Начало:
Индия. Часть 1. Дели. Начало
22.11.22. День в Дели.
Завтрак с той же степенью недоверия и опасности. Официант одарил надеждой:
— Fried eggs, please!
— Конечно! Оnе side?
— Да! Оnе side! — обрадованно подтвердил я, обнадёженный этой фразой — значит, меня понимают. Не дождался ничего.
Стартуем в девять. Правда, это был фальстарт. Таня по моей просьбе выложила пять 2000-х купюр, чуть менее 10000 рублей и оставила на кровати, а я забыл взять. Суджит говорит, надо вернуться, пока недалеко отъехали. А может позвонить в отель, предупредить?
— Нет, лучше вернуться.
Едем. Мимо Cybercity, аэропорта, уже начинаю привыкать к маршруту и немного ориентироваться. Cybercity, из названия понятно, что это индийская попытка построить город будущего. Стеклянные многоэтажки (небо не скребут, поменьше будут), современное метро, почти не видно повозок, рикш и тук-туков. Индия тоже стремиться в будущее, но идёт своим путём.
Первая остановка: храм Shree Lakshmi Narayan Mandir, в народе известный также как Би́рла манди́р. Платный вход только на объекты всемирного наследия UNESCO, в храмы вход свободный, в том числе для иностранцев. Более того, для иностранных туристов есть специальное помещение, где можно оставить обувь, а в ячейке с ключом ещё и смартфон, чтобы не было соблазна снимать. Я оставил айфон в кармане. Небольшой павильон слева от входа посвящён Ганешу, с него принято начинать молиться. Как мы помним, у него слоновье лицо. У Ганеша есть старший брат Сканда, бог войны, но ему поклоняются мало, храмы в его честь есть только на юге страны. Повсюду слоны поддерживают своды храма.
Суджит: два главных священных животных: слоны и коровы. Слоны — работяги, помогали людям строить, воевать; коровы кормили молоком детей в деревне, заменяя матерей, когда они уходили на работу, тем и заслужили свой священный статус.
Храм построен в 30-х годах прошлого века при колониальной администрации на деньги состоятельного семейства Бирла. Храм возведён в честь солнцеликой богини счастья и изобилия Лакшми и её супруга Вишну в облике Нараяны. Трёхэтажный храм, сверкающий яркими красками и позолотой, построен из бело-розового мрамора в стиле нагар, характерном для индуистской храмовой архитектуры севера и северо-востока Индостана. Его башни, арки и галереи богато украшены каменной резьбой, изображающей сцены из индуистских священных писаний. Храм увенчан тремя высокими разноцветными куполами (шикхарам) из красного песчаника. Для тех кто, как и я, не знает — шикхара— вид индуистской храмовой архитектуры, визуализация горы Меру. Что значит гора Меру — сами посмотрите, а то мы так и не вернёмся, впрочем, ладно: Ме́ру — священная гора в космологии индуизма, буддизма и джайнов, где она рассматривается как центр всех материальных вселенных. Считается обителью Брахмы и других дэвов. Дэвы — это божества. Точка.
Главное святилище храма, декорированное позолотой и бело-розовым мрамором, посвящено богине счастья и изобилия Лакшми и её супругу четырёхрукому Нараяне. Им прихожане приносят свои подношения. Меньшие по размеру святилища, расположенные в разных строениях и на разных ярусах, посвящены другим богам: Будде, многорукому Шиве, обезьяноподобному богу Хануману, слоноподобному богу мудрости Ганеше, богине-защитнице Дурге. Небольшое святилище бога Кришны украшено разноцветными поделочными камнями и зеркалами. Это единственное фото внутри, которое мне удалось сделать.
Суджит пытается донести до нас суть индуизма. У нас много Богов, каждый выбирает сам, кому поклоняться. Да и сами Боги бывают хорошими и плохими, злыми и добрыми. И вообще на всё есть Карма и Дарма. Дарма — порядок, Карма — обязанность и работа. Карма может меняться, Дарма — нет. Служба в армии — это карма. Обязанность защищать Родину — это Дарма. Так пытался объяснить Суджит. Но тут же поправился — всё очень сложно, где Карма, где Дарма. Но вся суть Индии в сочетании Кармы и Дармы.
