Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
М. Ю. Лермонтов
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
М. Ю. Лермонтов
Наступил шестой день путешествия. Он начался в Саратове. Его я вам вкратце показал в предыдущем рассказе.
Покатавшись напоследок по городу я выехал из него в сторону Пензы. Через 30 километров первая остановка (цифра 2 на карте). В приложении maps.me данное место значится как «Дно Моря».
Это небольшой карьер, где среди кварцевого песка находятся уникальные геологические образования, оставшиеся с времён, когда 85 миллионов лет назад здесь простиралось Кампанское море.
Если брать точное геологическое описание, то оно выглядит вот так.
В пределах эрозионных останцов распространены многочисленные гигантские железистые колодцы, пронизывающие в сотовидно-ячеистом порядке кварцевые пески сеномана. Подобные образования впервые обнаружены на территории Поволжья.
Данные геологические тела представляют собой реликты своеобразных сублатеритных кор выветривания (железистых кирас), формировавшихся в предсантонское и раннесантонское время на территории современного Правобережного Поволжья. Некоторые из «железистых колодцев» достигают в поперечнике 3–4 метра.
В округе есть и другие геологические карьеры. Но, на их посещение нужно больше времени, а мне нужно было мчаться дальше. Следующей точкой на карте Саратовской области стал город Петровск (цифра 3).
Петровск — старинный купеческий город, основанный по именному указу Петра Первого в 1698 году для охраны края от набегов крымских татар, а также «чтобы впредь в окольные города… вольные люди не приходили и разорения никакого не чинили…». По преданию, основатель лично побывал в городе в 1707 году.
Исторический колорит городу придают построенные более 100 лет назад церковь во имя иконы Казанской Пресвятой Богородицы и церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Также к архитектурнуму облику Петровска относятся: усадьба Устинова, здание администрации, районного Дома культуры, больницы, вокзала, пожарной части и другие примечательные объекты.
Многие сооружения находятся в хорошем состоянии и охраняются законом как памятники архитектуры XIX века.
Отдельно хочется выделить интересный железнодорожный мост через реку Медведица 1901 года постройки. Он как раз нуждается в реставрации и уверен, что в скором времени это случится.
В городе я был недолго, но успел многое увидеть и даже найти несколько монументов и памятников.
До посещения Петровска в моей коллекции скульптур не было подобного экземпляра. Это токарно-винторезный станок 1КА-62Б. На его постаменте есть надпись: «Памятник трудовому подвигу коллектива завода „Молот“ в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы».
Десять минут от Петровска и я на границе Саратовской и Пензенской области.
Дорога шикарная. Я уже писал в предыдущих заметках о том, что практически все дни меня сопровождали живописные облака.
Я ни на минуту не переставал ими любоваться и наслаждаться. Под хорошую музыку всё это выглядело просто потрясающе красиво.
Наконец я добрался до города Пенза, где раньше никогда не был.
Из-за логистики у меня не получилось забронировать тут ночь. На всю поездку выделялось максимум семь дней. Поэтому нужно было успеть поездить и походить по городу максимально эффективно.
Из-за отсутствия на тот момент нормального фотоаппарата многого я снять не смог, но зато уделил должное внимание городским деталям.
Всего нащёлкал 300 кадров. Так что скорее всего Пензу я вам подробнее покажу в отдельном материале. Сейчас просто общий обзор.
Пенза основана в 1663 году как крепость на юго-восточной окраине Русского царства, построенная по указу царя Алексея Михайловича. Название города связано с именем реки Пензы.
Население Пензы чуть более полумиллиона человек.
Достопримечательностей тут великое множество. Правда у каждого они свои. Я как всегда сделал упор на памятники и скульптуры.
Причём некоторые вы не в каждом пензенском альбоме найдёте, поскольку они скрыты в дворах и разных закоулках.
Понравилась небольшая, но уютная набережная. Молодёжь, семьи и влюблённые парочки здесь постоянные клиенты.
Обратите внимание на мост Дружбы. Осенью 2020 года он был покрашен в красный цвет и сразу стал одной из самых запоминающихся достопримечательностей города. Говорят, что вечером включается светодиодная подсветка.
Прощаемся с прекрасной Пензой и двигаемся дальше примерно 20 километров. Как большой любитель всевозможных скульптур я не мог пропустить место под названием «Чистые пруды» (цифра 5 на карте). Это база отдыха на территории которой расположен скульптурный парк «Легенда».
Парк предлагает посетителям осмотр более 300 работ скульпторов из разных стран, в том числе авторов с мировым именем.
Скульптуры выполнены из различных материалов: металлолома, гранита, дерева, пластика и т. д.
