Итак, наступил шестой день путешествия. Накануне поздно вечером мы добрались до города Алдан и сегодня утром мы решили познакомиться с этим небольшим и относительно молодым городом.
Итак, наступил шестой день путешествия. Накануне поздно вечером мы добрались до города Алдан и сегодня утром мы решили познакомиться с этим небольшим и относительно молодым городом.
Алдан часто называют русским Клондайком ведь за ХХ век из Алданских недр добыто почти 1000 тонн золота.
Что касается названия города, то существуют разные версии происхождения имени «Алдан». По одной, оно произошло от корня «алтан», что в переводе с тюркского и монгольского значит «золото». По другой, на языке эвенков «алдун» означает «каменистое место».
В Алданском районе издавна жили эвенки. Они занимались охотой, рыболовством и разводили оленей. В местных ручьях эвенки частенько находили золотые самородки, однако шумихи по этому поводу не устраивали.
По оценке географа и специалиста в области топонимики Е. М. Поспелова, слово «Алдан» может быть связано с эвенкийским «олдо, олло» — «рыба», то есть «рыбная река».
Расположен на Алданском нагорье, в бассейне реки Алдан (правый приток Лены), на слиянии реки Орто-Сала и ручья Незаметного, в 530 км к югу от Якутска.
Город, как и весь район, находится на Алданском щите. На поверхность выходят древнейшие кристаллические образования горных пород возрастом более 3 миллиардов лет.
Город находится на территории с богатейшими природными ископаемыми: залежи каменного угля, железной руды, апатитов и урановых руд располагаются рядом с железнодорожной веткой Малого БАМа, движение по которой было открыто 19 декабря 1992 г.
Геологоразведочные работы, проведенные на Алдано-Становом щите, подтвердили наличие больших запасов меди, урана, слюды, а также полиметаллов и золота на Чаро-Токкинском, Южно-Алданском и Сутамском месторождениях. На Алданском щите находится и единственное в мире месторождение чароита.
Днём рождения Алдана по официальной версии принято считать 19 июня 1923 года, когда вольный старатель, якут М. П. Тарабукин, мывший золото с небольшой артелью, и латыш В. П. Бертин, возглавлявший первую трудовую артель, встретились у ручья Незаметного, где и был заложен прииск с таким же названием.
А вот и сам памятник. Слева — Тарабукин, справа — Бертин.
20 сентября 1932 года посёлок Незаметный получил статус города, а в мае 1939 года был переименован в город Алдан. До 1947 года Алдан был административным центром Алданского округа, который ликвидирован в СССР самым последним.
В 1990-е годы город переживал демографический кризис; однако в период с 2000 по 2010 годы в Алдан снова начали приезжать люди, появилась коммерческая авиация, железнодорожная станция.
Также в период с 2009 по 2010 годы в городе началось строительство ветки нефтепровода, что существенно повлияло на экономическое развитие города.
Сегодня население Алдана чуть более 20 тысяч человек.
А это новый герб Алдана. Он утверждён в 2005 году. Серебряные медведь и соболь держат передними лапами сияющее солнце с золотыми лучами, которое рассечено на золото и чернь.
Сейчас разбираю фото из данной поездки и вижу, что из Алдана снимков совсем немного. В основном памятники и разные стелы.
Самый известный памятник города — первооткрывателям, вы видели выше. Следующая обязательная локация это Мемориал Славы. Воздвигнут в 1986 году, площадь — 5737 кв. м.
В экспозицию входит обелиск Победы, скульптурная группа тружеников тыла и даты ВОВ.
В 2011 году была открыта Аллея, посвященная Героям Советского Союза.
Появились и другие новые памятники. Этот установлен в 2019 году и посвящён участникам боевых действий, локальных войн и конфликтов, погибшим при исполнении воинского долга.
Далее мы прокатились по центральной улице Алдана и выехали в сторону следующего города до которого 270 километров.
За последние пару лет трасса «Лена» сильно изменилась в лучшую сторону. Сюда начались вкладывается огромные деньги на строительство и ремонт дороги.
Местами было ехать одно удовольствие.
Контраст примерно вот такой. Слева — было, справа — стало.
На середине пути проезжаем Васильевку — бывшей лагерь ГУЛАГ (1953–1957). Здесь добывали уран. Это здание электростанции, построенное заключёнными из природного камня. Её так и не запустили, бросили недостроенной. Совсем недалеко находятся законсервированные урановые шахты.
Наконец, добрались до Нерюнгри.
Далековато от дома, более семи тысяч километров. Иногда приятно забраться в такие географические дебри. Правда для кого-то это наоборот родной дом и центр мира. На карте можно увидеть герб Нерюнгри (утверждён в 2004 году).