На фасадах свастика чередуется с другим знаком. Это Ом, начало приветствия Богам, символ бесконечности духа. Запоминаете?
Продолжаем погружаться в индуизм, хотя не всё до конца понятно.
Из индуизма переезжаем в сикхизм, оказывается есть такая религия! Ей поклоняются 2% индийцев. Сикхизм — самостоятельная монотеистическая религия, возникшая в среде индуизма и ислама. Сикхи верят в Единого Бога, всемогущего и всепронизывающего творца. Его настоящее имя никому не известно.
В исламе нельзя пить, в сикхизме нельзя курить, даже проносить на территорию храма сигареты. Волосы должны быть покрыты платком, даже у мужчин, как у меня. А ещё два браслета на руках, гребень в волосах, длинные нестриженные волосы, укороченные штаны, кинжал на поясе.
Мы в Гурдвара Бангла Сахиб — знаменитом сикхском храме Дели и большим прудом внутри комплекса, известным как «Саровар», воды которого считаются сикхами священными и известны как «амрита». Перед входом в храм установлены умывальники, надо обязательно помыть руки перед посещением. Ноги тоже, перед подъёмом по лестнице невозможно миновать канавку с водой. Но я перескочил, причем в носках, да простят меня правоверные сикхи. Центральный вход в храм, фото строго запрещено, по центру Grand Guru, накрытая покрывалом книга, священное писание, ей и поклоняются верующие. Под растяжные пения на гармониках. На ночь книгу помещают в комнату отдыха отдохнуть от посетителей и дневной суеты. Комнате тоже поклоняются. На выходе большой пруд, закованный в мрамор, вода, понятно, святая. У храма из серебристых чайников наливают святую воду. Можно выпить здесь, можно унести собой.
Огромная благотворительная столовая, кормят всех желающих, по 10000 человек в день. Пища вегетарианская, на железных подносах, с выдавленными емкостями. Перед трапезой совместные пения — молитвы. Добровольцы на кухне лепят и жарят лепёшки парата. В огромных чанах варится суп. Совместная трапеза впечатляет.
Пообедать, нет, не в сикхском храме нахаляву. Паб-ресторан Connaught Club house неподалёку. Не советую. Чрезмерно дорого. Есть интернациональная еда, но не европейская, китайская или тайская. Всё-таки всё равно индийская кухня или близкая к ней. Пиво собственной пивоварни. 5144 рупии на троих, по меню 4215 без налогов и сервисных сборов. Но карта Union Pay Почта банка работает!
Около входа в ресторан машины починяют, прямо на улице. Обклеивают газетками перед покраской. А если газету кто пальцем порвёт?
Попрошайки есть, у ресторана работают дети, на светофорах дети и взрослые, трансвеститы, но без напряга, не так, чтобы на тебя набрасывалась ватага нищих. Едем в Старый Дели. По улице Льва Толстого, наш паб-ресторан находится на ней, неподалёку от представительства Аэрофлота. Черты Дели угадываются слабо, вообще не угадываются. Они либо скрыты зеленью, либо облик города нельзя разгадать с дороги.
По правую руку Красный Форт, по левую Старый Дели. Посредине дорожный хаос в своём апогее на перемычке между ними. Смесь людей и движущегося транспорта. Шум, гам, сигналы, движение. Можно просто встать и наблюдать за ним. И это самое сильное впечатление в Дели!
Через ограду смотрим на Форт, около входа с какой-то ненормально высокой скоростью крутиться колесо обозрения. Между дорогой и фортом полоса отчуждения, метров 300 шириной, вся завалена мусором, откуда он там взялся?
