Где дорога, там и путь — Туристическая пословица
Где дорога, там и путь — Туристическая пословица
Ночь мы провели в Чернышевске (цифра 1 на карте). Посёлок городского типа с 1938 года. Население около 13 тысяч человек.
После раннего завтрака мы собрали вещи и отправились в наш дальнейший путь.
День сегодня, в плане переезда, обещал быть несложным. Нам предстояло проехать всего лишь 300 километров. Можно было рвануть сразу на Читу, но мы решили повернуть налево, чтобы познакомиться с двумя интересными городами.
Холмистые пейзажи за окном автомобиля. Не везде конечно так, но местами симпатично, радуется глаз и душа просится прогуляться по этим просторам.
Тогда я ещё снимал не только на телефон, но и на зеркалку, поэтому мог с помощью зума приблизить некоторые понравившиеся фрагменты.
Иногда попадались сцены сельской жизни. Ни одной коровы рядом не было, поэтому я думаю, что бычки выясняли у кого из них красивее наряд. Мне чёрный с белыми вставками больше нравится.
90 км от Чернышевска и мы подъезжаем к городу Нерчинск (цифра 2 на карте). Население около 15 тысяч человек. В своё время город посетил А. П. Чехов, заметив: «городок не ахти, но жить можно».
Нерчинск основан в 1653 году казаками сотника Петра Ивановича Бекетова под названием Нелюцкий острог. На въезде стоит памятник знаменитому русскому землепроходцу, который основал ещё такие сибирские города как: Олёкминск, Чита, Якутск.
После сожжения людьми Гантимура Нерчинск был восстановлен в 1657 году енисейским воеводой Афанасием Пашковым под названием Нерчинский острог.
Боярский сын П. Шульгин в 1677 году открыл месторождение Аргунских или Нерчинских серебряных руд. На этом месте воеводой Власовым были построены сереброплавильные заводы.
Первая плавка состоялась в Нерчинске в 1686 году. В 1690–1693 годах завод действовал, но регулярные плавки начались с 1704 года.
В 1689 году здесь был заключён Нерчинский договор с Китаем. Это мирный договор между Русским царством и Империей Цин, впервые определивший отношения и границу между двумя государствами.
В XIX–XX веках Нерчинск был местом политической каторги и ссылки. Здесь, в частности, с 1910 по 1913 год находился на каторге будущий участник Гражданской войны Григорий Котовский.
Мы прогулялись по улицам Нерчинска. Понравились несколько деревянных домов.
В некоторых районах ощущается атмосфера уездного города. Тут можно даже встретить вот такие вывески. Вот эта удивительным образом сохранилась. Понятно, что она регулярно реставрируется, но здание и сама надпись с тех самых, дореволюционных времён.
Большую часть времени мы посвятили главной достопримечательности Нерчинска. Это прекрасный особняк в мавритано-готическом стиле золотопромышленника Михаила Дмитриевича Бутина, который все называют дворцом.
В середине 1860-х, он вместе с огромным парком занимал городской квартал. В парке в изобилии имелись павильоны, модные по тому времени гроты, скульптуры, оранжерея.
Сегодня здесь размещается Нерчинский краеведческий музей. Многое конечно не сохранилось до наших дней, но благодаря энтузиастам удалось найти ряд экспонатов и за несколько десятилетий привести здание в должное, презентабельное состояние.
В своё время город называли «Сибирским Версалем». Русский писатель и путешественник Н. Г. Гарин-Михайловский в столичном журнале писал: «Нерчинск поражает тем, что среди серых… домиков вдруг вырастает какой-то белый оригинальный дворец в средневековом стиле, с громадным двором, обнесенный красивой решеткой. Тюрьма? Нет, здания какого-то купца, здания, которые украсили бы и столицу».
В музейном дворце заслуживают внимания огромные венецианские зеркала, которые приобретены Михаилом Бутиным на Всемирной выставке в Париже в 1878 году. Высота одного из них от пола и до потолка музыкального зала почти в 2 этажа. Площадь — 16 квадратных метров (с нижними вставками — около 20 кв.метров). На конец XIX века оно было самым большим в мире!
Сохранилось ещё одно изящное чудо. Витраж с изображением архангела Михаила, поражающего дьявола. Изготовлен в Мюнхене, в Королевско-Баварской придворной стеклокрасильне Ф. К. Цеттлера. Подобные сохранились лишь в одном из зданий Санкт-Петербурга и где-то в Европе.
Поэтому неудивительно, что многих приезжающих в этот небольшой забайкальский городок приводило в восхищение богатство и роскошь интерьеров, не уступающие особнякам крупных мировых столиц. Здесь бывал даже Цесаревич Николай во время своей поездки по востоку страны.
Кроме Бутинских экспонатов, в музее широко представлены разные периоды истории края от первобытного развития до советских экспозиций. Я сделал тут много снимков и наверное покажу их в отдельно материале по данному объекту.
