я открыл ещё одно съедобное блюдо — coconut chutney, паста светло серого цвета слегка солоноватая, но, главное, неострая. Можно жить, хотя яичница на завтрак как самое безопасное питание, уже немного достала. Стартуем в 9:30, прощаемся с Джайпуром и гостиницей Golden Tulip. Ничего плохого сказать про неё не могу. Номер просторный, а ванная комната вообще огромная. Вот только заморочки с включением освещения. Невозможно понять как включаются/выключаются некоторые светильники, лампа в торшере продолжала светить (хоть и несильно) после того как я выключил master выключатель. Ничего другого, кроме как выкрутить лампу из цоколя, я не придумал. Другое чудо управления вообще не поддаётся какому-либо объяснению. Пульт управления кондиционером. Включил — интенсивность — выключил, температура плюс, температура минус. Почему я выключаю кондиционер, а вместо этого включается свет? Начинаю лихорадочно жать на кнопку регулировки интенсивности потока воздуха, а у меня последовательно включаются различные светильники? Причём включение утром прошло в штатном режиме. Фантастика.
В конце ноября по маршруту нашего следования стоит очень комфортная погода. Утром 20 — 23, приятная прохлада, в середине дня 25 — 27, тепло, но не жарко. С заходом солнца становится относительно холодно — 13 — 15 градусов.
Выезжаем на шумную улицу из внутреннего двора отеля, прямо перед нами Минарет с матюгальником, из которого вещает муэдзин. Вот кто разбудил меня в половине шестого утра!
Расстояние от Джайпура до Удайпура — 400 километров, ехать примерно восемь часов.
Дорога, дорога, ты знаешь так много… Рассказ об индийских дорогах, водителях, машинах и характере передвижения.
Итак, дорога. Берём для примера загородное шоссе, по которому мы сейчас двигаемся. По дороге едет всё: легковушка, грузовик, повозка с ослом, мотоцикл, тук, кран, мотоблок, к которому приварили тележку. Впряжённый в повозку человек тоже может попасться среди участников движения.
Как этой разношёрстной массе с разными скоростями и возможностями маневрирования удаётся относительно безопасно двигаться? А вспомните о том, что этот поток механического движения постоянно должен пересекать человек, он по-другому не может, как избежать столкновений?
Общее правило движения — предсказуемость. Это главное, иначе дорога будет завалена трупами. У пешехода прогнозируемая траектория, по которой он перебегает дорогу, водитель успевает вовремя отклониться. У машины, мопеда, повозки прогнозируемая траектория движения и скорость, при которых пешеход может принять правильные решения о пересечении этой траектории. Главное — никто не должен останавливаться! И это работает!
Сам видел, въехали в Джайпур вечером, большая площадь, трафик во всех направлениях, все гудят, все едет кто куда. Идёт мужик через весь этот поток и на ходу отправляет сообщение, не отвлекаясь от экрана телефона!
Есть ещё одни участники движения — коровы, в меньшей степени — ослы и собаки. Коровы любят лежать или щипать траву на разделительной полосе, ну или просто на дороге лежать. Корова — животное непредсказуемое, но довольно медленное, когда она решает перейти дорогу, водитель, увидев, успевает отклониться. Так что столкновений удаётся избежать. В большинстве случаев.
Дорога в основном трёхполосная, в большей части платная, стоимость проезда на различных участках для легковых машин колеблется от 30 до 100 рупий, сравнивая с М11 из Зеленограда до Москвы — очень дёшево.
Иногда на дороге появляется населённый пункт, и дорога превращается в сплошной переход-перекрёсток, сужаясь до одного ряда. Да! Если участок двухполосный, грузовики едут по крайней правой стороне (помните, движение левостороннее), всякая мелочь по левой. Легковушки стараются проскочить, лавируя между ними. В трёх рядах появляется больше свободы, грузовики едут по среднему и крайне правому ряду. Нам приходится двигаться между ними шашечками. Но ничего, через какое-то время привыкаешь и не видишь в этой манере ничего особенного.