В старый город. Ох! Тот ещё муравейник. Здесь расположен огромный рынок, расползающийся от центральной улицы по тонким рукавам переулков. И опять все движется. Рикши стоят рядами, предлагая свои услуги по перевозке. Молодая симпатичная индийка блюёт в сточную канаву, по- моему попала мне в кадр. Здесь продают электронику, здесь одежду, здесь всё для вышивки, здесь продают еду с 1874 года!
В местах питания водоворот людей только усиливается, хотя куда уж. Лавочки, где лепят лепёшки, их жарят и заливают соусом прямо на ваших глазах. Я даже не боюсь индийской антисанитарии, если они здесь с конца XIX века, значит не травят! Только пробовать всё равно не стал! )
Посреди шума и хаоса есть островок спокойствия, пройдя через арку и сняв обувь можно оказаться на большой просторной и довольно безлюдной площади с мечетью.
К специям решили поехать на рикше. Небольшой переулок и дышать невозможно, такой мощный запах специй, Суджип и Таня закрывают нос платками, мне закрывать нечем, остаётся просто кашлять. Зато экзотика. Быстро ретировались.
По наводке Суджипа наведались в лавку, где продают чай. Что интересно, с улицы чая вообще не видно, продают орехи, сухофрукты, жареный лотос, а в глубине лавки расфасованный чай, может контрафакт? Да нет, официальная упаковка, одобренная правительством. На упаковке указан состав и цена. Очень хороший Darjelling за 100 граммов 3000 рупий (2255 рублей), просто хороший Darjelling за те же 100 граммов 400 рупий. В Индии три региона сбора чая: Darjelling, Assam, Nilgiri. Высокий интеллигентный индиец, продавец чая, сказал, что последний не совсем качественный, ассам крепкий, даржелинг ароматный. Набрал много. На 8000. Здесь тоже налоги добавляют к цене уже при пробивке чека. Надеюсь, что купил действительно хороший чай. Хочется верить. Посмотрите на лицо продавца.
Обратил внимание на двухэтажную лавку. На верхнем уровне индус продаёт лотереи, а под ним другой продавец разливает чай, а вместе они экономят на аренде пятачка рыночной земли.
Мимо снуют грузчики с мешками на спине, как в старых фильмах. Суджип показал место на площади, где с утра сидят разнорабочие, которых нанимают хозяева лавки: принести, отнести, разгрузить. Черная корова щиплет шпинат, целый пучок, наверняка хозяин лавки пожертвовал. Прямо перед памятником, где мужчины вяжут бархатцы в ожерелья.
Чуть подальше охранник следит за проездом, пускает только своих и по делу, кто-то хочет проехать без разрешения? Оцените его двухстволку, заряд дроби никого не оставит равнодушным!
По главной улице на рикше мимо здания колониальной администрации.
Местные сети быстрого питания на индийский манер: Handiram’s и Bikanervala. Вегетарианские пирожки с наполнением и соусом. Макдональдс тоже есть, только без говядины.
Уфф! Окунулись. На удивление, никто не выдернул из стабилизатора мой айфон, которым я снимал прямо в гуще событий.
К машине. Беленькая, чистенькая Toyota Innova, как колыбель спокойствия и безопасности. Радешь, наш водитель, приятный и радушный, старается выучить русские слова.
— Можно?
— Можно!
Delhi Gate в старом городе, средневековые ворота, второй раз вижу трансвеститов на дороге, как Суджит говорит — люди среднего рода. Они дают благословение для детей, прижавшись ко лбу с характерным хлопком ладонями, за это берут деньги. На работу не берут, вот они и стоят на дороге, клянчат милостыню.
India Gate, огромная арка, сооружённая в честь индийских солдат, воевавших в составе английских войск и погибших во время второй мировой войны. Огромное пространство, широкая аллея, где гуляют жители Дели, там дальше президентский дворец, 340 комнат, где разместились министерства иностранных дел и ещё каких-то дел. Огромное здание, построенное британцами для колониального губернатора, использовать которое они толком не успели. Вот это Нью Дели, коренным образом отличающийся от Старого Дели или просто Дели.