Название города происходит от эвенкского Ньируунгра, что переводится как «Хариусная река», или «Река тысячи хариусов». Поэтому на гербе можно увидеть этих сибирских рыб.
Останавливаемся на въезде около старой, советской стеллы.
Здесь же рядом ещё одна масштабная композиция: две скульптуры и три сэргэ. Это ритуальные столбы у бурят и якутов, которые означают, что у местности, где они установлены, есть хозяин.
Нерюнгри находится в окружении Южно-Якутской среднегорной тайги. Справа на фото видна крыша стадиона «Горняк». Это один из крупнейших на Дальнем Востоке крытых стадионов.
Нерюнгри — второй по величине город Якутии. Здесь проживает 58 тысяч человек.
Нерюнгри первоначально представлял поселение из палаток, балков и щитовых общежитий, которое постепенно выросло до современного города с кварталами многоэтажных домов и социально-бытовыми объектами.
История возникновения Нерюнгри связана с освоением богатств Южной Якутии. Первые сведения об этой территории были получены русскими землепроходцами Василием Поярковым (1643 год) и Ерофеем Хабаровым (1667 год). Они шли из Якутска, расположенного на Лене, по южно якутским рекам на Амур и Дальний Восток.
С начала XIX века этот край активно исследовался экспедициями, организованными Российской академией наук, Географическим обществом и Министерством путей сообщения.
К промышленному освоению района приступили в 1891–1892 годах. Тогда в верховьях рек Тимптон, Сутам и их притоков насчитывалось до 80 приисков, на них сезонно проживало до 3,5 тыс. старателей. Местные жители — эвенки — работали проводниками, занимались перевозкой грузов.
В 1940-е годы здесь было место дислоцирования геологоразведочной партии. В 1952 году была создана Нерюнгринская геологоразведочная партия, в устье реки Нерюнгри появились палатки, первое жильё будущего посёлка Нерюнгра.
В сентябре 1963 года на восточном участке пласта «Мощный» произведена первая вскрыша, а к концу 1967 года поднят первый ковш угля.
Начало строительства северной ветки БАМа (линии БАМ Тында — Беркакит) и формирования Южно-Якутского территориально-производственного комплекса в 1975 году открыло новую страницу в истории Нерюнгри.
5 ноября 1975 г. Нерюнгри преобразован в город.
Нерюнгри проектировался по общепринятым в СССР нормам и, тем не менее, обладает яркой индивидуальностью. Горный ландшафт затруднял строительство, но он же подсказал оригинальные пространственные решения, которые отличают город от многих северных городов, а окрашенные в яркие цвета фасады домов, балконы и лоджии, малые архитектурные формы придают особенный колорит.
По итогам Всероссийского конкурса на лучшее благоустройство (в период 1997-2005) городу Нерюнгри 5 раз присуждались дипломы.
Ввод жилых домов в городе начался в 1976 году и за 30 лет было введено 1,3 млн кв. м., по состоянию на 1 января 2005 года имелись 12 общеобразовательных школ, 17 детских дошкольных садов.
Нерюнгри вошёл в число пяти российских городов на получение досрочного кредита Международного банка реконструкции и развития на внедрение новых технологий в коммунальном хозяйстве.
В ноябре 2007 года горожане написали «Письмо любви», которое заявлено в книгу рекордов России. 234-килограммовый баннер размером 429 квадратных метров был расчерчен 1716 клетками, каждая размером 50 на 50 сантиметров. В них каждому участнику было предложено написать несмываемым маркером своё признание в любви.
Одним из самых памятных моментов в городе было посещение ресторана. Во время обеда мы дегустировали блюда народов Якутии. На фото мороженная рыба с брусникой. Прилагаю общее меню.
В целом Нерюнгри понравился. После пешеходно-автомобильной прогулки мы отправились к финишной прямой сегодняшнего дня. До отеля в городе Тында нам оставалось 210 километров.
На пол пути мы сделали остановку, чтобы попрощаться с самой большой административно-территориальной единицей в мире. Многие видео блогеры считают своим долгом оставить на информационном щите свой след. Раньше писали проще «Здесь был Вася», а сейчас размещают наклейки с названием канала. Хорошо, что я не такой:)
Рядом ещё одна стелла, напоминающая проезжающим, что в этом районе проходит одна из крупнейших железнодорожных магистралей на планете.
Вечером мы благополучно добрались до Тынды. С неё и начну своё следующее повествование…
Предыдущие дни
Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.1 — перелёт в Якутск
Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.2 — Никольский, Намцы и шаман
Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.3 — Ленские столбы
Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.4 — дорога в Тюнгюлю
Автомобильное путешествие по Восточной Сибири ч.5 — природные красоты Якутии