Здесь есть разноразмерные фигуры животных и человека: мужчины, женщины, группы людей, части тела.
Объекты передают совершенно разные настроения и состояния. Можно найти экспонаты, воплощающие различных мифических героев и персонажей литературных произведений.
Тут немало абстрактных объектов. Рассматривать их интересно, даже если не всегда понимаешь авторскую задумку. Источник
Если такое искусство вам не чуждо и вы будете проездом в Пензе, рекомендую сюда заскочить.
Я остался очень доволен, ведь мне нравится жанр женского ню, а здесь его предостаточно:)
Далее у меня был выбор каким маршрутом добираться в сторону Пензы. На одном значилась геологическая локация «Красная глинка» плюс заброшенная усадьба Куракина и усадьба Голицыных.
В последнее мгновение я понял, что не успею посетить три этих места до наступления темноты и поехал другой, более простой дорогой на которой находились две другие достопримечательности.
Сначала я заехал в небольшой город Каменка (цифра 6 на карте). В 1874 году благодаря стараниям Воейкова именно здесь прошла железная дорога из Москвы в Пензу.
Владимир Николаевич Воейков был русским военачальником, приближенным Николая II, дворцовым комендантом (1913–1917) и генерал-майором Свиты (1909). На фото справа.
На окраине города меня заинтересовала заброшенная усадьба, которую ещё называют Воейковский дворец. Он задумывался как летняя резиденция Царевича Алексея. Недалеко от имения находится источник минеральной воды, который в 1913 году был преобразован в завод минеральных вод «Кувака».
Именно благодаря наличию воды с целебными свойствами было принято решение о строительстве летней усадьбы для царевича Алексея, где юный наследник мог поправить здоровье. Однако этот план не удалось осуществить.
Общий план усадьбы изначально состоял из трех зданий (дворец, северный корпус, конюшни), ансамбль которых был выдержан в стиле итальянской виллы и включал парк с редкими деревьями и фонтанами.
В 1917 году ещё не законченная усадьба была национализирована и отдана в распоряжение сельскохозяйственной коммуне «Маяк»; в период Гражданской войны здесь был расположен госпиталь, который просуществовал вплоть до окончания Второй мировой войны.
В послевоенное время дворец и прилегающий к нему парк были переданы в руки железнодорожников, которые преобразовали его в Дом отдыха. Именно в это время усадьба достигает своего расцвета.
Сегодня, несмотря на тот факт, что дворец признан памятником истории и культуры регионального значения, на данный момент здание находится в аварийном состоянии и уже почти 20 лет отрезано от коммуникаций.
Солнце уже близилось к горизонту и я поспешил к следующей достопримечательности под названием Тарханы (цифра 7 на карте). Это государственный музей-заповедник федерального значения, усадьба конца XVIII — начала XIX века, одно из наиболее известных лермонтовских мест России.
Усадьба любимой бабушки поэта, Елизаветы Арсеньевой, урождённой Столыпиной. В Тарханах Лермонтов провёл свои детские годы. Усадьба расположена в селе Лермонтово (ранее это село называлось «Тарханы»).
Я приехал сюда на закате и думал, что всё уже закрыто. Музей и остальные здания действительно не работали. Но меня они и не интересовали, самое главное — можно было пройти на территорию усадьбы.
Представляете, за всё время что находился внутри я не встретил ни одного человека. Ни посетителей, ни работников усадьбы, не было даже охранника. Невероятная атмосфера.
А когда я оказался около прудов, то сердце замерло от увиденного.
Зеркальные отражения и поэтическая тишина. Эх, сюда бы золотой осенью приехать.
Я не мог оторваться от таких пейзажей и на мгновение был безмерно счастлив и рад, что выбрал именно этот маршрут.
От Тархан мне нужно было проехать ещё 150 километров. Это один из последних кадров дня. Ради такой красоты я остановился на трассе. Предпоследний день оказался ярким и насыщенным, я даже сделал более тысячи снимков на телефон.
Финишной точкой сегодняшнего дня стал мотель Транзит в сорока километрах от Тамбова (цифра 8). Завтра мне оставалось лишь прогуляться по утреннему городу и преодолеть финальные 350 километров всего путешествия. Спасибо за внимание и до встречи в заключительном рассказе.
Если не видели, посмотрите предыдущие дни. Некоторые из них были достаточно интересными.
Автовояж по европейской России, день 1 — Рязанская область, Темников
Автовояж по европейской России, день 2 — Наровчат, Саранск и Алатырь
Автовояж по европейской России, день 3 — Ульяновск, Тольятти и замок Гарибальди
Автовояж по европейской России, день 4 — Самара
Автовояж по европейской России, день 5 — Саратов и парк покорителей космоса