За ним богатые районы утопают в зелени, мы повторно въезжаем на улицу посольств, а вот выезжаем неожиданно, итальянское посольство, ещё немного, а дальше трущобы. Как по мановению волшебной палочки. Чистый асфальт, зеленый газон, белёные заборы и вдруг раз! Горы мусора, нищие, грязные лавки на обочине. Блеск и нищета!
Дели старается измениться, один из символов перемен построенные правительством аккуратные туалетные домики — цивильно и довольно чисто. Здесь также под надписью Clinic можно воспользоваться услугами фельдшера: измерить давление, получить лекарства от насморка. Снять наличные в банкомате тоже можно. Вот такой многопрофильный туалет в Дели.
Проблема дефекации, отправления естественных нужд без использования туалетных комнат является проблемой национального масштаба! До недавнего времени местные политики не проявляли особого рвения в решении этой проблемы, молчаливо полагая, что фекалии на улицах не помешают Индии стать великой державой. Моди решил, что помешают, и сумел убедить в этом сотни миллионов сограждан. Когда заходит речь о чистоте в Индии, к ней, как правило, применяется прилагательное «духовная». Но на грязь вокруг себя до недавнего времени они смотрели со спокойствием людей, жизнь которых — лишь звено в цепи перерождений. Какой смысл убирать мусор, если завтра ты можешь внезапно умереть и переродиться где-нибудь в другом штате? Жизнь так устроена: сегодня ты наступил в чьи-то экскременты — смирись, завтра кто-нибудь наступит в твои.
Как власти не пытаются убедить население не справлять нужду на улице, до сих пор многие продолжают испражняться у всех на виду. Особенно эта проблема продолжает оставаться актуальной в деревнях. Туалеты в рамках национальной программы построили, но зачастую к ним не провели воду и не обеспечили канализацией, так что крестьяне по привычке продолжают ходить в поле.
И тем не менее ситуация меняется. Нынешний премьер Норендра Моди часто упоминает в своих выступлениях золотой век Индии — чудесные времена до начала мусульманских вторжений. А тогда, согласно раскопкам, индийцы пользовались туалетами со смывом и канализацией из керамических труб. Если уж туалетами пользовались в золотом веке, то возрожденной Индии, претендующей на роль одного из центров силы современного мира, выгребные ямы совсем не подобают. Так что мы стали свидетелями глобальных изменений, происходящих в стране. Что там свидетелями, смогли воспользоваться лично и стать участниками этих изменений.
Не могу удержаться, рассказывая о прекрасной архитектуре духовных центров индийской столицы без упоминания о го..не не обойтись.
Апельсиновый солнечный диск на мгновение застыл над дорогой, чтобы вскоре закатиться, мы выезжаем из города в свой родной Гургаон.
Но по дороге нам надо докупить пива в дорогу, дальше будет дороже. Шикарный магазин напитков Wineshop, тот, что проскочили вчера, сверкает огнями и чистотой. Kingfisher Ultra — 180 рупий за банку. Но если взять коробку, как мы, 108 рупий за банку! Специально проверил чек, так и есть, это почти 40%.
Добрались до отеля, попрощались с Суджипом, он присоединится к нам на юге страны через неделю, завтра выезжаем из Гургаона в путешествие по стране.
Ужин в гостинице, фиксация увиденного и спать!
Первые впечатления от Индии при посещении столицы: не так страшен чёрт, как его малюют. Грязь есть, но не везде. Нищие не такие приставучие, как ожидалось. Сложно понять облик города, когда он тщательно скрывается. Несомненно, есть жемчужины индуистской, индо-мусульманской и сикхской архитектуры. Шум, хаос, движение Старого Дели — настоящее открытие путешественника.
А мы готовимся к новым открытиям загадочной страны Бхарата, приглашаем Вас вместе с нами за сильными эмоциями!
Продолжение:
Индия. Часть 3. Другой взгляд на Тадж Махал