Перекрёстки. Их нет, или почти нет. Есть подрезанные развязки. Это когда влево ушла дорога на другую дорогу, а как они там разъезжается — я не знаю. В деревнях есть нерегулируемые перекрёстки, где все разъезжаются самостоятельно, продавив своё направление. Обозначить свои намерения лучше всего рукой, выставив её из форточки и указав направление.
Езда по встречке практикуется, хотя и не массово. Можно встать ремонтировать грузовик в третьем крайнем ряду, можно остановиться у обочины, можно поставить киоск прямо на проезжей части, можно поехать навстречу движению! Сам видел строительный кран, двигающейся по скоростной магистрали навстречу движению. Грузовик видел! Понять индийцев можно. У дороги нет переходов и развязок, в некоторых местах дорогу заковывают в ограждения, а переходов всё равно нет. Представьте, вам надо к брату на ту сторону, но для того, чтобы перейти дорогу, вам надо проехать/пройти два — три километра в одну сторону, перейти дорогу по надземному переходу и вернуться обратно. И это все равно небезопасно, по ступенькам вместе с пешеходами дорогу переезжают мотоциклисты. Как перспектива? Вот, поэтому прутья выламывают и переходят/перебегают скоростную дорогу.
Ограничения в 100 километров в час максимальной скорости, но быстрее ехать невозможно от непредсказуемости дорожной обстановки.
Туалеты вдоль дороги есть и даже вполне терпимые, хотя большинство индийцев предпочитает мочиться в любом месте на обочине. Те, которые я посещал, не требовали оплаты, но допускаю, что есть и те, где найдётся сборщик дани, но копейки — 10 рупий, 7 — 8 рублей.
Вот такую надпись выхватил взгляд на автобусной остановке вдоль дороги: No plastic it’s fantastic.
Поесть по дороге тоже можно. Есть туристические места: отель, ресторан, сувенирный магазин, туалет. Есть более приспособленные для местных с вегетарианским кафе, в таком мы и остановились. Гид и водитель пошли пообедать, а мы остались ждать в машине! Но их это не смутило.
Вдоль дороги часто можно встретить лежащих на кровати людей. Металлическая кровать без матраса, чарпай называется, служит для отдыха в течение дня, прямо на улице перед палаткой.
Машины, которые по этим дорогам ездят. Легковые. В основном мелкие и примитивные. Наша Toyota Innova Crysta выглядит на индийских дорогах крупным автомобилем. Автомобили марки Toyota в Индии собирают крупноузловой сборкой.
А вот Сузуки создал совместное предприятие Maruti Suzuki, которое выпускает автомобили по полному циклу на заводе в Гургаоне, с которого началось наше путешествие по Индии. Модели Сузуки на местном рынке имеют названия, которые я никогда не слышал: S Cross, Ertiga, Breeze, Swift Dzire. Изредка попадаются Skoda и Volkswagen. Особый шик — выпендриться покупкой европейской марки с оплатой огромной пошлины. Но таких единицы. Хотя как единицы, в более чем миллиардной Индии, единиц наберутся тысячи, а то и сотни тысяч.
Местные марки типа Mahindra, Force выполняют роль маршруток и уже имеют своеобразный индийский дизайн. Mahindra копирует американские Виллисы.
Но самый колоритный класс индийских машин это, конечно, грузовики. Тата, Ashok Leyland, Eicher — триада самых популярных индийских грузовиков. Местная марка Ashok Leyland удивительным образом сочетает имя одного из самых популярных индийских королей с именем также некогда популярной английской автомобильной марки.
Большинство в возрасте 40 — 50 лет, такое впечатление, что их уже выпускают состаренными. Кабины как будто вручную из листов железа сварили, лобовые стёкла просто в глазницы вклеили, нужного размера не нашлось, подобрали то, что влезет. Есть, конечно, и поновее, но выглядят всё равно максимум как из 90-х.