А пока, более подробный рассказ про Нерчинск и дворец можно почитать вот здесь Нерчинск — первая столица Забайкалья
Кстати, 12 июня 2019 года в Иркутске состоялось торжественное открытие памятника Бутину. Он установлен на средства Иркутского бизнесмена — М. Д. Геннадьевича, как подарок горожанам. Позже, я нашёл эту скульптуру.
Прощаемся с Нерчинском. На фото теперь уже почти легендарная машина, которая в 2018 году за 21 день проехала из Москвы до Владивостока. А теперь, в течение нескольких лет, по гораздо сложным маршрутам, возвращается назад. Мне довелось стать участником (пассажиром) двух автовояжей.
Едем дальше. Ж/д переезд. Парни, организаторы поездки, вышли из авто, чтобы снять ещё один ролик для фильма о нашем путешествии.
Как оказалось, поезд везёт непростой груз. Такое я бы вставлять в сюжет не стал, вдруг потом обвинят в срыве секретной, военной операции:)
Через 45 км от Нерчинска из окон машины смотрим город Шилку. Население 12500 человек.
Селение Шилка получило известность с 1765 года как казачий караул Шилкинский на левом берегу реки. Первыми здесь поселились казаки станицы Митрофановской Забайкальского казачьего войска, которых привлекали плодородные земли в долине реки.
Следующий населённый пункт на пути — Казаново, а за ним — Первомайский (цифра 3 на карте).
Решил о нём упомянуть, поскольку неподалёку от Первомайского на реке Ингода расположен необычный мост. В интернете прочёл информацию о том, что единственный мост России, где официально ездит как автомобильный, так и железнодорожный транспорт.
Длина моста составляет 280 метров. Местные жители утверждают, что железнодорожная ветка действующая, чем пугают проезжающих, так как увернуться от встречного поезда, едя на машине по рельсам, не удастся:)
Ещё одна встреча, на это раз не с быками, а коровой и достаточно близкое. Правда её поведенческое настроение мы не поняли. Наглость, бесстрашие или возможно это всего лишь любопытство?
Далее был населённый пункт к экзотическим названием Могойтуй (цифра 4).
Посёлок городского типа в Бурятском округе Забайкальского края, административный центр Могойтуйского района, единственный населённый пункт городского поселения «Могойтуй». Станция Забайкальской железной дороги. Население — 11 тысяч человек.
Появление постоянного поселения Могойтуй связано со строительством Китайско-Восточной железной дороги из Читы во Владивосток через территорию Китая, когда в 1907 году здесь была построена станция. Она стала ещё более активно развиваться после того, как отсюда был проложен колёсный тракт в село Агинское.
Вскоре, по этой дороге мы наконец добрались до финальной точки сегодняшнего дня — посёлка городского типа Агинское (цифра 5).
Рядом с въездной стелой вот такая скульптурная композиция. Видно, что лет её немало.
Первое упоминание относится к 1811 году. Появление селения связано с тем, что представители восьми родов хори-бурят перекочевали в Агинскую степь в долины рек Ингоды, Аги и Онона.
Постепенно большая часть их сосредоточилась по реке Аге, богатой пастбищами. С созданием новой административно-территориальной структуры тайшетства необходимо было найти постоянное место пребывания канцелярии главного тайши.
Наиболее подходящим оказалось место, занимаемое ныне посёлком Агинским. Здесь появилось несколько юрт: для главного тайши, канцелярии, писаря, делопроизводителя, ямщиков. Есть версия, что Агинское было основано в 1780 году.
Путешественник Г. Н. Потанин, проездом посетивший Агинское в 1898 году, в своих записях упомянул: «В Агинскую степную думу мы приехали 15 мая. Агинское селение состоит из двух улиц; в селении до 50 домов. Есть деревянная церковь, здание Степной думы, две школы: улусная и миссионерская — и до 7 торговых лавок, принадлежащих китайцам, есть одна лавочка, в которой торгует бурят…».
Мы первым делом поднялись на близлежащий холм, чтобы поснимать Агинское и полюбоваться суровым закатом.
Центральная часть Агинского и ряд достопримечательностей оказались очень даже интересными. Но сегодня нам было уже пора заселяться в отель. Так что на этом пока всё.
Про Агинское я вам расскажу чуть подробнее в следующей части. Так же там будет про дорогу в Читу и знакомство со столицей Забайкальского края. Так что до скорых встреч!
Предыдущие дни
Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.1 — перелёт в Якутск
Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.2 — Никольский, Намцы и шаман
Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.3 — Ленские столбы
Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.4 — дорога в Тюнгюлю
Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.5 — природные красоты Якутии
Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.6 — Алдан и Нерюнгри
Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.7 — Тында и Ерофей Павлович