Отдельная тема: украшения автомобилей. Индийские грузовики — это зрелище. Как только не украсит своего коня наездник, во что только не оденет! В ход идёт краска, всевозможные гирлянды, кисточки-обереги, фрукты, ленточки, цепочки. Представляете, вдоль дороги встречаются лавки, которые специализируются на продаже автомобильных украшений.
По моей просьбе, искали возможность остановиться и сфотать такие милые мордашки местных грузовиков. Радеш выбрал длинную, параллельную дороге стоянку-кишку с не менее длинным рядом машин. Стоят, отдыхают, ремонтируются. Заглянул в приоткрытую дверь кабины, как водитель за дорогой следит. На лобовом окне пышным цветом расцвели кисточки с бахромой, да так, что дороги вообще не видно! По-моему, это уже слишком.
Некоторые изнутри и снаружи покрыты такой бурной растительностью, тут и пальмы, и веники, и платки. Несколько раз видел на капоте усики на манер Пуаро.
По периметру грузовика можно увидеть полоски из резины, которые волокутся по дороге как громоотвод, от злых духов оберегают. Среди прочих видел лимоны и перец тоже в качестве оберегов. На заднем борту пишут фразу blow horn, sound horn.
Видимо осталась с тех пор, когда у грузовиков не было зеркал заднего вида. Дескать, гуди в сигнал, услышу — отреагирую. Правда, встречается ещё одна надпись — great India. Чтобы никто не сомневался, что такие красивые грузовики могут быть только в великой стране. Наснимал экзотичных машин на обочине, Санди показывает на другую сторону дороги — посмотри какой грузовик-красавец! Пойдём, снимем.
— Что? Куда? Через многополосную скоростную дорогу?
Но уже поздно. Санди увлекает меня, и мы перебегаем между машин дорогу. Уфф! Сняли и побежали обратно. Так хочется найти и вставить смайлик, который отразит весь ужас в моих глазах.
Как сказал водитель Радеш, в Индии на дороге действуют три правила: good horn, good break, good luck! Хороший сигнал, хорошие тормоза и пусть вам улыбнётся удача!)
Хотя на Туристере я читал иные трактовки, но правил было тоже три.
В общем: дорога, дорога, ты знаешь так много…
И это часть Индии, часть характера страны.
Около 17:00 добрались до Удайпура. У нас забронирован отель Trident на берегу озера Пичула, дорогой. Вообще Удайпур это такой город, где индийцы любят праздновать свадьбы. Настолько любят, что я не смог забронировать шикарный дворец-отель Leela на берегу озера напротив дворца махаранов (да-да, не махараджей), его полностью арендовали под свадьбу. Но здесь тоже неплохо. Бассейн на улице, ресторан, спа, большой зелёный участок, по которому прогуливаются павлины. Наше агентство заранее предупредило о дне рождения Тани. Вскоре после нашего приезда в дверь постучали: на кровати появилось шёлковое покрывало Happy Birthday, множество красных воздушных шаров в форме сердечка, и ещё две статуэтки — типа, мы с Таней. Чуть позже принесли праздничный торт. Спасибо, настроение у именинницы после длительного переезда повысилось.
Ужин в ресторане при отеле, праздничный, конечно. Можно разглядывать меню, но более эффективный способ подобрать еду, посмотреть на неё своими глазами на буфетной линии. Есть свежие овощи: помидоры, огурцы, лук, зелень, красота! Но заправки нет, как и везде, по нашему пути. Масло, майонез, сметана, любой другой дрессинг отсутствует. Нашёл драники, картофельные! Добавил бирьяни с бараниной. Блюдо, напоминающее плов. А потом фруктов. Поели хорошо, запили совиньоном из Новой Зеландии. Открытая терраса, около нас газовая грелка, чуть поодаль корзина с горящими углями. Через полчаса началось выступление фольклорного коллектива. Гармоника, барабан, погремушки и две танцовщицы. Барабан иногда начинает заводить своим ритмом.
Так прошел день рождения супруги, в дороге и на берегу озера под такты индийской музыки и танца. Ну и конечно, в разговорах с друзьями и родственниками с далёкой Родины.
Продолжение:
Индия. Часть 7. Удайпур